о возложении обязанности зачесть в выслугу лет для назначения пенсии периодов службы в льготном исчислении



Дело № 2-4051/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 ноября 2011 года г. Ижевск

Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики

в составе:

председательствующего судьи Плеханова А.Н.,

при секретаре Юшкиной А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черепанова А.В. к Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике о возложении обязанности зачесть в выслугу лет для назначении пенсии периодов службы в льготном исчислении,

У С Т А Н О В И Л:

Черепанов А.В. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике (далее МВД по УР) о возложении обязанности зачесть в выслугу лет для назначении пенсии периодов службы с <дата> по <дата> в льготном исчислении из расчёта один месяц службы за полтора месяца.

Иск мотивировал тем, что в период с <дата> по <дата> проходил службу в органах внутренних дел. Уволен, по пункту «Е» статьи 58 Положения о службе (по сокращению штатов). Согласно приказу об увольнении от <дата> <номер> л/с выслуга лет по состоянию на <дата> в календарном исчислении составила 20 лет 06 месяцев 01 день, в льготном исчислении 24 года 08 месяцев 23 дня.

Приказом МВД УР от <дата> <номер> назначен на должность <данные изъяты>, в данной должности проработал до 2011 года.

В период прохождения службы в <данные изъяты> (далее по тексту <данные изъяты>) систематически принимал непосредственное участие в охране и конвоировании подозреваемых и обвиняемых на судебные заседания в суды <адрес> в составе конвоя утвержденного командиром <данные изъяты>, как с закрепленным табельным оружием, так и на внутренних постах без табельного оружия.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 3 Постановления Правительства РФ № 941 от 22.09.1993 года, в редакции Постановлений Правительства РФ № 690 от 15.09.2000 года и №684 от 12.11.2003 года «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации», в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывать на льготных условиях: один месяц службы за полтора месяца: в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений,- с 1 января 2001 г., по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации».

Условия предоставления права на льготное исчисление выслуги лет определены приказом МВД России №640 от 09.10.2004 года «Об утверждении Перечня должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий» где в примечании оговорено условие для льготного исчисления выслуги лет – непосредственное осуществление в соответствии с должностными инструкциями функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Истец полагает, что поскольку в период прохождения службы в <данные изъяты> МВД УР систематически принимал непосредственное участие в охране и конвоировании подозреваемых и обвиняемых на судебные заседания в суды <адрес> в составе конвоя, то ему следует засчитать в выслугу лет для назначения пенсии периоды службы из расчета один месяц за полтора месяца в должности заместителя <данные изъяты> МВД по УР с <дата> по <дата>.

В ходе производства по делу истец Черепанов А.В. неоднократно изменял исковые требования и в окончательной редакции на день рассмотрения дела просил суд обязать МВД по УР зачесть Черепанову А.В. в выслугу лет для назначения пенсии периоды службы в должности <данные изъяты> при МВД с <дата> по <дата>, в должности <данные изъяты> МВД УР с <дата> по <дата> из расчета один месяц службы за полтора месяца (л.д.131,139).

В судебном заседании истец Черепанов А.В. исковые требования поддержал, пояснив, что его функциональные обязанности заключались в непосредственном осуществление функций по охране и конвоированию подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений. Должностные обязанности по должности <данные изъяты> в период с <дата> по <дата>, не изменились в связи с изменением наименования его должности на <данные изъяты>.

Представитель истца –адвокат Дегтярева О.Н. действующая на основании ордера на иске настаивала, просила его удовлетворить.

Представитель ответчика Косачева О.И. действующая на основании доверенности иск не признала. Представила письменные возражения на иск, в которых указала, что отсутствуют правовые основания для льготного исчисления выслуги лет истцу за спорный период, поскольку должность истца – <данные изъяты> не предусматривает льготное исчисление выслуги лет. Не оспаривала, что в спорный период времени Черепанов А.В. непосредственно осуществлял функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Допрошенный в качестве свидетеля Б.А.А., <данные изъяты> МВД по УР, в судебном заседании пояснил, что функциональные обязанности истца заключались в непосредственном осуществлении функций по охране и конвоированию подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений. В спорный период все сотрудники, в связи с большим объемом работы, в том числе и Черепанов А.В. привлекались к охране и конвоированию.

