о возмещении убытков и выплате компенсации морального вреда



Дело № 2-2873/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 октября 2011 года г. Ижевск

Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:

председательствующего судьи Карповой О.П.,

при секретаре Костылевой К.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гимадеевой А.Н., Галдановой Р.Н. к Обществу с ограниченной ответственностью «Авангард - Консалтинг» по защите прав потребителей,

У С Т А Н О В И Л:

Гимадеева А.Н., Галданова Р.Н. (далее по тексту - истцы) обратились в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Авангард - Консалтинг» (далее по тексту – ООО «Авангард- Консалтинг», ответчик) по защите прав потребителей. Свои требования мотивировали следующим.

<дата> истец Гимадеева А.Н. заключила с ООО «Авангард-Консалтинг» (далее - турагент, ответчик) договор <номер> о подборе, бронировании и приобретении тура турагентом в интересах туриста. Согласно п. 1.1. договора, турагент обязался за вознаграждение, от своего имени, совершать по поручению и за счет туриста юридические и иные действия, направленные на подбор, бронирование и оплату туристического продукта, потребительские свойства которого указаны в заявке на бронирование. Согласно п. 1.4. договора, туристический продукт, соответствующий характеристикам, указанным в заявке на бронирование, формируется туроператором, информация о котором содержится в сведениях об условиях финансового обеспечения туроператора. Туроператор является лицом (исполнителем), обеспечивающим оказание туристу услуг, входящих в туристический продукт, и несет перед туристом ответственность за неоказание или ненадлежащее оказание туристу услуг, входящих в туристический продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги.

В соответствии с договором, туроператором является <данные изъяты> реестровый номер в Едином федеральном реестре туроператоров МТЗ <номер>, туристический продукт представляет собой - путевка в <адрес> для двух туристов - Гимадеевой А.Н. и ее сестры Галдановой Р.Н. сроком на 10 дней и 9 ночей в период с <дата> по <дата> по маршруту <адрес> с проживанием в течение указанного периода в отеле ««FОRЕSТ РАRК» 3*, что подтверждается копией приложений №№ 1, 3 к договору, общая цена туристического продукта составляла <данные изъяты> рублей.

Однако предоставленные истцу Гимадеевой А.Н. и ее сестре услуги не соответствовали туристическому продукту и содержанию заключенного с ответчиком договора.

При заключении договора ответчик предоставил ей неверную информацию о туристическом продукте.

Согласно п.1.6., п. 2.1.3. договора, турагент обязан предоставить туристу достоверные сведения о составе и характеристиках услуг, входящих в туристический продукт. Информация о потребительских свойствах туристического продукта указана в заявке на бронирование - приложение <номер> к договору. Заявка на бронирование содержит сведения о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории), услугах по перевозке туриста в стране временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика и о дополнительных услугах. Ответчик подобрал отель «FОRЕSТ РАRК» 3*, согласно каталогу и сайту туроператора, в отеле имелось 50 стандартных номеров, бассейн, пресная вода, лежаки и зонты у бассейна бесплатно, детская площадка, детский бассейн, магазин мини - маркет, няня по запросу, сейф, в номере - холодильник, телефон, индивидуальный кондиционер, спутниковое телевидение (российский канал), ванная комната (ванна/душ), балкон, фен. Когда они выбирали отель и бронировали тур, ответчиком было обещано наличие сейфа в предложенном отеле - «FОRЕSТ РАRК», однако как выяснилось по приезду в отель, его там не оказалось. На их запрос к ответчику от <дата> о том, из каких источников ему было известно о наличии сейфа в отеле, был дан ответ, что информация получена с сайта отеля «FОRЕSТ РАRК».

Выбирая отель для отдыха, они ориентировались на сервис, на услуги оказываемые отелем, ответчик заверил, что этот отель соответствует заявленной категории и приравнивается к 4* отелю в <адрес>, было обещано, что отель является «небольшим экономичным отелем, удобно расположенным между двумя популярными курортными городками, <адрес>, с хорошим питанием», однако по прибытии на место истцы были шокированы обстановкой в отеле, а именно - нетрезвый персонал, рваные полотенца, мыло, туалетная бумага выдавалась только после запроса, отвратительное питание, а также отсутствие сейфа в отеле, что вынудило истцов все время носить с собой денежные средства, ценные вещи и документы. В сейфе они планировали хранить документы - паспорта (загранпаспорт и паспорт гражданина РФ), билеты на самолет, страховку, и большую часть наличных денежных средств.

<дата> в 21 часов 30 минут, когда они возвращались из поселка <адрес>, в окрестностях отеля на них было совершено вооруженное разбойное нападение. В результате их избили, отобрали денежные средства, сумки, аппаратуру.

После происшествия они сразу вызвали полицию <адрес> полицейского участка полуострова <адрес>, сотрудники которой по прибытии составили протокол. К месту происшествия был также вызван представитель туроператора ФИО2, который помогал составить протокол в полицейском участке, а также помог сделать справку для въезда в РФ в консульстве.

В результате нападения у истца Гимадеевой А.Н. была украдена красная тряпичная сумка, в сумке находился <данные изъяты>. Таким образом, был причинен имущественный ущерб в размере <данные изъяты>.

