о выдаче материнского капитала



Дело № 2-3480/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 августа 2010 года г. Ижевск

Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:

председательствующего судьи Стех Н.Э.,

при секретаре Покровской Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Коршуновой Т.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Ижевске (Межрайонное) Удмуртской Республики о признании решения об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал незаконным, обязании выдать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал,

УСТАНОВИЛ:

Коршунова Т.В. (далее по тексту – истец) обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Ижевске (Межрайонное) Удмуртской Республики (далее по тексту - УПФ РФ (ГУ) в г. Ижевске (межрайонное) УР, Управление, ответчик) о признании решения об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал незаконным, обязании выдать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, мотивируя требования тем, что <дата> родила <данные изъяты>, а <дата> она родила <данные изъяты>, которая умерла <дата>. В связи с чем у нее возникло право на дополнительные меры государственной поддержки. <дата> Коршунова Т.В. обратилась в УПФ РФ (ГУ) в г. Ижевске (межрайонное) УР для оформления государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Однако ответчик отказал в выдаче государственного сертификата ввиду отсутствия свидетельства о рождении второго ребенка. Истец, ссылаясь на Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал», Федеральный закон «Об актах гражданского состояния», просит признать незаконным решение об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, обязать ответчика выдать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, так как факт рождения ею живого ребенка подтверждается Медицинским свидетельством о рождении.

В судебном заседании Коршунова Т.В., доводы искового заявления поддержала, просила удовлетворить иск. При этом пояснила, что ее иск подлежит удовлетворению, что подтверждается судебной практикой, при этом сослалась на Определение Верховного Суда РФ от 26.11.2009 года № 29-В09-6 и Определение Верховного Суда РФ от 18.06.2010 года № 51-В10-12. Кроме того, в силу п. 3 ст. 4 Федерального закона РФ от 28июля2010года N241-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о порядке предоставления единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала, вступившего в силу с 02.08.2010 года, родители (один из родителей), дети которых умерли на первой неделе жизни начиная со дня вступления в силу Федерального закона от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", имеют право обратиться в органы записи актов гражданского состояния для получения свидетельства о рождении указанных детей в порядке, установленном Федеральным законом от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" с учетом изменений, внесенных настоящим Федеральным законом.

В судебном заседании привлеченный судом к участию в деле в качестве третьего лица на стороне истца без самостоятельных требований, супруг истца, Коршунов А.С., пояснил, что считает иск обоснованным, просил его удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ижевске (Межрайонное) Удмуртской Республики Барабанова Н.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования Коршуновой Т.В. не признала по следующим основаниям. <дата> истец обратилась в Управление с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, предоставив свидетельство о рождении первого ребенка, копию своего паспорта, справку о рождении второго ребенка, свидетельство о смерти второго ребенка.

В соответствии со ст.5 ФЗ от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» женщины, родившие второго ребенка после 01 января 2007 года вправе обратиться за получением сертификата путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, указанными в «Правилах подачи заявления о выдаче сертификата на материнский капитал», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 года № 873, которые предусматривают документы, подтверждающие рождение детей. При обращении в Управление Коршунова Т.В. не предоставила свидетельство о рождении второго ребенка ввиду его отсутствия, тем самым не подтвердила своего права на дополнительные меры государственной поддержки, что и послужило в соответствии с п.1 ч.6 ст. 5 ФЗ от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» основанием для отказа в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

В соответствии со ст. 23 ФЗ от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» документом, подтверждающим рождение ребенка является свидетельство о рождении.

Согласно ст.ст. 23, 24 ФЗ «Об актах гражданского состояния», ст. 47 Семейного кодекса РФ, права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей в удостоверенном законом порядке – путем составления актовой записи о рождении, в подтверждение которой выдается свидетельство о рождении.

В соответствии со ст. 4 ФЗ от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, реализации указанного права осуществляется ведение государственного регистра, в который вносятся сведения не только о лице, имеющем право на дополнительные меры поддержки, но и сведения о детях, с указанием реквизитов свидетельств о рождении. Правила также содержат требования о предъявлении документов, подтверждающих рождение детей, которым является свидетельство о рождении.

Кроме того, цель Федерального Закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», закрепленная в его преамбуле – дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, то есть детей должно быть не менее двух и они должным быть живы к моменту обращения за выдачей сертификата. Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает не из факта родов, а из наличия рожденных (усыновленных) и имеющихся в наличии детей на момент обращения за сертификатом. Для получения сертификата недостаточно только факта рождения первого и последующего ребенка, но необходимо наличие двух и более детей в семье для получения мер государственной поддержки. Материалами дела подтверждено, что Коршунова Т.В. не имеет двух детей, она имеет одного ребенка. В связи с этим ответчик просит в удовлетворении иска отказать в полном объеме.

Выслушав участников процесса, проверив полномочия представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

<дата> у Коршуновой Т.В. родился ребенок – К.А.А., о чем составлена запись акта о рождении <номер> от <дата>.