Выслушав объяснения участников процесса, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Между Черепановым А.В. и МВД по УР в период с <дата> по <дата> существовали отношения по осуществлению государственной службы в правоохранительных органах.

Черепанов А.В. проходил службу в периоды:

с <дата> по <дата> в должности <данные изъяты> при МВД.

с <дата> по <дата> в должности <данные изъяты> МВД УР.

с <дата> по <дата> в должности <данные изъяты> МВД УР(<адрес>).

с <дата> по <дата> в должности <данные изъяты> МВД.

с <дата> по <дата> в распоряжении МВД по УР.

Приказом МВД по УР <номер> л/с от <дата> Черепанов А.В. уволен из органов внутренних дел по пункту «Е» части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дед РФ (по сокращению штатов)

МВД по УР определена выслуга лет Черепанова А.В. на день увольнения, по состоянию на <дата> в календарном исчислении 20 лет 06 месяцев 01 день, в льготном исчислении 24 года 08 месяцев 23 дня.

Период службы Черепанова А.В.с <дата> по <дата> включен МВД по УР в выслугу лет для назначения пенсии в календарном исчислении.

Период службы Черепанова А.В. с <дата> по <дата> включен в выслугу лет в выслугу лет для назначения пенсии, как в календарном, так и в льготном исчислении, из расчет один месяц службы за полтора месяца.

В период с <дата> по <дата> Черепанов А.В. непосредственно осуществлял функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

До <дата> в штатном расписании <данные изъяты> МВД УР не имелось должности «<данные изъяты>», имелась должность «<данные изъяты>».

Указанные обстоятельства установлены на основании исследованных в судебном заседании доказательств и сторонами по делу не оспариваются.

Исковые требования Черепанова А.В. являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел установлен Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначении и выплаты пенсии, компенсации и пособий лицам, проходившим службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в РФ» (далее по тексту Постановление от 22.09.1993 года №941).

Подпункт «г» пункта 3 Постановления от 22.09.1993 года N 941 устанавливает, периоды которые подлежат включению в выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел на льготных условиях из расчёта один месяц службы за полтора месяца.

Постановлением Правительства РФ от 15.09.2000 N 690 подпункт «г» пункта 3 Постановления от 22.09.1993 года. N 941 дополнен абзацем следующего содержания: «в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с 1 января 2001 г.»

Постановлением Правительства РФ от 12.11.2003 N 684 абзац сорок пятый подпункта "г" пункта 3 Постановления от 22.09.1993 года. N 941 изложен в следующей редакции:

"в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с 1 января 2001 г. по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации".

Приказом МВД России от 09 октября 2004 года №640 утвержден перечень должностей в изоляторах временного содержания, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий.

В данном перечне в разделе рота в составе отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых имеется должность <данные изъяты> (116).

Факт того, что истец в спорный период времени непосредственно выполнял функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений не оспаривается сторонами и подтверждается как объяснениями истца, показаниями свидетеля Б.А.А., так представленными стороной истца доказательствами.

Так, согласно должностным обязанностям <данные изъяты> Черепанова А.В., утвержденным начальником отдельного батальона конвойной службы милиции при МВД УР <дата>, в обязанности Черепанова А.В. входило непосредственная ответственность за обеспечение охраны при конвоировании обвиняемых и точное выполнение задач по конвоированию, личное участие в охране и конвоировании подозреваемых и обвиняемых (л.д.4,61).

Согласно должностной инструкции <данные изъяты> Черепанова А.В. утвержденного <данные изъяты> <дата>, в обязанности Черепанова А.В. также входило непосредственная ответственность за обеспечение охраны при конвоировании обвиняемых и точное выполнение задач по конвоированию, личное участие в охране и конвоировании подозреваемых и обвиняемых (л.д.62).