В результате нападения ее сестре, Галдановой Р.Н., были причинены телесные повреждения - рукояткой пистолета ей была нанесена травма головы, представляющая собой ушибленную рану теменной области, множественные ушибы, гематомы, ссадины мягких тканей лица, верхних и нижних конечностей, нанесенные побои подтверждаются справкой от <дата> из больницы <адрес>, а также похищена кожаная сумка, в сумке находился <данные изъяты>. Таким образом, Галдановой Р.Н. был причинен имущественный ущерб в размере <данные изъяты>.

В соответствии с п.8.3. договора, перед подписанием договора турист уведомлен об опасностях, с которыми возможна встреча при совершении путешествия. Однако, ответчик не сообщил никакой информации о криминогенной обстановке в <адрес>, им было сказано что они едут в туристическую зону, где безопасно на протяжении всех суток можно спокойно гулять по городу, в стране достаточно низкий уровень преступности, с 21-00 вечера в <адрес> начинается ночная жизнь - безопасное для прогулок время, вследствие чего они спокойно возвращались с прогулки, и не догадывались, что могут подвергнуться вооруженному разбойному нападению.

В соответствии с п.8.3. договора, турист предупрежден о необходимости соблюдения правил личной безопасности, о необходимости хранения денежных средств и иного имущества в сейфах отеля.

Согласно п.1 ст. 10 Закона РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Ответчик обещал наличие сейфа в отеле, однако по прибытии его там не оказалось, им пришлось все время все личные ценные вещи, денежные средства и документы (паспорта граждан РФ, загранпаспорта, билеты на самолет), носить с собой, поскольку оставлять их в отеле с пьяным персоналом было не безопасным. Фактически ответчиком была предоставлена недостоверная информация об отеле, в нем отсутствовал сейф, и как следствие, личная безопасность туристов и сохранность личного имущества не была обеспечена.

Согласно п.1, п.22 постановления Правительства РФ от 18 июля 2007 года № 452 «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристического продукт», исполнитель (турагент, туроператор) в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» несет ответственность за ненадлежащую информацию о туристическом продукте и исполнителе, за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие непредоставления ему полной и достоверной информации.

Обратившись к ответчику за выбором туристического продукта, они надеялись получить квалифицированную помощь при выборе отеля, так как это является спецификой его деятельности и он должен владеть полной и достоверной информацией, предлагая туристам выбрать ту или иную страну, тот или иной отель, именно за эту деятельность турагент получает финансовое вознаграждение.

Кроме того, вследствие неудачного отдыха, им причинен моральный вред, размер которого оценивается в 25000 рублей каждому.

Просили взыскать с ответчика в пользу Гимадеевой А.Н. денежную сумму в размере <данные изъяты> рубля, что составляет 20% от стоимости туристического продукта в счет уменьшения стоимости туристического продукта,

денежную сумму в размере <данные изъяты>, по курсу Центробанка РФ на <дата>, что составляет <данные изъяты> рубля в качестве компенсации убытков, возникших в связи с ненадлежащим исполнением условий договора о реализации туристского продукта,

денежную сумму в счет компенсации причиненного морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

Взыскать с ответчика в пользу Галдановой Р.Н. денежную сумму в размере <данные изъяты> рубля, что составляет 20% от стоимости туристического продукта, в счет уменьшения стоимости туристического продукта,

денежную сумму в размере <данные изъяты> по курсу Центробанка РФ на <дата>, что составляет <данные изъяты> рублей, в качестве компенсации убытков, возникших в связи с ненадлежащим исполнением условий договора о реализации туристского продукта,

денежную сумму в счет компенсации причиненного морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

Взыскать с ответчика штраф в размере 50% от суммы, присужденной суммы в их пользу, за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителей.

В ходе судебного заседания истец Гимадеева А.М. поддержала требования в полном объеме, при этом пояснила, что <дата> с ООО «Авангард-Консалтинг» был заключен договор <номер> о подборе, бронировании и приобретении тура турагентом в интересах туриста. Согласно п. 1.4. договора, туристический продукт, соответствующий характеристикам, указанным в заявке на бронирование, формируется туроператором, информация о котором содержится в сведениях об условиях финансового обеспечения туроператора. В соответствии с договором, их туроператором является <данные изъяты>». При заключении договора истец Гимадеева А.Н. не проверяла, в каких взаимоотношениях состоит ответчик и туроператор, все обязательства перед ответчиком были исполнены, в Москве в офисе <данные изъяты> истец Гимадеева А.Н. получила комплект документов для отдыха (ваучер, страховку) и отправилась в <адрес>. Лишь после неудачного отдыха она задумалась над вопросом кому же предъявлять претензии, поскольку отдых оказался очень некачественным и принес значительные моральные и материальные потери.

