о признании бездействия незаконным



Дело № 2-2766/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 июня 2011 г.

Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:

председательствующего судьи Стех Н.Э.,

при секретаре Самохваловой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Индустриального района г. Ижевска в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике незаконным, возложении обязанности на Министерство внутренних дел по Удмуртской Республике в срок до 01 января 2012 года оборудовать в Изоляторе временного содержания Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике специальное помещение для свиданий подозреваемых и обвиняемых с родственниками и иными лицами, с разделительной перегородкой, исключающей передачу каких - либо предметов, но не препятствующей переговорам и визуальному общению; обеспечить в Изоляторе временного содержания Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике круглосуточное дежурство медицинских работников, имеющих соответствующую лицензию на проведение медицинских осмотров; оборудовать в Изоляторе временного содержания Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике дезинфекционную камеру и обеспечить камерную дезинфекцию вещей лиц, доставленных для содержания в Изолятор временного содержания Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике; устранить в Изоляторе временного содержания Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике нарушения законодательства в области пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Индустриального района г. Ижевска обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике (далее по тексту МВД по УР) незаконным, возложении обязанности на Министерство внутренних дел по Удмуртской Республике в срок до 28 августа 2011 года оборудовать в Изоляторе временного содержания Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике (далее по тексту ИВС) специальное помещение для свиданий подозреваемых и обвиняемых с родственниками и иными лицами, с разделительной перегородкой, исключающей передачу каких - либо предметов, но не препятствующей переговорам и визуальному общению; обеспечить в Изоляторе временного содержания Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике круглосуточное дежурство медицинских работников, имеющих соответствующую лицензию на проведение медицинских осмотров; оборудовать в Изоляторе временного содержания Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике дезинфекционную камеру и обеспечить камерную дезинфекцию вещей лиц, доставленных для содержания в Изолятор временного содержания Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике; устранить в Изоляторе временного содержания Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике нарушения законодательства в области пожарной безопасности, а именно:

- привести в соответствии с требованиями п.4.5 6.2 ГОСТ Р 12.2.143-2009

план эвакуации;

- привести в соответствии с п. 6.25* СНиП 21-01-97*, п. 53 ППБ 01-03, ст.134 Федерального закона №123-Ф3 пол и стены.

- привести в соответствии с требованиями прил.3 п. 16 ППБ 01-03 порядковые номера на корпусе огнетушителей;

- провести в соответствии с п. 78 ППБ 01-03 очищение от горючих отложений короба системы вентиляции;

- привести в соответствии с требованиями п.6.27 СНиП 21-01-97* ширину эвакуационного выхода в досмотровую зону;

- оборудовать двери эвакуационного выхода со стороны досмотровой зоны в соответствии с требованиями п.52 ППБ 01-03, п.6.17 СНиП 21-01-97*;

- привести в соответствии с требованиями п.п.4.4, 4.6, 4.7*, 4.9, 4.15 НПБ 151-2000 пожарные шкафы;

- привести в соответствии с требованиями п. 11.7* СНиП 2.04.01-85* задвижку на обводной линии у счетчиков холодной воды;

- привести в соответствии с требованиями п. 12.66 НПБ 88-2001 соединительные линии пожарной сигнализации и линии управления оповещения;

- определить и обозначить на двери складского помещения старшины категорию взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по ПУЭ в соответствии с п. 33 ППБ 01-03;

- привести в соответствии с требованиями п. 1.82 СНиП 2.08.02-89* предел

огнестойкости двери склада старшины;

- оборудовать автоматическую пожарную сигнализацию в административном блоке в соответствии с п. 4 НПБ 110-03;

- привести в соответствии с п. 16 ППБ 01-03, НПБ 104-03 систему оповещения людей о пожаре в административном блоке ИВС МВД по УР;

- запретить эксплуатацию электрических светильников в административном блоке ИВС МВД по УР без защитных колпаков (рассеивателей), предусмотренных конструкцией светильников, в соответствии с требованиями п.60 ППБ 01-03;

- обеспечить проверки временного противопожарного водопровода на водоотдачу в соответствии с п.89 ППБ 01-03;

- привести в соответствии с п.2.1.21 ПУЭ соединение жил электропроводов в административной части ИВС МВД по УР;

- привести в соответствии с п.40 ППБ 01 -03 окна в административной части ИВС МВД по УР;

- провести эксплуатационные испытания наружной пожарной лестницы в соответствии с п.41 ППБ 01-03;

- привести в соответствии с п.8.9 СНиП 21-01-97* зазор между маршами лестниц и между поручнями ограждений лестничных маршей.

Заявление мотивировано следующим.

В соответствии с указанием прокурора Удмуртской Республики №1/15 от 19 января 2009 года прокурором Индустриального района г. Ижевска осуществляется надзор за законностью содержания лиц в ИВС МВД по УР, а так же соответствием условий содержания нормативным требованиям.

В соответствии с п.2 Положения «Об изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых Министерства внутренних дел Удмуртской Республики», утвержденного приказом Министерства внутренних дел Удмуртской Республики от 19 июля 2005 года №454, ИВС является структурным подразделением министерства внутренних дел Удмуртской Республики, входящим в состав милиции общественной безопасности МВД по УР, подчиняется начальнику милиции общественной безопасности МВД по УР.

Так, в текущем году при проведении в ИВС ежедневных проверок выявлены грубые нарушения Федерального закона от 15 июля 1995 года №103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых совершении преступлений», Правил временного распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных 22 ноября 2005 года приказом МВД №950, а так же приказа МВД №140 ДСП от 07 марта 2006 года «Об утверждении наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых».

Условия содержания в ИВС не соответствуют требованиям ст. 4 Федерального закона от 15 июля 1995 года №103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», согласно которой содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а так же международными договорами Российской Федерации.

Согласно ст. 15 указанного закона в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых.

Из содержания статьи 16 указанного закона следует, что в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей утверждаются правила временного распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Правилами временного распорядка устанавливается порядок проведения свиданий с родственниками и иными лицами.

Согласно п. 139 Правил временного распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденного 22 ноября 2005 года приказом МВД №950, свидания подозреваемых и обвиняемых с родственниками и иными лицами проводятся под контролем сотрудников ИВС в специально оборудованных для этих целей помещениях через разделительную перегородку, исключающую передачу каких - либо предметов, но не препятствующую переговорам и визуальному общению. Вместе с тем, в ИВС такое помещение не оборудовано.

