о признании незаконным бездействияи понуждении к организации сбора и вывоза отходов



Дело 2-3592/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 сентября 2011года г.Ижевск

Октябрьский районный суд г.Ижевска Удмуртской Республики

в составе:

председательствующего судьи Плеханова А.Н.,

при секретаре Эловой Д.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации к Шишкину С.Н. о признании незаконным бездействия выразившегося в неорганизации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, возложению обязанности организовать сбора и вывоз бытовых отходов и мусора,

У С Т А Н О В И Л:

Удмуртский природоохранный межрайонный прокурор, действуя интересах неопределенного круга лиц (далее прокурор) обратился в суд с иском к Шишкину С.Н. о признании незаконным бездействия, выразившегося в том, что ответчиком не организован сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес>, участок примерно находится в <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общей площадью 125943 кв.м., возложению обязанности на Шишкина С.Н. в срок до <дата> организовать мероприятия по охране земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес>, участок примерно находится в 600 метрах от ориентира по направлению на юго-запад, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общей площадью 125943 кв.м., путем осуществления сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, находящегося на указанном участке на полигон твердых бытовых отходов, эксплуатируемый юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем, имеющим лицензию на осуществление деятельности по сбору, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 класса опасности. Требования прокурора мотивированы следующим.

Прокурором установлены нарушения требований земельного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в бездействии Шишкина С.Н..

Согласно ч.1 ст.4 ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности относятся, в том числе земли, недра, почвы.

В силу ч. 1 ст. 12 Земельного Кодекса РФ земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

К целям охраны земель на основании ч. 2 ст. 12 Земельного Кодекса РФ относятся предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности, а также обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

В силу ч. 1 ст. 13 Земельного Кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков обязаны проводить мероприятия, в том числе по сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, ликвидации последствий загрязнения и захламления земель и др.

В соответствии со ст. 42 Земельного Кодекса РФ собственники земельных участков обязаны:

использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

осуществлять мероприятия по охране земель;

соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий и др.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

В силу ч. 3 ст. 209 ГК РФ владение, пользование и распоряжение землей в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды. Сброс отходов производства и потребления на почву запрещен.

В силу п. 3.3 Правил по регулированию очистки территории муниципального образования «Город Ижевск» от отходов, утвержденных решением Городской думы города Ижевска от 03.10.2006 №146, в случае, если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, то лицо, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с законодательством РФ, и при невозможности их использования в качестве вторичных ресурсов принимает меры к размещению этих отходов и восстановлению нарушенных земельных участков.

В силу ст. 10 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане обязаны, в том числе, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

В соответствии с ч. 2 ст.21 и ч. 1 ст.22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, способы и условия которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами.

Так, согласно п. 3.2 Санитарных правил и норм 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных приказом Минздрава СССР от 05.08.1988 №4690-88, твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» размещение отходов включает в себя хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.

Согласно ч. 1 ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

В силу ст. 9 ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 74 ч. 1 ст. 17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 классов опасности подлежит лицензированию.

Однако указанные требования федерального законодательства ответчиком Шишкиным С.Н. не выполняются.

В ходе проверки проведенной в период с 01.06.2011 года и 07.07.2011 года Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратурой совместно со специалистами Управления Росреестра по УР и Управления Росприроднадзора по УР осуществлены выезды в <адрес>.

В ходе выездов на земельном участке с кадастровым номером <номер>, расположенном по адресу: <адрес>, участок примерно находится в <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общей площадью 125943 кв.м., непосредственно на почве обнаружена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов и мусора.

В соответствии со ст. ст. 1, 4.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы, в соответствии с критериями, утвержденными приказом МПР РФ от 15.06.2001 № 511.

В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом МПР РФ от 02.12.2002 № 786, твердые и жидкие бытовые (непромышленные) отходы относятся к отходам 4-5 класса опасности.

В частности, на вышеуказанной свалке размещены следующие отходы:

- мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) – 912004 00 01 00 4 – 4 класс опасности;

- мусор от бытовых помещений организаций крупногабаритный – 912005 00 01005 – 5 класс опасности;

- мусор строительный – 012006 00 01 00 0;

- отходы бумаги и картона незагрязненные – 187100 00 00 00 0;

- отходы полиэтилена в виде лома, литников – 571029 01 01 99 5 - 5 класс опасности;

- отходы полиэтилена в виде пленки – 571029 02 01 99 5 - 5 класс опасности;

- полиэтиленовая тара поврежденная – 571029 03 13 99 5 - 5 класс опасности;

- шины пневматические отработанные – 575002 00 13 00 4 - 4 класс опасности;

- камеры пневматические отработанные – 575002 01 13 00 4 - 4 класс опасности;

- покрышки отработанные – 575002 02 13 00 4 - 4 класс опасности;

- покрышки с металлическим кордом отработанные – 575002 04 13 00 4 - 4 класс опасности;

- отходы затвердевшего поливинилхлорида и пенопласта на его базе – 571016 00 01 00 4 - 4 класс опасности;

- бой бетонных изделий, отходы бетона в кусковой форме – 314027 01 01 99 5 – 5 класс опасности;

- бой железобетонных изделий, отходы железобетона в кусковой форме – 314027 02 01 99 5 - 5 класс опасности;

- отходы рубероида – 187204 01 01 01 4 - 4 класс опасности;

- отходы толи – 187204 02 01 01 4 - 4 класс опасности.

