о признании незаконным бездействия Правительства УР по устранению нарушений законодательства при хранении пестицидов



Дело № 2-3605/11

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

15 сентября 2011года г.Ижевск

Октябрьский районный суд г.Ижевска Удмуртской Республики

в составе:

председательствующего судьи Плеханова А.Н.,

при секретаре Кашицыной А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Правительства Удмуртской Республики, возложения на Правительство Удмуртской Республики обязанности устранить допущенные нарушения при хранении пестицидов вблизи <адрес>,

У с т а н о в и л:

Удмуртский природоохранный межрайонный прокурор (далее по тексту также прокурор) действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Правительства Удмуртской Республики, возложения на Правительство Удмуртской Республики обязанности устранить допущенные нарушения при хранении пестицидов вблизи <адрес>. Требования прокурора мотивированы следующим.

Проверками, проведенными органами прокуратуры Удмуртской Республики, а также специалистами управлений Россельхознадзора и Роспотребнадзора по УР, выявлены нарушения федерального законодательства при размещении пестицидов вблизи д. <адрес>.

Проверкой установлено, что в нарушение требований природоохранного законодательства в 1985 году в силосной траншее вблизи <адрес> неустановленными лицами произведено несанкционированное размещение одной из разновидностей соединения дуста – дихлордифенил-трихлорэтана (далее по тексту также ДДТ), запрещенного к применению в качестве пестицида в сельском хозяйстве, в количестве около 60 тонн.

Земельный участок, на котором размещен препарат ДДТ, находится в <адрес> в географических координатах 560 40/ 08// северной широты и 530 201/ 53// восточной долготы, относится к землям сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на этот земельный участок не разграничена.

ДДТ является высокотоксичным веществом, обладающим способностью длительное время сохранять свою активность в окружающей среде, проявляя устойчивость к процессам разложения. Попав в организм человека, ДДТ вызывает отравление, его воздействие в больших дозах может привести к летальному исходу.

Территориальными управлениями Роспотребнадзора и Россельхознадзора, Удмуртским республиканским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по результатам исследований в 2008 году почвы около д.Жеребенки с места захоронения ДДТ выявлено превышение предельно допустимых концентраций этого вещества и его метаболитов, что является недопустимым в соответствии с п.2.3 СаНПиН 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы», введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17.04.2003 № 53. Состояние почвы на месте захоронения дуста специалистами оценено как опасное.

Правительство Удмуртской Республики как высший исполнительный орган государственной власти республики принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья, обеспечению экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия, осуществляет меры по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф.

Изложенные обстоятельства явились основанием для внесения прокурором Удмуртской Республики 30 апреля 2008 года в соответствии со ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» Председателю Правительства Удмуртской Республики представления об устранении нарушений закона.

Правительством республики в 2008 году за счет средств республиканского бюджета в размере 700 тыс. рублей приняты меры к определению объема захоронения ДДТ, который составил в чистом виде 207,9 куб. м (вес 300 тонн).

Ориентировочная стоимость работ по транспортировке и утилизации пестицида и загрязненного грунта общим весом 381 тонна определена в размере 37,68 млн. рублей в ценах 2009 года.

В течение 2009 и 2010 годов, 1 полугодия 2011 года прокуратурой Удмуртской Республики в Правительство республики неоднократно направлялись письменные запросы об организации и финансовом обеспечении работ по ликвидации захоронения пестицидов, в ответе на которые сообщалось о принимаемых мерах к изысканию денежных средств.

Решения комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Правительства УР о ликвидации захоронения не исполняются (протоколы от 24.11.2009 № 7/2009 и 20.07.2010 №6/2010), необходимые мероприятия Правительством УР организационно и финансово не обеспечиваются.

По поручению прокуратуры Удмуртской Республики в сентябре 2010 года Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратурой с привлечением специалистов Управления Россельхознадзора по УР произведен отбор проб на месте захоронения ДДТ у <адрес>.