В ходе проверок выявлены и другие нарушения законодательства. Так, согласно ст.24 Федерального закона от 15 июля 1995 года №103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», при ухудшении состояния здоровья либо в случае получения подозреваемым или обвиняемым телесных повреждений его медицинское освидетельствование производиться медицинскими работниками мест содержания под стражей безотлагательно. Вместе с тем, в ИВС отсутствует ставка медицинского работника, а освидетельствование проводиться дежурными ИВС, не обладающими специальными познаниями в области медицины и не имеющими лицензии на проведение медицинского осмотра. Доврачебная помощь в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 08 августа 2001 года №128 - ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и перечнем работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 года №30, подлежит лицензированию.

В виду отсутствия в ИВС медицинского работника невозможно и исполнение требований ст. 11 Правил временного распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденного приказом МВД РФ №950 от 22 ноября 2005 года, согласно которым лица, нуждающиеся по заключению медицинского работника в стационарном лечении, в ИВС не принимаются. Невозможно исполнение и требований п. 17 Правил временного распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденного приказом МВД РФ №950 от 22 ноября 2005 года, согласно которым размещение больных производится по указанию работника медицинского пункта ИВС.

Кроме того, согласно п. 11 инструкции «О порядке медико -санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел», утвержденной совместным приказом МВД РФ и МЗ РФ №1115/475 от 31 декабря 1999 года, все доставленные для содержания в ИВС лица подвергаются обязательной санитарной обработке в санпропускнике с камерной дезинфекцией вещей, результаты которой заносятся в журнал регистрации дезинфекции (дезинсекции). Однако в ИВС задача по организации и обеспечению проведения дезинфекционных мероприятий не выполняется ввиду отсутствия дезинфекционной камеры.

В ходе проверки проведенной в марте текущего года с участием специалиста - инспектора ОГПН Индустриального района г. Ижевска в ИВС выявлены нарушения в области пожарной безопасности.

Указанные нарушения законодательства ущемляют права граждан, содержащихся в ИВС МВД по УР, влекут их обоснованные жалобы.

В последующем прокурор изменил заявленные требования в части установления сроков до 01 января 2012 года.

В судебном заседании заместитель прокурора Индустриального района г. Ижевска Ситдиков Р.А. заявление поддержал по доводам, изложенным в заявлении, просил его удовлетворить.

Представитель Министерства внутренних дел Удмуртской Республики (далее по тексту МВД по УР) Шабалин Е.В. и заместитель начальника ИВС (исполняющий обязанности начальника ИВС) Леонов Д.А., привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица, с заявлением не согласились. При этом представитель МВД по УР указал, что согласно пункта 416 Приказа МВД России 140 ДСП от 07.03.2006 в комнате для свиданий оборудуется стол, шириной не менее метра с барьером по середине высотой 20 см. Снизу стол укрепляется сплошной перегородкой от пола до крышки. Используются возможности промышленных телевизионных установок, что позволяет осуществлять визуальный контроль свиданий подозреваемых обвиняемых с защитниками. Стол сотрудника милиции устанавливается в торец к столу для лиц, прибывающих на свидание. Данное обстоятельство подтверждает представленные в суд фотографии.

Тем самым, заявление прокурора об отсутствии такого помещение не состоятельно.

В соответствии с Приказом МВД РФ от 22.11.2005 № 950 (в ред. от 13.09.2010 года) «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел»:

123. Подозреваемые и обвиняемые могут обращаться за помощью к медицинскому работнику, дежурному и начальнику ИВС во время ежедневного обхода камер и опроса содержащихся лиц, а в случае ухудшения состояния здоровья - к любому сотруднику ИВС, который обязан об этом незамедлительно доложить дежурному либо начальнику ИВС. Результаты обхода и оказания медицинской помощи отражаются в журнале

медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС, и в журнале санитарного состояния ИВС.

124. С целью определения состояния здоровья и наличия телесных повреждений у подозреваемых и обвиняемых при поступлении в ИВС, лиц, освобождаемых из ИВС или передаваемых конвою для этапирования, обязательно проводятся медицинские осмотры, с отражением данных осмотров в медицинских журналах.

При отсутствии медицинского работника медицинский осмотр проводит специально подготовленный сотрудник милиции, с последующим осмотром медицинским работником.

Подозреваемые и обвиняемые знакомятся с записями в документах и журналах, фиксирующих результаты медицинского освидетельствования, под их личную роспись.

125. При ухудшении состояния здоровья либо в случае получения подозреваемыми или обвиняемыми телесных повреждений его медицинское освидетельствование производится безотлагательно медицинским работником ИВС, а в случае отсутствия такового - в установленном порядке медицинскими работниками лечебно-профилактических учреждений государственной или муниципальной системы здравоохранения. Результаты медицинского освидетельствования фиксируются в установленном порядке и сообщаются подозреваемому или обвиняемому. По просьбе подозреваемых или обвиняемых либо их защитников им выдается копия заключения о медицинском освидетельствовании. По решению начальника ИВС либо лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, или по ходатайству подозреваемого или обвиняемого либо его защитника медицинское освидетельствование производится работниками других медицинских учреждений. Отказ в проведении такого освидетельствования может быть обжалован прокурору либо в суд.

126. Больные острыми формами инфекционных и паразитарных заболеваний (в том числе при обострении хронических) подлежат обязательной госпитализации в инфекционный стационар. До решения вопроса о доставке в стационар больной не должен покидать медицинский изолятор. Общение с больным сотрудников ИВС, органов дознания и следствия должно быть максимально ограничено.

После госпитализации в стационар больного с подозрением на инфекционное заболевание в помещениях (камере, где находился больной, медицинском изоляторе, туалетах и иных) при необходимости проводится дезинфекция. В очаге (камере, где пребывал больной) при необходимости проводится текущая дезинфекция.

Объем и порядок проведения дезинфекционных мероприятий определяется специалистами Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора МВД, ГУВД, УВД субъекта Российской Федерации или медицинским работником ИВС в соответствии с санитарными правилами. Дезинфекция проводится силами дезинфектора ИВС, а при необходимости - силами специальной дезинфекционной службы.

Обработке подвергаются медицинский изолятор, а также камера, из которой был изолирован больной.

Постельные принадлежности больного в каждом случае подвергаются камерной дезинфекции, столовая посуда и приборы - дезинфекции в специально выделенной емкости.

