Дело №2-139/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 20 мая 2011 года г. Ижевск УР Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе: председательствующего судьи Стех Н.Э., при секретаре Самохваловой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Якимова А.С. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Ижевске (межрайонному) Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав, У С Т А Н О В И Л: Якимов А.С. (далее по тексту – истец) обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в городе Ижевске (межрайонному) Удмуртской Республики (далее по тексту – УПФ РФ (ГУ) в г. Ижевске (межрайонное) УР, ответчик) о восстановлении пенсионных прав. Иск мотивировал тем, что ответчик незаконно исключил из его медицинского стажа период прохождения истцом срочной службы по призыву в рядах Советской Армии, периода работы <данные изъяты> (далее по тексту <данные изъяты>). Якимов А.С. просит признать незаконным решение УПФР в г. Ижевске (межрайонного) УР (далее по тексту – решение) <номер> от 26 февраля 2010 года об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости; обязать ответчика досрочно назначить ему трудовую пенсию по старости как лицу, осуществляющему медицинскую деятельность, с момента возникновения права на ее назначение. Кроме того, просил возместить со стороны ответчика расходы по оплате помощи представителя в размере 5000 руб., по оплате госпошлины в размере 200 руб., по оплате услуг нотариуса по оформлению доверенности. Истец Якимов А.С. был своевременно извещен о времени и месте судебного заседания, но в суд не явился, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие. В силу ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истца. В судебном заседании представитель Якимова А.С., Камалова З.Г., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные Якимовым А.С. требования в полном объеме, ссылаясь на доводы искового заявления, просила их удовлетворить. При этом пояснила, что к спорным правоотношениям следует применять законодательство, действовавшее во время спорных периодов. Период прохождения истцом срочной службы по призыву в рядах Советской Армии подлежит зачету в его специальный стаж по законодательству пятидесятых годов. Период работы в должности заведующего подстанцией скорой медицинской помощи подлежит зачету в специальный стаж истца, поскольку действовавшими в период работы нормативами было заложено наименование должности истца заведующий подстанцией – врач скорой медицинской помощи (на правах заведующего отделением), то есть изначально было предусмотрено, что эта должность врачебная. Штатное расписание конкретного учреждения должно было соответствовать указанным нормативам. В связи с этим, представитель истца считает, что название должности истца в трудовой книжке было поименовано неполно. Представитель истца считает, что до 01 октября 1993 года период работы истца в в должности заведующего подстанцией скорой медицинской помощи может быть зачтен как работа руководителя структурного подразделения по положению, так и как работа врачом, так как это должность врачебная по перечню 1397. Представитель ответчика – Рязапова Э.М., действующая на основании доверенности, исковые требования Якимова А.С. не признала, пояснив, что за досрочным назначением трудовой пенсии по старости истец обратился 18.11.2009 года. Решением <номер> от 26 февраля 2010 года ему было обоснованно отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, ввиду отсутствия требуемого специального трудового стажа. По представленным документам специальный стаж лечебной деятельности Якимова А.С. составил 16 лет 7 месяцев 13 дней. При этом период прохождения истцом военной службы по призыву, периоды работы в качестве <данные изъяты> не может быть зачтен в специальный стаж, т.к. истцом не подтверждена врачебная деятельность в указанные периоды. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации также не могут быть зачтены в специальный стаж истца, так как истец в эти периоды не работал. Представитель МУЗ «ССМП», Заворохин С.В. суду пояснил, что должность заведующего подстанцией – это врачебная должность. Заведующие подстанцией имеют категорию врачей, тарифицировались как врачи, врач должен был получать заработную плату по 14 разряду, а заведующий будет получать по 15 разряду. До введения единой тарифной сетки до 1993 года заведующим осуществлялась доплата. У истца была вторая врачебная категория. Заведующий подстанцией как врач проводит контроль уровня качества оказываемой помощи, описания карты вызовов, качества и количества оказываемой помощи. В случае отсутствия на станции бригад обязан оказать медицинскую помощь обратившимся гражданам на территории МУЗ «ССМП». Заведующий подстанцией должен знать действие медикаментов, диагностику, должен уметь поставить диагноз и оказать помощь. Поскольку Якимов А.С. то совмещал, то не совмещал работу заведующего подстанцией с работой врачом, в некоторых тарификационных списках возле его фамилии указано врач скорой помощи без тарификации по этой должности. В последнее суд заседание представитель третьего лица не явился, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ. Выслушав пояснения участников процесса, проверив полномочия представителей сторон, изучив и проанализировав материалы гражданского дела, суд устанавливает следующие обстоятельства, имеющие значение для дела: - Якимов А.С., <дата> года рождения, согласно сведениям трудовой книжки: с <дата> по <дата> работал врачом терапевтом-интерном медико-санитарного отдела <номер>; с <дата> по <дата> работал в должности врача отделения скорой и неотложной помощи медико-санитарного отдела <номер>; с <дата> по <дата> проходил службу в Советской Армии; с <дата> по <дата> работал в должности выездного врача скорой помощи ССМП; с <дата> по <дата> работал в должности дежурного врача <данные изъяты>; с <дата> по <дата> работал цеховым терапевтом в медсанчасти <данные изъяты>»; с <дата> по <дата> работал врачом линейной бригады ССМП; с <дата> по <дата> работал заведующим подстанцией <номер> ССМП; с <дата> по <дата> работал на должности врача выездных бригад; С <дата> переведен на должность заведующего подстанцией <номер>. С 01 января 2002 года должность заведующего подстанцией переименована на заведующий подстанцией – врач скорой медицинской помощи. Работает по настоящее время. - 18 ноября 2009 года Якимов А.