об оспаривании действий органов местного сапоуправления



Дело № 2-3937/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 сентября 2011 года г. Ижевск

Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Фроловой Ю.В.,

при секретаре Кудрявцеве Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Томчука Д.В. о признании незаконным отказа Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска в выдаче разрешения на строительство жилого дома и возложении обязанности выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома,

у с т а н о в и л :

Томчук Д.В. (далее по тексту – заявитель) обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска (далее по тексту — ГУАиГ ) в выдаче разрешения на строительство жилого дома, о возложении обязанности выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома.

Требования заявления мотивированы тем, что заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок по адресу: <адрес>. Заявитель обратился в ГУАиГ с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на указанном земельном участке. <дата> <номер> заявитель получил отказ в выдаче такого разрешения со ссылкой на то, что вышеуказанный земельный участок расположен в зоне ЖЗ-1 и Д1-2 - зона многофункциональной общественно-деловой застройки в структуре малоэтажной застройки. Градостроительный регламент, установленный Правилами землепользования и застройки города Ижевска, утвержденными решением Городской думы г.Ижевска от 27.11.2007 г. № 344, не предусматривает в зоне Д1-2 строительство малоэтажных жилых домов для проживания одной семьи.

Полагая, что указанный отказ является незаконным, так как он не соответствуют закону, ограничивает права заявителя как собственника земельного участка на владение, пользование и распоряжение имуществом, заявитель обратился в суд с вышеуказанным заявлением.

Заявитель Томчук Д.В., будучи надлежащим образом извещен о месте и времени судебного разби­рательства, в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия. Судом дело рассмотрено в порядке ст. 257 ГПК РФ в отсутствие заявителя.

Представитель заявителя Бубнов Д.В. в судебном заседании свои требования поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить. Считает, что действиями ГУАиГ нарушаются права собственника имущества, препятствуют в осуществлении права на возведение на земельном жилого дома.

Представитель ГУАиГ Локатун Г.В., действующий на основании доверенности, с заявлением не согласился, представил письменный отзыв. Указал, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Правила землепользования и застройки города Ижевска утверждены решением Городской думы города Ижевска от 27.11.2007г. № 344, являются нормативным правовым актом, устанавливающим границы территориальных зон и градостроительный регламент (разрешенного использования земельных участков) для каждой территориальной зоны. При этом строительство новых объектов должно осуществлять в соответствии с требования градостроительных регламентов. Подготовка градостроительных планов земельных участки осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительств реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам (п.1 ст. Градостроительного кодекса РФ).

Завяитель Томчук Д.В., получив градостроительный план земельного участка по адресу: <адрес>, утвержденный постановлением Администрации г. Ижевска от <дата> <номер> знал о правовом режиме своего земельного участка.

Согласно указанному градостроительному плану земельный участок расположен в территориальных зонах: ЖЗ-1 – зона застройки индивидуальными жилыми домами и Д1-2 – зона многофункциональной общественно-деловой застройки в структуре малоэтажной застройки, в которой строительство индивидуальных жилых домов не предусмотрено ни в качестве основных, ни в качестве условно разрешенных видов использования земельных участков. Поскольку Правилами землепользования и застройки города Ижевска строительство индивидуальных жилых домов в территориальной зоне Д1-2 не предусмотрено, новое строительство таких объектов не допускается. Отказ в выдаче разрешения на строительство считает законным и обоснованным.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно свидетельства о регистрации прав собственности серии <номер> Томчуку Д.В. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 694 кв.м., расположенный на землях населенных пунктов по адресу: <адрес>.

<дата> Постановлением Администрации г. Ижевска <номер> утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером <номер> по <адрес>.

Томчук Д.В. обратился в ГУАиГ с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>.

<дата> ГУАиГ письмом за <номер> отказало Томчуку Д.В. в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, мотивировав свой отказ тем, что вышеуказанный земельный участок расположен в зоне Д1-2 - зона многофункциональной общественно-деловой застройки в структуре малоэтажной застройки. Градостроительный регламент, установленный Правилами землепользования и застройки города Ижевска, утвержденными решением Городской думы г.Ижевска от 27.11.2007 г. № 344, не предусматривает в зоне Д1-2 строительство малоэтажных жилых домов для проживания одной семьи.

Согласно кадастровой выписке о земельном участке <номер> от <дата>, расположенного по адресу: <адрес>, в графе 9: «разрешенное использование» указано: « Эксплуатация и обслуживание жилого дома».

Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности Томчука Д.В. серии <номер> разрешенное использование земельного участка - эксплуатация и обслуживание жилого дома.