127. В целях своевременного проведения противоэпидемических мероприятий, установления сотрудников, контактировавших с инфекционным больным, и принятия необходимых медицинских мер в их отношении начальник ИВС в кратчайшие сроки после установления больному диагноза организует передачу информации в ГЦСЭН МВД, ГУВД, УВД субъекта Российской Федерации с последующим направлением экстренного извещения не позднее 24 часов с момента установления диагноза. Предписания специалистов ЦГСЭН МВД, ГУВД, УВД субъекта Российской Федерации по результатам эпидемиологического обследования очага должны быть выполнены в полном объеме и в указанные сроки.

Данные осмотры сотрудниками милиции проводится. В случае необходимости вызываются медицинские работники Скорой помощи, которые выносят медицинское заключение, данный факт подтверждает журнал, фиксирующих результаты медицинского освидетельствования, под их личную роспись.

В феврале 2011 года МВД по УР приобрело дезинфекционную камеру для санитарной обработке одежды. До настоящего времени она не установлена в связи с отсутствием финансирования, кроме того, для установки камеры необходима реконструкция здания. Отсутствие камеры не нарушает прав подозреваемых и обвиняемых. Между УМТиХО МВД по УР и ООО «Аргос» заключен договор поставки услуг №10/52 от 11.01.2011 года на проведение дезинсекции, дератизации помещений ИВС и обработке головного и платяного педикулеза лиц, содержащихся в ИВС.

В соответствии с Письмом Государственного комитета Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике № 130552 и Главного Управления Государственной Противопожарной службы МВД Российской Федерации № 20/2.2/2433 от 14 октября 1998 года «О применении требований СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» даны разъяснения в связи с поступающими запросами проектных, строительных и других организаций Управление стандартизации, технического нормирования и сертификации Госстроя России и Главное управление Государственной противопожарной службы МВД России разъясняют вопросы применения требований СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений", введенных в действие с 01.01.98, при проектировании в строительстве зданий и сооружений.

Строящиеся и вводимые в эксплуатацию объекты (жилые, общественные, производственные, складские и другие здания и сооружения), запроектированные ранее в соответствии с требованиями СНиП 2.01.02-85 "Противопожарные нормы" и действующих СНиП на конкретные виды зданий и их инженерных систем (водоснабжение и канализация, отопление и

/вентиляция, газоснабжение и др.), могут строиться и вводиться в эксплуатацию по ранее утвержденной в установленном порядке документации без ее корректировки на соответствие требованиям СНиП 21-01-97. В соответствии с п. 2 Постановления Госстроя России "О принятии государственных строительных норм и правил "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (СНиП 21-01-97) от 13.02.97 N 18-7 положения СНиП 2.01.02-85 "Противопожарные нормы", на которых основаны требования действующих строительных норм и правил по проектированию зданий и сооружений различного назначения (СНиП 2.08.01-89, СНиП 2.08.02-89, СНиП 2.09.02-85, СНиП 2.11.01-85 и пр.) и инженерных систем, продолжают действовать до пересмотра указанных норм.

Это означает, что до внесения изменений в указанные СНиП на конкретные виды зданий и инженерные системы при проектировании в настоящее время зданий и сооружений можно руководствоваться соответствующими нормами на такие здания, принимая классификацию зданий по степени огнестойкости по СНиП 2.01.02-85 и в соответствии с ней - этажность, площадь отсека, протяженность путей эвакуации, расходы на пожаротушение и пр., соблюдая при этом требования разделов 6, 7 и 8 СНиП 21-01-97, т.к. они напрямую не привязаны к измененной классификации зданий и содержат общие (унифицированные) принципы и подходы к обеспечению безопасности людей, мероприятиям по ограничению распространения пожара и его тушению.

Кроме того, указанные прокурором НПБ отменены Приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 года № 175.

Заместитель начальника ИВС Леонов Д.А. суду пояснил, что порядковые номера на корпусе огнетушителей приведены в соответствии с требованиями прил.3 п. 16 ППБ 01-03, светильники в административном блоке ИВС МВД по УР снабжены защитными колпаками (рассеивателями).

Допрошенный в качестве свидетеля Юминов А.В. суду показал, что 23 марта 2011 года, являясь специалистом-инспектором ОГПН Индустриального района г. Ижевска, участвовал в качестве специалиста при проверке заместителем прокурора Индустриального района г. Ижевска помещений ИВС МВД по УР.

ППБ 01-03, СНИП 21-01-97 распространяются на всех стадиях, в том числе при эксплуатации здания, сооружения, имеют юридическую силу.

В соответствии с Письмом Государственного комитета Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике № 130552 и Главного Управления Государственной Противопожарной службы МВД Российской Федерации № 20/2.2/2433 от 14 октября 1998 года «О применении требований СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», объекты могут строиться и вводиться в эксплуатацию по ранее утвержденной в установленном порядке документации без ее корректировки на соответствие требованиям СНиП 21-01-97, однако при их эксплуатации будут применяться СНиП 21-01-97.

План эвакуации следует выполнять на основе фотоилюмисцентных материалов.

На пол нанесена масляная краска.

Был задан вопрос: «Когда в последний раз производилась очистка системы вентиляции?», на что был дан ответ: «Не известно, когда последний раз очищалось». В соответствии с правилами, система вентиляции должна проходить очистку с периодичностью, установленной руководителем организации объекта. В данном случае возможно распространение огня в другие помещения.

Пожарные шкафы в ИВС деревянные. В соответствии с НПБ 151-2000, п.4.4, пожарные шкафы должны быть изготовлены из листовой стали любой марки, толщиной 1-1,5 мм. П. 4.6 - дверцы пожарных шкафов должны иметь должны иметь прозрачную вставку, в данном случае была глухая вставка, если такой не имеется, внутри шкафа должна быть опись, описи также не было. Пожарные дверцы шкафов должны иметь устройство для опломбирования, чего не имелось. Конструкция шкафа должна обеспечивать его вентиляцию, в данном случае вентиляции нет, шкаф глухой. Отсутствует буквенное обозначение: «ПК» (п. 4.15).

В соответствии со СНиП 2.04.01-85*, п.11.7 в одну линию следует устанавливать задвижку, опломбированную в закрытом положении, задвижка должна иметь электропривод. Задвижка должна открываться автоматически.

