о восстановлении пенсионных прав



Дело № 2-910/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 апреля 2011 г. г. Ижевск

Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:

председательствующего судьи Фаррухшиной Г.Р.

при секретаре Дорофееве С.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузьмина В.П. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ижевске (Межрайонное) Удмуртской Республики о восстановлении нарушенных пенсионных прав,

у с т а н о в и л:

Кузьмин В.П. (далее по тексту – истец) обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ижевске (Межрайонное) Удмуртской Республики (далее по тексту – УПФР в г. Ижевске УР, ответчик) о восстановлении нарушенных пенсионных прав.

Иск мотивирован тем, что истец является пенсионером в соответствии с Законом «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и полагает что, в силу закона, имеет право на получение страховой части трудовой пенсии по старости.

1 октября 2009 года истец обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой части пенсии по старости. Решением УПФР в г. Ижевске УР <номер> от 09.11.2009 года истцу отказано в назначении страховой части пенсии, в связи с отсутствием требуемого страхового стажа. УПФР в г. Ижевске УР вместо 4 лет 8 месяцев 20 дней стажа его работы в <данные изъяты> (с 1 марта 1956 г. по 21 ноября 1960 г.), установленных комиссией по пенсионным вопросам УПФР в г. Ижевске (межрайонное) УР на основании свидетельских показаний, включило в страховой стаж 2 года 6 месяцев.

Истец считает, что у него имеется требуемый пятилетний страховой стаж (5 лет 3 месяца 17 дней), состоящий из следующих периодов:

- с 1 марта 1956 г. по 21 ноября 1960 г. в <данные изъяты> (4 года 8 месяцев 20 дней);

- с 7 июля 1986 г. по 3 апреля 1987 г. в геологической экспедиции <данные изъяты>» (6 месяцев 27 дней).

Истец просит установить период его работы с 1 марта 1956 г. по 21 ноября 1960 г. в <данные изъяты> для зачета в страховой стаж для назначения страховой части трудовой пенсии по старости.

В судебном заседании истец Кузьмин В.П., поддержал заявленные исковые требования, ссылаясь на доводы иска, просил иск удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика Созонова Е.Г., действующая на основании доверенности, исковые требования Кузьмина В.П. не признала, полагая их не подлежащими удовлетворению, поскольку у истца отсутствует требуемый пятилетний страховой стаж для назначения страховой части трудовой пенсии по старости. Спорный период работы истца с 1 марта 1956 г. по 21 ноября 1960 г. в <данные изъяты> включен УПФР в г. Ижевске УР в страховой стаж в размере 2 года 6 месяцев, так как в соответствии с п. 29 постановления Правительства РФ от 24 июля 2002 года за № 555 продолжительность стажа, установленного по свидетельским показаниям, не может превышать половины страхового стажа, требуемого для назначения пенсии.

Выслушав участников процесса, изучив и проанализировав материалы гражданского дела, суд устанавливает следующие обстоятельства, имеющие значение для дела:

- Кузьмин В.П., <дата> года рождения, с 27 марта 1986 года является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», что подтверждается справкой Военного комиссариата Удмуртской республики <номер> от <дата>;

- 1 октября 2009 года истец обратился в УПФР в г. Ижевске УР с заявлением о назначении страховой части трудовой пенсии по старости, при этом в заявлении истца указано, что трудовая книжка не сохранилась;

- Решением УПФР в г. Ижевске УР <номер> от 9 ноября 2009 года Кузьмину В.П. было отказано в назначении страховой части трудовой пенсии по старости.

При этом ответчик включил в страховой стаж истца следующие периоды работы:

с <дата> по <дата> в <данные изъяты>» на основании Протокола опроса свидетелей от <дата> <номер> (при этом со ссылкой на Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденные постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 г. № 555 период работы в колхозе по свидетельским показаниям включен продолжительностью 2 года 6 месяцев, то есть половина от требуемых 5 лет);

с <дата> по <дата> в геологической экспедиции <данные изъяты>» согласно справке от <дата> <номер>.

Страховой стаж Кузьмина В.П. согласно решению ответчика составляет 3 года 2 месяца 27 дней.

- Согласно архивной справке Архивного отдела Администрации <адрес> УР <номер> от <дата>, книги учета трудового стажа и заработка колхозников <адрес> за 1956-1960 годы на хранение в районный архив не поступали;

- Согласно архивной справке Архивного отдела Администрации <адрес> УР <номер> от <дата>, <данные изъяты> был ликвидирован без правопреемников.

- Согласно протоколу комиссии опроса свидетелей УПФР в г. Ижевске (Межрайонное) УР <номер> от <дата> на основании показаний свидетелей установлен трудовой стаж истца с <дата> по <дата> в <данные изъяты>» (4 года 8 месяцев 20 дней).

Данные обстоятельства установлены в судебном заседании пояснениями участников процесса, исследованными материалами гражданского дела, представленными доказательствами и сторонами в целом не оспариваются.

