Дело № 2-1134/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 21 февраля 2011 года г. Ижевск Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе: председательствующего судьи Фаррухшиной Г.Р., при секретаре Дорофееве С.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Игнатьевой Г.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ижевске (Межрайонное) Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав, У С Т А Н О В И Л: Игнатьева Г.А. (далее по тексту – истец) обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ижевске (Межрайонное) Удмуртской Республики (далее по тексту – УПФР в г. Ижевске, ответчик) о восстановлении пенсионных прав. Иск мотивировала тем, что ей незаконно отказано во включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как лицу, имеющему 25 летний стаж педагогической деятельности периодов, когда, по мнению ответчика, истец не выполняла норму педагогической нагрузки, находилась в отпуске по уходу за ребенком до трех лет. Истец просит признать незаконным решение УПФР в г. Ижевске <номер> от <дата> об отказе ей в досрочном назначении трудовой пенсии по старости; обязать ответчика включить в ее специальный педагогический стаж периоды с 18 апреля 2003 г. по 31 мая 2003 г., с 1 июля 2003 г. по 14 июля 2003 г., с 26 августа 2003 г. по 30 сентября 2003 г., с 1 марта 2004 г. по 30 апреля 2004 г., с 14 июля 2004 г. по 27 июля 2004 г., с 31 июля 2004 г. по 31 августа 2004 г. работы в должности воспитателя, когда по мнению Ответчика, не была выполнена норма педагогической нагрузки и с 22 марта 1991 г. по 21 сентября 1991 г. - нахождение в отпуске по уходу за ребенком до трех лет; обязать ответчика досрочно назначить ей трудовую пенсию по старости с момента возникновения права как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность – с 21 ноября 2010 г.; взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 руб. В судебном заседании истец Игнатьева Г.А. исковые требования поддержала, иск просила удовлетворить в полном объеме. В судебном заседании представитель ответчика Рязапова Э.М., действующая на основании доверенности, исковые требования Игнатьевой Г.А. не признала, поддержала письменные возражения, просила отказать истцу в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Выслушав истца, представителя ответчика, изучив и проанализировав материалы гражданского дела, представленные сторонами доказательства, суд устанавливает следующие обстоятельства, имеющие значение для дела: - Игнатьева Г.А., <дата> года рождения, с <дата>. работает на педагогических должностях в учреждениях для детей. - <дата> Игнатьева Г.А. обратилась в пенсионный орган по месту жительства с заявлением о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику, отработавшему в учреждениях для детей не менее 25 лет. - Решением <номер> от <дата> Игнатьевой Г.А. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, предусмотренной пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», поскольку было установлено, что специальный стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, у нее менее 25 лет и составляет по подсчетам ответчика 23 года 9 месяцев 28 дней. В стаж не были включены периоды с 18 апреля 2003 г. по 31мая 2003 г., с 1 июля 2003 г. по 14 июля 2003 г., с 26 августа 2003 г. по 30 сентября 2003 г., с 1 марта 2004 г. по 30 апреля 2004 г., с 14 июля 2004 г. по 27 июля 2004 г., с 31 июля 2004 г. по 31 августа 2004 г. работы в должности воспитателя, когда, по мнению Ответчика, не была выполнена норма педагогической нагрузки и с 22 марта 1991 г. по 21 сентября 1991 г. нахождение в отпуске по уходу за ребенком до трех лет. Данные обстоятельства установлены в судебном заседании пояснениями участников процесса, представленными доказательствами и сторонами в целом не оспариваются. Требования истца Игнатьевой Г.А. являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ (далее по тексту – ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»), определяющий основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии, в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости закрепляет достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7) и одновременно предусматривает право отдельных категорий граждан на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28). В соответствии с подпункт 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее установленного статьей 7 возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. Согласно пункту 1 статьи 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (п. 2 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»). Заявление о назначении трудовой пенсии рассматривается не позднее чем через десять дней со дня приема заявления (п. 5 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»). Вследствие этого обязательными условиями на досрочное назначение трудовой пенсии по старости являются подача заявления о назначении пенсии и наличие необходимой продолжительности