Лестница снаружи здания является именно пожарной, поскольку идет на кровлю. Это не эвакуационный выход, поэтому из окон доступа на лестницу нет. Однако по этой лестнице на кровлю в случае возгорания будут подниматься пожарные, и состояние лестницы должно проверяться во избежание обрыва самой лестницы или ее ступеней.

Выслушав мнение участников процесса, проверив полномочия представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснил, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Так, согласно п. 2 названного постановления по правилам, установленным гл. 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие) федеральных органов государственной власти: представительного (законодательного) органа Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации", указами Президента Российской Федерации о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти, а также территориальных органов, созданных федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий.

Согласно п. 1 Положения о Министерстве внутренних дел РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 19 июля 2004 года N 927, Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также по выработке государственной политики в сфере миграции.

МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через входящие в его систему территориальные органы (п. 5 Положения о Министерстве внутренних дел РФ).

Приказом МВД России от 20 января 2007 года N 88 утверждено Положение о Министерстве внутренних дел по УР.

Согласно п. 2, 3 данного Положения МВД по УР является органом исполнительной власти, входящим в систему органов внутренних дел РФ и подчиняющимся МВД РФ, реализующим в рамках предоставленных полномочий задачи и функции органов внутренних дел РФ на территории Удмуртской Республики.

По смыслу приведенных выше норм и разъяснений Верховного Суда РФ, МВД по УР является территориальным органом исполнительной власти, чьи решения, действия (бездействие) могут быть оспорены по правилам, установленным гл. 25 ГПК РФ.

В силу ст. 9 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Решения об их создании, реорганизации и ликвидации принимаются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Согласно п. 2 Положения об Изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых МВД по Удмуртской Республике (далее Положение об ИВС), утвержденного Приказом МВД по УР от 28.02.2007 N 204, ИВС является структурным подразделением Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике, входящим в состав милиции общественной безопасности, подчиняется заместителю министра - начальнику милиции общественной безопасности МВД по Удмуртской Республике.

В силу п. 6 Положения об ИВС, материально-техническое снабжение ИВС осуществляется через подразделения Тыла МВД по УР.

Приказом МВД УР от 16.01.2006 N 16 утверждено Положение о Тыле МВД по Удмуртской Республике (далее по тексту Положение о Тыле).

В силу п.п. 1 и 2 Положения о Тыле, Тыл МВД по Удмуртской Республике является структурным подразделением МВД Удмуртской Республики. Тыл организует и осуществляет материально-техническое, финансовое, медицинское обеспечение органов внутренних дел, капитальное строительство, организует развитие и совершенствование ведомственной системы связи МВД по Удмуртской Республике, координирует деятельность тыловых подразделений, УВД, ГО-, РОВД по материально-техническому и финансовому обеспечению возложенных на Министерство задач.

В силу п.п. 21, 26 Положения о Тыле, Тыл МВД по Удмуртской Республике обеспечивает формирование и выполнение федерального и республиканского бюджета по расходам на содержание подразделений МВД по Удмуртской Республике, материально-техническому обеспечению федеральных и республиканских целевых программ в части, касающейся МВД УР, подготавливает предложения в проект федерального и республиканского бюджета по расходам на содержание органов внутренних дел на предстоящий год, обеспечивает финансовыми средствами оперативно-служебную и финансово-хозяйственную деятельность, централизованное снабжение материально-техническими ресурсами и капитальными вложениями подразделения МВД по Удмуртской Республике в пределах, определенных федеральным законом о бюджете на текущий год. Концентрирует финансовые ресурсы на приоритетных направлениях деятельности подразделений системы МВД УР.

В силу п.п. 54.3, 54.4 Положения о Тыле, Тыл МВД по Удмуртской Республике в пределах своей компетенции представляет МВД по Удмуртской Республике во взаимоотношениях с органами государственной власти Удмуртской Республики; вносит в них по поручению Министра предложения по вопросам, относящимся к деятельности органов внутренних дел, обеспечивает разработку и представление предложений по финансированию и материально-техническому обеспечению органов и подразделений МВД по Удмуртской Республике, согласование объемов финансовых и материально-технических ресурсов, осуществляет по поручению Министра распределение кредитов, связанных с расходованием средств федерального бюджета, бюджета Удмуртской Республики, заключает от имени МВД по Удмуртской Республике договоры и соглашения, утверждает сметы расходов.

Таким образом, образован специальный орган, обладающий широкими полномочиями по обеспечению разработки и представлению предложений по финансированию и материально-техническому обеспечению органов и подразделений МВД по Удмуртской Республике, согласованию объемов финансовых и материально-технических ресурсов, обеспечению формирования и выполнения федерального и республиканского бюджета по расходам на содержание подразделений МВД по Удмуртской Республике, концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях деятельности подразделений системы МВД УР.

19 января 2009 года Прокуратурой Удмуртской Республики дано указание № 1/15 об организации прокурорского надзора за законностью содержания в ИВС при МВД по УР лиц, задержанных по подозрению в совершении преступлений, а также в спецприемнике МВД по УР лиц, арестованных в административном порядке.

08.02.2011 года Прокуратурой Удмуртской Республики дано Прокурорам городов и районов Удмуртской Республики задание № 15-34-2011 о проведении проверок соблюдения исполнения законодательства при содержании подозреваемых, обвиняемых в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, а также в камерах временного содержания в судах. Указанную проверку необходимо провести с привлечением специалистов в области санитарно-эпидемиологического надзора, пожарной безопасности.

Указанная проверка прокуратурой Индустриального района г. Ижевска проведена, выявлены нарушения, отраженные в рассматриваемом заявлении.

31 марта 2011 года прокурором Индустриального района г. Ижевска внесено представление № 71-2011 об устранении нарушений действующего законодательства в адрес заместителя министра внутренних дел по УР, в котором было предложено принять исчерпывающие меры к устранению выявленных нарушений (перечислены нарушения, отраженные в рассматриваемом судом заявлении).

03 мая 2011 года Заместитель министра Внутренних дел по УР М.Н. Березуев направил Прокурору Индустриального района г. Ижевска А.Ю. Кузнецову письмо, в котором указал следующее.

В целях устранения недостатков проведена следующая работа:

В части отсутствия в ИВС помещения для свиданий с родственниками и иными лицами следственный кабинет дооборудован разделительными перегородками, исключающими передачу каких-либо предметов.

Предоставление свиданий лицам, содержащимся в ИВС, планируется в данном помещении.

