о предоставлении жилья



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 сентября 2011 г.

Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:

председательствующего судьи Долгополовой Ю.В.,

при секретаре Трефиловой О.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мусиной Ф.З., действующей в своих интересах и интересах ФИО1, к Администрации г. Ижевска о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Мусина Ф.З., действующая в своих интересах и интересах ФИО1, обратилась в суд с иском к Администрации г. Ижевска о предоставлении жилого помещения. Требования мотивированы следующим.

Истица является опекуном своей <данные изъяты> дочери ФИО1, страдающей <данные изъяты>, наличие которого предоставляет право на получение жилого помещения во внеочередном порядке с учетом дополнительной жилой площади. С марта 2001 г. истица и ее дочь состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях в Администрации Ленинского района г. Ижевска. Изложенное является основанием для предоставления Мусиным во внеочередном порядке жилого помещения на состав семьи из двух человек, с учетом права ФИО1 на дополнительную жилую площадь.

В суде истица доводы и требования, изложенные в иске, поддержала, просила иск удовлетворить. Уточнила исковые требования, указав, что на Администрацию г. Ижевска должна быть возложена обязанность по предоставлению ей и ее дочери жилого помещения, исходя из норм предоставления и права ФИО1 на дополнительную жилую площадь, общей площадью не менее 39, 9 кв.м.

Представитель Администрации г. Ижевска Мельников Г.В., действующий на основании доверенности, иск не признал, просил оставить его без удовлетворения в связи с необоснованностью.

Выслушав стороны, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к нижеследующему.

ФИО1, <дата> года рождения, является <данные изъяты>, при котором совместное проживание с ней в одной квартире невозможно.

Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Ижевска от <дата> ФИО1 признана <данные изъяты>.

На основании решения начальника Управления социальной защиты населения в Ленинском районе г. Ижевска <номер> от <дата> Мусина Ф.З. назначена опекуном над своей дочерью ФИО1

С 30.03.2001 г. Мусина Ф.З. и ФИО1 состоят на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения в Администрации Ленинского района г. Ижевска.

В мае 2011 г. Мусина Ф.З. и ФИО1 включены в список на внеочередное предоставление жилого помещения.

В соответствии с медицинским заключением <номер> от 17.05.2011 г. и сообщения от 19.08.2011 г. <данные изъяты> ФИО1 страдает <данные изъяты>, требующим обязательного диспансерного наблюдения, нуждается в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на основании пункта 4 статьи 51 ЖК РФ и Постановления Правительства РФ от 16 июня 2006 г. №378.

Жилым помещением Мусина Ф.З. и ФИО1 не обеспечены, на условиях договора безвозмездного пользования проживают в доме по адресу: <адрес>.

Изложенные обстоятельства подтверждены в суде исследованными доказательствами.

В части первой статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 г., как следует из части второй названной статьи, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями ст.28.2 Федерального закона N 181-ФЗ, которая в свою очередь предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК) установлено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.

Исходя из положений части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 ЖК, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Жилые помещения по договорам социального найма таким лицам предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации.

Таким образом, за гражданами, не реализовавшими до 1 марта 2005 г. право на обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма, независимо от времени их принятия на учет после указанной даты это право сохраняется.

Из статьи 31 Федерального закона N 181-ФЗ следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.

Предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений Жилищного кодекса Российской Федерации.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшие до 1 января 2005 г. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке.

Как указано выше, Мусина Ф.З. и ФИО1 поставлены на учет с целью улучшения жилищных условий в марте 2001 г., ФИО1 является инвалидом I группы по заболеванию, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых совместное проживание граждан в одной квартире невозможно (умственная отсталость умеренная со значительным нарушением поведения, требующим ухода и лечения, обусловленная другими уточненными причинами, код F 71.18). В этой связи в мае 2011 г. после представления в администрацию района медицинского заключения о наличии у ФИО1 тяжелого хронического заболевания Мусина Ф.З. и ФИО1 поставлены на внеочередной учет нуждающихся в жилых помещениях.

Так, в соответствии с пунктом 8 статьи 2 Закона УР от 19.10.2005 N 58-РЗ
"О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в случае возникновения права на предоставление жилых помещений по договору социального найма вне очереди включаются в отдельные списки с момента возникновения такого права.

