о признании незаконными действий Администрации, Ижводоканал по поставке питьевой воды, не соответствующей требования Санпин



Дело № 2-198/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 июня 2011 г.

Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:

председательствующего судьи Стех Н.Э.,

при секретаре Самохваловой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по УР в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Ижевска о признании действий по организации питьевого водоснабжения, не соответствующего требованиям СанПин 2.1.4.1074-01 населению Октябрьского и Ленинского районов г. Ижевска противоправными, незаконными, противоречащими законодательству, ущемляющими интересы неопределенного круга потребителей и возложении обязанности организовать обеспечение населения, проживающего в Октябрьском и Ленинском районах г. Ижевска питьевой водой, соответствующей требованиям СанПин 2.1.4.1074-01; Муниципальному унитарному предприятию г. Ижевска «Ижводоканал» о признании действий по поставке питьевой воды, не соответствующей требованиям СанПин 2.1.4.1074-01 населению, проживающему в Октябрьском и Ленинском районах г. Ижевска противоправными, незаконными, противоречащими законодательству, ущемляющими интересы неопределенного круга потребителей и возложении обязанности поставлять питьевую воду населению, проживающему в Октябрьском и Ленинском районах г. Ижевска соответствующую требованиям СанПин 2.1.4.1074-01, возложении обязанности довести до сведения потребителей решение суда по делу в течение 10 дней после вступления решения в законную силу в средствах массовой информации: «Известия в Удмуртской Республике», «Удмуртская правда»,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по УР (далее Управление) обратилось в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Ижевска о признании действий по организации питьевого водоснабжения, не соответствующего требованиям СанПин 2.1.4.1074-01 населению Октябрьского и Ленинского районов г. Ижевска противоправными, незаконными, противоречащими законодательству, ущемляющими интересы неопределенного круга потребителей и возложении обязанности организовать обеспечение населения, проживающего в Октябрьском и Ленинском районах г. Ижевска питьевой водой, соответствующей требованиям СанПин 2.1.4.1074-01; Муниципальному унитарному предприятию г. Ижевска «Ижводоканал» (далее МУП г. Ижевска «Ижводоканал») о признании действий по поставке питьевой воды, не соответствующей требованиям СанПин 2.1.4.1074-01 населению, проживающему в Октябрьском и Ленинском районах г. Ижевска противоправными, незаконными, противоречащими законодательству, ущемляющими интересы неопределенного круга потребителей и возложении обязанности поставлять питьевую воду населению, проживающему в Октябрьском и Ленинском районах г. Ижевска соответствующую требованиям СанПин 2.1.4.1074-01, возложении обязанности довести до сведения потребителей решение суда по делу в течение 10 дней после вступления решения в законную силу в средствах массовой информации: «Известия в Удмуртской Республике», «Удмуртская правда».

Заявление мотивировано тем, что в адрес Управления в августе 2010 г. поступали многочисленные обращения граждан г. Ижевска по поводу неудовлетворительного качества питьевой воды по органолептическим показателям, а именно на зловонный запах питьевой воды.

Источником водоснабжения жителей указанных районов г. Ижевска является Ижевский пруд.

Сравнительный анализ данных лабораторных исследований питьевой воды, проведенных в рамках санитарно-гигиенического мониторинга в течение 2010 года показал несоответствие качества воды централизованной системы водоснабжения требованиям СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения» (далее - СанПин 2.1.4.1074-01).

Всего с начала 2010 г. Управлением Роспотребнадзора по Удмуртской Республике отобрано и исследовано 547 проб питьевой воды из источников водоснабжения и водопроводных сооружений, водопроводов хозяйственно-питьевого водоснабжения, из них 158 не соответствует гигиеническим нормативам, или 29%.

По результатам лабораторных исследований воды из систем централизованного водоснабжения в августе 2010 г. качество питьевой воды, подаваемой жителям, проживающим в Октябрьском и Ленинском районах г. Ижевска не соответствовало по органолептическим показателям (запах).

В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ), п. 3.1. СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.

В соответствии с п. 4 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа водоснабжения населения.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления городских округов в целях решения вопросов местного значения обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий.

