о признании незаконным отказа в согласовании схемы планировочной организации земельного участка и выдаче разрешения на строительство



Дело № 2-4185/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 ноября 2011 года г. Ижевск

Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Фроловой Ю.В.,

при секретаре Муллануровой Э.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Усманова Р.В. о признании незаконными отказов Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска в согласовании схемы размещения индивидуального жилого дома и выдаче разрешения на строительство, возложении обязанности по согласованию схемы размещения жилого дома и выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома,

У С Т А Н О В И Л:

Усманов Р.В. (далее по тексту – заявитель) обратился в суд с заявлением о признании незаконными отказов Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска (далее по тексту — ГУАиГ ) в согласовании схемы размещения индивидуального жилого дома и выдаче разрешения на строительство, возложении обязанности по согласованию схемы размещения жилого дома и выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома.

Требования заявления мотивированы тем, что заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок по адресу: <адрес>. Заявитель обратился в ГУАиГ с заявлением о согласовании схемы размещения жилого дома и выдаче ему разрешения на строительство индивидуального жилого дома на указанном земельном участке. Письмом 01-07/1917 от <дата> в согласовании схемы размещения жилого дома заявителю было отказано в связи с тем, что представленные документы не соответствуют требованиям градостроительного плана земельного участка, указанный земельный участок расположен в зоне Ж1 – зона многоквартирной жилой застройки зданиями высокой этажности. Письмом <номер> от <дата> в выдаче разрешения на строительство заявителю отказано со ссылкой на то, что указанный земельный участок расположен частично в зоне Ж1 – зона многоквартирной жилой застройки зданиями высокой этажности, а также частично в границах красных линий, в которых градостроительным регламентом не предусмотрено строительство индивидуальных жилых домов.

Полагая, что указанный отказ является незаконным, так как он не соответствуют закону, ограничивает права заявителя как собственника земельного участка на владение, пользование и распоряжение имуществом, заявитель обратился в суд <дата> с вышеуказанным заявлением.

Заявитель Усманов Р.В. будучи надлежащим образом извещен о месте и времени судебного разби­рательства, в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия. Судом дело рассмотрено в порядке ст. 257 ГПК РФ в отсутствие заявителя.

Представитель Усманов Р.В. – Горбунов А.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании требования заявителя поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении. Кроме того, в ходе рассмотрения дела суду пояснил, что ограничений в использовании земельного участка не установлено, согласно кадастровому паспорту разрешенным использованием земельного участка является строительство индивидуального жилого дома. В настоящее время строительство жилого дома идет, но в пределах границ земельного участка. Согласно отчета <номер> от <дата> ООО « И» степень готовности незавершенного строительством объекта составляет 43,7 %. Считает, что получение разрешения на строительство не связано с фактическим возведением здания. Данные действия заявителя законом не ограничены.

Представитель ГУАиГ Локатун Г.В., действующий на основании доверенности, с заявлением не согласился, полагая оспариваемый отказ законным и обоснованным, указал, что земельный участок расположен в зоне Ж1- зона многоквартирной жилой застройки зданиями высокой этажности, градостроительный регламент не предусматривает строительство малоэтажных жилых домов для проживания одной семьи. Кроме того, схема планировочной организации земельного участка не согласована. На данном земельном участке уже возведено строение. Возведенное здание является самовольной постройкой. Заявителем избрана ненадлежащая защита своего права, так как он должен был обратиться в суд в соответствии с положениями ст. 222 ГК РФ. На момент отказа в согласовании схемы планировочной организации и получения разрешения на строительство ГУАиГ не имели сведений о начатом строительстве. В связи с изложенным в настоящее время разрешение на строительство выдано не может быть.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно свидетельства о регистрации прав собственности серии <номер> Усманову Р.В. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 1182 кв.м., расположенный на землях населенных пунктов по адресу: <адрес>.

Согласно свидетельства о регистрации прав собственности серии <номер> Усманову Р.В. на праве собственности принадлежит жилой дом литер Б с постройками и пристройками, расположенный на землях населенных пунктов по адресу: <адрес>.

<дата> Усманов Р.В. обратился в ГУАиГ с заявлением о согласовании схемы планировочной организации земельного участка и выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>.

<дата> ГУАиГ письмом за <номер> отказало Усманову Р.В. в согласовании схемы планировочной организации земельного участка, мотивировав свой отказ тем, что испрашиваемый земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки г.Ижевска, утвержденными решением Городской Думы г.Ижевска от 27 ноября 2007 года №344, не предусматривает в зоне Ж1, где расположен земельный участок, строительство малоэтажных жилых домов для проживания одной семьи.

<дата> Усманов Р.В. обратился в ГУАиГ с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>.