В результате исследования проб почвы, проведенного аккредитованной лабораторией ФГУ «Федеральный центр безопасности и качества зерна и продуктов его переработки» (протоколы № 78-П-10/Н, № 79-П-10-Н от 05.10.2010), установлено 5-кратное превышение содержания этого вещества в почве на окраине захоронения (0,5 мг/кг) и 42-кратное – в центре захоронения (4,2 мг/кг) по сравнению с действовавшими на тот момент гигиеническими нормативами № 1.2.1323-03 «Гигиенические нормативы содержания пестицидов в объектах окружающей среды» (введены в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 06.05.2003 № 92). Аналогичный уровень предельно-допустимой концентрации в 0,1 мг/кг закреплен в гигиенических нормативах № 1.2.2701-10 «Гигиенические нормативы содержания пестицидов в объектах окружающей среды (перечень)» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 02.08.2010 №101).

Длительное непринятие со стороны Правительства Удмуртской Республики мер к обеспечению ликвидации захоронения ДДТ и его утилизации, рекультивации загрязненных этим пестицидом земель ухудшает экологическое состояние окружающей среды и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, создает опасность возникновения чрезвычайных ситуаций, вызывает обоснованные жалобы граждан на нарушение их конституционных прав в этой сфере.

Правовыми основаниями заявления прокурор указал статью 45 Конституции Российской Федерации, часть 1 статьи 11 и статью 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», часть 1 статьи 21 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статьи 5, 24 Федерального закона «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», статьи 1,12,13,14 Земельного кодекса РФ, статьи 1, 12 Закона УР от 02.03.2001 № 6-РЗ «О Правительстве Удмуртской Республики».

В связи с изложенным прокурор просил суд:

Признать незаконным бездействие Правительства Удмуртской Республики, выражающееся в непринятии мер к утилизации дуста, размещенного на земельном участке в <адрес> в географических координатах 560 40/ 08// северной широты и 530 201/ 53// восточной долготы.

В целях устранения нарушений закона обязать Правительство Удмуртской Республики в срок до 01.09.2012 обеспечить утилизацию дуста, размещенного на земельном участке в <адрес> в географические координаты 560 40/ 08// северной широты и 530 201/ 53// восточной долготы, и рекультивацию загрязненной этим пестицидом почвы указанного земельного участка.

В судебном заседании:

Прокурор Богатырева О.Л доводы и требования заявления поддержала в полном объеме. Дополнительно пояснила, что нарушение прав неопределенного круга лиц носит длящийся характер, сведения о точном месте нахождения земельного участка на котором имеется захоронение ДДТ получены прокурором 22 июля 2011 года, полагала, что срок на обращение в суд прокурором не пропущен. На основании распоряжений Правительства Удмуртской Республики из бюджета Удмуртской Республики выделено 700 000 рублей для проведения проектно-сметных работ по определению объема захоронения ДДТ. В 2008-2009 годах ОАО институт «Удмуртгипроводхоз» разработан рабочий проект, которым предусмотрена технология разработки и утилизации захоронения: захоронение, вскрывается, разрабатывается с извлечением ДДТ и последующей фасовкой его в специальную тару. Тара с ДДТ вывозится на специализированный склад, из которого вывозится на утилизацию в <адрес>. Разработкой указанной проектной документации Правительство Удмуртской Республики ограничилось. Ни в 2010, ни в 2011 г.г никаких действий, связанных с проведением утилизации дуста, захороненного в близи дер.Жеребенки, Правительство УР не предпринимало. Указанное обстоятельство свидетельствует о бездействии Правительства Удмуртской Республики, то есть неисполнении обязанности, возложенной на него нормативными правовыми актами. Бездействие нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Представитель Правительства Удмуртской Республики Косарев А.Е. действующий на основании доверенности полагал заявление не подлежащим удовлетворению, поскольку прокурором пропущен срок на обращение в суд, так как 30 апреля 2008 года прокурором внесении представление в Правительство Удмуртской Республике. Кроме того, привел доводы о том, что Правительство Удмуртской Республики не является надлежащим лицом ответственным за оборот пестицидов, в том числе и ДДТ, данным лицом является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики.

Представитель заинтересованного лица- Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики Русских Л.Н действующая на основании доверенности полагала, что Правительством Удмуртской Республики принимаются необходимые меры по ликвидации захоронения путём направления заявок в Минприроды России о финансировании данных мероприятий.

Представитель заинтересованного лица- Управления Россельхознадзора по Удмуртской Республики Попов И.А., действующий на основании доверенности, полагал заявление прокурора подлежащим удовлетворению, пояснил, что денежные средства Правительством Удмуртской Республики на ликвидацию захоронения и утилизацию ДДТ не выделяются, решения комиссии по чрезвычайным ситуациям при Правительстве Удмуртской Республики не выполняются.

