№ 2- 3100/2011 г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 31 августа 2011 года г.Ижевск Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе: председательствующего судьи Карповой О.П., при секретаре Костылевой К.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жвакина А.Н. к Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике о перерасчете и индексации ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, взыскании недополученных сумм, у с т а н о в и л: Жвакин А.Н. (далее по иску - истец) обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике (далее по тексту - ответчик) о перерасчете и индексации ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, взыскании недополученных сумм, мотивируя свои требования тем, что он является пенсионером МВД по УР, инвалидом 2 группы, в связи с увечьем, полученным при исполнении обязанностей в связи с ликвидацией аварии на Чернобыльской АЭС и степенью утраты трудоспособности 100%. На <дата> истцу выплата ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда составляла <данные изъяты> рублей, данная сумма была рассчитана из заработной платы с учетом степени утраты трудоспособности. В связи с изданием ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 5-ФЗ от 12 февраля 2001 года, с <дата> года Центр пенсионного обслуживания МВД по УР производил Жвакину А.Н. начисления ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда в размере <данные изъяты> рублей. Выплаты ЕДК в возмещение вреда с <дата> Центр пенсионного обслуживания МВД по УР проиндексировал на коэффициент 1, 12 и ее размер составил <данные изъяты> рублей, с <дата> проиндексировал на коэффициент 1, 12 и ее размер составил <данные изъяты> рублей. С <дата> проиндексировал на коэффициент 1,1 и ее размер составил <данные изъяты> рублей, с <дата> ЕДК проиндексировано в 1,11 раза в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03 марта 2007 года № 143 и ее размер составил <данные изъяты> рублей в месяц. С <дата> ЕДК ответчик проиндексировал на 1,09 в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03 марта 2007 года № 143 и ее размер составил <данные изъяты> рублей. С <дата> ЕДК ответчик проиндексировал на 1,08 в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 марта 2007 года № 171 и ее размер составил <данные изъяты> рублей в месяц. С <дата> компенсация проиндексирована ответчиком на 1, 085 в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17 марта 2008 года № 181 и ее размер составил <данные изъяты> рублей. Данная сумма выплачивается и в настоящее время. В соответствии с ч.3 ст.5 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС», государственные пенсии, пособия, компенсации, суммы возмещения вреда вследствие Чернобыльской катастрофы и иные выплаты, подлежат защите от инфляции в полном размере в порядке, определенном законодательством РФ об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РФ, согласно п. 11 ст.12 Закона РФ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от <дата> № 125-ФЗ, при повышении минимального размера оплаты труда в централизованном порядке размеры ежемесячной страховой суммы увеличиваются пропорционально повышению минимального размера оплаты труда. Истец в этой связи просил обязать МВД по УР производить дальнейшее начисление и выплату ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда с <дата> в размере <данные изъяты> рублей и производить ее дальнейшую индексацию в соответствии с действующим законодательством РФ. Взыскать с Министерства внутренних дел по УР в его пользу недополученную сумму ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда за период с <дата> по <дата> в размере <данные изъяты> рублей, убытки за причиненный имущественный вред в размере <данные изъяты> рублей. <дата> (л.д. 241) представитель истца Сармакеев С.П., действующий на основании доверенности, изменил исковые требования в сторону увеличения, в соответствии со ст. 39 ГПК РФ. Просил обязать Министерство внутренних дел по УР производить дальнейшее начисление и выплату ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда с <дата> в размере <данные изъяты> рублей и производить ее дальнейшую индексацию в соответствии с действующим законодательством РФ. Обязать Министерство внутренних дел по УР произвести начисление и выплату в пользу истца недополученной суммы ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда за период с <дата> пот <дата> в размере <данные изъяты> рублей и убытки за причиненный имущественный вред в размере <данные изъяты> рублей. В судебное заседание истец Жвакин А.Н. не явился, надлежащим образом был извещен о времени и месте судебного заседания, дело рассмотрено в его отсутствие, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ. Представитель истца - Сармакеев С.П., действующий на основании доверенности, доводы, изложенные в иске поддержал в полном объеме. Представитель МВД по УР Самоволькина И.Р., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, представила письменный отзыв. Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд полагает, что иск Жвакина А.Н. к МВД по УР о перерасчете и индексации ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, взыскании недоплаченных сумм и убытков не основан на законе, следовательно не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Гражданский Кодекс Российской Федерации (ст.9 ГК РФ вправе осуществлять этот выбор по своему усмотрению. В соответствии с Законом РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», изначально возмещение гражданам вреда, причиненного здоровью, не предусматривалось. Законом РФ от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», впервые установлено возмещение вреда, причиненного здоровью. Одновременно военнослужащие, получающие пенсию за выслугу лет и ставшие инвалидами вследствие катастрофы на ЧАЭС, были лишены этого права на основании абзаца 3 пункта 2 части 1 статьи 29 Закона РФ от 18 июня 1992 года в редакции ФЗ от 24 ноября 1995 года. Подпунктом «д» пункта 1 постановления Конституционного Суда РФ от 01 декабря 1997 года № 18-П, лишение военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет и ставшими инвалидами вследствие аварии на ЧАЭС, права на возмещение вреда, признано неконституционным. Пунктом 3 данного постановления указанные положения признаны не соответствующими Конституции РФ, указано, что утрачивают силу по истечении 6 месяцев с момента провозглашения постановления, то есть с 01 июня 1998 года. В связи с этим принято постановление Правительства РФ от 08 июня 2001 года № 455 «Об утверждении порядка и условий возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся воздействию вследствие катастрофы на ЧАЭС», в редакции постановления Правительства РФ от 24 августа 2002 года № 620, которым установлен порядок и условия возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию. Пунктом 3 данного постановления предусмотрено, что гражданам, ставшим инвалидами вследствие Чернобыльской катастрофы, из числа военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, получающим пенсию в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1, выплата недополученной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие аварии на ЧАЭС, производится за период со 02 июня 1998 года по 15 февраля 2001 года, органами осуществляющими пенсионное обеспечение указанных граждан, исходя из денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка от степени утраты трудоспособности. Таким образом, законодатель не внес изменения в Закон РСФСР от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», а принятым постановлением органа исполнительной власти определил механизм и порядок разового возврата гражданам недополученных сумм в том размере, который являлся, по мнению Правительства, наиболее справедливым. Однако, согласно Закона РСФСР от 15 мая 1991 года № 1244-1 военнослужащие, получающие пенсию за выслугу лет и ставшие инвалидами вследствие аварии на ЧАЭС, право на возмещение вреда по – прежнему не имели. Поэтому принятое постановление Правительства РФ от 08 июня 2001 года № 455 имело разовый характер и касалось только возврата недополученных сумм, однако не устанавливало основания и размер возмещения вреда, поскольку они устанавливались Законом РСФСР от 15 мая 1991 года № 1244-1. Данное постановление Правительства РФ издано принято в соответствии со статьей 3 ФЗ от 12 февраля 2001 года. Согласно ст. 3 ФЗ от 12 февраля 2001 года, выплата гражданам недополученных денежных компенсаций производилась в течении 2001-2003 годов. Как установлено в ходе судебного заседания, выплата недополученной денежной компенсации в возмещение вреда за период со <дата> по <дата>, была произведена Жвакину А.Н. <дата> в размере <данные изъяты> рублей на основании письма ФЭД МВД от <дата> <номер> (л.д.37). А впоследствии была произведена индексация. Данная компенсация была рассчитана следующим образом, на момент получения пенсии: должностной оклад <данные изъяты> рублей, звание - <данные изъяты> рублей, 50% надбавка за выслугу лет - <данные изъяты> рублей, продовольственный паек - <данные изъяты> рублей. Размер компенсации с <дата> по <дата> составил <данные изъяты> рублей (коэффициент 1,48), с <дата> по <дата> - <данные изъяты> рублей (коэффициент 1, 12), с <дата> по <дата> – <данные изъяты> рублей (размер коэффициента 1, 2544), с <дата> по <дата>- <данные изъяты> рублей (коэффициент индексации 1, 38). В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07 мая 2005 года № 292 с <дата> по <дата> <данные изъяты> рублей (коэффициент 1, 11). В соответствии с постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2006 года- <данные изъяты> рублей (коэффициент индексации 1,09). В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 марта 2007 года № 171 с <дата> по <дата> размер компенсации составил <данные изъяты> рублей (коэффициент индексации 1,08). В соответствии с постановлением Правительства РФ от 03 сентября 2008 года № 655 с <дата> по <дата>- <данные изъяты> рублей (коэффициент индексации 1, 105). Как указано выше, изначально