о предоставлении жилого помещения



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 сентября 2011 года

Октябрьский районный суд г. Ижевска УР

в составе:

председательствующего судьи В.М. Нуриевой

при секретаре Е.В. Филипповском

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Гребенщикова В.В. к Администрации г.Ижевска, Администрации МО «Селтинский район» УР о предоставлении жилого помещения как лицу оставшемуся без попечения родителей,

У С Т А Н О В И Л :

Гребенщиков В.В. обратился в суд с иском к Администрации г.Ижевска о предоставлении жилого помещения как лицу оставшемуся без попечения родителей.

Исковые требования мотивированы тем, что Гребенщиков В.В. является лицом, оставшимся без попечения родителей, своего жилья не имеет, в связи с чем обратился в суд к Администрации г.Ижевска о предоставлении жилья.

По ходатайству представителей истца суд привлек к участию в дело Администрацию Муниципального образования «Селтинский район» УР.

В судебном заседании истец не явился о дате и времени рассмотрения дела был надлежащим образом извещен, в суд представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, суд рассмотрел дело в отсутствие истца в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Представители истца Шайхатаров С.М. и Усачева Т.В., действующие на основании нотариально удостоверенной доверенности, поддержали исковые требования, изложенные в исковом заявлении и в письменных объяснениях в полном объеме, просили обязать Администрацию г.Ижевска предоставить истцу жилое помещение не ниже установленных социальных норм в соответствии с требованиями действующего законодательства в черте г.Ижевска, в случае если суд откажет в удовлетворении исковых требований по отношению к Администрации г. Ижевска, просили обязать Администрацию МО «Селтинский район » предоставить истцу жилое помещение в городе Ижевске, поскольку Гребенщиков В.В. проживал и проживает в городе Ижевске с годовалого возраста.

Представитель Администрации г.Ижевска – Мельников Г.В., действующий в судебном заседании на основании доверенности, исковые требования не признал, просил в удовлетворении исковых требований отказать в отношении Администрации г.Ижевска, поскольку Гребенщиков В.В. в Администрацию г.Ижевска с официальным заявлением не обращался, на сегодняшний день утратил статус лица, оставшегося без попечения родителей, на него не распространяется ст. 8 Закона №159-ФЗ.

Представитель Администрации МО «Селтинский район » УР в судебное заседание не явился, в суд представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, а также письменные пояснения. Суд рассмотрел дело в отсутствие ответчика в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав доводы участников процесса, исследовав представленные сторонами доказательства, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Гребенщиков В.В. родился <дата>.

<дата> умерла мать истца, ФИО На момент ее смерти истец проживал с матерью по адресу: <адрес>, <адрес> ( данных о собственности нет).

<дата> устроен в Дом ребенка <адрес>.

<дата> Гребенщиков направлен в Детский дом <адрес>

С <дата> истец зарегистрирован и проживает по адресу : <адрес>

Согласно ст.40 Конституции РФ граждане РФ имеют право на жилище.

Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность.

Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользования предусмотрены Гражданским кодексом РФ, Жилищным кодексом РФ, другими правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилого помещения, четко обозначен федеральным законодательством.

Некоторые граждане имеют право на внеочередное получение жилого помещения.

Такой льготой наделены лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они не имеют закрепленного жилого помещения.

В соответствии с частью 3 статьи 49 ЖК РФ - жилые помещения жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предостав­ляются определенным федеральным законом категориям граждан, признанных по ус­тановленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, основаниям нуж­дающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в ус­тановленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным феде­ральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.

Категориям граждан, указанным в части 3 статьи 49 ЖК РФ, могут предостав­ляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в уста­новленном законодательством порядке государственными полномочиями на обес­печение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения му­ниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ (часть 4 статьи 49 ЖК РФ).

Порядок предоставления жилых помещений на условиях договора социального найма определен статьей 57 ЖК РФ, согласно части 2 которой вне очереди жилые по­мещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, ос­тавшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных уч­реждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, ис­полняющих наказание в виде лишения свободы.