соответствующей деятельности (специального трудового стажа), подтвержденной соответствующими документами. Данные юридически значимые обстоятельства истцом выполнены. Так, судом установлено и не оспаривается ответчиком, что с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста (55 лет), истец обратилась в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, 5 октября 2010 года. На день обращения истца за трудовой пенсией и приема ответчиком ее заявления со всеми необходимыми документами, общая суммарная продолжительность ее педагогической деятельности составляла 23 года 9 месяцев 28 дней. При этом оспариваемые истцом периоды с 18 апреля 2003 г. по 31 мая 2003 г., с 1 июля 2003 г. по 14 июля 2003 г., с 26 августа 2003 г. по 30 сентября 2003 г., с 1 марта 2004 г. по 30 апреля 2004 г., с 14 июля 2004 г. по 27 июля 2004 г., с 31 июля 2004 г. по 31 августа 2004 г. работы в должности воспитателя, когда по мнению ответчика, не была выполнена норма педагогической нагрузки и с 22 марта 1991 г. по 21 сентября 1991 г. нахождение в отпуске по уходу за ребенком до трех лет подлежали включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, по следующим основаниям. 1. Периоды с 18 апреля 2003 г. по 31мая 2003 г., с 1 июля 2003 г. по 14 июля 2003 г., с 26 августа 2003 г. по 30 сентября 2003 г., с 1 марта 2004 г. по 30 апреля 2004 г., с 14 июля 2004 г. по 27 июля 2004 г., с 31 июля 2004 г. по 31 августа 2004 г. работы в должности воспитателя, когда, по мнению Ответчика, не была выполнена норма педагогической нагрузки. Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. С учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении № 18-П от 15 июня 1998 года, а также в Определении № 320-О от 5 ноября 2002 года, суд вправе применять нормативные правовые акты, утратившие силу, но действовавшие в спорный период деятельности истца. Исходя из изложенного, давая оценку периодам, не зачтенным ответчиком в специальный педагогический стаж истца, суд руководствуется, в том числе действовавшими в течение них нормативными правовыми актами. Возражения ответчика о не включении в педагогический стаж спорных периодов с 18 апреля 2003 г. по 31мая 2003 г., с 1 июля 2003 г. по 14 июля 2003 г., с 26 августа 2003 г. по 30 сентября 2003 г., с 1 марта 2004 г. по 30 апреля 2004 г., с 14 июля 2004 г. по 27 июля 2004 г., с 31 июля 2004 г. по 31 августа 2004 г. в должности воспитателя в МДОУ Центр развития ребенка - детский сад <номер> по причине того, что истцом не выработана норма педагогической нагрузки, установленная на ставку в размере 36 часов в неделю на основании постановления Правительства РФ от 3 апреля 2003 года № 191 «О продолжительности рабочего времени педагогических работников образовательных учреждений» суд не принимает с учетом следующих обстоятельств. Статья 333 Трудового кодекса РФ (далее по тексту – ТК РФ) устанавливает, что «В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам образовательных учреждений с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы на ставку заработной платы) определяется Правительством Российской Федерации». В связи с чем, постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2003 года № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы на ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» (далее по тексту – постановление Правительства РФ № 191) была установлена норма часов педагогической работы на ставку заработной платы: 36 часов в неделю – воспитателям дошкольных образовательных учреждений. В соответствии со ст. 6 ТК РФ органы государственной власти субъектов РФ принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти. При этом, более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта РФ. Постановлением Президиума Государственного Совета и Правительства Удмуртской Республики от 29 сентября 1995 года № 82/258 «О сохранении системы детского дошкольного образования и социальной защите работников дошкольных учреждений», с изменениями от 31 января и 31 марта 2000 года (далее по тексту – постановление УР № 82/258), воспитателям детских дошкольных учреждений была снижена учебная нагрузка до 30 часов в неделю с учетом затраты времени на подготовку к учебным занятиям и работу с родителями. Таким образом, нормативным правовым актом субъекта РФ воспитателям детских дошкольных учреждений был установлен более высокий уровень трудовых прав и гарантий по сравнению с установленными нормативным правовым актом РФ, обеспечение которых отнесено к бюджету Удмуртской Республики и бюджетам городов и районов Удмуртской Республики (п. 8 постановления УР № 82/258). Несмотря на снижение педагогической нагрузки, установленной на ставку заработной платы воспитателям детских дошкольных учреждений, размер ставки заработной платы (должностной оклад) не изменился. Поэтому все удержания из заработка, в том числе, и в Пенсионный фонд производились в соответствующем полном размере от полной ставки заработной платы, без ограничения от нормы фактически отработанных часов. Согласно справке <номер> от <дата> МДОУ Центр развития ребенка Детский сад <номер> истец Игнатьева Г.