С. обратился в УПФР в г. Ижевске (межрайонное) УР с заявлением о досрочном назначении ему трудовой пенсии по старости как работнику, не менее 30 лет осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. - Решением <номер> от 26 февраля 2010 года Якимову А.С. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, предусмотренной пп.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», поскольку было установлено, что специальный стаж для назначения пенсии в связи с лечебной деятельностью у него менее 30 лет и составляет 16 лет 07 месяцев 13 дней. При этом из медицинского стажа истца были исключены следующие периоды: а). <дата>, <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, <дата> – периоды отпусков без сохранения заработной платы – на включении указанных периодов в свой специальный стаж истец не настаивает; б). с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> – период нахождения истца на курсах повышения квалификации - на включении периода с <дата> по <дата> в свой специальный стаж истец не настаивает (в иске этот период не указан); в). с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в качестве заведующего подстанцией <номер> станции скорой медицинской помощи, т.к. Списками, утвержденными Постановлениями Правительства РФ от <дата> <номер> и от <дата> <номер> право на досрочное пенсионное обеспечение предоставляется врачам-руководителям учреждений (их структурных подразделений), осуществлявшим врачебную деятельность. г). период службы с <дата> по <дата> в должности начальника медицинского пункта, т.к. Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от <дата> <номер> право на досрочное пенсионное обеспечение предоставляется врачам-руководителям учреждений (их структурных подразделений), осуществлявшим врачебную деятельность. Данные обстоятельства установлены в судебном заседании пояснениями участников процесса, представленными доказательствами и сторонами в целом не оспариваются. Руководствуясь п.3 ст.196 ГПК РФ, суд рассматривает требования истца в рамках заявленного иска, то есть дает оценку лишь тем периодам его деятельности, на включении которых в свой стаж лечебной деятельности истец настаивает. Требования истца Якимова А.С. являются необоснованными и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Федеральный закон от 17 декабря 2001 года за №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с изменениями от 30 декабря 2008 года №319-ФЗ (далее по тексту – ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ») определяет основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии. В качестве условий назначения трудовой пенсии по старости в ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» закреплено достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), наличие страхового стажа (не менее пяти лет) (статья 7) и предусмотрено право отдельных категорий граждан на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28). В соответствии с пунктом 1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного статьей 7 возраста, в т.ч. лицам, не менее 30 лет осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа, независимо от их возраста (подпункт 20). Согласно пункту 1 статьи 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (п.2 ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»). Вследствие этого обязательными условиями на досрочное назначение трудовой пенсии по старости являются подача заявления о назначении пенсии и наличие необходимой продолжительности соответствующей деятельности (специального трудового стажа), в данном случае - не менее 30 лет лечебной деятельности в городах, подтвержденной соответствующими документами. Данные юридически значимые обстоятельства истцом не выполнены. Так, судом установлено и не оспаривается ответчиком, что с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста (55 лет), истец обратился в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, 18 ноября 2009 года. На день обращения истца за трудовой пенсией и приема ответчиком его заявления со всеми необходимыми документами, общая суммарная продолжительность лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в городах, сельской местности и поселках городского типа у него составляла менее 30 лет. Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. С учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении №18-П от 15 июня 1998 года, а также в определении за №320-О от 05 ноября 2002 года, суд вправе применять нормативные правовые акты, утратившие силу, но действовавшие в спорные периоды деятельности истца. Исходя из изложенного, давая оценку спорным периодам, не зачтенным ответчиком в стаж лечебной деятельности истца, суд руководствуется, в том числе действовавшими во время него нормативными правовыми актами. 1. Период службы в Советской Армии. Согласно сведений трудовой книжки, с <дата> по <дата> истец проходил службу в Советской Армии. <дата> зачтено ответчиком в специальный стаж истца. Следовательно, спорным периодом является период с <дата> по <дата> продолжительностью 2 года 1 месяц 4 дня. До 01 октября 1993 года действовал «Закон о государственных пенсиях», принятый Верховным Советом СССР от 14 июля 1956 года (далее по тексту – Закон СССР «О государственных пенсиях»), а также принятое на его основе постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (далее по тексту – постановление СМ СССР от 17 декабря 1959 года №1397), подпунктом «б» пункта 1 которого было установлено право на пенсию за выслугу лет врачам и другим работникам здравоохранения при стаже работы по специальности не менее 25 лет в сельских местностях и поселках городского типа (рабочих поселках) и не менее 30 лет в городах. Приложением к постановлению СМ СССР от 17 декабря 1959 года №1397 являлось «Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» (далее по тексту – Положение от 17 декабря 1959 года №1397), согласно которому учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР. Время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Служба медицинских работников по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и в партизанских отрядах, а также в войсках и органах, указанных в подпункте "г" пункта 1 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности, независимо от этого условия. Согласно справке <данные изъяты> от 07 апреля 2009 года <номер>, старший лейтенант медицинской службы запаса Якимов А.