Дело № 2-1745/11 РЕШЕНИЕ 12 апреля 2011 г. Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе: председательствующего судьи Стех Н.Э., при секретаре Самохваловой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сташенко Г.Я. о признании незаконным бездействия Президента Российской Федерации, УСТАНОВИЛ: Сташенко Г.Я. (далее по тексту – заявитель) обратился в Октябрьский районный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Президента Российской Федерации. Заявление мотивировал тем, что 07 ноября 2010 года обратился на имя Президента РФ с письмом за <номер> от 07 ноября 2010 года, в котором сообщил информацию о том, что в Ижевске создана и запатентована новая концепция организации дорожного движения и технические решения для ее реализации. В письме ставился вопрос, почему дорожные новации незамедлительно не используются государством. Главным советником департамента Управления Президента РФ по работе с обращениями граждан при Администрации Президента РФ Зыбкиным обращение было направлено в ГИБДД (письмо истцу от 25.11.2010 г. <номер>). Начальник отдела Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ ФИО1 на обращение истца, поступившее из Администрации Президента РФ, письмом от 14.12.2010 года <номер> ответил истцу: «Вам на все обращения аналогичного содержания многократно давались письменные ответы по существу», что считает отпиской. Просил признать незаконным бездействие Президента РФ, выразившееся в нерассмотрении обращения и непредставлении истцу ответа по существу обращения Администрацией Президента РФ. Заявитель Сташенко Г.Я., в судебном заседании заявление поддержал, просил его удовлетворить. Представитель заинтересованного лица – консультант департамента правового обеспечения и контроля Управления Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций ФИО2, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте судебного заседания, не явилась, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица в порядке п. 2 ст. 257 ГПК РФ. При этом в письменном возражении на заявление указала следующее. Согласно Конституции Российской Федерации, Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство, в котором государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (статьи 1 и 10 Конституции Российской Федерации). Президент Российской Федерации является главой государства и гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (части 1 и 2 статьи 80 Конституции РФ). Для случаев, когда этот порядок не детализирован, а также в отношении полномочий, не перечисленных в статьях 83-89 Конституции Российской Федерации, их общие рамки определяются принципом разделения властей (статья 10 Конституции) и требованием статьи 90 (часть 3) Конституции, согласно которому указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции и законам Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31 июля 1995 г. № 10-П). Конституционный принцип разделения властей имеет определяющее значение при установлении компетенции органов власти и означает разграничение государственных функций, реализация которых осуществляется ими самостоятельно, то есть в пределах полномочий, предоставленных им Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Выполнение Президентом Российской Федерации функции гаранта обеспечения прав и свобод человека и гражданина, предусмотренной частью 2 статьи 80 Конституции Российской Федерации, не дает ему право на вмешательство в деятельность органов государственной, исполнительной власти, а также в осуществление правосудия. Реализовывать свою функцию как гаранта обеспечения прав и свобод человека и гражданина, Президент Российской Федерации может только в тех формах, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, федеральными законами. Глава государства не должен подменять собой конкретные государственные органы, действующие в рамках собственных полномочий, и не обязан заниматься решением вопросов, отнесенных к компетенции других органов. Данное положение подтверждено Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 3-П, в котором предусмотрено, что с учетом основополагающих конституционных принципов - о разделении властей, целях и пределах ограничения прав и свобод человека и гражданина, Президент Российской Федерации может действовать только теми методами и только в пределах тех полномочий, которые закреплены за ним в Конституции Российской Федерации. В соответствии с установлениями п. "и" ст. 83 Конституции Российской Федерации для выполнения своих полномочий Президент формирует Администрацию Президента Российской Федерации - государственный орган, обеспечивающий деятельность Президента Российской Федерации и осуществляющий контроль за исполнением решений Президента Российской Федерации. Статус, структура, задачи и организация деятельности данного государственного органа урегулированы Положением об Администрации Президента Российской Федерации, утвержденным Указом Президента от 6 апреля 2004г. Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций (далее - Управление) является самостоятельным подразделением Администрации Президента Российской Федерации. Указом от 17.02.2010г. №201 «Об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций», Президент Российской Федерации утвердил Положение об Управлении, согласно которому наделил должностных лиц Управления правом рассмотрения письменных и устных обращений граждан, адресованных Президенту Российской Федерации и Администрации Президента Российской Федерации. В соответствии с предоставленными полномочиями, они осуществляют контроль и информируют граждан о рассмотрении их письменных обращений по вопросам, отнесенным к компетенции Главы государства. В случае поступления письменных обращений граждан, не входящих в сферу ведения Президента Российской Федерации и его Администрации, руководствуясь требованиями части 3 статьи 8 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», они направляются, с соблюдением установленных законом сроков, в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением об этом гражданина, направившего обращение. Право на обращение в государственные органы и к должностным лицам, закрепленное в статье 33 Конституции Российской Федерации, не означает, что ответить заявителю обязано именно то лицо, которому обращение направлено. Для работы с коллективными и личными обращениями и письмами граждан в структурах государственных органов и при должностных лицах создаются специальные подразделения, обязанные рассматривать подобные обращения и уполномоченные давать по ним ответы. В Администрации Президента Российской Федерации таким подразделением является Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций, поэтому получение заявителем ответа на свое обращение к Президенту Российской Федерации из Управления, а не непосредственно от Президента Российской Федерации не является нарушением закрепленного в Конституции Российской Федерации права гражданина направлять личные обращения в государственные органы и должностным лицам (Решение Конституционного Суда Российской Федерации от 18 декабря 1992 года № 28-р). В части 3 статьи 5 Федерального закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» указано, что при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право «получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов». Как видно вышеназванная правовая норма предусматривает, что письменный ответ по существу на все вопросы предоставляется гражданину в том случае, если вопросы, поставленные в его обращении, относятся к компетенции государственного органа, органа местного самоуправления, должностного лица, В случае поступления в государственный орган, орган местного самоуправления, должностному лицу обращения по вопросам, не относящимся к их компетенции, заявителю направляется уведомление о его переадресации. Обращение Сташенко Г.Я. поступило в Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций и зарегистрировано 18.11.2010г. за вх. <номер>. В обращении заявитель, указывая на разработанную и запатентованную в г. Ижевске новую концепцию организации дорожного движения и технические решения ее реализации, как автор концепции, предлагал начать ее применение на дорогах любого субъекта Российской Федерации. В соответствии со ст.4 Федерального закона от 2 мая 2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предложение определяется как "рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества". Предложение не связано ни с нарушением, ни с реализацией каких-либо прав заявителя, оно направлено на внесение изменений в существующий порядок. В связи с тем, что вопросы, поставленные в обращении заявителя, не относятся к компетенции Президента Российской Федерации, его Администрации, а также отсутствием конкретной информации и документов, подтверждающие рассмотрение предложения заявителя в государственных органах, оно в соответствии с требованиями части 3 статьи 8 Федерального закона № 59-ФЗ, было направлено Государственную инспекцию безопасности дорожного движения для рассмотрения в пределах их компетенции, о чем автор был своевременно уведомлен (копия направления и уведомления прилагается). В соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998г. № 711 (в редакции от 23.12.2010 г.) на Государственную инспекцию безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекцию) возлагаются обязанности по изучению условий дорожного движения, принятию мер по совершенствованию организации движения транспортных средств и пешеходов, разработке предложений по повышению безопасности дорожного движения, в том числе совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п.11). Реализация гражданами конституционного права на обращение в государственные органы и к должностным лицам осуществляется гражданами в рамках компетенции государственных органов, их должностных лиц. Пункт 1 статьи 8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» прямо предписывает гражданину самому направлять письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов. В случае же несогласия гражданина с принятым по его обращению решением сотрудника органа внутренних дел, гражданин вправе самостоятельно, согласно статьи 4 Закона Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», обжаловать его непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, должностному лицу, государственному служащему. Согласно ст.255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Действиями (бездействием) Президента Российской Федерации, не нарушены права заявителя, на него незаконно не возложена какая-либо обязанность и не созданы препятствия к осуществлению его прав и свобод. Заявителем реализовано право на обращение, обращение надлежащим образом рассмотрено и не повлекло нарушения требований, установленных Федеральным законом № 59-ФЗ. В связи с изложенным, согласно части 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает требования Сташенко Г.Я., изложенные в заявлении, неправомерными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме. Выслушав мнение участников процесса, изучив и проанализировав материалы гражданского дела, суд устанавливает следующие обстоятельства, имеющие значение для дела: 07 ноября 2010 года Сташенко Г.Я. обратился на имя Президента РФ Д.