<дата> у Коршуновой Т.В. родился второй ребенок – К.М.А., который <дата> умер, о чем составлена запись о рождении ребенка, умершего на первой неделе жизни от <дата>, и запись акта о смерти <номер> от <дата>.

<дата> Коршунова Т.В. обратилась в УПФ РФ (ГУ) в г. Ижевске (межрайонное) УР с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

Решением УПФ РФ (ГУ) в г. Ижевске (межрайонное) УР от 26.05.2010 года <номер> Коршуновой Т.В. в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал отказано в соответствии с п.п. 8 п. 2 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», в связи с отсутствием свидетельства о рождении второго ребенка.

Указанные обстоятельства установлены в судебном заседании на основе исследованных доказательств, сторонами в целом не оспариваются.

В силу п. 1 ст. 3 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, в том числе у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с <дата>.

В силу п. 3 ст. 2 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», государственный сертификат на материнский (семейный) капитал - именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки.

В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» лица, имеющие право на дополнительные меры государственной поддержки, вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (далее - сертификат) в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке).

Согласно п. 5 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 года № 873 (в редакции постановления Правительства РФ от 22 сентября 2008 года № 709) заявление подается с предъявлением документов, в том числе подтверждающих рождение (усыновление) детей.

В соответствии с п.2 ст. 20 Федерального закона от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» в случае, если ребенок умер на первой неделе жизни, производится государственная регистрация его рождения и смерти. Государственная регистрация рождения и смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни, производится на основании документов установленной формы о рождении и о перинатальной смерти, выданных медицинской организацией или частнопрактикующим врачом.

В силу п. 3 ст. 4 Федерального закона РФ от 28июля2010года N241-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о порядке предоставления единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала, вступившего в силу с 02.08.2010 года, родители (один из родителей), дети которых умерли на первой неделе жизни начиная со дня вступления в силу Федерального закона от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", имеют право обратиться в органы записи актов гражданского состояния для получения свидетельства о рождении указанных детей в порядке, установленном Федеральным законом от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" с учетом изменений, внесенных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 20 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» дополнительные меры государственной поддержи семей, имеющих детей, - это меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей» установленных названным Федеральным законом.

При этом согласно преамбуле Федерального закона № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» его целью является создание условий» обеспечивающих семьям, имеющим детей, достойную жизнь.

Данный Федеральный закон направлен на решение неблагоприятной демографической ситуации, сложившейся в Российской Федерации.

К субъектам, которые вправе получить дополнительные меры государственной поддержки, в частности относятся женщины, родившие (усыновившие) второго ребёнка начиная с 1 января 2007 года (подп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»).

Право на дополнительную государственную поддержку у названных женщин возникает при рождении (усыновлении) второго ребенка и может быть реализовано ими не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) этого ребенка (п. 7 ст. 3 Федерального закона № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»).

Из содержания приведенных выше положений Федерального закона № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в контексте его преамбулы следует, что дополнительные меры государственной поддержки предоставляются женщине тогда, когда у нее имеется (ею воспитывается) не менее двух рожденных (усыновленных) ею детей, один из которых родился начиная с 1 января 2007 года.

На основании изложенного женщина, родившая второго ребенка после 1 января 2007 года в случае рождения первого или второго ребенка мертвыми или их смерти на первой неделе жизни, права на получение дополнительной государственной поддержки, не имеет.

Таким образом, для получения сертификата недостаточно только одного факта рождения первого, второго и последующих детей, но необходимо именно наличие двух и более детей в семье для получения мер государственной поддержки.

Поскольку Коршунова Т.В. родила и воспитывает только одного живого ребенка, а второй умер на первой недели жизни, право на дополнительные меры государственной поддержки лиц, имеющих детей, у нее не возникло.

При этом не имеет юридического значения, получила ли Коршунова Т.В. свидетельство о рождении ребенка, умершего на первой неделе жизни.

Кроме того, суд отмечает, что Коршунова Т.В. в органы записи актов гражданского состояния для получения свидетельства о рождении ребенка, умершего на первой неделе жизни, не обратилась, и свидетельство о рождении ребенка, умершего на первой неделе жизни, не представила ни в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Ижевске (Межрайонное) Удмуртской Республики, ни в суд.

П. 6 ст. 5 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» содержит перечень оснований для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата, в том числе предусмотренное п.п. 1 - отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Поскольку у Коршуновой Т.В. не возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, и она не подтвердила возникновение такого права представлением свидетельства о рождении второго ребенка, решение УПФ РФ (ГУ) в г.Ижевске (межрайонное) УР об отказе в выдаче истцу государственного сертификата на материнский (семейный) капитал является законным, а требования истца не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении искового заявления Коршуновой Т.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Ижевске (Межрайонное) Удмуртской Республики о признании решения об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал незаконным, обязании выдать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме через районный суд.

Решение в окончательной форме изготовлено председательствующим судьей 17 августа 2010 года.

Председательствующий судья Н.Э.Стех