о предоставлении жилого помещения детям-сиротам оставшихся без попечения родителей.



Дело 2-2821/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 сентября 2011 года г.Ижевск

Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:

председательствующего судьи Карповой О.П.,

при секретаре Костылевой К.Е.,

с участием прокурора Поляковой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Ижевска в интересах Азиатуллиной А.Р. к Администрации г. Ижевска о предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Ленинского района г.Ижевска действуя в интересах Азиатуллиной А.Р. обратился в суд с иском к Администрации г. Ижевска о предоставлении жилого помещения. Требования мотивированы следующим.

Прокурором Ленинского района г.Ижевска проведена проверка по обращению Азиатуллиной А.Р. о нарушении ее жилищных прав. Проверкой установлено, что Азиатуллина А.Р. относится к категории детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях в Администрации г.Ижевска. Жилого помещения на условиях социального найма или на праве собственности истец не имеет. С учетом вышеизложенного ответчик обязан предоставить Азиатуллиной А.Р. жилое помещение во внеочередном порядке общей площадью не менее 13,3 кв.м., благоустроенное соответствующие санитарным и техническим нормам, находящееся в г.Ижевске.

В ходе подготовки дела к слушанию к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчика без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Управление муниципального жилья Администрации г.Ижевска, Министерство образования Удмуртской Республики.

Впоследствии прокурором изменены исковые требования в соответствии со ст. 39 ГПК РФ, заявлено, что ответчик обязан предоставить Азиатуллиной А.Р. И.В. жилое помещение во внеочередном порядке общей площадью не менее 18 кв.м., благоустроенное соответствующие санитарным и техническим нормам, находящееся в г.Ижевске.

В судебном заседании прокурор Полякова С.В. доводы и требования, изложенные в иске, поддержала, просила его удовлетворить.

Истец Азиатуллина А.Р. в ходе судебного заседания поддержала измененные исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации г. Ижевска, третьего лица на стороне ответчика без самостоятельных требований относительно предмета спора Управления муниципального жилья Администрации г.Ижевска Мельников Г.В., действующий на основании доверенности иск не признал, суду пояснил, что жилое помещение истцу будет предоставлено в порядке очередности.

Представитель третьего лица на стороне ответчика без самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства образования Удмуртской Республики в суд не явились, причины неявки не сообщили, с ходатайством об отложении дела не обратились. В связи с чем судом вынесено определение о рассмотрении дела в их отсутствие в порядке ст.167 ГПК РФ.

Выслушав объяснения лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к нижеследующему.

Азиатуллина А.Р., <дата> года рождения, относится к категории лиц детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до выявления проживала по адресу <адрес>.

В государственных учреждениях Азиатуллина А.Р. не воспитывалась, поскольку на момент смерти родителей ей было <данные изъяты>, и она проживала со своей старшей сестрой.

В период с <дата> по <дата> Азиатуллина А.Р. обучалась и находилась на полном государственном обеспечении в <данные изъяты>» г.Ижевска.

<дата> Азиатуллина А.Р. поставлена на учет для получения жилого помещения в Администрации г. Ижевска.

Азиатуллина А.Р. не имеет закрепленного за ней жилого помещения, не имеет в собственности жилого помещения.

Изложенные обстоятельства подтверждены в суде исследованными доказательствами и сторонами по делу не оспариваются.

Учитывая, что Азиатуллина А.Р. относится к категории лиц детей –сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, поставлена на данный учет до достижения возраста 23 лет, не имеет закрепленного за ней жилого помещения, иск подлежит удовлетворению.

При этом суд исходит из нижеследующего.

В соответствии с частью 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно части 1 статьи 3 Закона Удмуртской Республики от 06.03.2007 N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, учреждении социального обслуживания, образовательных организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, нахождения у опекунов (попечителей) или приемных родителей, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилая площадь предоставляется вне очереди в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

Согласно статьи 4 указанного закона жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющим право на внеочередное получение жилой площади, предоставляются по месту жительства. В случае невозможности определения места жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения указанной категории лиц предоставляются (по их выбору) по месту их выявления или первичного устройства в семью опекуна, приемную семью, образовательную организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по договору социального найма. Предоставляемые жилые помещения должны отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенными применительно к условиям населенного пункта.

Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма устанавливается в размере 18 квадратных метров на одно лицо из детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, а также на одно лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления, установленную в настоящей статье, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату, однокомнатную квартиру, жилой дом либо предназначено для вселения гражданина, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, указанного в перечне, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Финансирование расходов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в текущем году осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий год.

Статьей 15 указанного закона полномочиями по предоставлению такой меры социальной поддержки, как обеспечение вне очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилой площадью после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, детских домах всех видов, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, нахождения у опекунов (попечителей) или приемных родителей, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, а также обеспечение благоустроенными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях, когда закрепленное за ними жилое помещение находится в непригодном для проживания состоянии и не подлежит ремонту, наделены муниципальное образование "Город Ижевск ".

Таким образом, обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в установленном порядке возложена на Администрацию г.Ижевска.

Вышеуказанный порядок согласуется с нормами Жилищного кодекса РФ, определяющими условия и основания предоставления жилых помещений по договорам социального найма.

Так, в соответствии с частью 3 статьи 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Категориям граждан, указанным в части 3 статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 4 статьи 49 ЖК РФ).

Порядок предоставления жилых помещений на условиях договора социального найма определен статьей 57 ЖК РФ, согласно части 2 которой вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу части 3 статьи 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

Из системного толкования приведенных выше норм следует, что обязанность по предоставлению жилого помещения Азиатуллиной А.Р. должна быть возложена на Администрацию г. Ижевска.

Суд, отмечает, что ответчиком не представлено доказательств в обоснование своих возражений на заявленные исковые требования.

Наличие очереди среди других лиц, имеющих аналогичное право, не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований.

Согласно части 5 статьи 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта, а не конкретного района населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

До помещения в образовательное учреждение Азиатуллина А.Р. проживала в городе Ижевске.

С учетом вышеизложенного Администрация г.Ижевска должна предоставить Азиатуллиной А.Р. жилое помещение на условиях договора социально­го найма общей площадью не менее 18 кв.м., благоустроенное применительно к условиям города Ижевска, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, находя­щееся в черте города Ижевска.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Ленинского района г.Ижевска в интересах Азиатуллиной А.Р. к Администрации г. Ижевска о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать Администрацию г. Ижевска предоставить Азиатуллиной А.Р. на условиях договора социально­го найма жилое помещение общей площадью не менее 18 кв.м., благоустроенное применительно к условиям города Ижевска, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, находя­щееся в черте города Ижевска.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Уд­муртской Республики в течение 10 дней с момента его изготовления в окончательной форме через районный суд.

Решение в окончательной форме изготовлено 21 сентября 2011 года.

Председательствующий судья О.П.Карпова