Медицинские осмотры подозреваемых и обвиняемых при поступлении в ИВС лиц, освобождаемых из ИВС или передаваемых конвою для этапирования, не проводятся. Лицензия на проведение данного вида услуг у ИВС отсутствует, подразделение не обеспечено медицинским работником.

В целях устранения указанного недостатка 14 сентября 2009 года в ИВС была введена третья ставка фельдшера, с 01 января 2010 года приказом МВД по Удмуртской Республике от 31 декабря 2009 года № 503 л/с на данную ставку принят фельдшер, штат укомплектован. Однако, в связи

С реализацией приказа МВД России от 5 февраля 2010 года № 77 «О дополнительных мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 2009 года № 1468», штатная численность медицинских работников ИВС с 01 января 2011 года была сокращена (приказ МВД по Удмуртской Республике от 30 декабря 2010 года № 558 л/с). Руководством ИВС предпринимались меры по приведению медико-санитарного обеспечения подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в ИВС, в соответствие с предъявляемыми требованиями. Так, в службу Тыла МВД по Удмуртской Республике неоднократно направлялись заявки на заключение договоров на проведение медицинских осмотров подозреваемых

и обвиняемых, а также в МСЧ МВД по Удмуртской Республике. В настоящее время достигнута договоренность с главным врачом МСЧ № 10 г. Ижевска Неустроевым А.И. о внесении изменений в лицензию на осуществление медицинской деятельности МУЗ МСЧ № 10 г. Ижевск в части внесения в нее адреса ИВС и проведения сотрудниками данной МСЧ медицинских осмотров спецконтингента, содержащегося в ИВС.

На период решения данного вопроса планируется заключить договор на проведение медицинских осмотров подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в ИВС, с фельдшером специального приемника содержания лиц, арестованных в административном порядке МВД по Удмуртской Республике.

В представлении указывается на отсутствие в ИВС дезинфекционной камеры для обработки вещей содержащихся лиц. В настоящее время управлением материально-технического и хозяйственного обеспечения" Тыла МВД по Удмуртской Республике дезинфекционная камера приобретена. В связи с большими габаритами и весом камеры прорабатывается вопрос о ее монтаже в помещении ИВС на 3-м этаже. Начало работ запланировано по окончанию отопительного сезона.

В представлении указывается на недостатки в области пожарной безопасности. В адрес УМТиХО Тыла МВД по Удмуртской Республике направлена заявка от 08 апреля 2011 года (исх. № 20/82) на проведение работ по устранению всех выявленных недостатков.

В соответствие с требованиями приложения № 3 п. 16 ППБ 01-03 на корпуса огнетушителей белой краской нанесены порядковые номера.

Вместе с тем за период с апреля по июнь 2011 года МВД по УР исчерпывающих мер к устранению выявленных нарушений не предприняло.

В связи с изложенным, требование Прокурора Индустриального района г. Ижевска о признании бездействия Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике незаконным подлежит удовлетворению.

В силу п. 139 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ от 22.11.2005 N 950 (ред. от 13.09.2010) свидания подозреваемых и обвиняемых с родственниками и иными лицами (кроме защитников) проводятся под контролем сотрудников ИВС в специально оборудованных для этих целей помещениях через разделительную перегородку, исключающую передачу каких-либо предметов, но не препятствующую переговорам и визуальному общению.

Переговоры подозреваемых или обвиняемых с вышеуказанными лицами, прибывшими на свидание, осуществляются непосредственно или через переговорное устройство и могут прослушиваться сотрудниками ИВС.

Представитель МВД по УР полагает, что комната для свиданий в ИВС оборудована надлежащим образом, поскольку в силу п. 416 Наставлений по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденных Приказом МВД от 07 марта 2006 года № 140 ДСП, в ИВС оборудуются помещения для производства следственных действий и проведения свиданий, с учетом требований звукоизоляции дверей и перегородок. В комнате для свиданий устанавливается стол шириной не менее метра с барьером посредине высотой 20 см. Снизу стол укрепляется сплошной перегородкой от пола до крышки. Стол сотрудника милиции устанавливается в торец столу для лиц, прибывших на свидание.

Вместе с тем редакция Приказа МВД РФ от 22.11.2005 N 950 от 13.09.2010 более поздняя, чем Приказа МВД от 07 марта 2006 года № 140 ДСП, кроме того, положения Приказа МВД от 07 марта 2006 года № 140 ДСП не исключают требований Приказа МВД РФ от 22.11.2005 N 950.

В связи с изложенным требование о возложении обязанности на МВД по УР оборудовать в ИВС специальное помещение для свиданий подозреваемых и обвиняемых с родственниками и иными лицами, с разделительной перегородкой, исключающей передачу каких - либо предметов, но не препятствующей переговорам и визуальному общению обоснованно и подлежит удовлетворению.

В силу п. 11 Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, утвержденной Приказ МВД РФ N 1115, Минздрава РФ N 475 от 31.12.1999, все доставленные для содержания в ИВС лица подвергаются обязательной санитарной обработке в санпропускнике с камерной дезинфекцией вещей, результаты которой заносятся в журнал регистрации дезинфекции (дезинсекции). В дальнейшем помывка содержащихся в ИВС лиц обеспечивается по графику, не реже одного раза в семь дней.

В силу п. 14 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ от 22.11.2005 N 950, в течение первых суток вновь прибывшие подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку (лица, имеющие признаки педикулеза, - незамедлительно) в санпропускнике ИВС, а при его отсутствии - в санпропускнике (бане) общего пользования населенного пункта. Одежда (иные носильные вещи) подлежат обработке в дезинфекционной камере.

В связи с изложенным, требование о возложении обязанности на МВД по УР оборудовать в ИВС дезинфекционную камеру и обеспечить камерную дезинфекцию вещей лиц, доставленных для содержания в ИВС подлежит удовлетворению. В настоящее время обработке подвергаются лишь вещи лиц, у которых обнаружены педикулез и чесотка, что не достаточно, поскольку может случиться так, что имеющиеся у лица указанные заболевания могут быть не обнаружены.

В силу ст. 24 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", при ухудшении состояния здоровья либо в случае получения подозреваемым или обвиняемым телесных повреждений его медицинское освидетельствование производится медицинскими работниками мест содержания под стражей безотлагательно. Результаты медицинского освидетельствования фиксируются в установленном порядке и сообщаются подозреваемому или обвиняемому. По просьбе подозреваемых или обвиняемых либо их защитников им выдается копия заключения о медицинском освидетельствовании. По решению начальника места содержания под стражей либо лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, или по ходатайству подозреваемого или обвиняемого либо его защитника медицинское освидетельствование производится работниками других медицинских учреждений. Отказ в проведении такого освидетельствования может быть обжалован прокурору либо в суд.