Обратившись к ответчику за выбором туристического продукта, они надеялись получить квалифицированную помощь при выборе отеля, т.к. обязанности по подбору и бронированию тура являются спецификой его деятельности и ответчик должен владеть полной и достоверной информацией предлагая туристам выбрать ту или иную страну, тот или иной отель. От агентства впервые узнали о туроператоре <данные изъяты> Их выбор был сделан в пользу туроператора <данные изъяты> и отеля «FОRЕSТ РАRК», так как ответчиком была дана информация, что <данные изъяты> авторитетный туроператор с блестящей репутацией, является ведущим греческим туроператором на туристическом рынке России и стран СНГ. Туроператор <данные изъяты> - член всемирной ассоциации IАТА. Высокое качество обслуживания туристов было достигнуто благодаря профессионализму и многолетнему опыту (15 лет) сотрудников компании. Следовательно, они сделали выбор не самостоятельно, а на основании положительных характеристик о туроператоре, которые были даны ответчиком. Выбирая отель, верили заверениям ответчика о том, что отель по сервису и питанию соответствует оптимальному соотношению цены и качества, как уютный экономичный отель, хотя информация в сети Интернет относительно данного отеля была различной, сколько людей столько и мнений, все они субъективны, все по разному оценивают степень комфорта.

Давая согласие на бронирование отеля, они доверились турагенту, надеялись, что он профессионально исполнит свои обязательства по подбору тура, объективно оценит качество отеля, поскольку это является обязанностью ответчика, именно с ним они подписали договор о подборе, бронировании и приобретении тура. Однако после посещения данного отеля поняли, что уютный экономичный отель - это отсутствие туалетных принадлежностей, низкое качество питания, рваные полотенца, ненадлежащее поведение персонала, фактически туристическое агентство ввело их в заблуждение.

Чтобы сделать правильный выбор тура, они должны были иметь всю необходимую и достоверную информацию обо всех деталях тура, так называемых потребительских свойствах товара. Ответчик не добросовестно исполнил эту возложенную на него законом обязанность, умалчивая о каких-либо особенностях и свойствах тура. Вследствие чего подобное «умалчивание» повлекло для них значительные убытки, подобные действия ответчика квалифицируются как уголовное преступление и именуются «обманом потребителей». Договор с ответчиком они заключили под воздействием рекламного прессинга. При заключении договора были нарушены их права на своевременное получение необходимой и достоверной информации об услугах.

Ни ответчик, ни туроператор <данные изъяты> не сообщили никакой информации об отсутствии сейфа в отеле и о криминогенной обстановке в Греции, напротив, им было сказано, что они смогут воспользоваться сейфом на ресепшн. Однако такой возможности у них не было, так как сейфа в отеле не было. Они не могли оставить имущество в отеле, поскольку не было условий для обеспечения безопасности и сохранности имущества.

Галданова Р.Н. в судебное заседание не явилась, надлежащим образом была извещена о времени и месте судебного заседания, дело с согласия сторон, рассмотрено в ее отсутствие, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Представитель истца Гимадеева А.Н., действующая на основании доверенности, поддержала требования, пояснила, что в результате нападения ее сестре, Галдановой Р.Н., были причинены телесные повреждения, нанесена тяжелая травма головы, множественные ушибы, гематомы, ссадины мягких тканей лица, верхних и нижних конечностей, нанесенные побои подтверждаются справкой от <дата> из больницы <адрес>. Кроме того, была похищена <данные изъяты>.

Просила взыскать с ответчика в пользу Галдановой А.Н. денежную сумму в размере <данные изъяты> рубля, что составляет 20% от стоимости туристического продукта, в счет уменьшения стоимости туристического продукта, денежную сумму в размере <данные изъяты>, по курсу Центробанка РФ на <дата>, что составляет <данные изъяты> рублей, в качестве компенсации убытков, возникших в связи с ненадлежащим исполнением условий договора о реализации туристского продукта, денежную сумму в счет компенсации причиненного морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

Представители ООО «Авангард-Консалтинг» Митюкова Н.А., действующая без доверенности, на основании Устава, Третьяков Е.А., действующий на основании доверенности, исковые требования не признали, при этом Третьяков Е.А. пояснил, что в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24 ноября 1996 года №132-Ф3 «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации», туроператор несет предусмотренную законодательством РФ ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристического продукта (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристический продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги).

Согласно п. 1.5. агентского договора, в комплекс услуг, предоставляемых клиенту при реализации туристического продукта, включается: бронирование авиабилетов по маршруту, бронирование проживания и питания в отеле, трансфер аэропорт-отель-аэропорт, визовая поддержка, медицинское страхование.

В соответствии со ст. 10 Закона к существенным условиям договора о реализации туристического продукта относится в том числа информация о потребительских свойствах туристического продукта - программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке туриста в стране (месте временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора проводника, а также дополнительных услугах.

Согласно условиям договора <номер> от <дата>, информация о потребительских свойствах продукта указана в заявке на бронирование и содержит в себе всю информацию, которую обязан предоставить турагент туристу согласно законодательства. Турагент гарантирует предоставление только тех услуг, которые были указаны в заявке на бронирование. Данная информация была фактически предоставлена истцу, а также был предложен выбор между несколькими туристическими продуктами, информация о которых также имеется в открытом доступе, в том числе в каталогах туроператора.

Истцы самостоятельно выбрали туристический продукт и с учетом предоставленной максимально возможной информацией от турагента.

Как указывают истцы, турагентом были существенно нарушены условия заключенного договора о реализации туристического продукта, при котором истцам был причинен ущерб, и они в значительной степени лишились того, на что были вправе рассчитывать при заключении договора. Данный довод истцов является неверным, в связи с тем, что вся информация о туристическом продукте была непосредственно предоставлена турагентом истцам в полном объеме, а по качеству оказания услуг непосредственными исполнителями их оказания, мнение истца основано на собственном суждении и комментариях, иных субъективных мнениях.