С. проходил военную службу по призыву на должностях офицерского состава с <дата> по <дата> в должности начальника медицинского пункта он же начальник лазарета при 144 военном полку 741 Управления военно-строительных частей предприятия войсковой части 04201. В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2007 года, утвержденном постановлением Верховного Суда РФ 01 августа 2007 года, определено следующее «Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 года №2-П, а также в ряде его определений, ст.6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции Российской федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано». Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего медицинские работники не могли предвидеть в дальнейшем изменения в правилах включения в стаж лечебной деятельности периода прохождения службы в Вооруженных Силах СССР. На основании изложенного, период службы истца в Вооруженных Силах СССР с 07 августа 1979 года по 11 сентября 1981 года продолжительностью 2 года 1 месяц 4 дня подлежит включению в специальный стаж истца. 2. Периоды работы с 01 января 1989 года по 31 декабря 1989 года; с 01 января 1991 года по 20 марта 1996 года; с 01 апреля 1996 года по 31 декабря 2001 года в качестве заведующего подстанцией № 2 станции скорой медицинской помощи. Как усматривается из пояснений представителя истца, суть заявленных истцом требований сводились к включению в стаж периода службы в рядах Советской Армии на основании п.1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением СМ СССР от 17.12.1959 года № 1397 (далее по тексту Положение от 17.12.1959 года № 1397), тем самым истец выразил волеизъявление на способ оценки спорного периода по одному из утративших свое действие актов пенсионного законодательства. Следовательно, до 1.10.1993 года, т.е. до даты отмены Постановления СМ СССР от 17.12.1959 г. суд руководствуется Положением от 17.12.1959 года № 1397. В силу п. 3, 4 Положения от 17.12.1959 года № 1397, в стаж работы врачей и других работников здравоохранения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитываются: работа на руководящих, инструкторских и инспекторских должностях, независимо от их наименования, в учреждениях, органах и организациях здравоохранения, а также на руководящих, инструкторских и инспекторских должностях в профсоюзе, объединяющем медицинских работников. Время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Номенклатурой врачебных должностей в учреждениях здравоохранения (приложение № 2 к Приказу Министра здравоохранения СССР от 04 мая 1970 года № 280), в числе руководителей структурных подразделений учреждений (отделов, отделений, лабораторий, кабинетов и др.) предусмотрена должность заведующего. Факт того, что Станция скорой медицинской помощи относится к учреждениям здравоохранения сторонами не оспаривается и подтверждается номенклатурами учреждений здравоохранения, утвержденными приказами Минздрава от 20.02.1995 года № 35, от 23.11.1992 года № 301. Таким образом, при соблюдении условия, предусмотренного п. 4 Положения от 17.12.1959 года № 1397 (что будет судом проверено позже, при оценке всех периодов), период работы истца с 01 января 1989 года по 31 декабря 1989 года (1 год); с 01 января 1991 года по 30.09.1993 года (9 месяцев) подлежит включению в специальный стаж работы истца. С этих же позиций подлежат переоценке периоды работы истца заведующим подстанцией <номер> Станции скорой медицинской помощи с <дата> по <дата> (9 месяцев 20 дней) и с <дата> по <дата> (1 год), зачтенные ответчиком как работа врачом по совместительству, поскольку в соответствии с п. 4.5 Инструктивного письма от 30 июня 1986 года № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» работа по специальности, протекавшая по совместительству, не включается в стаж для назначения пенсии за выслугу лет. Суд дополнительно рассматривает периоды работы до <дата>, когда истец замещал других врачей либо совмещал свою работу с должностью врача. Приказом <номер> от 12.09.1989 года Якимову А.С. разрешено заместительство с оплатой до 0,5 ставки за врача ФИО1 на период ее отпуска (4.09. – <дата>) с <дата>. Приказом <номер>к от 02.07.1990 года разрешено заместительство Якимову А.С. в июле 1990 года за врачей (конкретный период замещения конкретного врача не указан). Приказом <номер>к от 15.06.1990 года Якимову А.С. разрешено замещение врача выездной бригады с оплатой до 0,5 ставки на период отпуска врача ФИО3 (10.07.-<дата>). Приказом <номер>к от 01.06.1990 года разрешено замещение Якимову А.С. в июне 1990 года (конкретный период не указан). Приказом <номер>к от 04.01.1991 года разрешено замещение Якимову А.С. в январе 1991 года за врачей, находящихся на специализации (конкретный период замещения конкретных врачей не указан). Приказом <номер> от 21.06.1988 года Якимову А.С. разрешено заместительство выездного врача на период отпуска врача ФИО2 (15.06.-12.07) на июнь 1988 года с <дата>. Статья 14 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденных Законом СССР от 15.07.1970 и ст. 26 КЗоТ РСФСР предусматривали возможность временного перевода работника на другую работу в случае производственной необходимости, в том числе для замещения отсутствующего рабочего или служащего. Согласно перечню работ, которые не считаются совместительством – Приложения об условиях работы по совместительству, утвержденному постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, Министерства юстиции СССР и Секретариата ВЦСПС от 09 марта 1989 года № 81/604-К-3/6-84, п. 8, работа без занятия штатной должности в том же предприятии, учреждении, организации, не является совместительством. Согласно разъяснению от 29 апреля 1960 г. N 15/11 Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС (утв. Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29.04.1960 N 597/11), выполнение врачами и средним медицинским персоналом соответственно обязанностей временно отсутствующих других врачей или среднего медицинского персонала (вследствие болезни, командировки, отпуска и т.