о предоставлении жилого помещения (из числа детей-сирот)



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 сентября 2011 г.

Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:

председательствующего судьи Долгополовой Ю.В.,

при секретаре Трефиловой О.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Ижевска, действующего в интересах Бывальцева К.В., и по иску Бывальцева К.В. к Администрации г. Ижевска о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Прокурор Октябрьского района г. Ижевска, действующий в интересах Бывальцева К.В., обратился в суд с иском к Администрации г. Ижевска о предоставлении жилого помещения. Требования мотивированы следующим.

Истец имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей, с <дата> г. состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях в Администрации города. Жилого помещения на условиях социального найма или на праве собственности истец не имеет. С учетом вышеизложенного ответчик должен предоставить ему жилого помещение в г. Ижевске в пределах норм предоставления в размере 18 кв.м. общей площади.

Впоследствии истец предъявил к Администрации г. Ижевска самостоятельные требования, в которых просил возложить на Администрацию г. Ижевска обязанность по предоставлению истцу жилого помещения общей площадью 36 кв.м., с учетом его члена семьи - супруги Бывальцевой П.П.

В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района г. Ижевска Савельева О.А., доводы и требования, изложенные в иске прокурора, поддержала, просила иск удовлетворить.

Истец с требованиями прокурора о предоставлении ему жилого помещения общей площадью 18 кв.м. не согласился, просил возложить на ответчика обязанность по предоставлению ему жилого помещения общей площадью 36 кв.м.

Привлеченная судом к участию в деле в качестве третьего лица незаявляющего самостоятельных требований на предмет спора, супруга истца Бывальева П.П., требования истца поддержала.

Представитель Администрации г. Ижевска – Мельников Г.В., действующий на основании доверенности, иски не признал, просил оставить их без удовлетворения в связи с необоснованностью.

Выслушав объяснения прокурора, истца и его представителя Метелеву А.А., действующую на основании доверенности, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к нижеследующему.

Бывальцев К.В. (<дата> года рождения) относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

18 сентября 2007 г. истец поставлен на учет для получения жилого помещения в Администрации г. Ижевска на основании Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

По состоянию на 01.05.2011 г. состоит в списке внеочередников под номером <номер>.

<дата> истец зарегистрировал брак с Бывальцевой (Пушкаревой) П.П.

Изложенные обстоятельства подтверждены в суде исследованными доказательствами.

В качестве оснований заявленных требований истец указывает на наличие у него права на получение жилого помещения как у лица, относящегося к категории детей, оставшихся без попечения родителей.

Частью 3 статьи 40 Конституции РФ установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма.

Категории лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья в порядке очередности, предусматривается федеральными законами и законами субъектов РФ.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Закон так же предусматривает, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Аналогичное положение содержит часть 1 статьи 3 Закона УР от 06.03.2007 N2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, учреждении социального обслуживания, образовательных организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, нахождения у опекунов (попечителей) или приемных родителей, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилая площадь предоставляется вне очереди в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

С учетом содержания приведенных выше норм Бывальцев К.В. имеет право на предоставление ему во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения.

В силу части 3 статьи 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

Следовательно, обязанность по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей должна быть возложена на орган местного самоуправления, в котором такие лица состоят на учете.

Порядок предоставления жилой площади категории лиц, к которой относится истец, определен Законом УР от 6 марта 2007 г. N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями и дополнениями).

Так, в соответствии со статьей 5 вышеприведенного Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющие право на внеочередное получение жилой площади, учитываются в органах местного самоуправления отдельно от остальных граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

В силу части 2 статьи 4 Закона УР жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по договору социального найма не ниже норм, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления для предоставления жилья по договору социального найма.

Аналогичное положение содержится в статье 8 Закона N 159-ФЗ, согласно которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с частью 2.1 статьи 4 Закона УР от 06.03.2007 N2-РЗ норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма устанавливается в размере 18 квадратных метров на одно лицо из детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, а также на одно лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

С учетом вышеизложенного, истец вправе претендовать на предоставление ему жилого помещения общей площадью не менее 18 кв.м. При этом его супруга не подлежит учету при предоставлении жилого помещения, поскольку внеочередное предоставление жилого помещения лицам, относящимся к категории детей-сирот, является индивидуальной льготой и не распространяется на членов их семьи.

Вместе с тем Бывальцев К.В. пояснил в суде, что настаивает на представлении ему жилого помещения общей площадью не менее 36 кв.м., на предоставление жилого помещения меньшей площадью, истец не согласен. В этой связи истец представил суду заявление о том, что не поддерживает требования прокурора о предоставлении ему жилого помещения общей площадью 18 кв.м.

Поскольку законодательством не предусмотрена возможность предоставления лицам, к категории которых относится истец, жилого помещения в указанном Бывальцевым К.В. размере, а на предоставление жилого помещения общей площадью 18 кв.м. истец не согласен, его иск не подлежит удовлетворению.

Несогласие истца с предоставлением ему жилого помещения общей площадью 18 кв.м. является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора, предъявленных в интересах Бывальцева К.В.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск прокурора Октябрьского района г. Ижевска, действующего в интересах Бывальцева К.В., и иск Бывальцева К.В. к Администрации г. Ижевска о предоставлении жилого помещения и оставить без удовлетворения.

Решение в окончательной форме изготовлено председательствующим на компьютере 28 сентября 2011 г.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Уд­муртской Республики в течение десяти дней через районный суд.

Председательствующий судья Ю.В. Долгополова