С учетом вышеизложенного, и основного довода истца о том, что договор, заключенный с турагентом, был существенно нарушен турагентом, поскольку выбранный отель не имел сейфа, истцом не предоставлено доказательств тому, что в отеле, в котором пребывали туристы, отсутствовал сейф, а также причинно-следственную связь между отсутствием сейфа и причиненным истцам ущербом. Наличие сейфа является дополнительной оплачиваемой услугой, которая предоставляется непосредственным исполнителем по выбранному туристическому продукту, таким образом, турагент не предусматривает в заявке на бронирование наличие сейфа. В информации по отелю, а также в каталогах непосредственного туроператора была размещена информация о наличии сейфа.

Требование истцов о возмещении убытков, причиненных в результате вооруженного разбойного нападения, также не может быть удовлетворено, поскольку ущерб причинен имуществу третьими лицами. В соответствии с п. 6.7.9. договора приобретения тура, заключенному между истцами и турагентом, последний не несет ответственности за ущерб, причиненный имуществу туриста третьими лицами. Как и отсутствует причинно-следственная связь между отсутствием сейфа (со слов истцов) и причиненным ущербом.

Также, истцами не доказан факт вооруженного нападения на них на территории зарубежного государства, так как предоставленные истцом документы, положенные в основу их требований, выполнены на греческом языке, без надлежащего перевода на русский язык. В связи с чем просили в иске отказать в полном объеме.

Представитель <данные изъяты> в судебное заседание не явился, надлежащим образом был извещен о времени и месте судебного заседания, с согласия сторон, дело рассмотрено в его отсутствие, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Представитель ЗАО САО «Лексгарант» в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть в его отсутствие. С согласия сторон, дело рассмотрено в его отсутствие, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

В письменном отзыве, представленном третьим лицом ЗАО САО «Лексгарант», заявленные требования, предъявленные Гимадеевой А.Н. и Галдановой Р.Н. считают не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Опрошенная в ходе судебного заседания <дата>, свидетель ФИО5 пояснила, что с истцом является коллегой по работе, помогала ей составлять исковое заявление в суд. Знает, что первоначально были направлены претензии турагенту и туроператору, и только после этого последовало обращение в суд. Считает, что при заключении договора, туроператор должен был поставить в известность туриста о наличии или об отсутствии сейфа в номере, а поскольку по приезду сейфа в номере не оказалось, истцам приходилось все свои ценные вещи и деньги носить с собой, в результате чего они стали легкой добычей для грабителей. Что касается причинения морального вреда, то подтвердила, что после приезда с отдыха, А. была очень подавлена, плакала рассказывая о поездке, об угрозах оружием.

Свидетель ФИО4, опрошенная в ходе судебного заседания <дата> пояснила, что после того, как А. приехала с отдыха, на нее было страшно смотреть, она похудела, не могла работать. Вспоминала события, плакала. Была обманута в своих ожиданиях. В последнее время она постоянно находится в депрессивном состоянии, ходила к невропатологу, на фоне данных событий у нее понизилось давление.

Свидетель - ФИО1., опрошенная в ходе судебного заседания <дата> пояснила, что является менеджером ООО «Авангард-Консалтинг». Перед поездкой истец Гимадеева А.Н. приходила в агентство несколько раз. Для подбора тура ей был предложен не один отель, у истца была возможность выбрать отель по своему вкусу. Работа с туристом занимает примерно 1,5 часа. Она лично работала с истцом, занималась сбором документов для получения визы. Истец первоначально определилась со страной, денежной суммой, которую готова была потратить. Было предложено несколько вариантов отелей, кроме того ей была сделана скидка. Информация о наличии сейфа обычно имеется на сайте отеля. Считает, что информация была предоставлена полностью. Проверить наличие сейфа нет возможности. Данная информация не включается в заявку. Туроператор не гарантирует наличие сейфа. Указывается тип номера, количество проживающих лиц, тип питания. Вся информации предоставляется с сайта туроператора. О сейфе информация на бумажном носителе не предоставляется. Информация о наличии или отсутствии сейфа, платности или бесплатности, находится на сайте туроператора.

Выслушав объяснения сторон, свидетелей, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что согласно договору о подборе, бронировании и приобретении тура <номер> от <дата>, заключенному между Гимадеевой А.Н. (турист) и ООО «Авангард-Консалтинг» (турагент) в лице генерального директора ФИО3 - агентство обязалось за вознаграждение, от своего имени, совершить по поручению и за счет туриста, юридические и иные действия, направленные на подбор, бронирование и оплату туристического продукта, потребительские свойства которого указаны в заявке на бронирование (п. 1.1 договора). Туроператором по данному договору является <данные изъяты>

В комплекс туристических услуг, составляющих туристический продукт, могут входить: бронирование авиабилета по маршруту, бронирование проживания и питания, трансфер, экскурсионная программа, встреча и проводы туриста в стране пребывания, визовая поддержка, полис медицинского страхования, дополнительные услуги, указанные в заявке бронирования (п. 1.6 договора).