п.) оплачивается по фактически затрачиваемому рабочему времени по должности отсутствующего работника в одинарном размере и не считается совместительством. Также о разграничении совместительства и замещения свидетельствует п. 2 Постановления Совмина СССР от 10.12.1959 N 1367 "Об ограничении совместительства по службе", согласно которому установлено, что совместительство по службе, то есть одновременное занятие помимо основной другой платной должности в учреждении, на предприятии или в организации, а равно выполнение кроме основной другой регулярной платной работы, может быть разрешено как временная мера, в порядке исключения, лишь лицам, обладающим большим опытом и высокой квалификацией, при условии, если нет возможности заместить свободную должность работником соответствующей квалификации, не занятым на другой работе, и если на работе по совместительству не требуется полной нагрузки рабочего дня. Совместительство разрешается только в одном учреждении, предприятии или организации, в пределах одной местности (город, сельский район). Поскольку до <дата> выработка полной ставки как условие включения в специальный медицинский стаж периода работы не требовалось, суд указанное обстоятельство не проверяет и считает возможным включить в специальный стаж истца периоды работы с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> как периоды работы врачом (а всего 2 месяца 15 дней) безотносительно соблюдения п. 4 Положения от 17.12.1959 года № 1397. Период с <дата> до <дата> приходится на действие Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 года № 464 (далее по тексту Список от 06.09.1991 года № 464). В соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6.09.1991 г. № 464 (далее Список № 464) предусмотрены должности врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Список № 464 требований к наименованию должности не устанавливает, а потому при определении должности как врача следует руководствоваться Приказом Минздрава РФ от 23.11.1992 года № 301 «Об оплате труда работников здравоохранения», приложением №4 которого утверждена Номенклатура должностей врачебного, фармацевтического и среднего медицинского персонала; а также Приказом Минздравомедпрома РФ от 20.02.1995 года № 35, содержащем в приложении № 4 Номенклатуру врачебного, аптечного и среднего медперсонала. Указанные номенклатуры в разделе 2 «Руководители структурных подразделений учреждений» содержали врачебную должность «заведующий». При этом в примечаниях было указано, что наименование должности "заведующий" (структурным подразделением) дополняется наименованием специальности, предусмотренной номенклатурой врачебных специальностей, по которой работник имеет соответствующую подготовку и работа по которой вменяется в круг его обязанностей. Например: "заведующий отделением - врач-хирург". На указанный период приходится работа истца с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата>. Вместе с тем, должность истца в указанный период именовалась не заведующий подстанцией <номер> – врач скорой медицинской помощи, а заведующий подстанцией <номер>. В связи с чем необходимо с достоверностью установить, вменялась ли в круг его обязанностей обязанности врача станции скорой медицинской помощи. В отношении периода работы после <дата>, суд отмечает следующее. В соответствии со Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. №1066 (далее Список № 1066) предусмотрены должности врачей-специалистов, в том числе руководителей учреждений, осуществляющие врачебную деятельность. Аналогичные должности поименованы и в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лица, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп.11 п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 (далее Список № 781). Поскольку в соответствии со Списком от 6.09.1991 г. № 464 правом на выслугу лет обладали только врачи, а в соответствии со Списками от 22.09.1999 года № 1066, от 29 октября 2002 г. N 781 врачи-руководители, осуществляющие врачебную деятельность, истцу следовало доказать факт осуществления врачебной деятельности в указанные периоды времени (после 01 октября 1993 года) постоянно. Пунктом 18 Положения о городской станции скорой медицинской помощи (Приложение N 2 к Приказу Министра здравоохранения СССР от 1 июня 1972 г. N 452) установлено, что штаты станций скорой медицинской помощи устанавливаются в соответствии с типовыми штатами и штатными нормативами, утвержденными для этих учреждений. Приложением 2 к Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 марта 1999 г. N 100 "Положение об организации деятельности подстанции скорой медицинской помощи" установлено следующее. 1.1. Подстанция скорой медицинской помощи является структурным подразделением городской станции скорой медицинской помощи, предназначенным для оказания круглосуточной скорой медицинской помощи взрослому и детскому населению как на месте происшествия, так и в пути следования в стационар при состояниях, угрожающих здоровью или жизни граждан или окружающих их лиц, вызванных внезапными заболеваниями, обострением хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложнениями беременности и при родах. 1.3. Подстанцию скорой медицинской помощи возглавляет заведующий - врач, назначаемый и освобождаемый от должности в установленном порядке главным врачом станции скорой медицинской помощи. 1.4. Заведующий руководствуется в своей деятельности законодательством Российской Федерации, нормативными и методическими документами Министерства здравоохранения Российской Федерации, Уставом станции скорой медицинской помощи, приказами и распоряжениями главного врача станции, настоящим Положением и несет полную ответственность за работу подстанции. Приложением 14 (штатные нормативы медицинского и фармацевтического персонала станций и отделений скорой и неотложной медицинской помощи) к Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 марта 1999 г. N 100 "Положение об организации деятельности подстанции скорой медицинской помощи" установлено наличие 1 должности на подстанцию – заведующий подстанцией – врач скорой медицинской помощи (на правах заведующего отделением). До указанного нормативного акта действовали штатные нормативы медицинского и фармацевтического персонала станций и отделений скорой и неотложной медицинской помощи, утвержденные Приказом Министерства здравоохранения СССР от 29 декабря 1984 года № 1490, который также предусматривал 1 должность на подстанцию – заведующий подстанцией – врач скорой медицинской помощи (на правах заведующего отделением). Вместе с тем, в штатных расписаниях Станции скорой медицинской помощи г. Ижевска должность заведующего подстанцией была поименована не в соответствии с типовыми штатами. Из представленных суду штатных расписаний МУЗ «ССМП» на 1987 год, 1988 год, 1989 год, 1990 год, 1991 год, 1994 год, 1995 год предусмотрены должности заведующего подстанцией <номер>; на 1996 год - заведующий подстанцией ССМП 2 кат., 1988 год филиал <номер> – заведующий подстанцией ССМП, 1999 год - филиал <номер> – заведующий подстанцией ССМП, 2000 год -филиал <номер> – заведующий подстанцией ССМП, 2001 - филиал <номер> – заведующий подстанцией ССМП. Только в штатном расписании 2002 года появляется должность на подстанции <номер> заведующий подстанцией – врач скорой медицинской помощи. Приказом ССМП от 28 января 2002 года № 7п с 01 января 2002 года переименована согласно штатному расписанию должность заведующий подстанции на заведующий подстанции – врач скорой медицинской помощи. Следует отметить, что работодатель внес указанное изменение только с <дата>, не указывая на ошибочность наименования должности за прошлый период; будучи привлеченным к участию в деле, не считает необходимым привести наименование должности в спорный период в соответствие с штатными нормативами за период до <дата>, не признавая тем самым факт осуществления заведующим подстанцией врачебной деятельности в спорный период. Представитель ответчика Заворохин С.В. утверждая, что должность заведующего подстанцией – это врачебная должность, сослался при этом на должностные обязанности заведующего подстанцией-врача скорой медицинской помощи согласно действующей инструкции, например, указал, что в случае отсутствия на станции бригад обязан оказать медицинскую помощь обратившимся гражданам на территории МУЗ «ССМП». При этом умолчал, что такой обязанности не было у заведующего подстанцией в спорный период. Факт переименования с <дата> должности заведующего подстанцией должен быть оценен судом в совокупности с другими имеющимися в деле доказательствами, принимая во внимание, что эти доказательства должны с достоверностью и достаточностью подтверждать факт постоянного осуществления истцом врачебной деятельности. Проверяя довод представителя истца о том, что должность заведующего подстанцией <номер>, которую занимал Якимов А.С., была поименована неправильно, а фактически он осуществлял врачебную деятельность, суд отмечает следующее. Суду представлена должностная инструкции заведующего подстанцией от <дата>, из которой усматривается, что постоянное осуществление врачебной деятельности (обязанностей врача станции скорой медицинской помощи) вовсе не входило в обязанности заведующего подстанцией, функцией заведующего подстанцией является организация производственной деятельности подстанции и обеспечение ее готовности к работе в чрезвычайной ситуации. При этом должностные обязанности врача скорой медицинской помощи следующие. Получает необходимую информацию о заболевании, отравлении или травме от пациента или окружающих лиц. Выявляет общие и специфические признаки неотложного состояния, в том числе психопатологического. Оценивает остроту и тяжесть состояния больного или пострадавшего. Определяет показания к вызову специализированных бригад. Оказывает необходимую скорую медицинскую помощь в соответствии с отраслевыми нормами, правилами и стандартами для врачебного персонала по оказанию скорой медицинской помощи в зависимости от профиля специализированной бригады. Определяет необходимость применения специальных методов исследования, экстренность, объем, содержание и последовательность диагностических, лечебных и реанимационных мероприятий. Обосновывает поставленный диагноз, план и тактику ведения больного, показания к госпитализации. Обеспечивает щадящую транспортировку с одновременным проведением интенсивной терапии. Ведет учетно-отчетную документацию, характеризующую деятельность станции скорой медицинской помощи. (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения"). Представляется, что и в спорный период времени в должностные обязанности врача скорой медицинской помощи входило непосредственное оказание медицинской помощи гражданам. Представитель истца противопоставляет данному факту то обстоятельство, что для истца на всей продолжительности работы в должности заведующего подстанции <номер> Станции скорой медицинской помощи была установлена норма рабочего времени 7,7 часов в день, как врачу ему предоставлялись дополнительные отпуска, он привлекался к работе в выходные и праздничные дни, в ночное время и к дежурствам на дому. После переименования должности истца ни должностные обязанности истца, ни условия или оплата его труда не изменились. В приложении к Приказу по Министерству здравоохранения СССР от 21 февраля 1967 г. N 139 содержится перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем в организациях, предприятиях и учреждения системы министерства здравоохранения СССР. В разделе II перечислены руководители (главные врачи, директора, заведующие, начальники, управляющие и др.) учреждений здравоохранения, их заместители, главные инженеры и их заместители; руководители (заведующие, начальники, управляющие и др.) структурных подразделений и их заместители, за исключением врачей - заведующих отделениями (в том числе и поликлиническими отделениями), кабинетами и лабораториями учреждений здравоохранения (лечебно – профилактических и санитарно - профилактических учреждений, учреждений судебно - медицинской экспертизы, аптечных учреждений). Коллективные договоры, действовавшие в спорный период в суд не представлены. Однако, из коллективного договора на 2004-2007 годы усматривается, что заведующему подстанцией установлен дополнительный отпуск продолжительностью 14 календарных дней в связи с тем, что он является работником с ненормированным рабочим днем, при этом врачам этим же коллективным договором установлен дополнительный отпуск продолжительностью 12 календарных дней. В коллективный договор также включен перечень должностей работников ССМП, работа в которых дает право на дополнительный оплачиваемый 3-х дневный отпуск за непрерывный стаж работы (Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР от 22 сентября 1977 года № 870, куда входят должности врачей, но не входит должность заведующего подстанцией. В связи с изложенным, представляется необоснованным довод представителя истца, что предоставление истцу дополнительного отпуска однозначно свидетельствует о том, что истец осуществлял в спорный период врачебную деятельность. Представляется, что истцу предоставлялся дополнительный отпуск в связи с тем, что ему был установлен ненормированный рабочий день как руководителю подразделения учреждения здравоохранения. Из анализа представленных лицевых счетов усматривается, что истец привлекался к работе в ночное время в те месяцы, когда он работал врачом по совместительству, либо совмещал работу врача. В качестве примера можно привести лицевые счета за март 1996 года (л.