А. в спорный период работала в должности воспитателя МДОУ Центр развития ребенка Детский сад <номер> и ее еженедельная нагрузка при 5 - дневной рабочей неделе составляла в спорные периоды 30 часов (6 часов в день). Доводы ответчика о том, что не подлежит применению постановление УР № 82/258 от 29.09.1995 года, так как оно противоречит законодательству РФ, не отвечает требованиям федерального нормативного акта - постановления Правительства РФ от 3 апреля 2003 года № 191, принятого позднее постановления № 82/58 и по своему статусу выше, суд признает неправомерными. Постановление УР № 82/258 от 29.09.1995 года принято в пределах полномочий, предоставленных Правительству Удмуртской Республики статьей 54 Конституции Удмуртской Республики, а также в соответствии и на основании ст.ст. 6 и 333 ТК РФ. Исходя из требований ст. 55 п. 3 Конституции РФ следует, что «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2003 года, установившее норму педагогической нагрузки для педагогических работников дошкольных учреждений в 36 часов в неделю ухудшает уровень трудовых прав работников данной категории субъекта РФ - Удмуртской Республики. С учетом того, что статьями 11, 12 и ч. 2 ст. 13 ТК РФ предусмотрен порядок действия Законов и иных нормативных актов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права во времени и пространстве, суд признает, что Постановление УР № 82/258 от 29.09.1995 года подлежит применению на территории УР. Учитывая изложенное, периоды работы истца с 18 апреля 2003 г. по 31мая 2003 г., с 1 июля 2003 г. по 14 июля 2003 г., с 26 августа 2003 г. по 30 сентября 2003 г., с 1 марта 2004 г. по 30 апреля 2004 г., с 14 июля 2004 г. по 27 июля 2004 г., с 31 июля 2004 г. по 31 августа 2004 г. подлежат включению в специальный стаж Игнатьевой Г.А., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. 2. Период с 22 марта 1991 г. по 21 сентября 1991 г. нахождение в отпуске по уходу за ребенком до трех лет подлежит включению в специальный стаж Игнатьевой Г.А. Действующее в период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет законодательство не содержало запрета на включение в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет педагогических работникам тех периодов, когда они находились в отпусках по уходу за ребенком. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком до исполнения ему полутора и трех лет, действующее в то время пенсионное законодательство не содержало запрета на включение в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет периода отпуска по уходу за ребенком. Действующий в настоящее время Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» также не содержит прямого исключения спорного периода из специального стажа. Постановлением Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС № 156/10-30 от 06 июля 1982 года было утверждено разъяснение «О порядке предоставления частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет», согласно которому «Время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе: …при назначении государственных пенсий,… Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора учитывается в том же порядке, как и работа…, в период которой предоставлены указанные отпуска» (пункт 6). Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС № 677 от 22 августа 1989 года «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» продолжительность частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста полутора лет, а продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы увеличилась до достижения ребенком возраста трех лет. Согласно пункту 7 разъяснения Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС № 23/24-11 от 29 ноября 1989 года «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет» (далее по тексту – разъяснение №23/24-11 от 29 ноября 1989 года) «Время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе: …при назначении государственных пенсий,… Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как и работа…, в период которой предоставлены указанные отпуска». Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. № 1501-I «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г.; ст. 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Данное правовое положение также закреплено Законом Российской Федерации № 3543-1 от 25 сентября 1992 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (далее по тексту – Закон РФ № 3543-1 от 25 сентября 1992 года), согласно пункту 103 которого «По желанию женщин им предоставляется частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет… Кроме указанного отпуска женщине, по ее заявлению, предоставляется дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет… Отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности (кроме случаев назначения пенсии на льготных условиях)» (ст. 167 КЗоТ РСФСР). Таким образом, исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со ст. 