Эти обстоятельства следуют из содержания заявления, пояснений участников процесса в судебном заседании, представленными сторонами документами, сторонами фактически не оспариваются и подтверждаются представленными и исследованными доказательствами.

Заявление Томчука Д.В. о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 3 Гражданского процессуального кодекса РФ - заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд на защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, то есть по общему правилу правом на обращение в суд наделено лицо права, свободы и законные интересы которого нарушены.

В силу статьи 13 Гражданского Российской Федерации - ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ, в том числе путем восстановлении положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со статьей 254 ГПК РФ - гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

Согласно статье 255 ГПК РФ - к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 фев­раля 2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти и органов местного само­управления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» - ис­ходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Следовательно, для признания судом незаконным решения органов местного самоуправления необходимо наличие следующих условий: незаконность решения, а также нарушение прав и свобод гражданина, либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, либо незаконное возложение на гражданина обязанности или незаконное привлечение к ответственности, при этом, удовлетворение требований заявителя возможно только при доказанности всей совокупности юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела.

При рассмотрении настоящего дела указанные условия нашли свое подтверждение.

ГУАиГ в соответствии с Положением «О Главном Управлении архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска», утвержденном решением Городской Думы г. Ижевска от 06.06.2006 г. № 121 (далее по тексту – Положение о ГУАиГ), является структурным подразделением Администрации г.Ижевска осуществляющим функции управления в области регулирования градостроительной деятельности, архитектуры и строительства на территории муниципального образования « Город Ижевск» в соответствии с полномочиями, установленными Положением о ГУАиГ.

Согласно п. 2.7 Положением о ГУАиГ к его полномочиям отнесена выдача разрешений на строительство, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа.

В соответствии с п. 4.2.1 должностной инструкции заместитель начальника ГУАиГ имеет право подписывать разрешения на строительство при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа.

Таким образом, согласно вышеназванным положениям заместитель начальника ГУАиГ вправе рассматривать вопросы о выдаче разрешений на строительство жилого дома по заявлению собственника. При этом суд отмечает, что полномочия ГУАиГ на выдачу разрешения на строительство Томчуком Д.В. не оспариваются, в связи с чем суд полагает, что оспариваемый отказ принят в соответствии с полномочиями органа местного самоуправления.

На основании ст. 209 ГК РФ, Томчук Д.В., являясь собственником земельного участка вправе по своему усмотрению совершать в отношении земельного участка любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

В соответствии со статьей 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 ГК РФ).

В силу пункта 2 статьи 260 ГК РФ целевое назначение земель определяется на основании закона и в установленном им порядке, при этом использование земель для других целей не допускается или ограничивается, при этом пользование земельным участком, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.

В соответствии со статьей 40 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков имеют право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Согласно положениям статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.

Таким образом, одним из обязательных условий застройки земельного участка является осуществление строительства в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием.

В судебном заседании установлено, что Томчук Д.В. владеет земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>, который согласно кадастровой выписке о земельном участке <номер> от <дата> находится на землях населенных пунктов, предназначен в соответствии с разрешенным использованием: для эксплуатации и обслуживания жилого дома.

Строительство объектов недвижимости может производиться только по специальному разрешению.

Порядок выдачи разрешений на строительство определен статьей 51 ГрК РФ, согласно части 1 которой, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.

По общему правилу (часть 4 статьи 51 ГрК РФ) разрешение на строительство объектов выдается органами местного самоуправления по месту нахождения подлежащего застройке земельного участка.

В целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка;

3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства (часть 9 статьи 51 ГрК РФ).

Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:

1) проводит проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению;

2) проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям;

3) выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (часть 11 статьи 51 ГрК РФ).

Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (часть 13 статьи 51 ГрК РФ).

Согласование архитектором схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства является одной из стадий подготовки документов для оформления разрешения на строительство (часть 9 статьи 51 ГрК РФ), следовательно, согласование указанной схемы должно производиться архитектором с учетом норм градостроительного законодательства в части соответствия предполагаемого строительства целевому назначению земельного участка и его разрешенному использованию.

Томчук Д.В. обратился с заявлением в ГУАиГ с просьбой выдать разрешение на строительство жилого дома на принадлежащем ему земельном участке, однако получил отказ, который был мотивирован тем, что земельный участок расположен в зоне Д1-2 - зона многофункциональной общественно-деловой застройки в структуре малоэтажной застройки. Градостроительный регламент, установленный Правилами землепользования и застройки города Ижевска, утвержденными решением Городской думы г.Ижевска от 27.11.2007 г. № 344, не предусматривает в зоне Д1-2 строительство малоэтажных жилых домов для проживания одной семьи.