На основании Устава Муниципального унитарного предприятия г. Ижевска «Ижводоканал (далее - Предприятие), утвержденного приказом Управления имущественных отношений Администрации г. Ижевска от 24.03.2008 № 480у собственником имущества Предприятия является муниципальное образование «город Ижевск», имущество является муниципальной собственностью г. Ижевска и закреплено за Предприятием на праве хозяйственного ведения.

В соответствии с п.п.2.2.1; 2.2.3; 2.2.7; 3.5.1 Устава Предприятия Предприятие осуществляет оказание юридическим и физическим лицам услуг по водоснабжению и водоотведению; осуществляет сбор средств за предоставление физическим и юридическим лицам услуг по водоснабжению и водоотведению; обеспечивает качество подаваемой питьевой воды в соответствии с действующими стандартами, нормами и правилами и несет ответственность за нарушение правил санитарно-эпидемиологического благополучия населения, реализацию потребителям продукции, причиняющей вред здоровью.

МУП г. Ижевска «Ижводоканал» заключены договоры с управляющими компаниями, товариществами собственников жилья, предоставляющими коммунальные услуги, приобретающими коммунальные ресурсы и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги, а также непосредственно с собственниками жилых помещений на подачу хозяйственной питьевой воды, согласно которых вода поставляется в жилые дома Октябрьского, Ленинского районов г. Ижевска, МУЗ «Городская больница» по поставке питьевой воды в учреждение здравоохранения.

В соответствии с договорами на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ, предметом договоров является отпуск Предприятием питьевой воды из централизованной системы городского коммунального водоснабжения, соответствующей по своему качеству действующим санитарно - эпидемиологическим правилам.

Управление Роспотребнадзора по УР считает, что Администрация МО г. Ижевска не организовала в Октябрьском и Ленинском районах г. Ижевска водоснабжение населения водой питьевого качества, поскольку качество воды, предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях не соответствует требованиям СанПин 21.4.1074-01.

Организация Администрацией МО г. Ижевска водоснабжения населения, проживающего в Октябрьском и Ленинском районах города водой без соблюдения требований СанПин 2.1.4.1074-01 является противоправной, противоречащей п.п. 1,2 ст. 19 Федерального закона № 52-ФЗ; п.5 ст. 4, п. 1 ст. 7 Закона «О защите прав потребителей»; п.п. 3, 49, 51 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам; п.п. 3.1, 3.5 СанПин 2.1.4.1074-01, поскольку нарушает право населения, проживающего в данных районах города на санитарно-эпидемиологическое благополучие.

МУП г. Ижевска «Ижводоканал», являясь организацией, производящей коммунальный ресурс, в частности питьевую воду, осуществляет продажу воды управляющим организациям, товариществам собственников жилья для обеспечения граждан - потребителей, проживающих в жилых домах, расположенных в Октябрьском и Ленинском районах г. Ижевска.

Несоответствие поставляемой воды по качеству требованиям, установленным СанПин 2.1.4.1074-01, является противоправным действием по отношению к гражданам - потребителям, независимо от того, состояли ли последние в договорных отношениях с МУП г. Ижевска «Ижводоканал» или нет.

В судебном заседании представители истца Лихачева А.В., Суслопарова Т.А., Кривомазова Е.А. заявление поддержали, просили их удовлетворить по доводам, изложенным в заявлении и дополнениям к нему.

В судебном заседании представители ответчика МУП г. Ижевска «Ижводоканал» Ю.С. Белых, Плеханова В.В., Помосова Н.Б., Повышев А.Н. исковые требования не признали. При этом пояснили, что решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11 января 2011 г. по делу <номер> установлено отсутствие вины МУП г. Ижевска "Ижводоканал" во вменяемом правонарушении о подаче в распределительную сеть г. Ижевска воды не соответствующей требованиям стандартов. Апелляционная инстанция 17 Арбитражного Апелляционного суда оставила решение в силе. В материалах арбитражного дела присутствуют все необходимые доказательства о принятых предприятием мерах по улучшению состояния воды в Ижевском пруду, о нарушении ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике" процедуры отбора проб, определенной ГОСТ Р51592-2000.