Закон РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции от 15 мая 1991 года, не предусматривал возможность возмещения гражданам вреда, причиненного здоровью. Впервые законодатель установил такое возмещение Законом РФ от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В соответствии со ст.1 данного закона, пункт 25 статьи 14 Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» изложен в следующей редакции: возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. При этом, если период работ по ликвидации последствий катастрофы составил менее одного полного календарного месяца, размер возмещения вреда исчисляется исходя из условного месячного заработка. Во всех случаях заработок, из которого исчисляется сумма возмещения вреда, не может быть ниже семикратной суммы установленного законом минимального размера оплаты труда. Выплаты денежных сумм производят органы социальной защиты населения или иные государственные органы в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Таким образом, возможность получения гражданином денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, в размере заработка или соответствующей его части ставилась в зависимость от степени утраты трудоспособности с обязательным условием установления инвалидности. В данном случае размер суммы возмещения вреда, причиненного здоровью, возмещался гражданам до принятия ФЗ от 12 февраля 2001 года № 5 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ЧАЭС», которым суммы возмещения вреда инвалидам были установлены в твердых денежных суммах. Как установлено в судебном заседании, Жвакин А.Н. впервые признан <данные изъяты> <дата> с причиной инвалидности <данные изъяты>. При установлении данной причины инвалидности вопрос о степени утраты профессиональной трудоспособности учреждением МСЭ не рассматривался. При очередном освидетельствовании <дата> Жвакин А.Н. признан <данные изъяты>. Причина инвалидности изменена на <данные изъяты> Степень утраты трудоспособности, согласно выписки из акта освидетельствования МСЭ 70%, определена истцу <дата>, то есть на момент действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» в редакции ФЗ от 12 февраля 2001 года № 5, которым было введено возмещение вреда, причиненного здоровью, инвалидам в твердых денежных суммах. Поскольку на момент действия первоначальной редакции Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на ЧАЭС», позволяющей производить выплаты в возмещение вреда при наличии инвалидности в зависимости от степени утраты трудоспособности, у истца такая степень определена не была, следовательно часть 1 статьи 2 ФЗ от 12 февраля 2001 года не могла быть применена к истцу, поскольку он не относится к гражданам, получившим до вступления данного Федерального Закона в силу возмещение вреда, причиненного здоровью, исходя из заработка. Данная позиция закреплена в определении Конституционного Суда РФ от 24 июня 2008 года № 350-0-0. Впоследствии, в соответствии с ФЗ от 12 февраля 2001 года № 5 «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на ЧАЭС» ежемесячная компенсация в счет возмещения вреда здоровью впервые была установлена с <дата> года в размере <данные изъяты> рублей в месяц. В связи с чем суд полагает, что оснований для выплаты Жвакину А.Н. недополученных сумм возмещения вреда с учетом индексации с применением коэффициентов роста минимального размера оплаты труда с <дата> в 1, 515 раза и с <дата> в 1, 581 раза, не имеется, поскольку на указанные даты сумма возмещения вреда здоровью истцу не была установлена, а за период с <дата>, то есть по истечению года, с даты установления суммы возмещения вреда здоровью, и в последующие годы, ее индексация произведена в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, суд не может согласиться с доводами истца о том, что сумма возмещения вреда здоровью должна быть проиндексирована с <дата> в 1, 515 раза, исходя из размера денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка, которые применялись при расчете единовременной задолженности, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 08 июня 2001 года № 455, так как данная плата носила разовый характер, сумма была произведена строго в соответствии с постановлением Правительства РФ, а впоследствии истцу была установлена сумма возмещения вреда здоровью в соответствии со ст. 14 Закона РСФСР № 1244-1 в редакции от 12 февраля 2001 года в твердой денежной сумме. Кроме того, пунктом 4 постановления Правительства РФ от 08 июня 2001 года № 455 «Об утверждении порядка и условий возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие аварии на ЧАЭС» предусмотрено, что выплата недополученных денежных компенсаций производится на основании заявлений граждан. Аналогичный заявительный порядок выплаты денежных сумм в возмещение вреда установлен постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 09 октября 1996 года № 3 «Об утверждении разъяснения «О порядке выплаты денежных сумм в возмещение вреда в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности гражданам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы, и аналогичными последующими за ним постановлениями. Согласно представленной справке ФГУ «Главное бюро медико- социальной экспертизы по Удмуртской Республике» от 15 января 2009 года № 01-14/15, сведения о результатах определения степени утраты профессиональной трудоспособности в МВД по УР не направлялись, Жвакин А.