д. 99), сентябрь 1996 года (л.д. 101) (Приказом № 333к от 01.10.1996 года оплачено совмещение в должности старшего врача смены в связи с производственной необходимостью по 15 разряду (07.09.1996 года)), апрель 2001 года (л.д. 114), май 2001 года (л.д. 115). Таким образом, не подтвердился и довод представителя истца о том, что истец привлекался к работе в ночное время как заведующий подстанцией. Из приказов, из которых усматривается предоставление истцу отгулов за ранее отработанные дни также не видно, привлекался ли истец к работе в выходные дни как руководитель, обязанный дежурить на дому на случай непредвиденных обстоятельств на подстанции, либо как врач, обязанный оказывать скорую медицинскую помощь пациентам. Постановлением Совета народных комиссаров СССР от 11 декабря 1940 года № 2499 «О продолжительности рабочего дня медицинских работников (с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлениями Совмина СССР от 07.09.1961 N 821 - СП СССР, 1961, N 14, ст. 110; от 08.07.1977 N 618) установлена для врачей, среднего и младшего медицинского персонала (за исключением медицинских работников с вредными условиями труда, для которых в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 17 июня 1960 г. N 611 установлен сокращенный рабочий день) продолжительность рабочего дня, согласно Приложениям N 1, 2, 3 и 4. В приложении № 3 (список медицинских работников, для которых устанавливается шести с половиной часовой рабочий день) перечислены врачи и средний медицинский персонал станций и пунктов скорой и неотложной медицинской помощи. Из представленных суду лицевых счетов за 1996-2002 годы усматривается продолжительность рабочего дня Якимова А.С. 7,7 часов в день. Например, апрель 1996 года (л.д. 100) – повременная оплата за 168,9 часов, всего 22 рабочих дня, в день 168,9/22=7,7 часов. Июнь 1996 года – повременная оплата за 145, 8 часов, всего 19 рабочих дней, в день 145,8/19=7,7 часов. Январь 1997 года – повременная оплата за 153,5 часов, всего 20 рабочих дней, в день 153,5 часов/20= 7,7 часов. Сентябрь 1997 года – повременная оплата 169,4 часа, всего 22 рабочих дня, в день 169,4/22=7,7 часов. Январь 1998 года – повременная оплата 146,3 часа, 19 рабочих дней, 7,7 часов в день. Февраль 1998 года – повременная оплата 154 часа, 20 рабочих дней, 7,7 часов в день. Март 1998 года – повременная оплата 161,7 часа, 21 рабочий день, 7,7 часов в день. Апрель 1998 года – повременная оплата 169,4 часа, 22 рабочих дня, 7,7 часов в день. Июнь 1998 года – повременная оплата 161,7 часа, 21 рабочий день, 7,7 часов в день. Январь 1999 года – повременная оплата 138,6 часа, 18 рабочих дней, 7,7 часов в день. Апрель 1999 года – повременная оплата 169,4 часа, 22 рабочих дня, 7,7 часов в день. Суду представлены нормы рабочего времени, утвержденные главным врачом ССМП, согласно которым норма рабочего времени 7,7 часов в день в спорный период была установлена для врачей и фельдшеров. Однако сам по себе факт работы истца с сокращенной продолжительностью рабочего времени не может быть принят судом как достаточное доказательство осуществления им врачебной деятельности. Положение о проведении аттестации врачей (Приложение к Приказу Минздрава СССР от 17 декабря 1981 года № 1280) различает аттестацию по определению знаний врача и практических навыков, которая в силу п. 3 Положения проводится 1 раз в 5 лет, и аттестацию на присвоение квалификационной категории, которая в силу п. 3 Положения проводится по желанию врача. При этом врачи, работающие в аппаратах органов здравоохранения, руководители (главные врачи и их заместители) учреждений здравоохранения и врачи, имеющие квалификационную категорию, не подлежат аттестации по определению знаний врача и практических навыков. В силу п. 4 Положения, аттестации подлежат лица, допущенные в установленном порядке к врачебной деятельности и занимающие врачебные должности в учреждениях здравоохранения. При этом не делается запрета для присвоения квалификационной категории по должности, занимаемой в порядке совмещения и совместительства. Положение о порядке получения квалификационных категорий специалистами, работающими в системе здравоохранения Российской Федерации, утвержденное Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.08.2001 года № 314, в п. 1.4 прямо предусматривает, что специалист может получить квалификационную категорию по специальностям, соответствующим как основной, так и совмещаемой должностям. Поскольку истец периодически привлекался к работе врачом скорой помощи в порядке замещения и совместительства, в связи с чем для него было необходимо повышение или подтверждение своей квалификационной категории как врача, учитывая то, что аттестация на присвоение квалификационной категории проводится по желанию врача, само по себе присвоение Якимову А.С. 02.02.1993 года второй квалификационной категории врача скорой помощи не может свидетельствовать о том, что занимаемая им основная должность заведующего подстанцией является врачебной. Факт отнесения Якимова А.С. работодателем в лицевых счетах к категории персонала «врачи» и установление Якимову А.С. сокращенной продолжительности рабочего времени, привлечение его к работе в выходные дни, присвоение второй квалификационной категории врача и предоставление ему дополнительного отпуска не свидетельствуют о фактическом выполнении в спорный период Якимовым А.С. обязанностей врача, то есть не могут служить достаточным доказательством постоянного осуществления им в спорный период врачебной деятельности. Таким образом, суду не представлено достаточных доказательств, которые в совокупности могли бы привести к однозначному выводу об осуществлении Якимовым А.