Определение запаха воды - органолептический анализ, основанный на ощущении воспринимаемого запаха. Результат анализа зависит от индивидуальных особенностей аналитика и его отношения к объекту анализа. Стандартизация метода определения и перечня характера запахов в настоящее время отсутствует, объективных научно-обоснованных методов анализа не имеется. При определении запаха значение имеет прежде сего субъективный фактор восприятия в зависимости от состояния организма каждого человека.

Истец ограничился лишь констатацией факта наличия запаха, однако запах мог быть вызван повышением содержания в водопроводной воде хлора. Увеличение связанного статочного хлора на выходе с СПВ "Кама-Ижевск" и СПВ "Пруд-Ижевск" было согласовано с Управлением Роспотребнадзора по УР, что подтверждается документами, представленными в материалы Арбитражного дела. Присутствие запаха в водопроводной воде может быть также вызвано вторичным загрязнением на внутренних сетях инженерных коммуникаций. В протоколах, представленных в материалы дела не указано какой конкретно запах был обнаружен при исследовании воды, отсутствие актов отбора исключает возможность достоверно установить конкретные условия отбора, а также условия их транспортировки и хранения. Указанные условия имеют решающее значение при анализе органолептических показателей воды.

Также следует отметить об отсутствии фактов нанесения вреда здоровью граждан, вызванных присутствием запаха воды в рассматриваемый период. В условиях аномально жаркого лета, высокого уровня эвтрофированности ижевского пруда МУП г. Ижевска "Ижводоканал" принимал все возможные меры по организации водоснабжения г. Ижевска, предотвращению чрезвычайной ситуации и как следствие вспышки инфекционных заболеваний. В условиях рекордных температур жары лета 2010 года предприятие предотвратило более существенный вред, который мог бы был причинен жителям города Ижевска.

Считают, что действия МУП г. Ижевска "Ижводоканал" по поставке питьевой воды населению города Ижевска не могут быть признаны противоправными.

В судебном заседании представители ответчика Администрации г. Ижевска Корытцев А.Е., Ануфриева Ю. В. исковые требования не признали. При этом пояснили, что Администрация г. Ижевска обязана организовать и контролировать в г.Ижевске водоснабжение населения питьевой водой, качество которой должно соответствовать СанПин, но на Администрацию г Ижевска ни действующим законодательством, ни Уставом не возложена обязанность по устранению постороннего запаха питьевой воды в разводящей водопроводной сети г. Ижевска. Создав предприятие МУП г. Ижевска «Ижводоканал», Администрация г. Ижевска выполнила свою обязанность по организации в г.Ижевске водоснабжение населения питьевой водой.

Выслушав мнение участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст.17 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» граждане Российской Федерации обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается охраной окружающей среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.

Согласно ст.8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно ст.18 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.

Согласно ст.19 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.

В соответствии с п. 3 ст. 39 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно п.п.2.1., 2.2. СаНПиН 2.1.4.1074-01 требования настоящих Санитарных правил должны выполняться при разработке государственных стандартов, строительных норм и правил в области питьевого водоснабжения населения, проектной и технической документации систем водоснабжения, а также при строительстве и эксплуатации систем водоснабжения. Качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям настоящих Санитарных правил.

Согласно п.п.3.1-3.2 СаНПиН 2.1.4.1074-01 питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.

В соответствии с п. 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигие-нические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» запах питьевой воды не должен превышать 2-х баллов.

В силу ст. 38 Устава муниципального образования «Город Ижевск», принятого решением Городской думы г. Ижевска от 16 июня 2005 г. N 333, Администрация города является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования "Город Ижевск", наделена полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Удмуртской Республики.

Согласно п.п.4 и 8 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Аналогичные положения содержаться в п.п.4 и 8 ч.1 ст.9 Устава Муниципального образования «Город Ижевск».

Из изложенного следует, что обязанность по организации безопасного и безвредного водоснабжения (в том числе и питьевого) населения, проживающего на территории муниципального образования «Город Ижевск» возложена на органы местного самоуправления, каковым в рассматриваемом случае является Администрация г.Ижевска (ст.24 и 38 Устава).

