о признании решения незаконным



№2-2498/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 июня 2011 года г.Ижевск

Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Фроловой Ю.В.,

при секретаре Кудрявцеве Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Васильева А.А. о признании незаконным отказа Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска в согласовании схемы планировочной организации земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Васильев А.А. (далее по тексту – заявитель) обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска (далее по тексту — ГУАиГ ) в согласовании схемы планировочной организации земельного участка для строительства жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>.

Требования заявления мотивированы тем, что заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок по адресу: <адрес>. Заявитель обратился в ГУАиГ с заявлением о согласовании схемы планировочной организации земельного участка. 26.04.2011 г. <номер> заявитель получил отказ в согласовании схемы планировочной организации земельного участка со ссылкой на то, что вышеуказанный земельный участок расположен в зоне ЖД1 - зона многофункциональной жилой и общественно-деловой застройки. Градостроительный регламент, установленный Правилами землепользования и застройки города Ижевска, утвержденными решением Городской думы г.Ижевска от 27.11.2007 г. № 344, не предполагает размещение в указанной зоне индивидуальных жилых домов.

Полагая, что указанный отказ является незаконным, так как он не соответствуют закону, ограничивает права заявителя как собственника земельного участка на владение, пользование и распоряжение имуществом, заявитель обратился в суд с вышеуказанным заявлением.

Заявитель Васильев А.А., будучи надлежащим образом извещен о месте и времени судебного разби­рательства, в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия. Судом дело рассмотрено в порядке ст. 257 ГПК РФ в отсутствие заявителя.

Представитель заявителя Сунцов О.М., действующий на основании доверенности, в судебном заседании требования поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении, согласно которых считает, что действиями ГУАиГ нарушаются права собственника земельного участка. Кроме того, пояснил, что земельный участок предоставлен для эксплуатации и обслуживания жилого дома, то есть разрешенное использование земельного участка установлено, участок расположен в жилой зоне и предназначен для жилой застройки.

Представитель ГУАиГ Акатьев А.С., действующий на основании доверенности, с заявлением не согласился, полагая оспариваемый отказ законным и обоснованным, вынесенными в соответствии с компетенцией ГУАиГ, с соблюдением процедуры принятия решений. Указал, что Правила землепользования и застройки города Ижевска утверждены решением Городской думы города Ижевска от 27.11.2007г. № 344, являются нормативным правовым актом, устанавливающим границы территориальных зон и градостроительный регламент (разрешенного использования земельных участков) для каждой территориальной зоны. При этом строительство новых объектов должно осуществлять в соответствии с требования градостроительных регламентов. В территориальной зоне ЖД1 строительство индивидуальных жилых домов не предусмотрено.

Заинтересованное лицо Громовик Г.З. в суд не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, судом дело рассмотрено в порядке ст. 257 ГПК РФ в ее отсутствие. Ее представитель Сунцов О.М., действующий на основании доверенности, пояснил, что Громовик Г.З. является сособственником ( ? доля) земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> и поддерживает требования Васильева А.А.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно свидетельства о регистрации прав собственности серии <номер> Васильеву А.А. на праве собственности принадлежит ? доли земельного участка площадью 655 кв.м., расположенного на землях населенных пунктов по адресу: <адрес>.

Согласно свидетельства о регистрации прав собственности серии <номер> Громовик Г.З. на праве собственности принадлежит ? доли земельного участка площадью 655 кв.м., расположенного на землях населенных пунктов по адресу: <адрес>.

14.04.2011 г. Васильев А.А. обратился в ГУАиГ с заявлением в согласовании схемы планировочной организации земельного участка для строительства жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>.

26.04.2011 г. ГУАиГ письмом за <номер> отказало Васильеву А.А. в согласовании схемы планировочной организации земельного участка для строительства жилого дома, мотивировав свой отказ тем, что вышеуказанный земельный участок расположен в зоне ЖД1 - зона многофункциональной жилой и общественно-деловой застройки. Градостроительный регламент, установленный Правилами землепользования и застройки города Ижевска, утвержденными решением Городской думы г.Ижевска от 27.11.2007 г. № 344, не предполагает в зоне ЖД1 размещение индивидуальных жилых домов.