С. в спорный период врачебной деятельности именно в должности заведующего подстанцией. При этом говорить о неизменности должностных обязанностей Якимова А.С. до 01 января 2002 года и после 01 января 2002 года не приходится, поскольку суду представлены должностные инструкции от 28 марта 2002 года, 01 октября 2002 года по должности заведующего подстанцией, а не заведующего подстанцией – врача скорой медицинской помощи, из чего видно, что должностные инструкции в соответствие со штатным расписанием не приводились, при их издании переименование должности не учтено. Из лицевых счетов видно, что оклад истца в 2001 и 2002 году различный, причины этого обстоятельства судом также не установлены. Списки и Правила от 06.09.1991 года № 464, от 22.09.1999 года, от 29.10.2002 года № 781 не содержат запрета на включение периодов осуществления врачебной деятельности на условиях совместительства и совмещения. В связи с этим, в подтверждение факта постоянного осуществления истцом врачебной деятельности суду могут быть представлены приказы о совместительстве и совмещении, тарификационные списки, лицевые счета, свидетельствующие о получении заработной платы за исполнение обязанностей врача. Приказов на совмещение и совместительство в рассматриваемые периоды времени суду не представлено. В тарификационном списке на 01 января 1992 года Якимов А.С. протарифицирован как Заведующий подстанцией ССМП на одну ставку, как врач скорой помощи протарифицирован на 0,5 ставки. В карточке-справке за 1992-1993 год истец указан как заведующий и как врач, однако начисления в карточке-справке произведены таким образом, что однозначно определить, в какие месяцы было оплачено осуществление истцом обязанностей врача, невозможно. В тарификационном списке по состоянию на 01.01.1995 год Якимов А.С. протарифицирован как Заведующий подстанцией ССМП, 2 категория с 02 февраля 1993 года на одну ставку, как врач скорой помощи протарифицирован на 0,5 ставки как совместитель. В карточке-справке за 1994-1995 годы Якимов А.С. указан как врач с 1 июля (год не проставлен). Начисления в карточке-справке произведены таким образом, что однозначно определить, в какие месяцы было оплачено осуществление истцом обязанностей врача, невозможно. В тарификационном списке на 1 января 1996 года Якимов А.С. протарифицирован как Заведующий подстанцией ССМП, 2 категория с 02 февраля 1993 года на одну ставку, как врач скорой помощи не протарифицирован, хотя должность врач скорой помощи в тарификационном списке напротив фамилии Якимов А.С. указана. При этом в представленных лицевых счетах за 1996 год усматривается отплата за совместительство в марте продолжительностью 99,6 часов (количество дней не указано). В тарификационном списке за 1997 год Якимов А.С. протарифицирован как Заведующий подстанцией ССМП, 2 категория с 02 февраля 1993 года на одну ставку, как врач скорой помощи не протарифицирован, хотя должность врач скорой помощи в тарификационном списке напротив фамилии Якимов А.С. указана. Из представленных лицевых счетов за 1997 год усматривается начисление повременной оплаты, оплата отдельно как заведующего подстанцией и как врача не усматривается. В тарификационном списке на 01 января 1998 года Якимов А.С. протарифицирован как Заведующий подстанцией ССМП, 2 категория с 02 февраля 1993 года на одну ставку, как врач скорой помощи протарифицирован по совместительству на 0,5 ставки. Однако, из представленных лицевых счетов за 1998 год усматривается начисление повременной оплаты, оплата отдельно как заведующего подстанцией и как врача не усматривается, в том числе отсутствует строка оплаты за совместительство. В тарификационном списке на 01 января 1999 года Якимов А.С. протарифицирован как Заведующий подстанцией ССМП на одну ставку, как врач скорой помощи не протарифицирован (указано: совм. 0.00). В тарификационном списке на 01 января 2000 года Якимов А.С. протарифицирован как Заведующий подстанцией ССМП на одну ставку, как врач скорой помощи не протарифицирован (указано: совм. 0.00). В тарификационном списке на 1 апреля 2000 года Якимов А.С. протарифицирован как Заведующий подстанцией ССМП на одну ставку, как врач скорой помощи не протарифицирован (указано: совм. 0.00). Из представленных лицевых счетов за 1999-2000 годы усматривается начисление повременной оплаты, оплата отдельно как заведующего подстанцией и как врача не усматривается. Из лицевого счета за апрель 2001 года усматривается совместительство продолжительностью 32 часа, за май 2001 года усматривается совместительство продолжительностью 32 часа (количество дней не указано). В тарификационном списке на 1 января 2002 года Якимов А.С. протарифицирован как Заведующий подстанцией - врач скорой медицинской помощи на 1 ставку. Совокупность представленных суду доказательств не позволяет прийти к однозначному выводу о периодах, когда Якимов А.С. после 01 октября 1993 года и до 01 января 2002 года осуществлял врачебную деятельность, поскольку приказы о совмещении и совместительстве за указанный период суду не представлены, конкретные периоды совмещения или совместительства также не усматриваются из представленных карточек-справок и лицевых счетов. На основании представленных суду доказательств суд не находит возможным принять решение о включении в специальный стаж истца периода после 01 октября 1993 года и до 01 января 2002 года. Возвращаясь к вопросу о возможности включения в специальный стаж работы истца периодов его работы до 01 октября 1993 года в должности заведующего подстанцией ССМП (помимо периодов замещения должности врачей, которые продолжительностью 2 месяца 15 дней подлежат безусловному включению в специальный стаж истца), суд приходит к следующему. Время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 Положения от 17.12.1959 года № 1397, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. В указанный стаж могут быть включены периоды работы истца: С <дата> по <дата>; С <дата> по <дата>; С <дата> по <дата>; С <дата> по <дата>; С <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> как периоды работы врачом (а всего 2 месяца 15 дней); с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>, то есть периоды, включенные ответчиком, продолжительностью 16 лет 07 месяцев 13 дней - периоды работы истца заведующим подстанцией <номер> Станции скорой медицинской помощи с <дата> по <дата> (9 месяцев 20 дней) и с <дата> по <дата> (1 год), зачтенные ответчиком как работа врачом по совместительству + с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> как периоды работы врачом (а всего 2 месяца 15 дней) + период курсов (обоснование будет дано позднее) с <дата> по <дата> (продолжительностью 1 месяца 12 дней), что составит 15 лет 1 месяц 20 дней, что менее 20 лет. Следовательно, условие п. 4 Положения от 17.12.1959 года № 1397 не соблюдено, и периоды с <дата> по <дата> (1 год); с <дата> по <дата> (9 месяцев), с <дата> по <дата> (9 месяцев 20 дней) и с <дата> по <дата> (1 год) не подлежат включению в специальный стаж истца. 3. Периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>. Период нахождения истца на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата> включен в специальный стаж истца, что видно как из оспариваемого решения (л.д. 5,6), так и из таблицы подсчета трудового стажа (л.д. 34). То есть указание на невключение этого периода в специальный стаж истца в оспариваемом решении ошибочно. Вместе с тем указанный период подлежит исключению из специального стажа истца, поскольку в указанный период времени истец работал в должности заведующего подстанцией <номер> ССМП, который не подлежит включению в его специальный стаж по законодательству 50-х годов по вышеизложенным основаниям, а период работы с <дата> по <дата> был включен ответчиком в специальный стаж истца как работа по совместительству, который также не подлежит включению в его специальный стаж по законодательству 50-х годов по вышеизложенным основаниям. Период нахождения истца на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата> не подлежит включению в специальный стаж истца, поскольку в указанный период времени истец работал в должности заведующего подстанцией <номер> ССМП, который не подлежит включению в его специальный стаж по законодательству 50-х годов по вышеизложенным основаниям. Период нахождения истца на курсах с <дата> по <дата> в иске не указан. Период нахождения истца на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата> подлежит включению в специальный стаж истца, поскольку протекал в период его работы в должности и учреждении, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, по следующим основаниям. Согласно пункту 5 Правил №516 от 11 июля 2002 г., периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются в стаж лишь при условии выполнения работы постоянно в течение полного рабочего дня. По мнению представителя ответчика, в период нахождения на курсах повышения квалификации истец не работал полный рабочий день, поэтому данные периоды подлежат исключению из его специального стажа. Однако суд не может согласиться с указанным доводом по следующим основаниям. Судом установлено, что обязательным условием осуществления лечебной деятельности для медицинских работников является систематическое обучение на курсах повышения квалификации, в том числе с целью получения соответствующей квалификационной категории. На время нахождения работника на курсах повышения квалификации, трудовые отношения с ним не прекращаются, ему предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск, во время которого сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы. Данные обстоятельства установлены в соответствии с нормами трудового законодательства, Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года №5487-1, приказом Минздрава РФ от 09 августа 2001 года №314 «О порядке получения квалификационных категорий», и в целом сторонами не оспариваются. В Рекомендации Международной Организации Труда от 24 июня 1974 года №148 «Об оплачиваемых учебных отпусках» предусмотрено, что период оплачиваемого учебного отпуска, каковым по существу является период нахождения на кусах повышения квалификации, должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике (п.21). Действующим в спорные периоды КЗоТ РФ и пришедшим ему на смену Трудовым кодексом РФ работникам, совмещающим труд с обучением, гарантируются такие же трудовые права, что и лицам, которые трудились полное рабочее время. Периоды нахождения Якимова А.С. на курсах повышения квалификации подтверждаются справкой работодателя от <дата> <номер> от <дата> (л.д. 38) и уточняющей справкой на л.д. 63, приказом по личному составу от <дата> <номер>-к, актом документальной проверки от <дата> <номер>. В соответствии с действующим законодательством, курсы повышения квалификации были предоставлены с сохранением заработной платы, работодатель производил во время них уплату налога в Фонд государственного социального страхования и Пенсионный фонд. Кроме того, согласно пункту 5 Правил <номер> от <дата> в стаж работы по специальности включаются периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Таким образом, суд приходит к выводу, что период нахождения Якимова А.С. на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата> подлежит включению в его специальный стаж лечебной деятельности, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в календарном исчислении. При включении указанных периодов в специальный стаж Якимова А.С., на <дата> он составит 17 лет 02 месяца 24 дня = 16 лет 07 месяцев 13 дней, зачтенных ответчиком + период службы истца в Вооруженных Силах СССР с <дата> по <дата> продолжительностью 2 года 1 месяц 4 дня - периоды работы истца заведующим подстанцией <номер> Станции скорой медицинской помощи с <дата> по <дата> (9 месяцев 20 дней) и с <дата> по <дата> (1 год), зачтенные ответчиком как работа врачом по совместительству + периоды работы с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> (общей продолжительностью 2 месяца 15 дней) + период нахождения на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата>, составляющий 01 месяц 12 дней, что не позволяет принять решение о назначении истцу досрочной трудовой пенсии по старости ни со дня обращения за ее назначением, ни со дня вынесения настоящего решения. Изложенное является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд, Р Е Ш И Л: Исковые требования Якимова А.С. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Ижевске (межрайонному) Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме через районный суд. Решение в окончательной форме изготовлено председательствующим судьей на компьютере 30 мая 2011 года. Судья Стех Н.Э.