Представитель заинтересованного лица – Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике Лихачева А.В., действующая на основании доверенности полагала заявление прокурора подлежащим удовлетворению.

Представитель заинтересованного лица – Администрация муниципального образования «Завьяловский район» Кухлевский А.В. действующий на основании доверенности полагал заявление прокурора подлежащим удовлетворению, пояснил, что захоронение ДДТ вблизи <адрес> не относится к отходам производства и потребления. Вопрос о его ликвидации относится к сфере деятельности Правительства Удмуртской Республики.

Представители заинтересованных лиц Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики, Администрация муниципального образования <адрес> будучи надлежащим образом, извещены о месте и времени судебного заседания в суд не явились, причины неявки не сообщили, с ходатайством об отложении дела не обратились.

Дело рассмотрено в их отсутствие в порядке ст.257 ГПК РФ.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и проанализиро­вав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Проверками, проведенными органами прокуратуры Удмуртской Республики, а также специалистами управлений Россельхознадзора и Роспотребнадзора по Удмуртской Республике установлено, что в 1985 году в силосной траншее вблизи <адрес> неустановленными лицами произведено несанкционированное размещение одной из разновидностей соединения дуста – дихлордифенил-трихлорэтана или ДДТ, запрещенного к применению в качестве пестицида в сельском хозяйстве.

Земельный участок, на котором размещен препарат дихлордифенил-трихлорэтана, находится в <адрес>, относится к землям сельскохозяйственного назначения, вид угодий пастбище, государственная собственность на этот земельный участок не разграничена.

На протяжении более 20 лет захоронение дихлордифенил-трихлорэтана около <адрес> является источником загрязнения окружающей среды и создает угрозу экологической безопасности населения.

В результате исследования отобранных в захоронении ДДТ в районе деревни Жеребенки муниципального образования <адрес> Удмуртской Республики проб почвы, проведенного аккредитованной лабораторией ФГУ «Федеральный центр безопасности и качества зерна и продуктов его переработки» (протоколы №78-П-10/Н, №79-П-10-Н от 05.10.2010), установлено 5-кратное превышение содержания дихлордифенил-трихлорэтана в почве на окраине захоронения (0,5 мг/кг) и 42-кратное - в центре захоронения (4,2 мг/кг).

Химические свойства дихлордифенил-трихлорэтана таковы, что способны в незначительных количествах причинить вред здоровью.

Продолжающееся хранение пестицидов вблизи населенных пунктов - <адрес> создает опасность причинения вреда окружающей природной среде, возможность возникновения чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера.

30 апреля 2008 года Прокурором Удмуртской Республики в адрес Председателя Правительства Удмуртской Республики внесено представление об устранении нарушений закона о безопасном обращении с пестицидами, предложено решить вопрос о выделении из республиканского бюджета денежных средств, необходимых для утилизации захоронения дихлордифенил-трихлорэтана, размещенных около <адрес> и рекультивации загрязненных земель.

На основании распоряжений Правительства Удмуртской Республики от 23.06.2008 №583-р, от 04.08.2008 №722-р из бюджета Удмуртской Республики выделено 700 000 рублей для проведения проектно-сметных работ по определению объема захоронения и утилизации ДДТ в близи <адрес>.

В 2008-2009 годах ОАО институт «Удмуртгипроводхоз» разработан рабочий проект «Ликвидация захоронения дихлордифенилтрихлорэтана (ДДТ) и рекультивация нарушенных земель у <адрес>».

Ориентировочная стоимость работ по утилизации захоронения в ценах 2009 года составляет около 37,7 млн. рублей.

22 июля 2011 года прокурором получены сведения о географических координатах захоронения дихлордифенил-трихлорэтана, размещенного около деревни <адрес>.

26 июля 2011 года прокурор обратился в суд с рассматриваемым заявлением.

Эти обстоятельства следуют из содержания заявления, объяснений лиц участвующих в деле, сторонами фактически не оспариваются и подтверждаются представленными и исследованными доказательствами.

Заявление прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

На основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на благоприятную окружающую среду и санитарно-эпидемиологическое благополучие.