Требования истца Кузьмина В.П. являются не законными, не обоснованными и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Пенсионное обеспечение военнослужащих и сотрудников, проходивших военную службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, к каковым относится истец, регулируется Законом РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее по тексту – Закон РФ «О пенсионном обеспечении…»).

Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения» внесены изменения в статью 7 Закона «О пенсионом обеспечении…», а именно лицам, являющимся получателями пенсии за выслугу лет, при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренных статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее по тексту – ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»), имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом «О пенсионном обеспечении…», и

трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части), устанавливаемой в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (ст. 1 ФЗ от 22 июля 2008 года № 156-ФЗ).

ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», определяющий основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии, в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости закрепляет достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7).

В силу ст. 2 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» страховой стаж – это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В соответствии с пунктом 4 статьи 13 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» правила подсчета и подтверждения страхового стажа устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.

В связи с чем, постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года № 555 были утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий (далее по тексту – Правила от 24 июля 2002 года № 555).

Суд признает, что в спорный период истец не был зарегистрирован в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», документы, подтверждающие работу в спорный период, не сохранились, утрачены, поэтому, в силу п. 3 ст. 13 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», спорный период работы истца на территории Российской Федерации, может устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника.

Согласно п. 29 Правил от 24 июля 2002 года № 555 при утрате документов о работе и невозможности их получения вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и других подобных причин не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показаний двух или более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина.

К заявлению работника об установлении периода его работы по свидетельским показаниям должен быть приложен документ работодателя либо иные документы, подтверждающие факт и причину утраты документов о работе и невозможность их получения.

Продолжительность стажа, установленного по свидетельским показаниям, не может в этом случае превышать половины страхового стажа, требуемого для назначения трудовой пенсии.

Как установлено в судебном заседании, документы, подтверждающие работу истца в спорный период не сохранились, утеряны, в связи с чем стаж работы истца в спорный период установлен комиссией УПФР в г. Ижевске (межрайонное) УР на основании свидетельских показаний, указанное обстоятельство сторонами в судебном заседании не оспаривалось.

Согласно решению УПФР в г. Ижевске УР у истца отсутствует право на назначение страховой части пенсии в соответствии со статьей 1 ФЗ от 22 июля 2008 года № 156-ФЗ в связи с отсутствием пятилетнего страхового стажа.

При этом ответчик включил в страховой стаж истца спорный период работы с 1 марта 1956 г. по 21 ноября 1960 г. в колхозе «Путь Ильича» продолжительностью 2 года 6 месяцев, то есть половину требуемого пятилетнего страхового стажа.

Продолжительность стажа истца в спорный период установлена на основании свидетельских показаний, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что ответчик правомерно (в соответствии с п. 29 Правил от 24 июля 2002 года № 555) включил в страховой стаж истца не 4 года 8 месяцев 20 дней спорного периода работы в колхозе «Путь Ильича», а лишь 2 года 6 месяцев, что составляет половину от требуемого пятилетнего страхового стажа.

Таким образом, поскольку документы, подтверждающие работу истца в спорный период утрачены (не сохранились), стаж работы истца в спорный период правомерно установлен комиссией УПФР в г. Ижевске (межрайонное) УР на основании свидетельских показаний, но продолжительность стажа, установленного по свидетельским показаниям, не может в данном случае превышать половину страхового стажа, требуемого для назначения трудовой пенсии.

Следовательно, ответчик правомерно включил в страховой стаж истца 2 года 6 месяцев периода работы в колхозе «Путь Ильича», то есть половину требуемого пятилетнего стажа для установления трудовой пенсии по старости.

С учетом включения в страховой стаж истца указанных 2 лет 6 месяцев и периода с 7 июля 1986 г. по 3 апреля 1987 г. в геологической экспедиции Марийского отдела «ГорьковТИЗИС», страховой стаж истца Кузьмина В.П. составляет 3 года 2 месяца.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что доводы истца о наличии у него всех необходимых условий для назначения страховой части трудовой пенсии, в том числе, страхового стажа не менее 5 лет, являются несостоятельными.

При таких обстоятельствах, исковые требования Кузьмина В.П. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ижевске (Межрайонное) Удмуртской Республики о восстановлении нарушенных пенсионных прав – установлении периода работы истца в колхозе «Путь Ильича» в период с 1 марта 1956 г. по 21 ноября 1960 г. для зачета в страховой стаж для назначения страховой части трудовой пенсии по старости удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска Кузьмина В.П. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ижевске (Межрайонное) Удмуртской Республики о восстановлении нарушенных пенсионных прав отказать.

Резолютивная часть решения изготовлена председательствующим судьей в совещательной комнате.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Ижевска.

Решение в окончательной форме изготовлено судьей 10 мая 2011 г.

Председательствующий судья Фаррухшина Г.Р.