<дата> ГУАиГ письмом за <номер> отказало Усманову Р.В. в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном

участке, расположенном по адресу: <адрес>, мотивировав свой отказ тем, что отсутствует схема размещения построек на земельном участке и несоответствия представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, поскольку часть испрашиваемого земельного участка расположена в зоне Ж1 - зоне многоквартирной жилой застройки зданиями высокой этажности. При том, что Правила землепользования и застройки <адрес>, утвержденные решением Городской Думы <адрес> от <дата> <номер> не включает в перечень видов разрешенного использования земельных участков данной территориальной зоны индивидуальное жилищное строительство. Кроме того, часть указанного участка расположена за красной линией, действие градостроительного регламента на него не распространяется.

Согласно, кадастрового паспорта земельного участка <номер> от <дата> в графе: «разрешенное использование» указано: для эксплуатации и обслуживания жилого дома, строительство индивидуального жилого дома.

В соответствии с актом обследования земель кадастрового квартала, земельного участка отделом муниципального земельного контроля Управления земельных ресурсов и землеустройства Администрации <адрес> <номер> от <дата> при обследовании земельного участка по адресу: <адрес> установлено, что ведется строительство 3-х этажного здания, общей площадью не менее 590-595 кв.м.

Согласно отчета <номер> ООО « И» об определении рыночной стоимости объекта, незавершенного строительством, расположенного по адресу: <адрес> рыночная стоимость указанного объекта степенью готовности 43,7 % составляет 17175000 руб.

Эти обстоятельства следуют из содержания заявления, пояснений участников процесса в судебном заседании, сторонами фактически не оспариваются и подтверждаются представленными и исследованными доказательствами.

Заявление Усманова Р.В. о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 3 Гражданского процессуального кодекса РФ - заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд на защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, то есть по общему правилу правом на обращение в суд наделено лицо права, свободы и законные интересы которого нарушены.

В силу статьи 13 Гражданского Российской Федерации - ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ, в том числе путем восстановлении положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со статьей 254 ГПК РФ - гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

Согласно статье 255 ГПК РФ - к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 фев­раля 2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти и органов местного само­управления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» - ис­ходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служа­щего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному норматив­ному правовому акту.

Следовательно, для признания судом незаконным решения органов местного самоуправления необходимо наличие следующих условий: незаконность решения, а также нарушение прав и свобод гражда­нина, либо создание препятствий к осуществ­лению гражданином его прав и свобод, либо незаконное возложение на гражданина обязанности или незаконное привлечение к ответ­ственности, при этом, удовлетворе­ние требований заявителя возможно только при доказанности всей совокупности юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела.

При рассмотрении настоящего дела данные условия нашли свое подтвержде­ние.

ГУАиГ в соответствии с Положением «О Главном Управлении архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска», утвержденном решением Городской Думы г. Ижевска от 06.06.2006 г. № 121 (далее по тексту – Положение о ГУАиГ), является структурным подразделением Администрации г.Ижевска осуществляющим функции управления в области регулирования градостроительной деятельности, архитектуры и строительства на территории муниципального образования « Город Ижевск» в соответствии с полномочиями, установленными Положением о ГУАиГ.

Согласно п. 2.7 Положением о ГУАиГ к его полномочиям отнесена выдача разрешений на строительство, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа.

В соответствии с п. 3.5 Положения о ГУАиГ начальник Главного управления – главный архитектор города Ижевска обеспечивает исполнение полномочий Главного управления.

В соответствии с п. 4.2.1 должностной инструкции заместитель начальника ГУАиГ имеет право подписывать разрешения на строительство при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа.

Таким образом, согласно вышеназванным положениям начальник ГУАиГ и его заместитель вправе рассматривать вопросы о выдаче разрешений на строительство жилого дома по заявлению собственника.

При этом суд отмечает, что полномочия ГУАиГ на выдачу разрешения на строительство заявителем не оспаривается, в связи с чем суд полагает, что оспариваемый отказ принят в соответствии с полномочиями органа местного самоуправления.

Усманов Р.В., являясь собственником земельного участка на основании ст. 209 ГК РФ, вправе по своему усмотрению совершать в отношении земельного участка любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

В соответствии со статьей 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 ГК РФ).

В силу пункта 2 статьи 260 ГК РФ целевое назначение земель определяется на основании закона и в установленном им порядке, при этом использование земель для других целей не допускается или ограничивается, при этом пользование земельным участком, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.

В соответствии со статьей 40 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков имеют право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Согласно положениям статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.

Таким образом, одним из обязательных условий застройки земельного участка является осуществление строительства в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием.

