о подтверждению статуса лица получивщего дозу облучения на Семиполатинском полигоне



Дело № 2-2397/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 августа 2011 года г. Ижевск

Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:

Председательствующего судьи Карповой О.П.,

при секретаре Костылевой К.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дурнева И.И. к Управлению социальной защиты населения в Октябрьском районе г.Ижевска, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерству социальной защиты населения Удмуртской Республики о признании подвергшимся радиационному воздействию, выдаче удостоверения единого образца.

У С Т А Н О В И Л:

Дурнев И.И. (далее по тексту - истец) обратился в суд иском к Управлению социальной защиты населения в Октябрьском районе г.Ижевска (далее по тексту- УСЗН, ответчик), Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее по тексту - МЧС России, ответчик), Министерству социальной защиты населения Удмуртской Республики (МСЗН УР, ответчик) о признании подвергшимся радиационному воздействию, выдаче удостоверения единого образца.

Свои требования истец мотивировал тем, что в период с <дата> года рождения по <дата> проживал в городе <адрес>, который включен в Перечень населенных пунктов <адрес>, подвергшихся воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, население которых получило суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения больше 5 сЗв, но не более 25 сЗв.

Истец подал заявление в Управление социальной защиты населения по Октябрьскому району г. Ижевска, откуда его документы были направлены в МСЗН УР и далее в МЧС России. Однако удостоверение единого образца, подтверждающее право истца на получение мер социальной поддержки, ему не выдано.

Истец просит признать его подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с получением суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения больше 5 сЗв, но не более 25 сЗв и обязать МЧС России выдать ему удостоверение единого образца, подтверждающее его право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от <дата> №2-ФЗ и определением Конституционного Суда РФ от <дата> <номер>.

В судебном заседании истец Дурнев И.И. поддержал заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в иске, просил их удовлетворить, при этом пояснил, что Распоряжением Правительства РФ от 10 февраля 1994 года № 162-р <адрес> включён в перечень населённых пунктов <адрес>, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в пункт 2 перечня (Населённые пункты, население которых получило суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения больше 5 сзв (бэр), но не более 25 сзв (бэр)).

Федеральный закон от 10 января 2002 года №2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», гарантирует установленные им меры социальной поддержки гражданам, проживавшим в 1949-1963 годах в населённых пунктах на территории РФ, включённых в утверждаемые Правительством РФ перечни населённых пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения больше 5 сзв (бэр)(статья1).

Таким образом, его проживание в <адрес> с <дата> годы входит в указанный в законе период (1949-1963 годы), а <адрес> включён в перечень населённых пунктов <адрес>, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, население которых получило суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения больше 5 сзв (бэр) и, следовательно, в соответствии с ФЗ-2 он имеет право на меры социальной поддержки и выдачи ему удостоверения единого образца для их получения.

Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2004 года № 634 «О правилах отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» утверждены Правила отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Пунктом 2 этих правил определено: отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения больше 5 сзв (бэр), определённых статьёй 1 ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», осуществляется на основании сведений об их проживании в 1949-1963 годах, в населённых пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включённых в перечни, утверждаемые в установленном порядке.

В <дата> года он собрал необходимые документы, подал письменное заявление в министерство социальной защиты Удмуртской Республики (через управление социальной защиты населения Октябрьского района г. Ижевска).

Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики рассмотрело заявление и в соответствии с приказом МЧС России от 18 сентября 2009 года № 540 приняло решение о внесении сведений в реестр учёта граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

<дата> он получил из Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики письмо с отказом МЧС России в выдаче ему удостоверения установленного образца.

МЧС России факт его проживания в <адрес> в период с <дата> годы не отрицает, но несмотря на то, что они обращают внимание на установленный порядок выдачи удостоверений в строгом соответствии с ФЗ-2, Определением Конституционного Суда РФ от 11 июля 2006 года № 404-О, приказом МЧС РФ № 540, делают вывод, что в связи с тем, что в перечнях, утверждённых Правительством РФ, отсутствуют сведения о сверхнормативном облучении граждан, проживавших в указанный период, подтвердить статус Дурнева И.И. как лица, получившего дозу более 5сзв (бэр), не представляется возможным. Этим заключением МЧС РФ отказывается руководствоваться Определением Конституционного Суда РФ от 11 июля 2006 года № 404-О и своим приказом МЧС РФ № 540.