Согласно заявке на бронирование (л.д. 17), для туристов Гимадеевой А.Н. и Галдановой Р.Н. забронирован тур в <адрес>, срок поездки с <дата> по <дата> на 10 дней и 9 ночей, вид номера Standart (однокомнатный номер с двухместным размещением), питание полупансион.

<дата> истцом произведена оплата, в подтверждение оплаты выдана туристическая путевка <номер> серия АВ, с указанием общей цены туристического продукта, который составил <данные изъяты> рублей (л.д. 30).

Согласно отчета об исполнении поручения по договору <номер> от <дата>, являющемся приложением <номер> к договору (л.д. 29), в комплекс услуг, входящих в туристический продукт по договору от <дата>, вошли - виза, страховка, трансфер, сопровождающий, питание полупансион, проживание Standart (однокомнатный номер с двухместным размещением), авиабилеты. При этом турист, в данном случае Гимадеева А.Н., ознакомилась с данным отчетом и поставила свою подпись (л.д. 17, 29).

Согласно приложения <номер> к договору <номер> от <дата> (л.д.18-23), Гимадеева А.Н. ознакомлена с информацией о наличии договора страхования гражданской ответственности или ненадлежащего исполнения обязательств по договору о реализации туристического продукта от <дата> года, при этом в приложении предоставлена информация о действиях туриста в случае наступления страхового случая (тяжкие телесные повреждения, телесные повреждения, полученные в результате несчастного случая или противоправных действий третьих лиц), указаны какие необходимо предоставить документы по программе НП, при этом турист Гимадеева А.Н. собственноручно расписалась в данном приложении (л.д. 23).

Согласно приложения <номер> к договору <номер> от <дата> (л.д. 2528), истцу предоставлена информация о стране, народе, обычаях и традициях Греции, в том числе и возможности употребления ими спиртных напитков, в данном приложении также имеется собственноручная подпись истца (л.д. 28).

Турагент обязан предоставить туристу достоверные сведения о составе и характеристиках услуг, входящий в туристический продукт. Услуги, входящие в туристический продукт, непосредственно оказываются туристу третьими лицами - туроператором, перевозчиком, отелем и иным средством размещения, страховой компанией и прочими лицами, предоставляющими услуги, входящие в туристический продукт (п.1.2.3 договора).

Ответственность перед туристом за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в том числе ответственность за неоказание или ненадлежащее оказание услуг, входящих в туристический продукт, независимо от того, кем должны были оказываться услуги, несет туроператор ( п.6.1 договора).

<дата> между <данные изъяты> (принципал) и ООО «Авангард-Консалттинг» (агент), заключен агентский договор <номер>, согласно которому, агент обязался за вознаграждение по поручению принципала от своего имени и за счет принципала совершать юридические и иные действия по реализации туристического продукта, сформированного принципалом( п.1.1 договора) (л.д. 145).

Порядок выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии, определен договором от <дата> между ЗСАО «Лексгарант» и <данные изъяты> (л.д. 101-108).

Согласно представленных копий заявлений, адресованных в полицию <адрес>, полицейский участок полуострова <адрес>, от Гимадеевой А.Г. и Галдановой Р.Н., переведенных, со слов истца, представителем туроператора <данные изъяты> (л.д.33-34,41-42), <дата> в 21.30 часов, в деревне <адрес>, в окрестностях отеля «FОRЕSТ РАRК», полуострова <адрес>, на истцов было совершено нападение неизвестными лицами, украдены <данные изъяты>, а также нанесены побои.

Согласно справке <номер> от <дата>, выданной <данные изъяты> (л.д.44), у Галдановой А.Н., имеется травма головы, а именно <данные изъяты>.

<дата> (л.д.62-66) в адрес <данные изъяты> истцом Гимадеевой А.Н. направлена претензия о возмещении стоимости утраченного имущества, денежных средств, а также компенсации морального вреда. Претензия получена <дата>, ответ на претензию не поступил.

<дата> (л.д. 68-71) в адрес ООО «Авангард- Консалтинг» истцом Гимадеевой А.Н. направлена претензия о возмещении стоимости утраченного имущества, денежных средств, а также компенсации морального вреда. Претензия получена агентством <дата> (л.д. 73), согласно ответа на претензию (л.д. 74-75), ООО «Авангард-Консалтинг», отказался выплатить стоимость убытков и компенсацию морального вреда.

Данные обстоятельства установлены в ходе судебного заседания и в целом сторонами на оспариваются.

Иск Гимадеевой А.Н., Галдановой А.Н. к Обществу с ограниченной ответственностью «Авангард- Консалтинг» по защите прав потребителей, не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Федеральный закон от 24ноября1996года N132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон №132-ФЗ), определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации.

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия: туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - граждане) с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания; туристская деятельность - туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий; туризм выездной - путешествия лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну; турист - гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющий не менее одной ночевки; тур - комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия; туристский продукт - право на тур, предназначенное для реализации туристу; туроператорская деятельность - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - туроператор); турагентская деятельность - деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - турагент);

туристская путевка - документ, подтверждающий факт передачи туристского продукта;

туристский ваучер - документ, устанавливающий право туриста на услуги, входящие в состав тура, и подтверждающий факт их оказания (ст.1 Закона №132-ФЗ).