Аналогичная норма содержалась и в п. 2 ст. 37 ЖК РСФСР, в соответствии с которой, вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях, независимо от форм собственности для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.

В соответствии с частью 2 пункта 1 статьи 8 Закона №159-ФЗ - дети-сироты и де­ти, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попе­чительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребы­вания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, испол­няющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных со­циальных норм.

В соответствии с ч.1 ст.5 Закона №159-ФЗ, что дополнительные гарантии вышеназванным категориям лиц производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, за счет государственных внебюджетных фондов и других, не запрещенных законом источников.

Кроме того, согласно ст.ст.52, 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы на основании решения органа местного самоуправления.

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна приемная семья).

31.12.2003 года истец обратился в Селтинскую Администрацию с просьбой предоставить жилье, на момент обращения истцу было 22 года.

С 20.05.2005 года состоит на учете под № 6, как сирота в <адрес> УР, учетное дело <номер>, до сегодняшнего дня жилье не предоставлено, в связи с чем, обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, состоящих в льготной очереди в Администрации МО «Селтинский район», возложена действующим законодательством на Администрацию МО «Селтинский район».

В рассматриваемых правоотношениях в роли органа исполнительной власти выступает Администрации МО «Селтинский район» УР.

Именно на нее также и Законом возложена обязанность по учету по месту жительства детей-сирот, а также по внеочередному предоставлению истцу жилого помещения.

В ст. 1 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в редакции Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 года, определяются категории лиц, на которых распространяется действие этого Закона.

- это дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

- дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;

- лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

- лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Как следует из преамбулы ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года, а также из ст. 1 указанного Закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.

Вместе с тем, закрепление в Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-то сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания.

Указанное обстоятельство связано и с тем, что осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты своих граждан должно согласовываться в том числе и с имеющимися у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовыми и иными средствами и возможностями.

На необходимость учета имеющихся у государства ресурсов при оказании помощи детям указывает и Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года.

Статья 27 Конвенции признает право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, и закрепляет, что государства - участники принимают необходимые меры по оказанию помощи в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей.

Таким образом, исходя из положения ч. 3, 4 ст. 49, ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, а также ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.

По смыслу перечисленных выше правовых норм, только до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений по месту регистрации (месту жительства), поскольку после достижения указанного возраста они не относятся ни к одной из категорий лиц, названных в Федеральном законе "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Обязательным условием для предоставления жилого помещения на условиях социального найма органом местного самоуправления является постановка гражданина на учет нуждающегося в жилых помещениях.

С заявлением в Администрацию г.Ижевска по вопросу предоставления ему вне очереди жилого помещения, как сироте Гребенщиков В.В. не обращался.

Согласно сообщения Управления муниципального жилья Администрации г.Ижевска от 14 июня 2011 за <номер> Гребенщиков В.В. в списке очередников детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилых помещений по городу Ижевска не состоит.

Как пояснил сам истец Гребенщиков В.В. в судебном заседании 02 июня 2011 года впервые в Администрацию г.Ижевска он обратился устно в 2010 году, официальных заявлений не писал, ранее в Администрацию г.Ижевска также не обращался. На момент его устного заявления в Администрацию г.Ижевска Гребенщикову В.В. исполнилось <данные изъяты> лет.

На момент предъявления иска в суд <данные изъяты> лет.

Более того, истец реализовал свое право состоять на вышеуказанном учете, обратившись с соответствующим заявлением в Администрацию МО «Селтинский район » УР.

Двойной учет гражданина как лица, имеющего право на внеочередное получение жилого помещения из числа детей –сирот, либо снятие с такого учета в одном населенном пункте и постановка на учет в органе местного самоуправления другого населенного пункта не допускается законом.

При таких обстоятельствах, правовых оснований для предоставления во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма Гребенщикову В.В. не поставленным на учет до достижения ими возраста 23 лет в Администрацию г.Ижевска не имеется.

В соответствии со ст.ст.14,49,50 ГПК РФ сторонам судом было разъяснено, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, стороны пользуются равными правами по представлению доказательств, имеющих значение для дела.

В соответствии с ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается в обосновании своих требований и возражений.