Н. получил данный медицинский документ на руки с рекомендацией самостоятельного его предъявления в соответствующий пенсионный орган. Выплаты истцу денежных сумм в соответствии с постановлением Правительства РФ от 08 июня 2001 года № 455 « Об утверждении порядка и условий возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие аварии на ЧАЭС», были произведены МВД по Удмуртской Республике ошибочно, без заявления истца, после предоставления им справки об определении степени утраты трудоспособности с <дата>. Кроме того, возврат денежных сумм был произведен и потому, что истцом в пенсионный отдел МВД по УР не был предоставлен документ, свидетельствующий о степени утраты трудоспособности в указанный в постановлении Правительства РФ от 08 июня 2001 года № 455 временной период со <дата> по <дата>. При этом МВД по УР произвело истцу данную выплату, поскольку на момент получения соответствующего разрешения на выплаты гражданам истец имел и вторую группу инвалидности, ему была определена степень утраты трудоспособности. То обстоятельство, что МВД по УР <дата>, выплатило истцу денежную компенсацию в возмещение вреда, не является подтверждением и признанием со стороны МВД по УР права истца на данную выплату, поскольку МВД по УР самостоятельно не может устанавливать или менять условия получения компенсаций и льгот, которые определены вышеперечисленными нормативными актами. Кроме того, в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 19 ноября 2010 года № 18-В10-72, содержится оценка возможности ежемесячной выплаты инвалидам- чернобыльцам в возмещение вреда, причиненного здоровью, с индексацией на коэффициент роста величины прожиточного минимума. При этом судебная коллегия указала на ошибочность выводов суда о необходимости индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума назначенных ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью, поскольку на момент обращения истца с иском законодателем предусмотрена индексация указанных выплат исходя из уровня инфляции, в связи с чем применение ранее действующего порядка невозможно. Кроме того, в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 июня 2011 года N 832-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО1 на нарушение его конституционных прав положением части первой статьи 2 Федерального Закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», указано, что Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 11 ноября 2008 года N 556-О-Р, установил, что юридическое последствие решения Конституционного Суда Российской Федерации, которым выявляется конституционно-правовой смысл нормы, - прекращение ее действия (а значит, и применения) в неконституционном истолковании и, следовательно, утрата ею силы на будущее время в любом ином, расходящемся с выявленным конституционно-правовым смыслом, допускавшемся ранее понимании. Это означает, что такая норма - по общему правилу, вытекающему из частей первой и третьей статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", - с момента вступления решения Конституционного Суда Российской Федерации в силу, не должна толковаться каким-либо иным образом и применяться в каком-либо ином смысле. С учетом общеобязательности выявленного Конституционным Судом Российской Федерации конституционно-правового смысла оспариваемой нормы не исключается возможность повторного обращения граждан, не являвшихся участниками конституционного судопроизводства, решения по делам которых приняты до вынесения Конституционным Судом Российской Федерации п от 20 декабря 2010 года N 21-П и вступили в законную силу, в органы, на которые возложены функции назначения и выплаты ежемесячных компенсаций в возмещение вреда, причиненного здоровью радиационным воздействием в связи с Чернобыльской катастрофой, за перерасчетом таких компенсаций исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности, а в случае отказа в таком перерасчете - в суд. Ранее Жвакин А.Н. с заявлением о перерасчете компенсаций исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности, к МВД УР, не обращался. Таким образом, оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд полагает необходимым в удовлетворении требований истцу отказать в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск Жвакина А.Н. к Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике о перерасчете и индексации ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, взыскании недополученных сумм оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение десяти дней через районный суд. Решение изготовлено в окончательной форме 12 сентября 2011 года. Председательствующий судья О.П.Карпова