Дело №2-1869/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 15 июня 2011 года г. Ижевск Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе: председательствующего судьи Стех Н.Э., при секретаре Самохваловой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гордеевой М.Ф. к Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике, ФГУЗ «Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике» об установлении факта смерти супруга при исполнении служебных обязанностей; возложении обязанности назначить пенсию по потере кормильца, У С Т А Н О В И Л: Гордеева М.Ф. обратилась в суд с иском к Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике, Центру пенсионного обслуживания Министерства внутренних дел по УР об установлении факта смерти супруга Г.Г.И., <дата> года рождения, при исполнении служебных обязанностей; возложении обязанности на Центр пенсионного обслуживания Министерства внутренних дел по УР назначить пенсию по потере кормильца - мужа <данные изъяты> внутренней службы Г.Г.И., служившего в должности <данные изъяты> УАССР, погибшего при исполнении служебных обязанностей <дата>, с момента обращения. Исковые требования мотивировала следующим. Гордеева М.Ф., <дата> года рождения, является вдовой <данные изъяты> внутренней службы Г.Г.И., служившего в должности <данные изъяты> УАССР, <дата> года рождения. В браке с Г.Г.И. состояли с <дата>, что подтверждается копией свидетельства о браке от <дата> <номер>. Г.Г.И. погиб при исполнении служебных обязанностей <дата>, данный факт подтверждается свидетельством о смерти № <номер> от <дата>, в котором указана причина смерти - поездная травма, повреждения не совместимые с жизнью. 13 апреля 2010 года Гордеева М.Ф. обратилась в Центр пенсионного обслуживания МВД по Удмуртской Республике с заявлением о назначении второй пенсии как вдове погибшего супруга при исполнении им служебных обязанностей. 27 апреля 2010 года ею был получен ответ за <номер>, в котором говорится следующее: «председателю ВВК МСЧ МВД по УР капитана внутренней службы ФИО1 рассмотреть вопрос о вынесении заключения о причинной связи смерти Г.Г.И. ..». Согласно ответа от 19 мая 2010 года за <номер>, в котором говорится следующее: «согласно ответа ВВК МСЧ по УР от 04.05.2010 года <номер> в связи с отсутствием заключения служебной проверки по факту гибели и заключения судебно-медецинского исследования трупа не установлены обстоятельства и причины смерти». Закон РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» не устанавливает обязательное предоставление заключение военно-врачебной комиссии. Со дня смерти истец пользовалась льготами как вдова мужа, погибшего при исполнении служебных обязанностей, дочь получала пенсию по потере кормильца, данный факт подтверждается копией справки, в которой говорится что семья пользуется льготами предусмотренными постановлением СМ СССР № 304 от 18 апреля 1975 года. В последующем по ходатайству истца произведена замена ненадлежащего ответчика - Центр пенсионного обслуживания Министерства внутренних дел по УР на ФГУЗ «Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике». В судебном заседании Гордеева М.Ф. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске, просила их удовлетворить. В судебном заседании представитель ответчика МВД по УР, Чистякова Л.В., исковые требования не признала. При этом пояснила, что не были выявлены доказательства, подтверждающие, что смерть наступила в связи с исполнением военной обязанности. Обязанность выявлять и аргументировать факт лежит на ВВК. В связи с отсутствием документов не установлена причинно-следственная связь со смертью Гордеева. Истец доказательств не представил. На каком основании выплачивалась пенсия по случаю потери кормильца детям истца, ей не известно. В судебном заседании представитель ФГУЗ «Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике» (далее по тексту МСЧ МВД по УР) Щеголева Л.И. исковые требования не признала. При этом суду пояснила, что факт наступления смерти при исполнении служебных обязанностей остался недоказанным. Оснований для удовлетворения исковых требований нет. Вместе с тем считает, что МВД по УР назначением пенсии по случаю потери кормильца детям истца признали факт наступления смерти при исполнении служебных обязанностей. В судебном заседании представитель ФГУЗ «Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике» Ганжа Т.В. исковые требования не признала. При этом суду пояснила, что военно-врачебная комиссия дает заключение на основании медицинских документов, но, поскольку они отсутствуют, экспертиза не была проведена. Выслушав мнение участников процесса, проверив полномочия представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Гордеева М.Ф., <дата> года рождения, является вдовой <данные изъяты> внутренней службы Г.Г.И., служившего в должности <данные изъяты> УАССР. Согласно свидетельству о смерти Г.Г.И. от <дата>, Г.Г.И. умер <дата>, причина смерти – <данные изъяты>. Приказом от <дата> <номер> охраны общественного порядка МВД по УР Г.Г.И. исключен из списков личного состава за смертью с <дата>. Причина смерти в приказе не указана. В письме Управления исполнения наказаний МВД УР Заместителю министра ВД УР сообщается, что <дата> был осуществлен выезд в <адрес> с целью установления причин гибели Г.Г.И. В ходе проверки установлено, что по рассказам жителей <адрес>, Г.Г.