о признании незаконным постановления в части закрепления жилого помещения, о возложении обязанности по постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилого помещения



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 сентября 2011 г.

Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:

председательствующего судьи Долгополовой Ю.В.,

при секретаре Трефиловой О.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Янарысова В.А. и Янарысовой И.А. к Администрации г. Ижевска и Администрации Якшур-Бодьинского района Удмуртской Республики о признании незаконным постановления в части закрепления жилого помещения, о возложении обязанности по постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л :

Янарысов В.А. и Янарысова И.А. обратились в суд с заявлением о признании незаконным бездействия прокурора Октябрьского района г. Ижевска, о признании незаконным постановления Администрации Якшур-Бодьинского района в части закрепления жилого помещения, о возложении обязанности по постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилого помещения. Требования мотивированы следующим.

Янарысовы относятся к категории <данные изъяты>. 28 ноября 2008 г. Янарысовы обратились в Администрацию г. Ижевска с заявлением о постановке их на учет нуждающихся в жилых помещениях. Ответ на указанное заявление в адрес истцов не поступил. В мае 2011 г. Янарысовы обратились в прокуратуру Октябрьского района г. Ижевска с заявлением о нарушении их жилищных прав и предоставлении юридической помощи. Вместе с тем прокурор Октябрьского района не предпринял мер по защите жилищных прав истцов, ссылаясь на наличие у Янарысовых закрепленного за ними жилого помещения по адресу: <адрес> Данное помещение не могло быть закреплено за истцами, поскольку они не являются его собственниками и нанимателями. Янарысовы постоянно проживают в г. Ижевске, собственного жилья не имеют, поэтому Администрация г. Ижевска должна предоставить им жилое помещение не менее норм предоставления на состав семьи из трех человек, в том числе отца Янарысовых.

На стадии подготовки судом к участию в деле в качестве ответчика по требованиям о признании недействительным постановления Администрации Якшур-Бодьинского района от 21 июля 2005 г. №799 в части закрепления за истцами жилого помещения привлечена Администрация Якшур-Бодьинского района Удмуртской Республики.

Определением суда от 23 августа 2011 г. требования Янарысовых о признании незаконным бездействия прокурора Октябрьского района г. Ижевска выделены в отдельное производство.

Впоследствии истцы уточнили исковые требования в части размера жилого помещения, обязанность по предоставлению которого они просили возложить на Администрацию г. Ижевска, указав, что жилое помещение должно иметь общую площадь не менее 54 кв.м.

В суде истец доводы и требования, изложенные в иске, поддержал, просил иск удовлетворить.

Истица, извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, о причинах неявки не сообщила. В соответствии со статьей 167 ГПК РФ дело рассмотрено без ее участия.

Представитель Администрации г. Ижевска – Кочетков Ф.В., действующий на основании доверенности, иск не признал, просил оставить его без удовлетворения в связи с необоснованностью.

Представитель Администрации Якшур-Бодьинского района Удмуртской Республики, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия. В соответствии со статьей 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя указанного ответчика.

Выслушав объяснения истца, представителя Администрации г. Ижевска, исследовав материалы дела, суд приходит к нижеследующему.

Янарысов В.А. (<дата>) и Янарысова И.А. (<дата>) относятся к категории детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением Главы Администрации Якшур-Бодьинского района от 21 июля 2005 г. №799 за истцами закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, по адресу которого по месту жительства зарегистрированы Янарысовы.

На основании постановления Главы Администрации Якшур-Бодьинского района от 19 марта 2009 г. №326 вышеуказанное жилое помещение передано в собственность муниципального образования «Якшур-Бодьинский район».

28 ноября 2008 г. Янарысовы обратились в Администрацию г. Ижевска с заявлением о предоставлении жилого помещения.

27 января 2009 г. в адрес истцов начальником Управления муниципального жилья г. Ижевска направлен ответ на вышеуказанное заявление, в котором Янарысовым разъяснено о необходимости предоставления дополнительных документов для разрешения вопроса о предоставлении им жилого помещения.

На день рассмотрения дела в суде Янарысов В.А. и Янарысова И.А. на учете нуждающихся в жилых помещениях не состоят.

Изложенные обстоятельства подтверждены в суде исследованными доказательствами.

Рассматривая требование о признании недействительным постановления Администрации Якшур-Бодьинского района от 21 июля 2005 г. №799 в части закрепления за истцами жилого помещения, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 13 ГК РФ ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Таким образом, основанием для принятия судом решения о признании ненормативного акта органа местного самоуправления недействительным является одновременно, как не соответствие акта закону или иному правовому акту, так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина.

Вместе с тем совокупность вышеперечисленных условий в рассматриваемом случае отсутствует.

Оспариваемое истцами постановление соответствует закону и их прав, в том числе право на внеочередное предоставление жилья, не нарушает. Суд отмечает, что в законодательстве отсутствует понятие закрепленного жилого помещения, а также условия, при которых жилое помещение может быть закреплено за детьми, оставшимися без попечения родителей. Вместе с тем системный анализ норм жилищного законодательства позволяет суду сделать вывод о том, что жилое помещение может быть закреплено за категорией лиц, к числу которых относятся истцы, лишь в случае наличия у этих лиц права постоянного (бессрочного) пользования жилым помещением.