В соответствии со статьей 254 ГПК РФ – гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального слу­жащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

Согласно статье 255 ГПК РФ – к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, го­сударственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке граждан­ского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и дейст­вия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он неза­конно привлечен к ответственности.

Согласно ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, их должностными лицами.

В соответствии со статьями 22,27,35 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» обращение в суд в целях предупреждения и пресечения нарушения прав и свобод граждан является одним из полномочий прокурора, осуществляемого в целях защиты государственных интересов предоставленных прокурору.

Как следует из материалов дела заявление подано прокурором в интересах неопределенного круга лиц, угрозу жизни и здоровью которых представляет захоронение дихлордифенил-трихлорэтана, размещенное около <адрес>

Из системного анализа вышеприведенных правовых норм следует, что обращение в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц не ограничено каким сроком, в течение которого этот прокурор может осуществить защиту их прав.

Более того, из материалов дела следует, что прокурор обратился в суд в целях предотвращения негативных последствий от оспариваемого им бездействия Правительства Удмуртской Республики как в будущем, так и для пресечения длящегося нарушения гражданских прав неопределенного круга лиц.

С учетом вышеизложенного, учитывая то, что сведения о точном географическом местонахождении захоронения дихлордифенил-трихлорэтана, около <адрес> получены прокурором только 22 июля 2011 года, суд приходит к выводу о том, что срок на обращение в суд прокурором не пропущен.

Согласно пункту 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 фев­раля 2009 года <номер> «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти и органов местного само­управления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» - ис­ходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служа­щего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному норматив­ному правовому акту.

При рассмотрении настоящего дела данные условия нашли своё под­твержде­ние.

Заявитель оспаривает бездействие Правительства Удмуртской Республики выраженное в непринятии мер к утилизации дуста, размещенного на земельном участке в <адрес> в географических координатах 560 40/ 08// северной широты и 530 201/ 53// восточной долготы.

Статьей 45 Конституции Российской Федерации, частью 1 статьи 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статьей 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что каждый имеет право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В судебном заседании установлено, что нарушение требований природоохранного законодательства в 1985 году в силосной траншее вблизи деревни <адрес> неустановленными лицами произведено несанкционированное размещение одной из разновидностей соединения дуста - дихлордифенил-трихлорэтана или ДДТ, запрещенного к применению в качестве пестицида в сельском хозяйстве

Земельный участок, на котором размещен препарат ДДТ, находится в 1,2 км западнее деревни Жеребенки муниципального образования «Бабинское» <адрес> Удмуртской Республики, относится к землям сельскохозяйственного назначения, вид угодий пастбище, государственная собственность на этот земельный участок не разграничена.

На протяжении более 20 лет захоронение ДДТ около <адрес> является источником загрязнения окружающей среды и создает угрозу экологической безопасности населения.

В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 19.07.1997 №109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» пестициды - химические или биологические препараты, используемые для борьбы с вредителями и болезнями растений, сорными растениями.

Особенностями, определяющими потенциальную опасность пестицидов для человека и среды его обитания, то есть окружающей среды, являются: высокая биологическая активность при малых уровнях воздействия, способность к циркуляции в окружающей среде и возможность контакта с ними населения.

ДДТ, являющийся одним из видов пестицидов оказывает отрицательное воздействие на почву, растения, животных и человека, является высоко токсичным веществом, вызывающим отравление и летальных исход, длительное время сохраняющим активность загрязняющего почву вещества, проявляя устойчивость к процессам разложения и трансформации.

Предельно допустимая концентрация в почве, то есть максимальная концентрация ДДТ в почве, не вызывающая негативного прямого или косвенного влияния на природную среду и здоровье человека, состоит в 0,1мг /кг почвы.

По требованию Гигиенических нормативов ГН 1.2.2701-10 «Гигиенические нормативы содержания пестицидов в объектах окружающей среды», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 02.08.2010 №101 (п.9), предельно допустимая концентрация ДДТ в почве составляет не более 0,1 мг/кг почвы.