В силу ст.6 Закона №132-ФЗ при подготовке к путешествию, во время его совершения, включая транзит, турист имеет право на:

необходимую и достоверную информацию о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и пребывания там, об обычаях местного населения, о религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей природной среды;

свободу передвижения, свободный доступ к туристским ресурсам с учетом принятых в стране (месте) временного пребывания ограничительных мер;

обеспечение личной безопасности, своих потребительских прав и сохранности своего имущества, беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи;

возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора розничной купли-продажи туристского продукта (далее - договор) туроператором или турагентом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

содействие органов власти (органов местного самоуправления) страны (места) временного пребывания в получении правовой и иных видов неотложной помощи;

беспрепятственный доступ к средствам связи.

Туристский продукт формируется исходя из конъюнктуры туристского рынка или по конкретному заказу туриста.

Туроператор приобретает право на услуги, входящие в тур, на основании договоров с лицами, предоставляющими отдельные услуги, или с туроператором по приему туристов, обеспечивающим предоставление всех видов услуг, входящих в тур.

При продвижении туристского продукта туроператор и турагент несут ответственность за достоверность информации о туристском продукте в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Если письменная информация о туристском продукте содержит все существенные условия договора, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, а также настоящим Федеральным законом, и оформлена как предложение, из которого усматривается воля туроператора или турагента заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, такое предложение признается офертой (публичная оферта) (ст. 9 Закон №132-ФЗ).

Договор на оказание туристских услуг является разновидностью договора возмездного оказания услуг, который регулируется главой 39 ГК РФ. Взаимоотношения между туристической фирмой и туристом регулируются также Федеральным законом от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 132-ФЗ) и Законом Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1).

При заключении договора на оказание туристских услуг необходимо учесть существенные условия, перечисленные в ст. 10 Закона N 132-ФЗ.

К существенным условиям относятся: полная информация об исполнителе (продавце) и о туристе (покупателе), достоверная информация о потребительских свойствах туристского продукта, включая информацию о программе пребывания и маршруте путешествия, об условиях безопасности туристов, о результатах сертификации туристского продукта; дата и время начала и окончания путешествия, его продолжительность; права, обязанности и ответственность сторон; условия изменения и расторжения договора, порядок урегулирования возникших в связи с этим споров и возмещения убытков сторон; порядок и сроки предъявления претензий туристом.

Каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора в связи с существенными изменениями обстоятельств, к которым относятся, в частности, ухудшение условий путешествия и изменение сроков совершения путешествия. При заключении договора необходимо обязательно оговорить ответственность сторон за расторжение договора.

Как указано в ст. 782 ГК РФ и ст. 32 Закона N 2300-1, заказчик может отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг, если оплатит исполнителю фактически понесенные расходы, связанные с исполнением обязательств по договору. Исполнитель также вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков.

Согласно п. 2 ст. 781 ГК РФ при невозможности исполнения по вине заказчика услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг. В случае когда невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, заказчик возмещает исполнителю фактически понесенные им расходы, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг.

В ст. 10 Закона N 132-ФЗ указано, что сумма, выплачиваемая в качестве возмещения убытков, не может превышать два размера стоимости туристского продукта. Претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом туроператору или турагенту в письменной форме в течение 20 дней с момента окончания действия договора и подлежат удовлетворению в течение 10 дней после получения претензии.

Таким образом, турист может в любой момент отказаться от исполнения договора при условии полного возмещения исполнителю фактических расходов, понесенных в целях исполнения договора до момента отказа, в том числе и собственных расходов туристической фирмы, приходящихся на данный тур.

При этом исполнитель услуги обязан доказать наличие и величину фактических расходов соответствующими документами (заказанные билеты, письмо от отеля с выставленным штрафом за аннулирование брони, договор с экскурсионной фирмой).

Необходимость наличия документов, подтверждающих расходы, подтверждается судебной практикой (постановление ФАС Московского округа от 15 октября 2004 года N КГ-А40/9094-04).

Турист может расторгнуть договор с туристической фирмой, если обнаружатся существенные недоработки в организации заказанного тура (как до поездки, так и до ее окончания). В этой ситуации стоимость тура возвращается целиком без удержания понесенных расходов (ст. 29 Закона N 2300-1).

Также турист вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему недостатками оказанной услуги. Требования о возмещении убытков согласно ст. 31 Закона N 2300-1 подлежат удовлетворению в 10-дневный срок со дня их предъявления.

Заключенный между Гимадеевой А.Н. и Галдановой Р.Н. и туристическим агентством ООО «Авангард-Консалтинг» <дата> договор, является возмездным договором оказания услуг по туристическому обслуживанию.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, по данному договору исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Кроме того, отношения сторон регулируются иными нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 10 января 2003 года N 15-ФЗ) и Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей".

Согласно ст. 1 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" туристский продукт - это право на тур, предназначенный для реализации туристу. Туристические фирмы (туроператоры и турагенты) - это организации, занимающиеся формированием, продвижением и реализацией или только продвижением и реализацией туристического продукта на основании лицензии. Специфика туристического бизнеса заключается в том, что туристическая фирма является организатором исполнения услуг, в реализации которых занята целая цепочка ее партнеров. Для того чтобы подготовить тур, турфирма должна вступить в правоотношения со многими организациями: перевозчиком, страховой компанией, консульскими службами, отелями.