И., будучи в служебной командировке, при возвращении пешком по железной дороге со ст. <адрес> был сбит товарным поездом. 12 апреля 2010 года Гордеева М.Ф. обратилась с заявлением на имя Начальника отдела пенсионного обеспечения МВД по УР о назначении пенсии по потере кормильца. 19 мая 2010 года Гордеевой М.Ф. направлено письмо МВД по УР, в котором указано, что Центром пенсионного обслуживания МВД по УР 27.04.2010 года были направлены на военно-врачебную комиссию МСЧ МВД по УР имеющиеся в наличии документы, связанные со смертью <данные изъяты> внутренней службы <данные изъяты> УАССР Г.Г.И.. На запрос поступил ответ ВВК МСЧ по УР от 04.05.2010 года <номер> о том, что в связи с отсутствием заключения служебной проверки по факту гибели и заключения судебно-медицинского исследования трупа не установлены обстоятельства и причины смерти. Исходя из вышеизложенного военно-врачебная комиссия не может определить причинно-следственную связь смерти Г.Г.И. со службой в МВД УАССР. В силу ст. 30 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", супруги лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, умерших вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца по достижении ими 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины). В силу ст. 1 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1, условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются, в том числе, на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей); Статьей 21 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 предусмотрено, что инвалиды из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, в зависимости от причины инвалидности подразделяются на следующие категории: а) инвалиды вследствие военной травмы - лица, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей). К инвалидам вследствие военной травмы относятся также бывшие военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных во время их пребывания в плену (при соблюдении условия, предусмотренного частью первой статьи 18 настоящего Закона) либо во время пребывания в действующей армии в качестве воспитанников и юнг. В силу ст. 7 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1, супруги лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, погибших вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), не вступившие в новый брак, имеют право на одновременное получение двух пенсий. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная статьей 30 настоящего Закона, и любая другая пенсия, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца). В связи с изложенным, бремя доказывания правомерности назначения пенсии по случаю потери кормильца: достижение истцом возраста 55 лет; супруг истца проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и умер вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе при исполнении служебных обязанностей было возложено на истца, а бремя доказывания законности и обоснованности принятия решения об отказе истцу в назначении пенсии по случаю потери кормильца было возложено на ответчиков. В силу ст. 21 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1, обязанность выявлять и аргументировать факт отсутствия связи увечья или заболевания с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей) лежит на военно-врачебных комиссиях, заключения которых могут быть обжалованы в суд. Исчерпывающий перечень формулировок причин инвалидности, применяемый федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, содержится в разъяснении Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15.04.2003 N 17. Этот перечень предусматривает в качестве причины инвалидности формулировку «военная травма» для бывших военнослужащих в случаях, когда их инвалидность наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы (п.7). При этом установлено, что факт получения увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания в период прохождения военной службы, в том числе в действующих частях, может быть подтвержден военно-медицинскими документами: свидетельством о болезни, справкой военно-врачебной комиссии, справкой по форме N 16, справками военно-медицинских учреждений, а также справками Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, Архива военно-медицинских документов Военно-медицинского музея Министерства обороны Российской Федерации, Российского государственного военного архива. При отсутствии у бывших военнослужащих военно-медицинских документов, необходимых для определения причинной связи инвалидности с военной травмой, прохождением военной службы и другими обстоятельствами, предусмотренными действующим законодательством, причина инвалидности федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы определяется с формулировкой "общее заболевание" и одновременно оказывается содействие гражданину в поиске необходимых военно-медицинских документов. После получения необходимых документов федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы формулировка причины инвалидности изменяется без дополнительного очного освидетельствования. Вышеизложенное свидетельствует, что при отсутствии соответствующих медицинских документов военно-врачебная комиссия МСЧ МВД по УР была не вправе установить факт смерти Г.Г.