Порядок выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию, определялся постановлением Правительства РФ <номер>, но в соответствии с постановлением Правительства РФ от <дата> <номер> «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном определять порядок выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», таким органом является МЧС России. И издан приказ МЧС России от <дата> <номер> «Об утверждении Порядка выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», который зарегистрирован в Минюсте РФ <дата>.

В соответствии с пунктом 2 этого приказа определено, что удостоверения выдаются гражданам РФ, которые проживали в 1949-1963 годах в населённых пунктах па территории РФ, включённых в утверждённые Правительством РФ перечни населённых пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения больше 5 сзв (бэр), то есть строго по ФЗ-2.

Далее расписан порядок обращения граждан с заявлением и документами по месту жительства в органы исполнительной власти субъекта. В УР - это Министерство социальной защиты населения. А в пункте 4 Приказа МЧС расписан порядок действия уполномоченных органов исполнительной власти. И в нём нет подпункта, что МЧС России проверяет содержание представленных документов и даёт заключение. Это возложено на уполномоченный орган исполнительной власти субъекта, для УР - Министерство социальной защиты населения, которое принимает решение о включении граждан в реестр (или отказе) и направляет документы в МЧС РФ (представление об оформлении и выдаче удостоверений. МЧС РФ затем высылает в субъект оформленные удостоверения. Таким образом, МЧС РФ написав отказ, нарушило свой же приказ.

А Министерство социальной защиты населения УР, одной из задач которого является реализация государственной политики по представлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством РФ, получив отрицательный ответ из МЧС РФ, не стало отстаивать его интересы, а перенаправило ему отказ МЧС РФ.

Представитель ответчика Управления социальной защиты населения в Октябрьском районе города Ижевска Рылова И.Р., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду пояснила, что в соответствии с Правилами, отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр) осуществляется на основании сведений об их проживании в 1949-1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке. По представленным документам Дурнева И.И., были приняты без справки о получении суммарной ( накопленной) дозе облучения и направлены на комиссию в Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики.

Представитель ответчика МЧС России был своевременно извещен о времени и месте судебного заседания, но в суд не явился, представил письменный отзыв и просил рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие представителя МЧС России.

Выслушав мнение участников процесса, в соответствии с п.5 ст.167 ГПК РФ, суд рассмотрел гражданское дело без участия представителя ответчика МЧС России.

Согласно письменному отзыву, подписанному заместителем начальника социально-правовой защиты Управления преодоления последствий радиационных аварий и катастроф ФИО1, действующей на основании доверенности <номер> от <дата> сроком на один год, МЧС России требования Дурнева И.И. не признало, полагая их не подлежащими удовлетворению, при этом пояснили, что <адрес> края включен в Перечень населенных пунктов, подвергшихся рационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в связи с испытанием, произведенным <дата>. Со временем отдаления от даты испытания, значения уровней южного облучения граждан значительно снижаются. Дурнев И.И. проживал в <адрес> с <дата> года, в связи с чем, ответчик полагает, что он не мог получить дозу облучения свыше 5 сЗв.

Представитель ответчика МСЗН УР был своевременно извещен о времени и месте судебного заседания, но в суд не явился, представил письменный отзыв и просил рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие представителя МСЗН УР.

В представленном письменном отзыве, подписанном главным специалистом - экспертом ФИО2, действующей на основании доверенности <номер> от <дата> указано, что в случае установления в ходе судебного разбирательства факта получения Дурневым И.И. суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 5 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, его требования подлежат удовлетворению.

Выслушав пояснения участников процесса, изучив и проанализировав материалы гражданского дела, суд устанавливает следующие обстоятельства, имеющие значение для дела:

Дурнев И.И., <дата> года рождения, с <дата> год проживал в городе <адрес>.