Предметом судебного разбирательства стало соблюдение качества питьевой воды по запаху в несколько дней августа 2010 года, исковые требования основаны на том, что, по мнению истца, в августе 2010 года допускалась поставка питьевой воды населению Октябрьского и Ленинского района г. Ижевска, не соответствующей нормативным требованиям по показателям, нормированным по органолептическому признаку вредности, а именно запаху, до 3 баллов.

При этом, Управление в письме Главе Администрации г. Ижевска Ушакову А.А. от 01 августа 2008 года довело до сведения, что Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей разработаны критерии оценки показателя «Доля населенных пунктов, обеспеченных питьевой водой надлежащего качества». В основу оценки заложены критерии, отражающие соответствие качества питьевой воды требованиям санитарного законодательства. Указано, что предусмотрено три критерия оценки качества воды: доброкачественная питьевая вода – вода, соответствующая нормативным требованиям по всем четырем критериям ее оценки (эпидемическая и радиационная безопасность, безвредность химического состава, благоприятные органолептические свойства); условно доброкачественная питьевая вода – вода, не соответствующая нормативным требованиям по показателям, нормированным по органолептическому признаку вредности (до 3 ПДК), не влияющим на здоровье населения, но ухудшающим условия водопользования (запах и привкус до 3 баллов), мутность до 2 мг/л, а также по санитарно-индикаторным показателям (превышение по ОМЧ – больше 5% нестандартных проб в течение 12 месяцев при количестве исследованных проб не менее 100 за год); недоброкачественная питьевая вода – вода, не соответствующая требованиям по содержанию химических веществ, нормированных по санитарно-токсикологическому признаку вредности на уровне более 1 ПДК, содержанию веществ, нормируемых по органолептическому признаку вредности – более 3 ПДК, мутности более 2 мг/л, содержанию радиоактивных компонентов, а также выделению из водопроводной воды патогенных микроорганизмов и паразитарных агентов.

Если в населенном пункте качество воды оценивается как доброкачественная и условно доброкачественная, то данный населенный пункт следует отнести к обеспеченному питьевой водой надлежащего качества.

То есть, по критериям, разработанным самим Управлением, обеспечение населения водой с запахом до 3 баллов, считается обеспечением водой надлежащего качества.

Бремя доказывания законности действий Администрации г. Ижевска, МУП г. Ижевска «Ижводоканал», соответствия воды, поставляемой населению, требованиям СанПин, было возложено на Администрацию г. Ижевска, МУП г. Ижевска «Ижводоканал».

Согласно представленных договоров на отпуск воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ, заключенных МУП г. Ижевска «Ижводоканал» (с МУЗ «МУЗ» <номер> от 15 марта 2010 года, с ООО «А» № <номер> от 01 августа 2008 года, с ООО «Д» № <номер> от 30.06.2008 года, с ООО УК «И» № <номер> от 31.12.2008 года, с ООО «У» № <номер> от 05.12.2009 года, с МУ «ГЖУ – Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска» № <номер> от 24.11.2006 года, договоры содержат п. 4.3, согласно которому абонент обязуется обеспечивать надлежащую техническую эксплуатацию водопроводно-канализационных сетей и сооружений, находящихся в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении, в пользовании или на обслуживании абонента; своевременно, с предварительным уведомлением МУП г. Ижевска «Ижводоканал» производить прочистку, промывку и дезинфекцию вышеуказанных сетей, проводить другие необходимые профилактические мероприятия в целях обеспечения качества подаваемой МУП г. Ижевска «Ижводоканал» питьевой воды и соблюдения установленных договором условий и нормативов сброса сточных вод.

Таким образом, в качестве надлежащего доказательства качественности (некачественности) питьевой воды судом могут быть приняты протоколы отбора проб не внутри домов, где на качество воды могут повлиять ненадлежащее состояние водопроводно-канализационных сетей, а на станции подготовки воды «Пруд-Ижевск» (далее СПВ «П-И»), в/у 2, на входе в дома, на колонках, находящихся на балансе МУП г. Ижевска «Ижводоканал».