И. при исполнении служебных обязанностей. Медицинские документы не были добыты и при рассмотрении настоящего дела. В силу п. 2 Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации", утвержденной приказом МВД РФ от 14.07.2010 N 523 (далее – Инструкция), военно-врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время в целях определения категории годности граждан Российской Федерации по состоянию здоровья к службе в органах внутренних дел и военной службе во внутренних войсках, определения причинной связи полученных гражданами увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний с прохождением ими службы в органах внутренних дел, военной службы, военных сборов. Причинную связь увечья, заболевания, приведшего к гибели (смерти) сотрудника, военнослужащего, гражданина, проходившего военные сборы, вышеуказанные комиссии определяют на основании диагноза увечья, заболевания, установленного по результатам патолого-анатомического (судебно-медицинского) исследования трупа сотрудника, военнослужащего, гражданина, проходившего военные сборы, и (или) по диагнозу увечья, заболевания, указанному в медицинском свидетельстве о смерти (п. 368 Инструкции). В п. 369 Инструкции приведен перечень материалов, необходимых для определения причинной связи увечья, заболевания, приведшего к гибели (смерти) сотрудника, военнослужащего, гражданина, проходившего военные сборы: 369.1. Выписка из приказа органа внутренних дел (воинской части) об исключении из списков личного состава сотрудника (военнослужащего, гражданина, проходившего военные сборы). 369.2. Выписки из личного дела о сроках прохождения гражданином службы, военной службы, военных сборов с указанием сроков льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии - один месяц службы за три месяца, участия в выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, непосредственного участия в действиях подразделений особого риска. 369.3. Заключение служебной проверки по факту и обстоятельствам получения гражданином в период службы, военной службы, военных сборов увечий, заболеваний, приведших к смерти. 369.4. Акт патолого-анатомического (судебно-медицинского) исследования трупа сотрудника, военнослужащего, гражданина, проходившего военные сборы, а в случае если оно не проводилось - медицинское свидетельство о смерти сотрудника, военнослужащего, гражданина, проходившего военные сборы. 369.5. Свидетельство о смерти (либо его копия) сотрудника, военнослужащего, гражданина, проходившего военные сборы. 369.6. Медицинская карта амбулаторного (стационарного) больного и (или) подробная выписка из нее. Поскольку совокупность указанных материалов в МСЧ МВД по УР представлена не была, в частности, не были представлены акт патолого-анатомического (судебно-медицинского) исследования трупа сотрудника, а в случае если оно не проводилось - медицинское свидетельство о смерти сотрудника, провести военно-врачебную экспертизу не представилось возможным. Инструкцией «О порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких», утвержденной Приказом МВД РФ от 15.10.1999 N 805 предусмотрено, что под осуществлением служебной деятельности (исполнением служебных обязанностей) сотрудниками в том числе понимается следование к месту службы (командировки) и обратно, нахождение в служебной командировке (п.п. «г» п. 2.8). Однако командировочное удостоверение либо воинское требование на имя Г.Г.И., выданное на день его гибели, по запросу суда представлено не было, в связи с чем достаточных оснований для вывода, что Г.Г.И. погиб при возвращении из служебной командировки, не имеется. Письмо Управления исполнения наказаний МВД УР Заместителю министра ВД УР сообщается, в котором сообщается, что по рассказам жителей <адрес> Г.Г.И. погиб, будучи в служебной командировке, не может служить достаточным доказательством смерти Г.Г.И. при следовании с места службы (командировки). При недоказанности факта смерти Г.Г.И. при исполнении служебных обязанностей в удовлетворении исковых требований должно быть отказано. То обстоятельство, что детям истца назначалась пенсия по случаю потери кормильца, само по себе не может служить основанием для удовлетворения иска, поскольку не является доказательством факта смерти Г.Г.И. при исполнении служебных обязанностей. Справка от <дата>, выданная Начальником ЦПО МВД УАССР о том, что Гордеева М.Ф. с <дата> получает пенсию за мужа, погибшего при исполнении служебных обязанностей, на дочь Е, справка Исполнительного комитета Устиновского районного Совета народных депутатов о том, что Гордеева М.Ф. является вдовой погибшего воина и в соответствии с Законом СССР от 01 августа 1989 г. «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения», справка начальника линотдела милиции ст. Ижевск от <дата> <номер>, согласно которой муж Гордеевой М.Ф. Г.Г.И. погиб в результате несчастного случая на железнодорожном транспорте при исполнении служебных обязанностей, не являются допустимыми и достаточными доказательствами по делу, поскольку не могут заменить собой соответствующие медицинские документы и заключение служебной проверки. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск Гордеевой М.Ф. к Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике, ФГУЗ «Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике» об установлении факта смерти супруга при исполнении служебных обязанностей; возложении обязанности назначить пенсию по потере кормильца оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено судьей на компьютере 15 июля 2011 года. Председательствующий судья: Стех Н.Э.