Указанный земельный участок входит в границы муниципального образования «Город Ижевск» и принадлежит на праве собственности на основании свидетельства о государственной регистрации права от <дата> ответчику Шишкину С.Н..

Следовательно, правообладателем земельного участка, на котором обнаружены отходы, является Шишкин С.Н., который и обязан принять меры по ликвидации последствий загрязнений земельного участка, именно он отвечает за состояние данного земельного участка. Не имеет правового значения в данном случае вследствие чего на почве образовались отходы – в результате непосредственной деятельности ответчика или нет. Учитывая положения приведенных выше правовых норм, меры по охране земельного участка осуществляет правообладатель Шишкин С.Н., который обязан осуществить необходимые меры по сбору и вывозу находящихся на земельном участке отходов, например, посредством привлечения организаций, имеющих лицензию на осуществление деятельности по сбору и вывозу отходов.

Исходя действующего законодательства, Шишкин С.Н. обязан организовать и финансировать мероприятия по сбору и вывозу бытовых отходов, обеспечив выполнение этих мероприятий в соответствии с требованиями природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Шишкин С.Н. не проводит обязательные мероприятия по охране почв, защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, а также ликвидации последствий загрязнения и захламления земель, что может привести к нарушению и загрязнению земель и невозможности их дальнейшего использования.

Кроме того, ситуация, при которой бытовые отходы не вывозятся, складируются на земельном участке, создает угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и представляет потенциальную опасность для здоровья населения, создает реальную угрозу возникновения и распространения заболеваний. Указанная ситуация является результатом невыполнения Шишкиным С.Н. возложенных на него законом полномочий в области соблюдения земельного законодательства, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, абзацами 1, 2 и 3 ст.3, ст.11 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия и на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду.

Указанные конституционные права граждан обеспечиваются соблюдением хозяйствующими субъектами установленных экологических и санитарно-гигиенических требований и нормативов, при несоблюдении которых гражданам не гарантируется благоприятная среда обитания, что создает угрозу причинения вреда здоровью человека.

Бездействие Шишкина С.Н. выражающееся в том, что не организован сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес>, участок примерно находится в 600 метрах от ориентира по направлению на юго-запад, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общей площадью 125943 кв.м., нарушает гарантированные Конституцией РФ и федеральными законами права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, что создаёт угрозу причинения ущерба окружающей среде и может повлечь за собой причинение вреда здоровью человека и влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор наделен правом обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, в том числе в случаях обеспечения права на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду.

Реализуя предоставленные законом полномочия, прокурор обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В судебном заседании прокурор Панова Ю.С. исковые требования изменила, указав, что Шишкин С.Н. обязан устранить допущенные нарушения в срок до 01 июня 2012 года, в остальной части на иске настаивала, просила его удовлетворить.

Ответчик Шишкин С.Н., представители третьих лиц на стороне истца без самостоятельных требований относительно предмета спора Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республики будучи извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явились, с ходатайством об отложении дела не обратились. Дело рассмотрено по существу в их отсутствие в порядке ст.167 ГПК РФ.

Представитель ответчика Шишкина С.Н. – Стыценко И.С. действующий на основании доверенности в рамках предоставленных полномочий в судебном заседании исковые требования прокурора признал в полном объеме.

Судом представителю ответчика разъяснены последствия признания иска, предусмотренные статьей 173 ГПК РФ, о том, что в случае признания иска ответчиком и принятии данного признания судом принимается решение об удовлетворении заявленных исковых требований.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд принимает признание иска ответчиком, поскольку такое признание не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.

В связи с этим, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Согласно пункту 3 статьи 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Руководствуясь статьями 173, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Шишкину С.Н. о признании незаконным бездействия выразившегося в неорганизации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, возложению обязанности организовать сбора и вывоз бытовых отходов и мусора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Шишкина С.Н., выразившееся в том, что им не организован сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес>, участок примерно находится в <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общей площадью 125943 кв.м.

Обязать Шишкина С.Н. в срок до 01 июня 2012 года организовать мероприятия по охране земельного участка с кадастровым номером <номер>5, расположенного по адресу: <адрес>, участок примерно находится в <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общей площадью 125943 кв.м., путем осуществления сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, находящегося на указанном участке на полигон твердых бытовых отходов, эксплуатируемый юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем, имеющим лицензию на осуществление деятельности по сбору, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 класса опасности.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение десяти дней через районный суд.

Решение изготовлено председательствующим судьей на компьютере в совещательной комнате.

Председательствующий судья А.Н. Плеханов