Согласно п.п. 6.3 ГОСТ Р51592-2000 «Вода. Общие требования к отбору проб» результаты отбора проб заносят в акт об отборе, который должен содержать следующую информацию: расположение и наименование места отбора проб, с координатами и любой другой информацией о место-нахождении; дату отбора; метод отбора; время отбора; климатические ус-ловия окружающей среды при отборе проб; температуру воды при отборе пробы (при необходимости); метод подготовки к хранению (при необхо-димости); цель исследования воды; другие данные в зависимости от цели отбора проб; должность, фамилию и подпись исполнителя.

Среди доказательств качества воды в августе 2010 года в первую очередь следует отметить представленные документы о проведении 19 августа 2010 года МУП г. Ижевска «Ижводоканал» и ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в УР» совместного анализа проб воды, которым установлен запах воды при 20 и 60 градусах 2 балла, характер запаха хлорный. Следует отметить именно это доказательство, поскольку при отборе проб 19 августа 2010 года соблюдены все условия отбора проб воды, в том числе составлен акт о совместном отборе проб, с указанием места и цели отбора проб, времени отбора проб, особенности отбора и хранения проб; определен характер запаха воды. Кроме того, при отборе проб и их анализе участвовали специалисты обеих заинтересованных организаций совместно, которые пришли к общему выводу по исследуемому вопросу.

При этом видно, что при анализе участвовало 8 специалистов, которые оценивали запах воды при одних и тех же условиях от 1 до 4 баллов. При этом специалисты ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в УР» при исследовании запаха чистой воды СПВ «П-И» в/у чистая при 60 градусах оценивали запах как 2 балла (норма), так и 4 балла (выше нормы). Характер запаха также оценивался либо как хлорный, либо как органического происхождения.

Указанное свидетельствует об относительности оценки качества воды по запаху, и необходимости именно совместного анализа воды для определения органолептических свойств воды (запаха) специалистов заинтересованных организаций для исключения субъективного подхода.

При этом следует отметить, что 11 августа 2010 года письмом № 3919 в адрес МУП г. Ижевска «Ижводоканал» Управление согласовало концентрацию связанного остаточного хлора на выходе со СПВ «Кама-Ижевск» до 1,5 мг/л и на выходе с СПВ «Пруд-Ижевск» до 2,0 мг/л на период до 01.09.2010 года. Поэтому определение характера запаха воды: хлорный или органический также имеет для дела юридическое значение.

В доказательство качества воды в другие даты августа 2010 года МУП г. Ижевска представило протоколы количественного химического анализа пробы воды в месте отбора: Станция подготовки воды «Пруд-Ижевск» в/у2, чистая (№ 12-10-2 от 04.08.2010 года – запах при 20 градусах 1 балл, при 60 градусах – 2 балла; № 12-11-2 от 09.08.2010 года – запах при 20 градусах – 1 балл, при 60 градусах – 2 балла; № 12-12-2 от 10.08.2010 года - запах при 20 градусах – 1 балл, при 60 градусах – 2 балла; № 12-13-2 от 12.08.2010 года - запах при 20 градусах – 1 балл, при 60 градусах – 2 балла; № 11-0/2-130, № 11-0/2-128, 11-0/2-127, 11-0/2-131, 11-0/2-129 от 19.08.2010 года - запах при 20 градусах – 2 балла, при 60 градусах – 2 балла; № 12-15-2 от 19.08.2010 года - запах при 20 градусах – 0 (в 20-00 часов) и 1 балл (в 8-00 часов), при 60 градусах – 1 балл; № 12-14-2 от 18.08.2010 года - запах при 20 градусах – 0 баллов, при 60 градусах – 2 балла; № 12-16-2 от 24.08.2010 года - запах при 20 градусах – 1 балл, при 60 градусах – 1 (в 20-00 часов) и 2 балла (в 8-00 часов).

Представлена также инструкция отбора проб с СПВ «Пруд-Ижевск», утвержденная Начальником ЛТК 02 ноября 2009 года, согласно которой отборы проб осуществляются для планового технологического контроля, без составления актов отбора проб, в определенное инструкцией время, в определенных инструкцией местах и в определенную инструкцией посуду; пробы хранению не подлежат, подвергаются анализу немедленно (то есть при анализе таких протоколов возможно достоверно установить конкретное место и условия отбора проб); для Центра аналитического контроля вод МУП г. Ижевска «Ижводоканал» с составлением акта отбора проб. Представлена также выкопировка из журнала планового отбора проб.