А. Медведева с письмом за <номер>, в котором сообщил информацию о том, что в Ижевске создана и запатентована новая концепция организации дорожного движения и технические решения для ее реализации. В письме ставился вопрос, почему дорожные новации незамедлительно не используются государством. Письмо зарегистрировано за <номер> от 18 ноября 2010 года. Обращение направлено Управлением Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения, о чем заявитель был уведомлен письмом за <номер> от 25 ноября 2010 года. Письмом от 14 декабря 2010 года за <номер> Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России истцу было сообщено, что его обращение рассмотрено. Ему на все обращения аналогичного содержания давались письменные ответы по существу. С учетом этого при поступлении следующего обращения подобного содержания по данному вопросу переписка с заявителем будет прекращена (ст. 11 ФЗ от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»). С настоящим заявлением Сташенко Г.Я. обратился в суд 28 февраля 2011 года. Данные обстоятельства установлены в судебном заседании пояснениями истца, представленными доказательствами и сторонами в целом не оспариваются. Согласно статье 245 главы 23 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений. Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснил, что в соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом (п. 1). К должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ, следует относить лиц, постоянно, временно, в том числе по специальному полномочию, выступающих от имени федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации, принявших оспариваемое решение, совершивших оспариваемое действие (бездействие), имеющие обязательный характер и затрагивающие права и свободы граждан и организаций, не находящихся в служебной зависимости от этих лиц. К должностным лицам, в частности, относятся: лица, замещающие государственные должности Российской Федерации (должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов), лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации (должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации), лица, замещающие муниципальные должности (выборные должностные лица местного самоуправления, а также лица, замещающие эти должности по контракту) (п. 3). Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснил, что при подготовке дела к судебному разбирательству надлежит учитывать, что к обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения данной категории дел, в частности, относятся: соблюдение срока обращения с заявлением в суд; законность и обоснованность принятого решения, совершенного действия (бездействия) (п. 22). Срок обращения в суд Сташенко Г.Я. соблюден. При рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия) (п. 25). В силу п. 4 ст. 258 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены. В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 2 мая 2006г. N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. В силу п.п. 3, 4 ст. 5 Федерального закона от 2 мая 2006г. N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право: получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов; обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. С учетом основополагающих конституционных принципов - о разделении властей, целях и пределах ограничения прав и свобод человека и гражданина, Президент Российской Федерации может действовать только теми методами и только в пределах тех полномочий, которые закреплены за ним в Конституции Российской Федерации. В силу ст. 80 Конституции Российской Федерации, Президент Российской Федерации является главой государства. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Полномочия Президента Российской Федерации перечислены в статьях 83-89 Конституции Российской Федерации. В соответствии с установлениями п. "и" ст. 83 Конституции Российской Федерации для выполнения своих полномочий Президент формирует Администрацию Президента Российской Федерации - государственный орган, обеспечивающий деятельность Президента Российской Федерации и осуществляющий контроль за исполнением решений Президента Российской Федерации. Статус, структура, задачи и организация деятельности данного государственного органа урегулированы Положением об Администрации Президента Российской Федерации, утвержденным Указом Президента от 6 апреля 2004г. Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций (далее - Управление) является самостоятельным подразделением Администрации Президента Российской Федерации. Указом от 17.02.2010г. №201 «Об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций», Президент Российской Федерации утвердил Положение об Управлении, согласно которому наделил должностных лиц Управления правом рассмотрения письменных и устных обращений граждан, адресованных Президенту Российской Федерации и Администрации Президента Российской Федерации. В соответствии с предоставленными полномочиями, они осуществляют контроль и информируют граждан о рассмотрении их письменных обращений по вопросам, отнесенным к компетенции Главы государства. Поскольку письменное обращение Сташенко Г.Я. не входило в сферу ведения Президента Российской Федерации и его Администрации, руководствуясь требованиями части 3 статьи 8 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», оно направлено, с соблюдением установленных законом сроков, в соответствующий орган, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением об этом Сташенко Г.Я. В связи с изложенным, суд полагает заявление Сташенко Г.Я. не подлежащим удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявления Сташенко Г.Я. о признании незаконным бездействия Президента Российской Федерации отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено судьей на компьютере <дата>.