Учитывая, что <данные изъяты> ФИО1 и ее мать Мусина Ф.З. включены в отдельные списки граждан, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма, суд принимает решение о предоставлении истцам жилого помещения в пределах заявленных требований, то есть на состав семьи 2 человека: Мусина Ф.З. и ФИО1

Аналогичная правовая позиция о праве инвалида на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке с учетом состава его семьи изложена в определении Верховного Суда РФ от 22.10.2010 г. №6- В10-7.

Обязанность по обеспечению истцов жилым помещением во внеочередном порядке подлежит возложению на Администрацию г. Ижевска в связи с нижеследующим.

В соответствии с частью 3 статьи 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением (часть 4 статьи 57 ЖК РФ).

Таким образом, по смыслу статьи 57 ЖК РФ субъектом предоставления жилья гражданам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях, является орган местного самоуправления, к каковым относится ответчик.

Кроме того, суд отмечает, что в соответствии с частью 1 статьи 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 49 ЖК РФ).

Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 ЖК РФ).

В целях реализации Закона Удмуртской Республики от 24 июня 2010 года N 29-РЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" Правительство Удмуртской Республики утвердило Положение о порядке предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, образованных на территории Удмуртской Республики, отдельным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, меры социальной поддержки по обеспечению жильем.

На основании данного Положения органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов, что подтверждает вывод суда о наличии у Администрации г. Ижевска обязанности по предоставлению истцам жилого помещения.

Рассматривая вопрос о размере жилого помещения, которое подлежит предоставлению Мусиным, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что истцы не имеют жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Как указано выше, на условиях договора безвозмездного пользования Мусины проживают в индивидуальном жилом доме по адресу: <адрес>, находящимся в собственности брата Мусиной Ф.З. – ФИО2 По указанному адресу истцы зарегистрированы по месту жительства.

Их обстоятельств дела следует, что первоначально жилой дом по <адрес> находился в собственности родителей Мусиной Ф.З. и ее брата. Мусина Ф.З. и ФИО2 также проживали в этом доме вместе с родителями. В 1973 г. в связи с заключением брака ФИО2 выехал из указанного жилого помещения. С тех пор и по настоящее время он в доме по <адрес> не проживает. После смерти родителей ФИО2 оформил право собственности на дом в порядке наследования, <дата> получил свидетельство о праве собственности на указанное жилое помещение. С 1973 г. членами одной семьи Мусины и ФИО2 не являются.

Изложенные обстоятельства следуют из показаний допрошенных свидетелей ФИО3 и ФИО2, объяснений истицы, а также материалов дела.

Таким образом, возникшее изначально право пользования указанным жилым помещением у Мусиной Ф.З. как у члена семьи его собственников (родителей) после их смерти трансформировалось в право пользования на условиях договора безвозмездного пользования. Поскольку право пользования ее дочери ФИО1 производно от права пользования матери, суд приходит к выводу о наличии у ФИО1 права пользования данным жилым помещением также на условиях договора безвозмездного пользования.

Исходя из вышеизложенного, жилой дом по адресу: <адрес> не подлежит учету при принятии судом решения о предоставлении истцам жилого помещения.

В соответствии с пунктом 2 Перечня заболеваний, дающих лицам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 года N 817, ФИО1 имеет право на дополнительную площадь.

Размер дополнительной площади определен, в том числе частью 2 статьи 58 ЖК РФ, согласно которой жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Право инвалидов на обеспечение жилым помещением общей площадью, превышающей норму предоставления, предусмотрено также статьей 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в соответствии которой инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 1.1. Решения Городской думы г. Ижевска от 28.07.2005 N 349 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения на территории города Ижевска" норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в г. Ижевске установлена в размере 13,3 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.

С учетом содержания приведенных выше норм на Администрацию г. Ижевска подлежит возложению обязанность по предоставлению истцам жилого помещения общей площадью не менее 26, 6 кв.м. с учетом права ФИО1 на дополнительную площадь в размере не более 13, 3 кв.м. общей площади.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск Мусиной Ф.З., действующей в своих интересах и интересах ФИО1, к Администрации г. Ижевска о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать Администрацию г. Ижевска на условиях договора социального найма предоставить Мусиной Ф.З. и ФИО1 отдельное благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, находя­щееся в черте г. Ижевска, общей площадью не менее 26, 6 кв.м. с учетом права ФИО1 на дополнительную площадь в размере не более 13, 3 кв.м. общей площади.

Решение в окончательной форме изготовлено председательствующим на компьютере 3 октября 2011 г.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Уд­муртской Республики в течение десяти дней через районный суд.

Председательствующий судья Ю.В. Долгополова