В результате исследования отобранных в захоронении ДЦТ в районе <адрес> проб почвы, проведенного аккредитованной лабораторией ФГУ «Федеральный центр безопасности и качества зерна и продуктов его переработки» (протоколы №78-П-10/Н, №79-П-10-Н от 05.10.2010), установлено 5-кратное превышение содержания ДДТ в почве на окраине захоронения (0,5 мг/кг) и 42-кратное - в центре захоронения (4,2 мг/кг) по сравнению с действовавшими на тот момент гигиеническими нормативами 1.2.1323-03 «Гигиенические нормативы содержания пестицидов в объектах окружающей среды» и действующими в настоящее время Гигиеническими нормативах 1.2.2701-10 «Гигиенические нормативы содержания пестицидов в объектах окружающей среды (перечень)».

В соответствии со статьей 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» запрещается размещение опасных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека, а также запрещен сброс опасных отходов на почву.

В силу части 1 статьи 21 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в почвах сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов не должно превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами.

По требованию Гигиенических нормативов ГН 1.2.2701-10 «Гигиенические нормативы содержания пестицидов в объектах окружающей среды», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 02.09.2010 №101 (п.9), предельно допустимая концентрация ДДТ в почве составляет не более 0,1 мг/кг почвы.

В соответствии со статьёй 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» запрещается размещение опасных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека, а также запрещен сброс опасных отходов на почву.

В силу статьи 24 Федерального закона «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» пришедшие в негодность или запрещенные к применению пестициды подлежат обезвреживанию, утилизации, уничтожению и захоронению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Земельным законодательством установлен особый правовой режим использования земель сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 1, статьей 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации подразделяются по целевому назначению на категории, исходя из которых определяется правовой режим земельных участков.

В силу частей 1, 2 статьи 7, части 1 статьи 77, части 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения должны использоваться в соответствии с их целевым назначением, то есть для сельскохозяйственного производства.

Размещение на землях сельскохозяйственного назначения захоронений ДДТ законом запрещено.

В силу ст. ст. 1, 12, 13 Земельного кодекса РФ в регулировании земельных отношений основным принципом является приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве перед любым иным использованием. Нарушенные земли подлежат рекультивации, восстановлению плодородия почв и своевременному вовлечению в оборот.

В соответствии со ст. 14 Земельного кодекса РФ земли, которые подверглись химическому загрязнению, подлежат ограничению в использовании, исключению их из категории земель сельскохозяйственного назначения и могут переводиться в земли запаса для их консервации.

Согласно статье 5 Федерального закона «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится исполнение законодательства в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами.

Согласно положениям Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате опасного природного явления, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Химические свойства ДДТ таковы, что способны в незначительных количествах причинить вред здоровью граждан.

Продолжающееся хранение пестицидов вблизи населенных пунктов - <адрес> создает опасность причинения вреда окружающей природной среде, возможность возникновения чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера.

Статьями 3.1, 20 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ на территории субъекта Российской Федерации и несет ответственность за их нарушение.

Согласно части 1, пункту 7 части 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено организация и осуществление региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

В соответствии со статьёй 1, пунктами 11, 12, 18 части 2 статьи 12 Закона УР от 02.03.2001 № 6-РЗ «О Правительстве Удмуртской Республики» Правительство Удмуртской Республики как высший исполнительный орган государственной власти республики принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья, обеспечению экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия, осуществляет меры по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф.

С учетом вышеизложенного, обязанность по обеспечению безопасного обращения с пестицидами, незаконно захороненными у <адрес>, возложена законом на Правительство Удмуртской Республики.

30 апреля 2008 года прокурором Удмуртской Республики в адрес Председателя Правительства Удмуртской Республики внесено представление об устранении нарушений закона о безопасном обращении с пестицидами, предложено решить вопрос о выделении из республиканского бюджета денежных средств, необходимых для утилизации захоронения дихлордифенил-трихлорэтана, размещенных около <адрес> и рекультивации загрязненных земель.

На основании распоряжений Правительства Удмуртской Республики от 23.06.2008 №583-р, от 04.08.2008 №722-р из бюджета Удмуртской Республики выделено 700 000 рублей для проведения проектно-сметных работ по определению объема захоронения и утилизации ДДТ в близи <адрес>.

В 2008-2009 годах ОАО институт «Удмуртгипроводхоз» разработан рабочий проект «Ликвидация захоронения дихлордифенилтрихлорэтана (ДДТ) и рекультивация нарушенных земель у <адрес>».