В судебном заседании установлено, что Усманов Р.В. владеет земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>, который согласно кадастровому паспорту земельного участка от <дата> <номер> находится на землях населенных пунктов, предназначен в соответствии с разрешенным использованием: для эксплуатации и обслуживания жилого дома, строительства индивидуального жилого дома.

Строительство объектов недвижимости может производиться только по специальному разрешению.

Порядок выдачи разрешений на строительство определен статьей 51 ГрК РФ, согласно части 1 которой, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.

По общему правилу (часть 4 статьи 51 ГрК РФ) разрешение на строительство объектов выдается органами местного самоуправления по месту нахождения подлежащего застройке земельного участка.

В целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка;

3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства (часть 9 статьи 51 ГрК РФ).

Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:

1) проводит проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению;

2) проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям;

3) выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (часть 11 статьи 51 ГрК РФ).

Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (часть 13 статьи 51 ГрК РФ).

Усманов Р.В. обратился с заявлением в ГУАиГ с просьбой выдать разрешение на строительство жилого дома на принадлежащем ему земельном участке, однако получил отказ, который был мотивирован тем, что земельный участок, принадлежащий ему на праве собственности расположен в зоне многоквартирной жилой застройки зданиями высокой этажности, в которой градостроительным регламентом не предусмотрено строительство индивидуальных жилых домов. Градостроительный регламент, установленный Правилами землепользования и застройки г.Ижевска, не включает в перечень видов разрешенного использования земельных участков для данной территориальной зоны индивидуальное жилищное строительство.

Схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства является одной из стадий подготовки документов для оформления разрешения на строительство (часть 9 статьи 51 ГрК РФ), указанная схема заявителем в ГУАиГ была представлена, что представителем ГУАиГ в суде не оспаривалось.

Вместе с тем перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство, содержащийся в статье 51 ГрК РФ является закрытым. Основание, указанное в письме от <дата> и <дата> заявителю в ст. 51 ГрК РФ отсутствует.

Из пункта 2 статьи 7 ЗК РФ следует, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Согласно положениям статьи 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

В соответствии с пунктом 1 статьей 85 ЗК РФ – в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:

1) жилым;

2) общественно-деловым;

3) производственным;

4) инженерных и транспортных инфраструктур;

5) рекреационным;

6) сельскохозяйственного использования;

7) специального назначения;

8) военных объектов;

9) иным территориальным зонам.

Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений (пункт 2 статьи 85 ЗК РФ).

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 ЗК РФ).

Согласно пункту 4 статьи 85 ЗК РФ с учетом положений пункта 8 статьи 36 ГрК РФ несоответствие земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости градостроительным регламентам признается таковым в двух случаях: если виды использования земельных участков не входят в перечень видов, предусмотренных градостроительным регламентом, либо если их размеры (как минимальные, так и максимальные), равно как и иные предельные параметры, не соответствуют предельным значениям, определенным в регламентах ( в данном случае это относится к предельным параметрам строительства, реконструкции на земельных участках).

Как установлено статьей 85 ЗК РФ, реконструкция и расширение существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.

В силу пункта 5 статьи 85 ЗК РФ земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.

Использование каждого конкретного земельного участка должно осуществляться в соответствии с требованиями градостроительного регламента для определенной территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Судом установлено, что земельный участок расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащий Усманову Р.В. на праве собственности, расположен в жилой зоне и предназначен для жилой застройки.

Из кадастрового паспорта данного земельного участка от <дата> <номер>, следует, что он расположен на землях населенных пунктов с разрешенным использованием, предусматривающим строительство индивидуального жилого дома.

Таким образом, каких-либо противоречий между указанным в документах на землю разрешенным использованием земли и действительным правовым режимом использования земельного участка суд не усматривает.

Отказывая в выдаче разрешения на строительство, ГУАиГ указало, что представленные документы не соответствуют требованиям градостроительного плана земельного участка, т.е. разрешенное использование земельного участка, определенное в градостроительном паспорте земельного участка, не позволяет осуществлять на нем строительство индивидуального жилого дома.

Однако нормы ГрК РФ и ЗК РФ не содержат такого запрета, поскольку земельный участок заявителя расположен в составе жилой застройки и в силу пункта 5 статьи 85 ЗК РФ предназначен для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения, в том числе для малоэтажной жилой застройки, многоэтажной жилой застройки.

Каких-либо ограничений и обременений, запрещающих строительство индивидуального жилого дома на земельном участка истца, в установленном законом порядке не зарегистрировано, что усматривается из свидетельства на право собственности на землю заявителя.

На момент рассмотрения спора в суде ГУАиГ не представлено доказательств, подтверждающих введение ограничения прав собственника по отношению к спорному земельному участку, поскольку цель использования земельного участка: строительство индивидуального жилого дома.