Судом установлено, что закрепленное за Янарысовыми жилое помещение находится в муниципальной собственности, истцы зарегистрированы по указанному адресу по месту жительства в качестве членов семьи его нанимателя Янарысова А.А., приходящегося им отцом. Из объяснений Янарысова Я.А. следует, что он и его сестра проживали в жилом помещении по адресу: <адрес> с рождения совместно со своим отцом. В связи с поступлением в учебные учреждения г. Ижевска Янарысовы выехали из закрепленного за ними жилого помещения.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что у истцов возникло право пользования вышеуказанным жилым помещением на условиях договора социального найма. Следовательно, орган местного самоуправления правомерно закрепил это помещение за истцами, что указывает на соответствие обжалуемого постановления закону.

Более того, как указано выше, права истцов постановление органа местного самоуправления о закреплении за ними жилого помещения не нарушает, прежде всего потому, что у них отсутствует право на внеочередное получение жилого помещения, что подтверждается нижеследующим.

Как следует из обстоятельств дела, истцы не состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях, что исключает возможность предоставления им жилого помещения. Кроме того, обращаясь 28.11.2008 г. в Администрацию г. Ижевска, Янарысовы не приложили к заявлению о предоставлении им жилого помещения, ряд документов необходимых органу местного самоуправления для решения вопроса о постановке истцов на учет нуждающихся в жилых помещениях. Перечень этих документов предусмотрен частью 3 статьи 5 Закона УР от 06.03.2007 N2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Из предусмотренных данной нормой документов Янарысовы не представили органу местного самоуправления документы, удостоверяющие личность, а также документы об окончании образовательного учреждения, о прекращении нахождения у опекунов (попечителей). При таких обстоятельствах, а, также учитывая наличие у Янарысовых закрепленного за ними жилого помещения, оснований для постановки их на учет для внеочередного получения жилья у Администрации г. Ижевска отсутствовали. В связи с изложенным требование Янарысовых о возложении на Администрацию г. Ижевска обязанности по постановке их на учет нуждающихся в жилых помещениях не подлежит удовлетворению.

В качестве оснований заявленных требований истцы указывают на наличие у них права на получение жилого помещения как у лиц, относящихся к категории детей, оставшихся без попечения родителей.

Частью 3 статьи 40 Конституции РФ установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма.

Категории лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья в порядке очередности, предусматривается федеральными законами и законами субъектов РФ.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Закон так же предусматривает, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Аналогичное положение содержит часть 1 статьи 3 Закона УР от 06.03.2007 N2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, учреждении социального обслуживания, образовательных организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, нахождения у опекунов (попечителей) или приемных родителей, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилая площадь предоставляется вне очереди в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

С учетом содержания приведенных выше норм право на предоставление во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения имеют лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения.

Наличие у истцов закрепленного за ними жилого помещения исключает обязанность органа местного самоуправления по предоставлению им жилья. Тем более такая обязанность отсутствует у Администрации г. Ижевска. При этом суд исходит из нижеследующего.

Согласно части 2 статьи 8 ФЗ №159 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Статья 4 З УР 2-РЗ определяет, что жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющим право на внеочередное получение жилой площади, предоставляются по месту жительства. В случае невозможности определения места жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения указанной категории лиц предоставляются (по их выбору) по месту их выявления или первичного устройства в семью опекуна, приемную семью, образовательную организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Исходя из приведенных выше норм, место жительства такой категории лиц определяется по месту нахождения закрепленного за ними жилого помещения.

Учитывая, что закрепленное за истцами жилое помещение расположено в Якшур-Бодьинского района Удмуртской Республики, они не вправе претендовать на предоставление им жилья в г. Ижевске. Проживание истцов в настоящее время в г. Ижевске по смыслу приведенных выше норм указывает на изменение ими места жительства, что не является основанием для предоставления истцам жилого помещения в г. Ижевске.

Более того, не соответствует закону требование истцов о предоставлении им жилого помещения общей площадью 54 кв.м. с учетом члена их семьи - отца Янарысова А.А. Во-первых, доказательств того, что Янарысов А.А. является членом семьи истцов суду не представлено. Во-вторых, члены семьи лиц, к числу которых относятся истцы, не подлежат учету при предоставлении жилого помещения, поскольку внеочередное предоставление жилого помещения лицам этой категории является индивидуальной льготой и не распространяется на членов их семьи.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск Янарысова В.А. и Янарысовой И.А. к Администрации г. Ижевска и Администрации Якшур-Бодьинского района Удмуртской Республики о признании незаконным постановления в части закрепления жилого помещения, о возложении обязанности по постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилого помещения оставить без удовлетворения.

Решение изготовлено председательствующим на компьютере в совещательной комнате.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Уд­муртской Республики в течение десяти дней через районный суд.

Председательствующий судья Ю.В. Долгополова