Таким образом, закон не обязывает проводить медицинское освидетельствование лиц, содержащихся в ИВС, исключительно медицинскими работниками мест содержания под стражей, оно может быть проведено работниками других медицинских учреждений.

В силу ст. 24 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.

Порядок оказания медицинской, в том числе психиатрической, помощи подозреваемым и обвиняемым, а также порядок их содержания в медицинских учреждениях и привлечения к их обслуживанию персонала этих учреждений определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Статьей 29 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1) порядок организации медицинской помощи лицам, задержанным, отбывающим наказание в виде ограничения свободы, ареста, заключенным под стражу, отбывающим наказание в местах лишения свободы либо административный арест, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения, совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

В силу п. 1 Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел", утвержденной Приказом МВД РФ N 1115, Минздрава РФ N 475 от 31.12.1999, медицинские работники изоляторов временного содержания органов внутренних дел организуют и осуществляют медицинскую помощь подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, контроль за выполнением в ИВС государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

В случае отсутствия в ИВС медицинских работников функции по медико-санитарному обеспечению подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений возлагаются на медицинских работников здравпункта городского, районного и линейного органа внутренних дел

Лица, нуждающиеся в скорой медицинской помощи, а также амбулаторном либо стационарном обследовании и лечении по поводу онкологических, венерических заболеваний, ВИЧ-инфекции, туберкулеза, сахарного диабета, других заболеваний, при которых показано непрерывное наблюдение и лечение, обеспечиваются необходимой медицинской помощью в соответствующих лечебно-профилактических учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения.

При оказании медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС, медицинские работники ИВС осуществляют:

Активное выявление инфекционных, венерических, кожных, психических, паразитарных и других опасных заболеваний путем проведения медицинских осмотров: при поступлении, при проведении покамерных обходов, при обращениях за медицинской помощью, при убытии из ИВС.

Оказание амбулаторно-поликлинической первичной медико-санитарной помощи.

Организацию оказания скорой медицинской помощи.

Организацию консультаций больных, нуждающихся в медицинской помощи.

Организацию и осуществление госпитализации лиц, нуждающихся в стационарном лечении.

Выполнение рекомендаций и назначений врачей - специалистов и консультантов.

Расчет потребности в лекарственных препаратах, дезинфекционных средствах и медицинском оборудовании, своевременное представление в установленном порядке руководству ИВС соответствующих заявок об их пополнении (приобретении). Выполнение установленных правил их хранения, выдачи и учета.

Осуществление медицинского контроля за соблюдением государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов при размещении, организации питания, водоснабжении, банно-прачечном обеспечении, санитарной обработке лиц, содержащихся в ИВС.

Организацию и обеспечение проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий при выявлении инфекционных больных.

Организацию и обеспечение проведения дезинфекционных мероприятий.

Организацию и обеспечение проведения санитарно-просветительной работы.

Направление в ЦГСЭН МСЧ МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации и одновременно в центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации экстренных извещений о выявлении инфекционных больных среди лиц, содержащихся в ИВС (п. 8).

В течение первых суток пребывания в ИВС проводится первичный медицинский осмотр всех вновь поступивших с целью выявления лиц с подозрением на инфекционные заболевания, представляющих опасность для окружающих, и больных, нуждающихся в скорой медицинской помощи. При этом обращается особое внимание на наличие проявлений кожных, венерических, психических заболеваний, пораженность педикулезом, чесоткой.

Осмотр проводится медицинским работником в медицинском кабинете. Регистрация больных и лиц, предъявляющих жалобы на состояние здоровья, осуществляется в журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС (п.9).

В случае отсутствия медицинского работника в период поступления в ИВС вновь прибывших лиц, дежурный по ИВС, а при отсутствии штатного дежурного по ИВС - дежурный (помощник дежурного) по органу внутренних дел, опрашивает их о состоянии здоровья.

При наличии жалоб от вновь поступивших лиц на плохое самочувствие или признаках заболевания (травмы) дежурный по ИВС (дежурный, помощник дежурного по органу внутренних дел) обязан немедленно вызвать медицинского работника ИВС либо бригаду скорой медицинской помощи.

О результатах опроса подозреваемых и обвиняемых, заявленных при этом жалобах на состояние здоровья и оказанной нуждавшимся медицинской помощи производятся необходимые записи в журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС, который хранится в медицинской части ИВС, а в период отсутствия медицинского работника - у дежурного по ИВС (дежурного, помощника дежурного по органу внутренних дел) (п. 10).

Лица с подозрением на наличие инфекционного заболевания, чесотки, педикулеза сразу после осмотра изолируются от здоровых и помещаются в медицинский изолятор или специально выделенную камеру, где содержатся отдельно от других лиц до установления диагноза.

Изолируются от окружающих также лица с признаками психического заболевания. Совместное содержание их с другими лицами допускается лишь после осмотра и письменного заключения врача-психиатра (п. 13).

О каждом случае выявления инфекционного (паразитарного) заболевания медицинский работник ИВС докладывает начальнику учреждения и вышестоящему медицинскому начальнику.

При отсутствии в ИВС медицинского работника дежурный по ИВС (дежурный, помощник дежурного по органу внутренних дел) докладывает начальнику учреждения (или лицу, его заменяющему) о каждом случае выявления в ИВС лиц, подозрительных на наличие инфекционного (паразитарного) заболевания. Начальник ИВС (или лицо, его заменяющее) принимает меры к изоляции таких лиц и вызову в ИВС медицинских работников (п. 14).

При выявлении в ИВС больных с подозрением на наличие психического, опасного инфекционного заболевания, а также других лиц, нуждающихся в скорой медицинской помощи, медицинский работник ИВС (в случае его отсутствия - дежурный по ИВС (дежурный, помощник дежурного по органу внутренних дел)) в установленном порядке вызывает бригаду скорой медицинской помощи.

При состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях), медицинский работник ИВС (в случае его отсутствия - дежурный по ИВС, дежурный, помощник дежурного по органу внутренних дел) немедленно вызывает бригаду скорой медицинской помощи. До момента прибытия бригады скорой медицинской помощи медицинский работник ИВС обязан проводить реанимационные и иные необходимые мероприятия, направленные на сохранение жизни больного. В случае отсутствия медицинского работника дежурный, помощник дежурного по органу внутренних дел обязан оказывать первую помощь до момента прибытия бригады скорой медицинской помощи (п. 15).