Решением <адрес> городского суда <адрес> от <дата>, в силу ч.2 ст.61 ГПК РФ, имеющим преюдициальное значение при рассмотрении настоящего гражданского дела, установлено, что Дурнев И.И. постоянно проживал в <адрес> края в период с <дата> по <дата>. Данное решение суда вступило в законную силу <дата>.

Согласно письма Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики от <дата> <номер>, Дурневу И.И. сообщено, что принято решение о внесении сведений в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и оформлена заявка на получение бланков вышеуказанного удостоверения в МЧС России.

Письмом заместителя начальника Управления преодоления последствий радиационных аварий и катастроф МЧС России <номер> от <дата>, Дурневу И.И. отказано в выдаче удостоверения единого образца, в связи с отсутствием сведений о сверхнормативном облучении заявителя.

Данные обстоятельства установлены в судебном заседании пояснениями участников процесса, представленными доказательствами и сторонами в целом не оспариваются.

Исковые требования Дурнева И.И. к МЧС России, МСЗН УР о признании подвергшимся радиационному воздействию, выдаче удостоверения единого образца, не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Указом Президента РФ от 20 декабря 1993 года №2228 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», предусмотрена социальная защита граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 28 августа 1949 года и 07 августа 1962 года.

С 01 апреля 1994 года на граждан, проживавших в 1949-1963 годах в населенных пунктах, включаемых в утвержденный Правительством РФ перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие испытаний на Семипалатинском полигоне, и получивших в периоды радиационного воздействия суммарную (накопительную) эффективную дозу облучения больше 5 сЗв (бэр), распространялись отдельные компенсации и льготы, установленные Законом РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года № 3061-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).

Распоряжением Правительства РФ от 10 февраля 1994 года №162-р утвержден Перечень населенных пунктов <адрес>, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне <дата> и <дата> (далее по тексту - Перечень). Эти населенные пункты были разбиты на категории в зависимости от суммарной (накопительной) эффективной дозы облучения, полученной их населением. Распоряжением Правительства РФ от 08 февраля 2002 года №156-р населенные пункты, подвергшиеся радиационному воздействию <дата>, были выделены в отдельную категорию.

В связи с принятием Федерального закона от 19 августа 1995 года №149-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», Указ Президента РФ от 20 декабря 1993 года №2228 признан утратившим силу (Указ Президента РФ от 06 ноября 1995 года №1081). При этом названным Федеральным законом, на граждан, проживавших в 1949-1963 годах в населенных пунктах Российской Федерации и за ее пределами, включенных в Перечни, утверждаемые Правительством РФ, а также детей первого и второго поколения указанных граждан, страдающих заболеванием вследствие радиационного воздействия, на их родителей были распространены отдельные льготы и компенсации, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Действующий в настоящее время Федеральный закон от 10 января 2002 года №2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся рационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», которым признан утратившим силу ранее действовавший Федеральный закон от 19 августа 1995 года №149-ФЗ, гарантирует установленные им меры социальной поддержки гражданам, проживавшим в 1949-1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ Перечни населенных пунктов, подвергшихся рационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, которые получили суммарную (накопительную) дозу облучения более 5 сЗв (бэр).

Перечнем населенных пунктов <адрес>, подвергшихся рационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 10 февраля 1994 года №162-р, <адрес> края был отнесен к населенным пунктам, население которых получило суммарную (накопительную) дозу облучения больше 5 сЗв, но не более 25 сЗв (бэр), вследствие ядерных испытаний <дата> и <дата>.

Распоряжением Правительства РФ от 08 февраля 2002 года №156-р в данный Перечень внесены изменения, согласно которым население <адрес> получило облучение в вышеуказанной дозе только вследствие ядерного испытания на Семипалатинском полигоне <дата>. Законность данного распоряжения Правительства РФ была подтверждена кассационной коллегией Верховного Суда РФ (определение Верховного Суда РФ от 10 сентября 2002 года №КАС 02-482).

Из материалов настоящего гражданского дела усматривается, что истцом не представлено доказательств, позволяющих отнести его к кругу лиц, на которых распространяется действие Федерального закона от 10 января 2002 года №2-ФЗ социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному действию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в период издания распоряжения Правительства РФ от 08 февраля 2002 года № 156-р.