В доказательство надлежащего качества воды суду также также представлены:

В письме Управления директору МУП г. Ижевска «Ижводоканал» Задоянному А.Г. от 15.07.2010 г. № 3476 указано, что запах воды в 2010 году по состоянию на 01.06.2010 года при 20 и при 60 градусах – 1.

МУП г. Ижевска «Ижводоканал» представило справку о выполнении рабочей программы производственного контроля воды от 16.12.2010 года, в которой указано, что при установленном планом-графиком производственного контроля норме испытаний чистой воды 306 фактически выполнено 479 испытаний.

К заявлению приложены протоколы лабораторных исследований «Центра гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике» № 1948 от 09.08.2010 года, № 1984 от 09.08.2010 года, № 1970 от 11.08.2010 года, № 1982 от 09.08.2010 года, № 1997 от 10.08.2010 года, № 2049 от 12.08.2010 года, № 2060 от 13.08.2010 года, № 2111 от 19 августа 2010 года, № 2112 от 19.08.2010 года, № 2113 от 19.08.2010 года, № 2124 от 19.08.2010 года, в которых качество воды по запаху при нагреве воды до 20 и 60 градусов определено до 3 баллов. Именно составление этих протоколов послужило основанием для предъявления настоящего иска, и именно они представлены в качестве доказательств ненадлежащей организации питьевого водоснабжения в г. Ижевске.

При этом следует отметить, что не все точки, где проводился отбор проб, находятся в Ленинском и Октябрьском районах г. Ижевска, а при исследовании проб, полученных, например, в квартирах, невозможно установить влияние состояния водопроводных сетей на запах исследованной воды. Кроме того, запрошенные судом акты отбора проб Управлением в материалы дела не представлены. Представители Управления в судебном заседании пояснили, что акты отбора проб не составлялись. Таким образом, требования к оформлению результатов отбора проб, установленные п. 6.3 ГОСТ Р 51592-2000 не соблюдены, отсутствие актов отбора исключает возможность достоверно установить конкретное место и условия отбора проб, а также условия их транспортировки и хранения. Указанные условия имеют решающее значение при анализе органолептических показателей воды. Важно, что ни в одном из протоколов не определен характер запаха воды (органический или хлорный), что в условиях согласования повышенной концентрации связанного остаточного хлора на период до 01.09.2010 года исключает ответственность за поставку воды с просто неприятным запахом, без определения его характера.

Из совокупности представленных доказательств усматривается, что Администрация г. Ижевска организовала безопасное и безвредное водоснабжение (в том числе и питьевое) населения, проживающего на территории муниципального образования «Город Ижевск», в том числе учредив МУП г. Ижевска «Ижводоканал», непосредственно осуществляющее поставку питьевой воды населению г. Ижевска и контроль за качеством питьевой воды.

Заявленное требование о признании действий Администрации г. Ижевска по организации питьевого водоснабжения, не соответствующего требованиям СанПин 2.1.4.1074-01 населению Октябрьского и Ленинского районов г. Ижевска противоправными, незаконными, противоречащими законодательству, ущемляющими интересы неопределенного круга потребителей и возложении обязанности организовать обеспечение населения, проживающего в Октябрьском и Ленинском районах г. Ижевска питьевой водой, соответствующей требованиям СанПин 2.1.4.1074-01; Муниципальному унитарному предприятию г. Ижевска «Ижводоканал» о признании действий по поставке питьевой воды, не соответствующей требованиям СанПин 2.1.4.1074-01 населению, проживающему в Октябрьском и Ленинском районах г. Ижевска противоправными, незаконными, противоречащими законодательству, ущемляющими интересы неопределенного круга потребителей и возложении обязанности поставлять питьевую воду населению, проживающему в Октябрьском и Ленинском районах г. Ижевска соответствующую требованиям СанПин 2.1.4.1074-01 некорректно, будучи оправданным для случаев постоянной поставки бесспорно некачественной воды.