Как установлено в ходе судебного заседания в договоре о подборе, бронировании и приобретении тура от <дата>, указаны сведения о туроператоре <данные изъяты> Фактически между агентом и туроператором сложились правоотношения, в соответствии с которым <данные изъяты> предоставляло ООО «Авангард-Консалтинг» право реализации турпродукта принципала.

При совершении агентом действий права и обязанности могут возникнуть как у агента, так и у принципала. Определяющим здесь является имя, от которого выступает агент.

В соответствии со ст.1005 Гражданского кодекса Российской Федерации по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", согласно п. 5.5.2 ГОСТ Р 50690-2000 "Туристские услуги" турагент, заключив договоры с третьими лицами в ходе деятельности по продвижению и реализации тура, становится ответственным за предоставление всех предусмотренных договором услуг вне зависимости от того, предоставляются ли эти услуги самим турагентом, или третьей стороной. Турист, в свою очередь, также вправе требовать от туроператора или турагента оказания всех услуг, входящих в тур, независимо от того, кем эти услуги оказываются. Таким образом, приобретая права на услуги, входящие в тур, на основании договоров с лицами, предоставляющими отдельные услуги, туристическая фирма становится ответственной перед туристом по всем статьям заключенного договора. Турист, приобретая право на тур, вправе рассчитывать на получение именно от турагента всего комплекса качественных услуг. При этом для гражданина, как потребителя, неважно, какие сделки и с кем заключила туристическая компания для продвижения и реализации своего туристического продукта, поскольку данные соглашения турфирма заключает в своих коммерческих интересах.

Как установлено в ходе судебного заседания между Гимадеевой А.Н., Галдановой А.Н. и ООО «Авангард-Консалтинг» заключен договор <номер> от <дата> о подборе, бронировании и приобретении тура. В соответствии с договором приобретения тура, ООО «Авангард-Консалтинг» осуществило подбор туристического продукта, путевки в <адрес> на 10 дней/9 ночей с проживанием в отеле «FОRЕSТ РАRК». Туроператором по данному договору является <данные изъяты>.

В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», туроператор застраховал свою ответственность в ЗСАО «ЛЕКСГАРАНТ» по договору страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта <номер> от <дата>.

Согласно п. 1.5 договора агентирования, в комплекс услуг, предоставляемых клиенту при реализации туристского продукта, включается: бронирование авиабилетов по маршруту, бронирование проживания и питания в отеле, трансфер аэропорт-отель-аэропорт, визовая поддержка, медицинское страхование.

В соответствии со ст. 10 Закона, к существенным условиям договора о реализации туристского продукта относится в том числе информация о потребительских свойствах туристского продукта - о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах.

Как установлено в ходе судебного заседания, выбор отеля был осуществлен самими истцами самостоятельно, хотя и с рекомендациями сотрудника турагента. Информация об отеле, а также отзывы о нем находятся в открытом доступе в сети Интернет, поэтому истцы имели возможность заранее ознакомиться с характеристиками отеля.

Ссылки истцов на отсутствие туалетных принадлежностей, низкое качество питания, рваные полотенца, ненадлежащее поведение персонала, являются голословными, поскольку не подтверждены в ходе судебного заседания установленными средствами доказывания.

Как пояснила истец Гимадеева А.Н. в ходе судебного заседания, служащий отеля предложил им оставить свои ценные вещи в сейфе на ресепшн, от чего они отказались.

Таким образом, истцы имели возможность оставить свои ценные вещи в безопасном месте, но не воспользовались ею. Следовательно, отсутствие в номере сейфа не может являться существенным нарушением условий договора, поскольку сейф в отеле имелся на ресепшн, а значит, истцы не лишились в значительной степени того, на что были вправе рассчитывать при заключении договора.

Вооруженное нападение с целью хищения ценных вещей, в результате которого истцам были нанесены побои, не является следствием отсутствия в номере сейфа, так как отсутствует причинно-следственная связь между этими двумя событиями.

Основным документом, подтверждающим наличие взаимных прав и обязанностей туристической организации и туриста, прежде всего является договор на оказание туристических услуг.

Исходя из принципа буквального толкования содержащихся в договоре слов и выражений ( ч. 1 ст. 431 ГК РФ), потребитель вправе требовать только тех услуг и только в такой форме, как указано в договоре.

Неотъемлемой частью договора на оказание туристических услуг является путевка - документ, подтверждающий факт передачи туристического продукта. Именно в ней содержатся условия путешествия, указана розничная цена туристического продукта.

По условиям заключенного между сторонами договора, продавец обеспечивает обслуживание туриста в соответствии с заказанными услугами, зафиксированными в туристической путевке, являющейся неотъемлемой частью договора. Между тем, ни договор о подборе, бронировании и приобретении тура от <дата> года, ни туристическая путевка <номер> от <дата> года, ни заявка на бронирование и отчет об исполнении поручения по договору <номер> от <дата>, не содержат таких обязательных услуг как предоставление сейфа в номере.

Гимадеева А.Н., приобретая туристический продукт, руководствовалась при этом мнением Галдановой Р.Н. о выборе отеля и наличии тех или иных услуг, данное обстоятельство истцом не отрицается.