В связи, с чем судом между сторонами было распределено бремя их доказывания.

Анализ правовых норм, регулирующих вопросы предоставления жилья лицам из числа детей-сирот и лицам, оставшимся без попечения родителей, фактических обстоятельств дела, установленных судом, а также собранных по делу доказательств, позволяет сделать вывод о том, что для предоставления жилья в порядке п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (либо ранее до 1.03.2005 года в порядке п. 2 ст. 37 ЖК РСФСР) необходимо наличие нескольких условий, главным и определяющим из которых является наличие у лица определенного статуса - ребенка-сироты или лица из их числа (ст. 1 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 года).

Каких-либо доказательств того, что Гребенщиков В.В. обращался в установленном законом порядке за предоставлением жилого помещения в Администрацию г.Ижевска до достижения возраста 23 лет, в деле не имеется, если истец на момент рассмотрения дела изменил место своего жительства, переехав в другой населенный пункт, его иск о предоставлении жилья по новому месту жительства не подлежит удовлетворению.

При таких обстоятельствах суд считает исковые требования истца к Администрации г.Ижевска необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Требования Гребенщикова В.В. о предоставлении Администрацией МО «Селтинский район» жилья в г.Ижевске суд признает необоснованными, по следующим основаниям.

Статья 4 З УР 2-РЗ определяет, что жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющим право на внеочередное получение жилой площади, предоставляются по месту жительства. В случае невозможности определения места жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения указанной категории лиц предоставляются (по их выбору) по месту их выявления или первичного устройства в семью опекуна, приемную семью, образовательную организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно части 2 статьи 8 ФЗ регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Исходя из приведенных выше норм, место жительства такой категории лиц определяется по месту нахождения закрепленного за ними жилого помещения. При отсутствии такого жилого помещения необходимо руководствоваться статьей 20 ГК РФ, в силу которой местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

Таким образом, при решении вопроса о том, где подлежит предоставлению жилое помещение: по месту выявления или фактического проживания истца на момент разрешения спора, суд считает следует отказать в иске, поскольку в случае если фактическое место жительства истца не совпадает с его местом жительства, определяемом по смыслу приведенных выше норм. В любом случае, если истец на момент рассмотрения дела изменил место своего жительства, переехав в другой населенный пункт, его иск о предоставлении жилья по новому месту жительства не подлежит удовлетворению.

Частью 5 ЖК РФ предусмотрено, что по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Поскольку толкование истцом и его представителями вышеуказанных законов так, как предъявлены ими исковые требования к органу исполнительной власти, что лицо, имевшее статус сироты, в одном населенном пункте субъекта РФ и уехавшее затем на постоянное место жительство за пределы данного субъекта РФ в иной населенный пункт, и жилье ему должно быть предоставлено теми органами исполнительной власти, где это лицо было выявлено, как сирота и поставлено на регистрационный учет, вызывает противоречие частных и публичных интересов. Такое толкование закона, по мнению суда нельзя признать верным, в связи с чем указанные требования суд признает не обоснованными и не подлежащими удовлетворению

Отказ в удовлетворении исковых требований Гребенщикова В.В. о предоставлении Администрацией МО «Селтинский район» УР жилья в г.Ижевске не препятствует обращению Гребенщикова В.В. о предоставлении Администрацией МО «Селтинский район » УР с исковыми требованиями в Селтинский районный суд УР в установленном законом порядке.

На основании вышеизложенного суд признает исковые требования Гребенщикова В.В. к Администрации г.Ижевска, Администрации МО «Селтинский район» УР о предоставлении жилого помещения как лицу оставшемуся без попечения родителей, не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

В связи с отказом истцу в удовлетворении исковых требований, суд отказывает в его требованиях о взыскании расходов, связанных с оказанием юридических услуг.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Гребенщикова В.В. к Администрации г.Ижевска, Администрации МО «Селтинский район» УР о предоставлении жилого помещения как лицу оставшемуся без попечения родителей, отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение 10 дней, через районный суд.

Решение в окончательной форме изготовлено 17 октября 2011 года.

Копию решения направить сторонам.

Судья В.М.Нуриева