Постановлений о запрещении или приостановлении использования населением питьевой воды из конкретной системы водоснабжения главным государственным санитарным врачом по УР в августе 2010 года не выносилось.

В рассматриваемом случае речь не идет о постоянной поставке некачественной воды. Так например, на день вынесения решения нет никаких данных об отклонении воды от нормативов качества по органолептическим показателям. Иск заявлен по поводу превышения показателя органолептического свойства воды по запаху в отдельные дни августа 2010 года, что самому Управлению дает основания только для отнесения такой воды к условно доброкачественной и вывода для отнесения данного населенного пункта к обеспеченному питьевой водой надлежащего качества. Поскольку иск основан на предположении Управления о временном отклонении от качества воды, уместным в данной ситуации было бы требование к Администрации г. Ижевска о принятии мер на период временного отклонения от качества воды.

Так, СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, предусмотрена возможность в случаях, связанных с явлениями природного характера, которые не могут быть заблаговременно предусмотрены, или с аварийными ситуациями, устранение которых не может быть осуществлено немедленно, допуска временных отклонений от гигиенических нормативов качества питьевой воды только по показателям химического состава, влияющим на органолептические свойства (п. 2.6).

Отклонения от гигиенических нормативов допускаются при одновременном выполнении следующих условий:

- обеспечение населения питьевой водой не может быть достигнуто иным способом;

- соблюдения согласованных с центром госсанэпиднадзора на ограниченный период времени максимально допустимых отклонений от гигиенических нормативов;

- максимального ограничения срока действия отступлений;

- отсутствия угрозы здоровью населения в период действия отклонений;

- обеспечения информации населения о введении отклонений и сроках их действия, об отсутствии риска для здоровья, а также о рекомендациях по использованию питьевой воды (п.2.6.1).

Одновременно с принятием решения о временном отступлении от гигиенических нормативов утверждается план мероприятий по обеспечению качества воды, соответствующего гигиеническим нормативам, включая календарный план работ, сроки их выполнения и объемы финансирования (п.2.6.3).

Так, постановлением Администрации г. Ижевска от 30 сентября 2003 года № 462 были утверждены временные отклонения от нормативов показателей качества питьевой воды по запаху в разводящих сетях до 3 баллов на срок до 15.10.2003 года с одновременным утверждением плана мероприятий по улучшению качества питьевой воды по запаху в соответствии с требованиями САНПИН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода» на 2003 год.

Таким образом, при сомнении в качестве воды по органолептическим показателям, необходимо собрать достоверные доказательства указанного отклонения и требовать от ответчиков принятия конкретных мер по разрешению ситуации.

В рассматриваемом деле факт ненадлежащей организации питьевого водоснабжения в Ленинском и Октябрьском районах г. Ижевска не нашел своего подтверждения, что является основанием к отказу в иске.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по УР в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Ижевска о признании действий по организации питьевого водоснабжения, не соответствующего требованиям СанПин 2.1.4.1074-01 населению Октябрьского и Ленинского районов г. Ижевска противоправными, незаконными, противоречащими законодательству, ущемляющими интересы неопределенного круга потребителей и возложении обязанности организовать обеспечение населения, проживающего в Октябрьском и Ленинском районах г. Ижевска питьевой водой, соответствующей требованиям СанПин 2.1.4.1074-01; Муниципальному унитарному предприятию г. Ижевска «Ижводоканал» о признании действий по поставке питьевой воды, не соответствующей требованиям СанПин 2.1.4.1074-01 населению, проживающему в Октябрьском и Ленинском районах г. Ижевска противоправными, незаконными, противоречащими законодательству, ущемляющими интересы неопределенного круга потребителей и возложении обязанности поставлять питьевую воду населению, проживающему в Октябрьском и Ленинском районах г. Ижевска соответствующую требованиям СанПин 2.1.4.1074-01, возложении обязанности довести до сведения потребителей решение суда по делу в течение 10 дней после вступления решения в законную силу в средствах массовой информации: «Известия в Удмуртской Республике», «Удмуртская правда» оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено судьей на компьютере 27 июня 2011 года.

Судья Стех Н.Э.