Вместе с тем перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство, содержащийся в статье 51 ГрК РФ является закрытым. Основание, указанное в письме заявителю в ст. 51 ГрК РФ отсутствует.

Из пункта 2 статьи 7 ЗК РФ следует, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Согласно положениям статьи 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

В соответствии с пунктом 1 статьей 85 ЗК РФ – в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.

Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений (пункт 2 статьи 85 ЗК РФ).

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 ЗК РФ).

Согласно пункту 4 статьи 85 ЗК РФ с учетом положений пункта 8 статьи 36 ГрК РФ несоответствие земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости градостроительным регламентам признается таковым в двух случаях: если виды использования земельных участков не входят в перечень видов, предусмотренных градостроительным регламентом, либо если их размеры (как минимальные, так и максимальные), равно как и иные предельные параметры, не соответствуют предельным значениям, определенным в регламентах ( в данном случае это относится к предельным параметрам строительства, реконструкции на земельных участках).

Как установлено статьей 85 ЗК РФ, реконструкция и расширение существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.

В силу пункта 5 статьи 85 ЗК РФ земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.

Использование каждого конкретного земельного участка должно осуществляться в соответствии с требованиями градостроительного регламента для определенной территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Судом установлено, что земельный участок расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащий заявителю на праве собственности, расположен в жилой зоне и предназначен для жилой застройки.

Из кадастрового паспорта данного земельного участка следует, что он расположен на землях населенных пунктов с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства.

Таким образом, противоречий между указанным в документах на землю разрешенным использованием земли и предполагаемым правовым режимом использования земельного участка истцом не усматривается.

Отказывая в выдаче разрешения на строительство, ГУАиГ указало, что разрешенное использование земельного участка, определенное в градостроительном паспорте земельного участка, не позволяет осуществлять на нем строительство индивидуального жилого дома. Однако нормы ГрК РФ и ЗК РФ не содержат такого запрета, поскольку земельный участок заявителя расположен в составе многоквартирной жилой застройки зданиями высокой этажности, т.е. в силу пункта 5 статьи 85 ЗК РФ предназначен для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения, в том числе для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки.

Каких-либо ограничений и обременений, запрещающих строительство индивидуального жилого дома на земельном участка истца, в установленном законом порядке не зарегистрировано, о чем указано в свидетельстве о праве собственности на земельный участок, кадастровой выписке о земельном участке.

В части нарушения прав и свобод заявителя Томчука Д.В. и создания препятствий к осуществлению ее прав и свобод, суд отмечает следующее.

В соответствии с частью 3 статьи 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного равноценного возмещения.

Статьями 279-283 ГК РФ регламентированы порядок и условия изъятия и выкупа земельного участка для госу­дарственных и муниципальных нужд, в том числе и в целях застройки в соответствии с генеральными планами городских поселений, правилами землепользования и застройки.

При этом в рассматриваемом случае каких-либо доказательств необходимости изъятия земельного участка для государственных либо муниципальных нужд заинтересованным лицом в суд не представлено.

Оспариваемый отказ нарушает права заявителя, предусмотренные статьи209 ГК РФ, по своему усмотрению совершать в отношении земельного участка любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, а так же создает препятствия к осуществлению заявителем его прав на возведение на земельном участке жилого дома, установленного статьей 263 ГК РФ и статей 40 ЗК РФ.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что отказ в выдаче заявителю разрешения на строительство не соответствуют части 13 статьи 51 ГрК РФ, нарушает права заявителя и создает препятствия к осуществлению его прав, следовательно, подлежат признанию незаконным, с последующим восстановлением нарушенного права истца - возложением на Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска обязанности выдать Томчуку Д.В. разрешение на строительство индивидуального жилого дома.

Руководствуясь статьями 194-199, 258 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

Заявление Томчука Д.В. о признании незаконным отказа Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска в выдаче разрешения на строительство жилого дома и возложении обязанности выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома удовлетворить.

Признать незаконным отказ Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска от <дата> за <номер> о выдаче разрешения на строительство жилого дома на земельном участке по адресу: <адрес>.

Возложить на Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска обязанность устранить в полном объеме нарушение прав Томчука Д.В. путем выдачи разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики через Октябрьский районный суд г.Ижевска в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено судьей 14 сентября 2011 г.

Судья- Ю.В. Фролова