При этом суд принимает во внимание, что согласно ст.1 Федерального закона «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» и определению Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2006 года №404-О, предоставление мер социальной поддержки связано с наличием двух условий, это проживание в 1949-1963 годы в населенных пунктах, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и получение гражданином суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие названных испытаний.

В момент ядерного испытания <дата> Дурнев И.И. не проживал в <адрес> края, поскольку родился <дата> в <адрес>, то есть спустя более 3 лет после проведения ядерного испытания (<дата>), которое могло сформировать для граждан, проживающих в данном населенном пункте на дату взрыва, суммарную эффективную дозу более 5 сЗв.

Определением Конституционного суда Российской Федерации от 04 декабря 2007 года №960-О-П «По жалобе гражданина ФИО3 на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 1 Федерального закона «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» установлено, что субъектом индивидуального конституционного права на возмещение причиненного государством вреда здоровью, реализуемого в порядке, предусмотренном ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», является лицо, пострадавшее при проведении ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, данный статус лица определяется с учетом положений Конституции Российской Федерации объективными обстоятельствами, получившими документальное подтверждение и свидетельствующими об определенном объеме вреда, причиненного в результате проведения соответствующих ядерных испытаний. При этом, согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 14 декабря 1999 года №197-0, суды общей юрисдикции вправе решить вопрос о предоставлении льгот и компенсаций лицам, чьи права на радиационную безопасность, а также на возмещение ущерба вследствие радиационных аварий, оказались нарушенными.

В рамках настоящего гражданского дела истцу неоднократно разъяснялось его право заявить ходатайство о назначении судебной экспертизы (исследование клеток крови) для подтверждения дозы облучения в спорный период, кроме того, разъяснялось бремя доказывания по гражданскому делу, в том числе и получение Дурневым И.И. суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие испытаний.

Однако истец от назначения экспертизы отказался, в связи с чем оформил письменное заявление.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» гражданам, получившим суммарную пленную) эффективную дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр), уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (МЧС России) выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления.

Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года №849 утверждены Правила выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (далее по тексту - Правила).

Согласно пункту 4 Правил уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ (МСЗН УР), в т.ч. осуществляют прием соответствующих документов, вносят сведения в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, направляют в МЧС России в месячный срок со дня подачи документов, представления о выдаче удостоверений, к которым прилагаются заверенные в установленном порядке выписки из реестра, а также копии представленных документов.

Согласно материалам дела, МСЗН УР направило в МЧС России копию реестра учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, копию представления по оформлению и выдаче удостоверений ветеранам радиационных аварий и копии документов, послуживших основанием для принятия решения о выдаче удостоверения единого образца Дурнева И.И.

Согласно письму МЧС России от 07 февраля 2011 года №32-3-74 в МСЗН УР поступил ответ с отказом в выдаче удостоверения единого образца в отношении Дурнева И.И. по той причине, что не установлена имеющаяся у него доза облучения, а также его статус, т.к. Дурнев И.И. не проживал на дату ядерного взрыва <дата> в <адрес>.

При рассмотрении настоящего гражданского дела наличие у истца вышеуказанных условий, а именно проживание в <адрес> на дату ядерного испытания <дата> и доза облучения свыше 5 сЗв, не подтвердилось.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что оспариваемыми действиями ответчиков не нарушаются права истца. Принимая во внимание, что в силу ст.3 ГПК РФ, судебной защите подлежит лишь нарушенное право, суд признает, что заявленные истцом требования к МЧС России и МСЗН УР о признании подвергшимся радиационному воздействию, внесении сведений в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию, выдаче удостоверения единого образца не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 195-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Дурнева И.И. к Управлению социальной защиты населения в Октябрьском районе г.Ижевска, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерству социальной защиты населения Удмуртской Республики о признании подвергшимся радиационному воздействию, выдаче удостоверения единого образца оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Удмуртской Республики в течении 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме через районный суд.

Решение изготовлено в окончательной форме 02 сентября 2011 года.

Председательствующий судья О.П.Карпова