Если по заключению медицинского работника ИВС или бригады скорой медицинской помощи подозреваемый или обвиняемый нуждается в стационарном лечении, он направляется в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение государственной или муниципальной системы здравоохранения (п. 16).

В случаях заболевания подозреваемого и обвиняемого в совершении преступления в пути следования (этапирования), конвой доставляет заболевшего в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение государственной или муниципальной системы здравоохранения и передает под охрану соответствующего органа внутренних дел (п. 18).

Лица, нуждающиеся в амбулаторном либо стационарном обследовании и лечении по поводу онкологических, венерических заболеваний, ВИЧ-инфекции, туберкулеза, сахарного диабета, других заболеваний, при которых показано непрерывное наблюдение и лечение, обеспечиваются необходимой медицинской помощью в соответствующих лечебно-профилактических учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения (п. 22).

Лица заболевшие, но не имеющие показаний для госпитализации, обеспечиваются необходимой амбулаторной медицинской помощью в период пребывания в ИВС силами медицинских работников ИВС (п. 23).

В случае отсутствия в ИВС медицинских работников мероприятия по оказанию первой помощи лицам, содержащимся в них, осуществляются сотрудниками ИВС.

У дежурного по ИВС (дежурного, помощника дежурного по органу внутренних дел) должна быть аптечка для оказания первой помощи (приложение 3 к настоящей Инструкции) (п. 24).

Медикаменты, назначаемые медицинскими работниками подозреваемым и обвиняемым, хранятся у дежурного по ИВС (дежурного, помощника дежурного по органу внутренних дел) и принимаются больными только в его присутствии (п. 25).

Всем убывающим из ИВС (в том числе и транзитным) медицинским работником ИВС проводится обязательный медицинский осмотр для определения годности к условиям этапирования. Результаты осмотра оформляются медицинской справкой о состоянии здоровья каждого убывающего, которая приобщается к его личному делу. Медицинская справка содержит также информацию о наличии заболеваний, результатах проведенного в период пребывания в ИВС медицинского обследования и оказанной медицинской помощи.

Этапированию не подлежат заболевшие, нуждающиеся в скорой медицинской помощи (п. 27).

Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденными Приказом МВД РФ от 22.11.2005 N 950 предусмотрено следующее.

Прием подозреваемых и обвиняемых, поступивших в ИВС, производится круглосуточно дежурным ИВС или оперативным дежурным по органу внутренних дел.

Размещение больных производится по указанию медицинского работника медицинского пункта ИВС. (п. 17).

Подозреваемые и обвиняемые могут обращаться за помощью к медицинскому работнику, дежурному и начальнику ИВС во время ежедневного обхода камер и опроса содержащихся лиц, а в случае ухудшения состояния здоровья - к любому сотруднику ИВС, который обязан об этом незамедлительно доложить дежурному либо начальнику ИВС. Результаты обхода и оказания медицинской помощи отражаются в журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС, и в журнале санитарного состояния ИВС (п. 123).

С целью определения состояния здоровья и наличия телесных повреждений у подозреваемых и обвиняемых при поступлении в ИВС, лиц, освобождаемых из ИВС или передаваемых конвою для этапирования, обязательно проводятся медицинские осмотры, с отражением данных осмотров в медицинских журналах.

При отсутствии медицинского работника медицинский осмотр проводит специально подготовленный сотрудник милиции, с последующим осмотром медицинским работником (п. 124).

При ухудшении состояния здоровья либо в случае получения подозреваемыми или обвиняемыми телесных повреждений его медицинское освидетельствование производится безотлагательно медицинским работником ИВС, а в случае отсутствия такового - в установленном порядке медицинскими работниками лечебно-профилактических учреждений государственной или муниципальной системы здравоохранения. Результаты медицинского освидетельствования фиксируются в установленном порядке и сообщаются подозреваемому или обвиняемому. По просьбе подозреваемых или обвиняемых либо их защитников им выдается копия заключения о медицинском освидетельствовании. По решению начальника ИВС либо лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, или по ходатайству подозреваемого или обвиняемого либо его защитника медицинское освидетельствование производится работниками других медицинских учреждений (п. 125).

Требование о возложении обязанности на МВД по УР обеспечить в Изоляторе временного содержания Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике круглосуточное дежурство медицинских работников, имеющих соответствующую лицензию на проведение медицинских осмотров не может быть удовлетворено, поскольку действующее законодательство не предусматривает такой обязанности. Безотлагательное оказание медицинской помощи не означает, что указанная помощь не может быть оказана бригадой скорой медицинской помощи. Вместе с тем, МВД по УР должно осуществлять медико-санитарное обеспечение лиц, содержащихся в Изоляторе временного содержания Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике в соответствии с требованиями Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел", утвержденной Приказом МВД РФ N 1115, Минздрава РФ N 475 от 31.12.1999, Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел", утвержденными Приказом МВД РФ от 22.11.2005 N 950, в том числе обеспечивать их безотлагательное медицинское освидетельствование при ухудшении состояния здоровья либо в случае получения подозреваемым или обвиняемым телесных повреждений медицинскими работниками, имеющим соответствующую лицензию на проведение медицинских осмотров.

В силу ст. 4 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

В силу п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 30 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности", медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что при оказании МВД по УР лицам, содержащимся в ИВС, медицинских услуг, подлежащих лицензированию, их осуществление без лицензии является нарушением Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Факт выявления в ИВС нарушений законодательства в области пожарной безопасности, указанных в иске, установлен на основании пояснений сторон, показаний свидетеля, исследованных материалах дела. Указанные нарушения должны быть устранены МВД по УР как противоречащие требованиям п.4.5 6.2 ГОСТ Р12.2.143-2009, п.6.17, п. 6.25*, п.6.27, п.8.9 СНиП 21-01-97*, п. 53, прил.3 п. 16, п. 78, п.52, п. 33, п.60, п.89, п. 40, п. 41, п. 16 ППБ 01-03, ст.134 Федерального закона №123-Ф3 от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",

п.п.4.4, 4.6, 4.7*, 4.9, 4.15 НПБ 151-2000, п. 11.7* СНиП 2.04.01-85*, п. 12.66 НПБ 88-2001, п. 1.82 СНиП 2.08.02-89*, п. 4 НПБ 110-03, НПБ 104-03, п.2.1.21 ПУЭ.