Правила землепользования и застройки г. Ижевска, утвержденными решением Городской Думы г.Ижевска от 27 ноября 2007 года № 344 являются муниципальным нормативным правовым актом, целью разработки которого, как указано в преамбуле и ст. 7 акта, является обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства и обеспечение равенства участников градостроительных отношений, необходимость учета в градостроительных регламентах фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства.

При этом названные Правила не содержат какие-либо конкретные сроки приведения видов разрешенного использования земли в соответствие с градостроительными регламентами, определяя территориальные зоны не содержит ограничения прав собственников индивидуальных жилых домов по возведению объектов индивидуального строительства в зависимости от территориальных зон.

В соответствии с ч. 8 ст. 36 ГрК РФ, п. 6 ст. 7 Правил землепользования и застройки г.Ижевска земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких объектов опасно для жизни и здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> начато строительство здания. Степень готовности объекта незавершенного строительством на <дата> составляет 43,7 %. Строительство объекта начато после <дата> ( договор подряда <номер> от <дата> между Усмановым Р.В. и ООО « Сайд-П» от <дата> на выполнение фундаментных работ ), при этом и доказательств в подтверждение обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав третьих лиц, имеющейся опасности для жизни и здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия при возведении строящегося объекта в суд не представлено.

Вместе с тем, ссылка представителя ГУАиГ о необходимости применения к рассматриваемому заявлению положений ст. 222 ГК РФ суд отклоняет, поскольку данная норма не регулирует спорные правоотношения по рассмотрению вопроса о выдаче разрешения на строительство жилого дома. То, обстоятельство, что заявитель приступил к строительству объекта капитального строительства не дожидаясь соответствующего разрешения, может являться основанием для наступления ответственности, в том числе административной, но не освобождает ГУАиГ от исполнения обязанности, предусмотренных положениями ГрК РФ в части выдачи разрешения на строительство по представленным заявителем документам. Суд также учитывает и то обстоятельство, что до начала строительства собственником земельного участка были предприняты меры по получению разрешения на строительство, а, представляя заявление о выдаче разрешения на строительство в соответствие с положениями п. 7 ст. 51 ГрК РФ <дата>, заявителем были приложены все необходимые документы, в том числе: схема планировочной организации земельного участка.

Нахождение части земельного участка в границах красных линий, в планируемых границах территории общего пользования, также не препятствует заявителю осуществить строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем ему земельном участке по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Пункт 12 вышеприведенной нормы к территориям общего пользования относит территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).

Судом установлено, что назначение земельного участка: для эксплуатации и обслуживания жилого дома, строительство индивидуального жилого дома, т.е. земельный участок был предоставлен для возведения индивидуального жилого дома, хозяйственных построек.

Из кадастрового плана не следует, что земельный участок расположен на землях общего пользования. Красные линии в рассматриваемом случае являются планируемыми, а не существующими. Кроме того, исходя из планировочной организации земельного участка, размещение строящегося дома не предполагает пересечение красных линий.

Учитывая, что земельный участок предназначен для строительства индивидуального жилого дома, а также был ранее занят жилым домом и никогда не являлся местом общего пользования, то оспариваемый отказ нарушает права заявителя, предусмотренные статьи209 ГК РФ, по своему усмотрению совершать в отношении земельного участка любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, а так же создает препятствия к осуществлению заявителем его прав на возведение на земельном участке здания и сооружения, установленного статьей 263 ГК РФ и статей 40 ЗК РФ.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что отказ в согласовании схема планировочной организации земельного участка ( схемы размещения жилого дома) и в выдаче заявителю разрешения на строительство не соответствуют части 13 статьи 51 ГрК РФ, нарушает права заявителя и создает препятствия к осуществлению его прав, следовательно, подлежат признанию незаконным, с последующим восстановлением нарушенного права истца - возложением на Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска обязанности согласовать схему размещения индивидуального жилого дома и выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

Заявление Усманова Р.В. о признании незаконными отказов Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска в согласовании схемы размещения индивидуального жилого дома и выдаче разрешения на строительство, возложении обязанности по согласованию схемы размещения жилого дома и выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома удовлетворить.

Признать незаконными отказы Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска от <дата> за <номер> и от <дата> <номер> о согласовании схемы размещения индивидуального жилого дома и выдаче разрешения на строительство жилого дома на земельном участке по адресу: <адрес>.

Возложить на Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска обязанность устранить в полном объеме нарушение прав Усманова Р.В. путем согласования схемы размещения индивидуального жилого дома и выдачи разрешения на строительство жилого дома на земельном участке по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики через Октябрьский районный суд г.Ижевска в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено судьей 28 ноября 2011 г.

Судья- Ю.В. Фролова