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, т. е. до 6 октября 1992 г. Изложенная позиция в полной мере согласуется с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом РФ в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 г. № 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с peaлизацией гражданами права на трудовые пенсии". В связи с чем период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком до трех лет подлежит безусловному включению в специальный стаж. При включении в специальный педагогический стаж Игнатьевой Г.А., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составляющий по подсчетам ответчика на 5 октября 2010 года - 23 года 9 месяцев 28 дней, периодов с 18 апреля 2003 г. по 31мая 2003 г., с 1 июля 2003 г. по 14 июля 2003 г., с 26 августа 2003 г. по 30 сентября 2003 г., с 1 марта 2004 г. по 30 апреля 2004 г., с 14 июля 2004 г. по 27 июля 2004 г., с 31 июля 2004 г. по 31 августа 2004 г., с 22 марта 1991 г. по 21 сентября 1991 г., он составит 24 года 10 месяцев 18 дней, что недостаточно для назначения досрочной трудовой пенсии. В соответствии с п. 1 ст. 19 ФЗ № 173-ФЗ пенсия может быть назначена с момента возникновения права. Поскольку истец заявил исковые требования с момента возникновения права, а право на назначение пенсии возникло до вынесения судом решения, суд считает возможным принять решение о достаточном стаже для назначения трудовой пенсии по старости Игнатьевой Г.А. с момента возникновения права на пенсию, а именно с 21 ноября 2010 г. Согласно справке <номер> от <дата> Игнатьева Г.А. продолжает работать в <данные изъяты> <номер> с 6 октября 2010 г. по 21 февраля 2011 г. в должности воспитателя, при этом выполняет норму педагогической нагрузки. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что моментом возникновения права является 21 ноября 2010 г., поскольку на эту дату у истца имелся стаж педагогической деятельности не менее 25 лет, что позволяет принять решение о досрочном назначении истцу трудовой пенсии по старости с 21 ноября 2010 года. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что решение УПФР в г. Ижевске за <номер> от <дата> об отказе Игнатьевой Г.А. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, предусмотренной пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», незаконно и необоснованно, поэтому подлежат удовлетворению требования истца о включении в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, оспариваемых истцом периодов с 18 апреля 2003 г. по 31 мая 2003 г., с 1 июля 2003 г. по 14 июля 2003 г., с 26 августа 2003 г. по 30 сентября 2003 г., с 1 марта 2004 г. по 30 апреля 2004 г., с 14 июля 2004 г. по 27 июля 2004 г., с 31 июля 2004 г. по 31 августа 2004 г., с 22 марта 1991 г. по 21 сентября 1991 г., и требования о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости с момента возникновения права на ее назначение, то есть с 21 ноября 2010 г. С учетом того, что решение состоялось в пользу истца, с ответчика в порядке статьи 98 ГПК РФ подлежат взысканию в пользу истца судебные расходы, состоящие из государственной пошлины в сумме 200 рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Игнатьевой Г.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ижевске (Межрайонное) Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав удовлетворить. Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ижевске (Межрайонное) Удмуртской Республики <номер> от <дата>. об отказе Игнатьевой Г.А. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ижевске (Межрайонное) Удмуртской Республики досрочно назначить Игнатьевой Г.А. трудовую пенсию по старости, как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от ее возраста с момента возникновения права на ее назначение, то есть с 21 ноября 2010 года. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ижевске (Межрайонное) Удмуртской Республики включить в педагогический стаж Игнатьевой Г.А. периоды ее работы в должности воспитателя Муниципального дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка - Детский сад <номер> с 18 апреля 2003 г. по 31 мая 2003 г., с 1 июля 2003 г. по 14 июля 2003 г., с 26 августа 2003 г. по 30 сентября 2003 г., с 1 марта 2004 г. по 30 апреля 2004 г., с 14 июля 2004 г. по 27 июля 2004 г., с 31 июля 2004 г. по 31 августа 2004 г. и нахождение в отпуске по уходу за ребенком с 22 марта 1991 г. по 21 сентября 1991 г. Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ижевске (Межрайонное) Удмуртской Республики в пользу Игнатьевой Г.А. расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 руб. Резолютивная часть решения изготовлена председательствующим судьей в совещательной комнате. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме через районный суд. Решение в окончательной форме изготовлено председательствующим судьей 5 марта 2011 года. Председательствующий судья Фаррухшина Г.Р.