На возражения представителя МВД по УР суд отмечает следующее.

В силу п. 1.1 "СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений", настоящие нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений (далее - зданий) на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно- техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов.

Поскольку здание ИВС эксплуатируется в период действия СНиП 21-01-97*, то его требования распространяются при эксплуатации здания ИВС.

Действительно, пунктом 407 Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденного Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07 марта 2006 года № 140 ДСП предусмотрено, что полы в камерах и карцерах должны быть деревянными беспустотными на бетонном основании, исключающем возможность подкопа. В помещениях с влажным режимом полы следует предусматривать из керамической плитки.

Однако представителем МВД по УР не представлено доказательств того, что отделка деревянного пола в ИВС выполнена негорючими материалами.

В силу п. 6.27 СНиП 21-01-97*, ширина горизонтальных участков путей эвакуации и пандусов должна быть не менее:

1,2 м - для общих коридоров, по которым могут эвакуироваться из помещений класса Ф1 более 15 чел., из помещений других классов функциональной пожарной опасности - более 50 чел.;

0,7 м - для проходов к одиночным рабочим местам;

1,0 м - во всех остальных случаях.

В любом случае эвакуационные пути должны быть такой ширины, чтобы с учетом их геометрии по ним можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком.

Таким образом, ширина горизонтальных участков путей эвакуации в ИВС должна быть не менее 1 метра.

Несоблюдение правил пожарной безопасности в административном блоке здания ИВС нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку при возгорании административного блока здания ИВС не исключено возгорание всего здания ИВС.

Доказательств частичного устранения нарушений МВД по УР не представлено.

В связи с изложенным, требование устранить в ИВС нарушения законодательства в области пожарной безопасности подлежит удовлетворению.

Срок устранения недостатков – до 01 января 2012 года представляется разумным; доказательств невозможности устранения выявленных недостатков в указанные сроки заинтересованными лицами не представлено.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Прокурора Индустриального района г. Ижевска в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике незаконным, возложении обязанности на Министерство внутренних дел по Удмуртской Республике в срок до 01 января 2012 года оборудовать в Изоляторе временного содержания Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике специальное помещение для свиданий подозреваемых и обвиняемых с родственниками и иными лицами, с разделительной перегородкой, исключающей передачу каких - либо предметов, но не препятствующей переговорам и визуальному общению; обеспечить в Изоляторе временного содержания Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике круглосуточное дежурство медицинских работников, имеющих соответствующую лицензию на проведение медицинских осмотров; оборудовать в Изоляторе временного содержания Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике дезинфекционную камеру и обеспечить камерную дезинфекцию вещей лиц, доставленных для содержания в Изолятор временного содержания Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике; устранить в Изоляторе временного содержания Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике нарушения законодательства в области пожарной безопасности удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике по не обеспечению надлежащих условий медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в Изоляторе временного содержания Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике, по не обеспечению их права на свидания с родственниками, а также не обеспечению пожарной безопасности.

Обязать Министерство внутренних дел по Удмуртской Республики в срок до 01 января 2012 года:

оборудовать в Изоляторе временного содержания Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике специальное помещение для свиданий подозреваемых и обвиняемых с родственниками и иными лицами, с разделительной перегородкой, исключающей передачу каких - либо предметов, но не препятствующей переговорам и визуальному общению;

- оборудовать в Изоляторе временного содержания Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике дезинфекционную камеру и обеспечить камерную дезинфекцию вещей лиц, доставленных для содержания в Изолятор временного содержания Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике;

- устранить в Изоляторе временного содержания Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике нарушения законодательства в области пожарной безопасности, а именно:

- привести в соответствии с требованиями п.4.5 6.2 ГОСТ Р12.2.143-2009

план эвакуации;

- привести в соответствии с п. 6.25* СНиП 21-01-97*, п. 53 ППБ 01-03, ст.134 Федерального закона №123-Ф3 пол и стены.

- привести в соответствии с требованиями прил.3 п. 16 ППБ 01-03 порядковые номера на корпусе огнетушителей;

- провести в соответствии с п. 78 ППБ01-03 очищение от горючих отложений короба системы вентиляции;

- привести в соответствии с требованиями п.6.27 СНиП 21-01-97* ширину эвакуационного выхода в досмотровую зону;

- оборудовать двери эвакуационного выхода со стороны досмотровой зоны в соответствии с требованиями п.52 ППБ 01-03, п.6.17 СНиП 21-01-97*;

- привести в соответствии с требованиями п.п.4.4, 4.6, 4.7*, 4.9, 4.15 НПБ 151-2000 пожарные шкафы;

- привести в соответствии с требованиями п. 11.7* СНиП 2.04.01-85* задвижку на обводной линии у счетчиков холодной воды;

- привести в соответствии с требованиями п. 12.66 НПБ 88-2001 соединительные линии пожарной сигнализации и линии управления оповещения;

- определить и обозначить на двери складского помещения старшины категорию взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по ПУЭ в соответствии с п. 33 ППБ 01-03;

- привести в соответствии с требованиями п. 1.82 СНиП 2.08.02-89* предел

огнестойкости двери склада старшины;

- оборудовать автоматическую пожарную сигнализацию в административном блоке в соответствии с п. 4 НПБ 110-03;

- привести в соответствии с п. 16 ППБ 01-03, НПБ 104-03 систему оповещения людей о пожаре в административном блоке ИВС МВД по УР;

- запретить эксплуатацию электрических светильников в административном блоке ИВС МВД по УР без защитных колпаков (рассеивателей), предусмотренных конструкцией светильников, в соответствии с требованиями п.60 ППБ 01-03;

- обеспечить проверки временного противопожарного водопровода на водоотдачу в соответствии с п.89 ППБ 01-03;

- привести в соответствии с п.2.1.21 ПУЭ соединение жил электропроводов в административной части ИВС МВД по УР;

- привести в соответствии с п.40 ППБ 01 -03 окна в административной части ИВС МВД по УР;

- провести эксплуатационные испытания наружной пожарной лестницы в соответствии с п.41 ППБ 01-03;

- привести в соответствии с п.8.9 СНиП 21-01-97* зазор между маршами лестниц и между поручнями ограждений лестничных маршей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 01 июля 2011 года.

Судья Стех Н.Э.