Согласно кадастрового плана земельного участка <номер> от 31.01.2005 г., расположенного по адресу: <адрес>, в графе 9: «разрешенное использование/назначение» указано: « эксплуатация и обслуживание жилого дома».

Согласно свидетельств о государственной регистрации права собственности Васильева А.А., Громовик Г.З. разрешенное использование/назначение земельного участка - эксплуатация и обслуживание жилого дома.

Эти обстоятельства следуют из содержания заявления, пояснений участников процесса в судебном заседании, представленными сторонами документами, сторонами фактически не оспариваются и подтверждаются представленными и исследованными доказательствами.

Заявление Васильева А.А. о согласовании схемы планировочной организации земельного участка для строительства жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 3 Гражданского процессуального кодекса РФ - заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд на защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, то есть по общему правилу правом на обращение в суд наделено лицо права, свободы и законные интересы которого нарушены.

В силу статьи 13 Гражданского Российской Федерации - ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ, в том числе путем восстановлении положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со статьей 254 ГПК РФ - гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

Согласно статье 255 ГПК РФ - к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 фев­раля 2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти и органов местного само­управления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» - ис­ходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Следовательно, для признания судом незаконным решения органов местного самоуправления необходимо наличие следующих условий: незаконность решения, а также нарушение прав и свобод гражданина, либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, либо незаконное возложение на гражданина обязанности или незаконное привлечение к ответственности, при этом, удовлетворение требований заявителя возможно только при доказанности всей совокупности юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела.

При рассмотрении настоящего дела указанные условия нашли свое подтверждение.

ГУАиГ в соответствии с Положением «О Главном Управлении архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска», утвержденном решением Городской Думы г. Ижевска от 06.06.2006 г. № 121 (далее по тексту – Положение о ГУАиГ), является структурным подразделением Администрации г.Ижевска осуществляющим функции управления в области регулирования градостроительной деятельности, архитектуры и строительства на территории муниципального образования « Город Ижевск» в соответствии с полномочиями, установленными Положением о ГУАиГ.

Согласно п. 2.7 Положением о ГУАиГ к его полномочиям отнесена выдача разрешений на строительство, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа.

В соответствии с должностной инструкцией начальник отдела регулирования застройки административного района – архитектор ГУАиГ обязан согласовывать градостроительные планы земельных участков и схемы планировочной организации земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

Таким образом, согласно вышеназванным положениям должностные лица ГУАиГ вправе рассматривать вопросы о согласовании схемы планировочной организации земельных участков для строительства индивидуального жилого дома, а также выполнять полномочия по выдаче разрешений на строительство жилого дома по заявлению собственника. При этом суд отмечает, что полномочия ГУАиГ на согласование схемы планировочной организации земельных участков для строительства индивидуального жилого дома заявителем не оспариваются, в связи с чем суд полагает, что оспариваемый отказ принят в соответствии с полномочиями органа местного самоуправления.

На основании ст. 209 ГК РФ, Васильев А.А., являясь собственником земельного участка вправе по своему усмотрению совершать в отношении земельного участка любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

В соответствии со статьей 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 ГК РФ).

В силу пункта 2 статьи 260 ГК РФ целевое назначение земель определяется на основании закона и в установленном им порядке, при этом использование земель для других целей не допускается или ограничивается, при этом пользование земельным участком, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.

В соответствии со статьей 40 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков имеют право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Согласно положениям статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.

Таким образом, одним из обязательных условий застройки земельного участка является осуществление строительства в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием.

В судебном заседании установлено, что заявитель владеет земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>, который согласно кадастровому плану земельного участка <номер> от 31.01.2005 г., находится на землях населенных пунктов ( ранее – землях поселений), предназначен в соответствии с разрешенным использованием (назначением) для эксплуатации и обслуживания жилого дома.

Вместе с тем, строительство объектов недвижимости может производиться только по специальному разрешению.

Порядок выдачи разрешений на строительство определен статьей 51 ГрК РФ, согласно части 1 которой, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.

По общему правилу (часть 4 статьи 51 ГрК РФ) разрешение на строительство объектов выдается органами местного самоуправления по месту нахождения подлежащего застройке земельного участка.

В целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка;

3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства (часть 9 статьи 51 ГрК РФ).

Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:

1) проводит проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению;

2) проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям;

3) выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (часть 11 статьи 51 ГрК РФ).

Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (часть 13 статьи 51 ГрК РФ).

Согласование архитектором схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства является одной из стадий подготовки документов для оформления разрешения на строительство (часть 9 статьи 51 ГрК РФ), следовательно, согласование указанной схемы должно производиться архитектором с учетом норм градостроительного законодательства в части соответствия предполагаемого строительства целевому назначению земельного участка и его разрешенному использованию.

Васильев А.А. обратился с заявлением в ГУАиГ с просьбой согласовать схему планировочной организации земельного участка для строительства жилого дома на принадлежащем ему земельном участке, однако получил отказ, который был мотивирован тем, что земельный участок расположен в зоне ЖД1 - зона многофункциональной жилой и общественно-деловой застройки. При этом градостроительный регламент, установленный Правилами землепользования и застройки города Ижевска, утвержденными решением Городской думы г.Ижевска от 27.11.2007 г. № 344, в указанной зоне не предполагается размещение индивидуальных жилых домов.

Вместе с тем, отказ ГУАиГ в согласовании планировочной организации земельного участка является незаконным.

Согласно пункта 2 статьи 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Согласно положениям статьи 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

В соответствии с пунктом 1 статьей 85 ЗК РФ – в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:

1) жилым;

2) общественно-деловым;

3) производственным;

4) инженерных и транспортных инфраструктур;

5) рекреационным;

6) сельскохозяйственного использования;

7) специального назначения;

8) военных объектов;

9) иным территориальным зонам.

Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений (пункт 2 статьи 85 ЗК РФ).

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 ЗК РФ).

Согласно пункту 4 статьи 85 ЗК РФ с учетом положений пункта 8 статьи 36 ГрК РФ несоответствие земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости градостроительным регламентам признается таковым в двух случаях: если виды использования земельных участков не входят в перечень видов, предусмотренных градостроительным регламентом, либо если их размеры (как минимальные, так и максимальные), равно как и иные предельные параметры, не соответствуют предельным значениям, определенным в регламентах ( в данном случае это относится к предельным параметрам строительства, реконструкции на земельных участках).

Как установлено статьей 85 ЗК РФ, реконструкция и расширение существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.

В силу пункта 5 статьи 85 ЗК РФ земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.

Использование каждого конкретного земельного участка должно осуществляться в соответствии с требованиями градостроительного регламента для определенной территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Судом установлено, что земельный участок расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащий заявителю на праве собственности, расположен в жилой зоне и предназначен для жилой застройки.

Из кадастрового плана земельного участка следует, что он расположен на землях населенных пунктов ( землях поселений) с разрешенным использованием: для эксплуатации и обслуживания жилого дома.

Таким образом, противоречий между указанным в документах на землю разрешенным использованием земли и предполагаемым правовым режимом использования земельного участка заявителем не усматривается.

Каких-либо ограничений и обременений, запрещающих производить строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, в установленном законом порядке не зарегистрировано, о чем имеется информация в свидетельствах о праве собственности на земельный участок Васильева А.А. и Громовик Г.З., кадастровом плане земельного участка.

Оспариваемый отказ нарушает права заявителя, предусмотренные статьи209 ГК РФ, по своему усмотрению совершать в отношении земельного участка любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, а так же создает препятствия к осуществлению заявителем его прав на возведение на земельном участке жилого дома, установленного статьей 263 ГК РФ и статей 40 ЗК РФ.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что отказ в согласовании схемы планировочной организации земельного участка для строительства жилого дома нарушает права заявителя и создает препятствия к осуществлению его прав, следовательно, подлежат признанию незаконным, с последующим восстановлением нарушенного права - возложением на Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска обязанности в согласовании схемы.

Руководствуясь статьями 194-199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Васильева А.А. о признании незаконным отказа Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска в согласовании схемы планировочной организации земельного участка удовлетворить.

Признать незаконным отказ Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска от 26 апреля 2011 года за <номер> о согласовании схемы планировочной организации земельного участка для строительства жилого дома по адресу: <адрес>.

Возложить на Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска обязанность согласовать схему планировочной организации земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> по заявлению Васильева А.А..

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики через Октябрьский районный суд г.Ижевска в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 14 июня 2011 года.

Судья Ю. В. Фролова