По мнению суда, Гимадеева А.Н. должна была со всей степенью заботливости и осмотрительности отнестись к тому, чтобы выбранные ею услуги были отражены либо в договоре или туристической путевке, либо в ином документе. Однако указанного стороной истца сделано не было.

То обстоятельство, что отель, в котором проживали истцы, не имел сейфа, ничем не подтверждено.

Одни только объяснения стороны истцов, которые являются их субъективным восприятием и ничем не подтвержденные, суд не может признать допустимым доказательством.

Таким образом, суд отмечает, что довод стороны истцов о том, что со стороны ООО «Авангард-Консалтинг» имело место неоказание услуг (наличие сейфа), якобы ранее оговоренных между сторонами, не нашел своего подтверждения. Иного не установлено.

Обращаясь в суд с иском, истцы ссылались в том числе на то обстоятельство, что в результате непредоставления информации турагентом о наличии или отсутствии сейфа, им причинен вред здоровью, просили взыскать убытки.

В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.

С учетом вышеприведенных положений закона судом при рассмотрении дела были определены юридически значимые для разрешения спора обстоятельства, распределено бремя доказывания их между сторонами.

Истцам надлежало доказать законность и обоснованность исковых
требований, в том числе оснований для соразмерного уменьшения стоимости туристического продукта, основания для взыскания убытков в результате непредоставления информации, наличие
договорных отношений с ответчиком на туристическое обслуживание,
производство оплаты по договору, обнаружение существенных недостатков
услуги, размер причиненных убытков и наличие причинно-следственной
связи между действиями ответчика и возникновением убытков, основания
для взыскания компенсации морального вреда, его размер; факт
предоставления услуги надлежащего качества, отсутствие вины в
возникновении убытков, основания освобождения ответчика от ответственности по возмещению морального вреда доказывает ответчик.

Таким образом, в соответствии с положениями ст. 56 ГПК РФ на истце лежала обязанность по доказыванию размере причиненных ему убытков и наличия причинно-следственной связи между действиями ответчика и возникновением убытков.

Суд считает, что истцы не представили доказательств обнаружения
существенных недостатков услуги по отсутствию сейфа в номере отеля, состоящей в причинной связи с наступившими в последствии, а именно вооруженном ограблении.

Факт наличия телесных повреждений в результате вооруженного нападения и ограбления истцов в Греции, не свидетельствует о том, что данное преступление произошло в результате непредоставления истцам информации о наличии или отсутствии сейфа в номере.

Кроме того, истцами не подтвержден размер причиненных убытков.

Как установлено в ходе судебного заседания, с туристами произошел страховой случай.

Согласно ч. 1, ч.2 ст. 9 Закона РФ « Об организации страхового дела в РФ» страховым риском является предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование.

Событие, рассматриваемое в качестве страхового риска, должно обладать признаками вероятности и случайности его наступления.

Страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.

Страховой риск и страховой случай должны обладать признаками вероятности и случайности возникновения. Страховой риск и страховой случай являются юридическими фактами – событиями. Следовательно, действия самого страхователя не могут рассматриваться ни в качестве страхового случая, ни в качестве исключения из страховых случаев, предусмотренных договором страхования, иное противоречило бы самой правовой природе договора страхования, заключаемого на случай наступления событий, обладающих признаками вероятности и случайности их наступления.

Действия самого страхователя могут являться основанием для отказа в выплате страхового возмещения при наступлении событий, являющихся страховыми случаями, при наличии умысла или грубой неосторожности в случаях, предусмотренных законом, способствующих наступлению страхового случая ( ч.1 ст. 963 ГК РФ).

Требования истцами Гимадеевой А.Н. и Галдановой Р.Н. заявлены по основаниям ст.10 ФЗ «О защите прав потребителей», в связи с непредоставлением потребителю необходимой и достоверной информации о товаре (работе, услугах), а также причинение вреда здоровью и имуществу потребителя вследствие непредоставления ему полной и достоверной информации, вследствие чего суд не дает оценку договору страхования.

С учетом установленных обстоятельств, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований истцов о соразмерном уменьшении стоимости туристического продукта, взыскании убытков и компенсации морального вреда, в связи с заключением договора о подборе, бронировании и приобретении тура от <дата>.

Анализ сведений, содержащихся в туристической путевке, позволяет сделать вывод о том, что в туристической путевке отражены все существенные условия по предоставлению продавцом туристу услуг как-то: организация продавец туристической путевки, его адрес, контактные телефоны; наименование списка туристов, продолжительность поездки, маршрут поездки и страны (пункты) пребывания, начало путешествия сведения; пункты пребывания; окончание маршрута; пакет услуг (проезд к месту отдыха и обратно, гостиница (уровень гостиницы), также указаны в обозначениях, принятых в обиходе туристических организаций и отелей наименование услуг: размещение в номере, уровень питания, наличие трансфера (доставки), стоимость путевки.

Наличие или отсутствие сейфа в номере отеля, истцами не подтверждено и не состоит в причинной связи с наступившими для истцов последствиями от совершенного в отношении их преступления.

Таким образом, оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд полагает необходимым в удовлетворении требований истцам отказать в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

Иск Гимадеевой А.Н., Галдановой Р.Н. к Обществу с ограниченной ответственностью «Авангард- Консалтинг» по защите прав потребителей, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течении 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 27.10.2011 года.

Председательствующий судья О.П. Карпова