Как следует их проекта суммарный объем захоронения ДДТ составляет 207,0 куб.м. Основная технология разработки и утилизации захоронения сводится к тому, что захоронение вскрывается, разрабатывается с извлечением ДДТ и последующей фасовкой его в специальную тару. Тара с ДДТ вывозится на специализированный склад, из которого вывозится на утилизацию в <адрес>.

Судом установлено, что после разработки указанной проектной документации Правительством Удмуртской Республики действия по утилизации дуста, размещенного на земельном участке в 1,2 км западнее деревни Жеребенки муниципального образования «Бабинское» <адрес> Удмуртской Республики в географических координатах 560 40/ 08// северной широты и 530 201/ 53// восточной долготы не предпринимались.

Выделенные на 2010 год денежные средства на уничтожение пестицидов распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 21 июля 2010 года №663-р направлены на компенсацию части затрат по содержанию продуктивного крупного рогатого скота молочного направления.

На 2011 год денежные средства для утилизации дуста, размещенного на земельном участке в <адрес> не выделялись и бюджетом Удмуртской Республики не предусмотрены.

Указанное свидетельствует о бездействии Правительства Удмуртской Республики, то есть неисполнении обязанности, возложенной на него указанными выше нормативными правовыми актами.

В силу статьи 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Статьей 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к принципам охраны окружающей среды отнесена ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

В результате невыполнении вышеназванных требований закона Правительством Удмуртской Республики нарушаются конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду, право на здоровье (ст.ст.20, 42 Конституции), так как имеется потенциальная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с несоблюдением Правительством Удмуртской Республики требований федерального законодательства в области охраны окружающей среды, безопасного обращения с пестицидами.

Не принятие Правительством Удмуртской Республики мер по утилизации дуста нарушает гарантированные Конституцией РФ и федеральными законами права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, что создаёт угрозу причинения ущерба окружающей среде и может повлечь за собой причинение вреда здоровью человека и соответственно влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Доказательств законности оспариваемого прокурором бездействия Правительством Удмуртской Республики в судебное заседание не представлено.

Определение Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики в качестве лица осуществляющего работу по уничтожению пестицидов, рассмотрение вопросов о необходимости утилизации дуста размещенного на земельном участке в <адрес> на комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности при Правительстве Удмуртской Республики, направление заявки в Министерство природных ресурсов РФ о выделении денежных средств на эти цели нельзя признать достаточными мерами, подтверждающими отсутствие бездействия со стороны Правительства Удмуртской Республики в рассматриваемом споре.

Таким образом, обжалуемое прокурором бездействие Правительства Удмуртской Республики, выраженное непринятии мер к утилизации дуста (дихлордифенилтрихлорэтана), размещенного на земельном участке в <адрес> в географических координатах 560 40/ 08// северной широты и 530 201/ 53// восточной долготы следует признать незаконным.

В силу ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод. Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа местного самоуправления действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу. В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.

С учетом изложенного, в целях устранения допущенных нарушений на Правительство Удмуртской Республики возлагается обязанность в срок до 01 сентября 2012 года обеспечить утилизацию дуста (дихлордифенилтрихлорэтана), размещенного на земельном участке в <адрес> в географических координатах 560 40/ 08// северной широты и 530 201/ 53// восточной долготы, и рекультивацию загрязненной этим пестицидом почвы указанного земельного участка.

Учитывая вышеизложенное, заявление прокурора подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199, 258 ГПК РФ, суд

Решил:

Заявление Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Правительства Удмуртской Республики, возложения на Правительство Удмуртской Республики обязанности устранить допущенные нарушения при хранении пестицидов вблизи <адрес> удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Правительства Удмуртской Республики, выражающееся в непринятии мер к утилизации дуста (дихлордифенилтрихлорэтана), размещенного на земельном участке в <адрес> в географических координатах 560 40/ 08// северной широты и 530 201/ 53// восточной долготы.

Обязать Правительство Удмуртской Республики в срок до 01 сентября 2012 года обеспечить утилизацию дуста (дихлордифенилтрихлорэтана), размещенного на земельном участке в <адрес> в географических координатах 560 40/ 08// северной широты и 530 201/ 53// восточной долготы, и рекультивацию загрязненной этим пестицидом почвы указанного земельного участка

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке Верховный суд Удмуртской Республики через районный суд в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 27 сентября 2011 года.

Председательствующий судья А.Н. Плеханов