№ 2-2597 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 12 августа 2011 года г.Ижевск Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе: председательствующего судьи Карповой О.П., при секретаре Мельниковой М.Г., у с т а н о в и л: Алабужев Г.А. обратился в суд с иском к Министерству строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики о возложении обязанности по выдаче государственного жилищного сертификата. Требования мотивированы следующим. Истец является участником ликвидации последствий аварии на производственном объединении «Маяк», имеет право на первоочередное бесплатное получение жилой площади. <дата> истец был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учет, в связи с чем и.о. главы Администрации МО «Увинский район» вынесено соответствующее постановление. С даты постановки на учет и в настоящее время истец вместе с супругой проживает в доме, расположенном по адресу: <адрес>. <дата> постановлением Администрации муниципального образования «Увинский район» Удмуртской Республики, Алабужев Г.А. был снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении. <дата> постановлением Администрации муниципального образования «Увинский район» Удмуртской Республики, Алабужев Г.А. восстановлен в правах в качестве нуждающегося в жилом помещении. Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики своим письмом от <дата> <номер> отказало истцу в получении жилищного сертификата. Просил признать незаконным отказ Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики и обязать выдать государственный жилищный сертификат. В суде представитель истца Ватшурова Л.А. доводы и требования, изложенные в иске, поддержала, просила иск удовлетворить. Представитель ответчика – Минстроя УР Иванова О.Н., действующая на основании доверенности, иск не признала, просила оставить его без удовлетворения, в связи с необоснованностью. Представитель третьего лица - Администрации муниципального образования «Увинский район» УР в судебное заседания не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие. Дело с согласия сторон, рассмотрено в отсутствие представителя Администрации, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ. Выслушав представителя истца, действующего на основании доверенности, представителей ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к нижеследующему. Истец является участником ликвидации аварии на производственном объединении « МАЯК». На основании распоряжения и.о. Главы Администрации МО «Увинский район» Алабужев Г.А. поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с составом семьи 2 человека. <дата> постановлением Администрации муниципального образования «Увинский район» Удмуртской Республики, Алабужев Г.А. был снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку в учетном деле отсутствовало заключение Межведомственной комиссии муниципального образования «Увинский район» по признанию жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, которое должно являться основанием для постановки на учет по основанию, предусмотренному п.п.3 п.1 ст. 51, п.4 ст. 52 ЖК РФ, с учетом того, что технический паспорт, акт технологического обследования жилого дома от <дата>, не подтверждают наличие деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Решением Увинского районного суда УР, заявление прокурора Увинского района в интересах Алабужева Г.А. о признании постановления Администрации МО «Увинский район» <номер> от <дата> с изменениями, внесенными постановлением Администрации МО «Увинский район» <номер> от <дата>, незаконным, удовлетворено. Суд признал незаконным постановление Администрации МО «Увинский район» <номер> от <дата> с изменениями, внесенными постановлением Администрации МО «Увинский район» <номер> от <дата>, и обязал Администрацию МО «Увинский район» отменить указанное постановление. <дата> постановлением Администрации муниципального образования «Увинский район» Удмуртской Республики, на основании судебного решения Алабужев Г.А. восстановлен в правах в качестве нуждающегося в жилом помещении. Алабужев Г.А. в Администрацию МО «Увинский район» с заявлением о выдаче государственного жилищного сертификата, не обращался. Изложенные обстоятельства подтверждены в суде исследованными доказательствами. Судом установлено, что Алабужев Г.А. является участником ликвидации последствий аварии на производственном объединении «МАЯК», состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях и имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". В частности, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 14 Закона РФ "О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС," истец имеет право на обеспечение жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 866 "О порядке обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненных к ним лиц," определен порядок обеспечения жильем граждан указанной категории путем предоставления им субсидий, удостоверяемых сертификатами. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральных законодательством," Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации вышеуказанной подпрограммы (далее по тексту Правила). Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1075 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы и установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" (далее по тексту Правила). В силу подпункта "е" пункта 5 Правил право на участие в названной подпрограмме (далее - Подпрограмма) имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". В соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 19 марта 2007 года №37 "О реализации в Удмуртской Республике подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством", Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" (в редакции от 26 октября 2009 года), Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики УР осуществляет оформление и выдачу государственных жилищных сертификатов категории граждан, указанным подпункте "е" пункта 5 Правил. Таким образом, Минстрой УР является органом исполнительной власти, осуществляющим выдачу государственных жилищных сертификатов категории граждан, к которой относится истец. Вышеуказанными Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов предусмотрен определенный порядок формирования списков граждан-участников подпрограммы и подготовки выпуска сертификатов, который носит обязательный характер. Согласно пункту 24 Правил в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. Принятие органом местного самоуправления указанного заявления после 1 июля года, предшествующего планируемому, не допускается. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список), на планируемый год по форме согласно приложению N 2, утверждает его и представляет государственному заказчику подпрограммы (на бумажном носителе и в электронном виде). Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). Граждане - участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту (пункт 26). Согласно пункту 31 Правил порядок и сроки формирования списков граждан - участников подпрограммы, состоящих на учете в подразделениях и изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти. Порядок оформления и выдачи сертификатов определяется органами исполнительной власти, осуществляющими выдачу сертификатов (пункт 32 Правил). Судом установлено, что Алабужев Г.А. в Администрацию МО «Увинский район» с заявлением о выдаче государственного жилищного сертификата не обращался. В связи с чем Алабужев Г.А. администрацией района не включен в список граждан, изъявивших желание на получение сертификата в 2012 году, находится в данном списке среди участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Как указано выше, до 1 сентября 2011 года Минстрой УР должен сформировать сводный список граждан на получение государственных жилищных сертификатов на 2012 год. В настоящее время такой список не сформирован. Из содержания пунктов 24 и 26 Правил следует, что право на получение государственного жилищного сертификата возникает у участника подпрограммы в случае его включения в сводный список на планируемый год. Включение в такой список происходит на основании поданного участником заявления о выдаче сертификата и приложенных к указанному заявлению документов. В этой связи суд приходит к выводу о том, что права истца ответчиком не нарушены, поскольку истец претендует на выдачу ему сертификата в 2011 году, вместе с тем с заявлением о выдаче ему сертификата в текущем году истец в администрацию района не обращался, в сводный список на 2011 год для получения государственного жилищного сертификата он включен не был. Следовательно, оснований для удовлетворения иска не усматривается. Суд отмечает, что Алабужев Г.А. не лишен права быть включенным в сводный список на получение субсидии в 2013 году. Минстрой УР не отказывал истцу во включении его в сводный список граждан-участников подпрограммы в планируемом истцом году, то есть не нарушал права истца. Возложение обязанности на Минстрой УР по выдаче истцу государственного жилищного сертификата до включения его в установленном порядке в сводный список и до утверждения данного списка, как просит истец в своих требованиях, является неправомерным, противоречит Правилам выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов. Кроме того, возложение такой обязанности на ответчика в нарушение установленного порядка повлечет неисполнимость такого решения и не будет являться основанием для получения Алабужевым Г.А. средств социальной выплаты из федерального бюджета для приобретения жилого помещения. Другим основанием для отказа в иске является нижеследующее. В соответствии с пунктом 27 Правил федеральные органы исполнительной власти представляют до 1 сентября года, предшествующего планируемому, государственному заказчику подпрограммы сведения о необходимом количестве сертификатов на планируемый год. Государственный заказчик подпрограммы с учетом средств, предусмотренных на ее реализацию в проекте федерального бюджета на соответствующий год, и на основании установленного подпрограммой принципа распределения общих объемов финансирования по категориям граждан, а также сводных списков, полученных от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и сведений, полученных от федеральных органов исполнительной власти, определяет для каждого органа исполнительной власти контрольные цифры бюджетных средств для предоставления социальных выплат по категориям граждан, которые до 1 октября года, предшествующего планируемому, доводятся до соответствующих органов исполнительной власти. Распределение объема финансирования, определенного для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по каждой категории граждан, за исключением граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей), осуществляется пропорционально количеству граждан - участников подпрограммы, указанному в утвержденных сводных списках, с учетом года их постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). Распределение объема финансирования должно предусматривать возможность получения органом исполнительной власти, представившим сводный список (сведения), не менее 1 сертификата или возможность перечисления средств социальной выплаты по ранее выданным сертификатам (пункт 28 Правил). Согласно пункту 29 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в 10-дневный срок после получения контрольных цифр бюджетных средств на основании утвержденного сводного списка, а также норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации (средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по этому субъекту Российской Федерации), действующего на момент получения контрольных цифр бюджетных средств, формирует и утверждает сводный список граждан - получателей сертификатов в планируемом году. Формирование указанных списков осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью постановки на учет граждан - участников подпрограммы. Пунктом 36 Правил определено, что оформление и выдача сертификатов гражданам - участникам подпрограммы органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляются в соответствии с очередностью, установленной в сводном списке по каждой категории граждан - участников подпрограммы с учетом реализации положений, установленных пунктом 7 Правил. Органы исполнительной власти вправе выдавать сертификаты только в пределах размера социальных выплат, установленного приказом государственного заказчика подпрограммы для этого органа в отношении соответствующих категорий граждан (пункт 39). Из содержания вышеприведенных норм следует, что выдача сертификатов участникам подпрограммы осуществляется в хронологической последовательности, исходя из даты их постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях. Кроме того, выдача сертификатов осуществляется в пределах размера социальных выплат, установленных государственным заказчиком. При этом согласно пункту 28 Правил объем финансирования может предусматривать возможность получения органом исполнительной власти, представившим сводный список (сведения), всего одного сертификата. Учитывая, что Минстрою УР может быть предоставлено недостаточное количество сертификатов для обеспечения ими всех участников подпрограммы, включенных в сводный список, возложить на ответчика обязанность по выдаче истцу государственного жилищного сертификата не представляется возможным. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л: Иск Алабужева Г.А. к Министерству строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики о возложении обязанности по выдаче государственного жилищного сертификата оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение десяти дней через районный суд. Решение изготовлено в окончательной форме 15 августа 2011 года. Председательствующий судья О.П.Карпова
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алабужева Г.А. к Министерству строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики о возложении обязанности по выдаче государственного жилищного сертификата,