Аналогичные обязанности были возложены на Черепанова А,В. и должностной инструкцией <данные изъяты> МВД УР (л.д. 65).

Кроме того, выполнение истцом функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений подтверждается представленными копиями журналов нарядов и постовых ведомостей (л.д.16-58).

Таким образом, суд считает установленным в судебном заседании, что выполняемые Черепановым А.В. функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в период с <дата> по <дата> в должности <данные изъяты> являются тождественными функциям <данные изъяты>( по работе с личным составом), служба в которой предоставляет истцу право на льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсии.

Суд отмечает, что Черепанов А.В. как в спорные периоды времени (с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>) так и после с <дата> по <дата> находился на одной и той же должности <данные изъяты>.

Как следует из представленных ответчиком приказов (л.д.89-107,111-126) наименование должности Черепанова А.В. лишь изменялось в связи с изменениями, в штатном расписании произведенными МВД по УР на основании изданных приказов МВД России, при этом Черепанов А.В. не перемещался, не переводился и не назначался на иную должность, а напротив согласно штатной расстановке подтверждался в должности.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, при внесении изменений в действующее правовое регулирование, необходимо иметь в виду, что любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере, должна отвечать требованиям Конституции РФ, в том числе вытекающим из закрепленного ею принципа равенства (статья 19), в соответствии с которым такие различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционного значимые цели.

Такая дифференция – при наличии у сотрудников, осуществляющих одни и те же функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, разных прав для назначения пенсии при увольнении, а именно наличие прав на льготное исчисление службы у сотрудников, проходящих службу в должности заместителя командира роты по воспитательной работе и отсутствие таких прав и сотрудников, проходящих службу в должности заместителя командира роты и выполняющих одни и те же должностные обязанности, в нарушение конституционного принципа равенства приводит к необоснованным различиям в объеме их прав, связанных с вопросами исчисления выслуги лет в льготном исчислении.

В судебном заседании установлено, что истец приобрел право на льготное исчисление выслуги лет по должности <данные изъяты> в связи назначением с <дата> на данную должность и непосредственным исполнением по данной должности функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Не утратил Черепанов А.В. данное право и в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 12.11.2003 N 684 которым, абзац сорок пятый подпункта "г" пункта 3 Постановления от 22.09.1993 года. N 941, дополнен словосочетанием «по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации».

Данный вывод суда подтверждается и действиями МВД России по изданию приказов <номер> от <дата>, <номер> от <дата>, а также действиями ответчика по изменению наименования должности занимаемой истцом в соответствии с приказами об утверждении штатной численности и определению выслуги лет истцу при увольнении со службы (л.д.5).

Так в судебном заседании установлено, что период службы истца с <дата> по <дата> в должности <данные изъяты> МВД УР был включен ответчиком в выслугу лет для назначения пенсии Черепанову А.В. из расчета один месяц службы за полтора месяца, хотя данная должность в перечне должностей утвержденных приказом МВД России №640 от 09 октября 2003 года также не содержится.

При разрешении спора, суд исходит также из того, что реализация права на льготное исчисление выслуги лет, установленного абзацем 45 подпункта «г» пункта 3 Постановления от 22.09.1993 года N 941, для сотрудников органов внутренних дел проходящих службу в конвойных подразделениях милиции, в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, не может быть поставлена в зависимость от своевременности действий МВД России по утверждению перечня должностей предусматривающих льготное исчисление выслуги лет, а также действий ответчика – МВД УР по проведению организационно-штатных мероприятий и как следствие по изменению наименований должности занимаемой истцом.

Изложенное ответчиком – МВД по УР при определении выслуги лет для назначения пенсии Черепанову А.В. в льготном исчислении не было учтено, что и повлекло нарушение пенсионных прав истца.

Доводы ответчика как основанные на неверном толковании законодательства судом признаются необоснованными и отклоняются.

С учетом вышеизложенного, нарушенное право истца подлежит судебной защите, путем возложения на МВД по УР обязанности зачесть в выслугу лет для назначении пенсии Черепанову А.В. в льготном исчислении из расчёта один месяц службы за полтора месяца периодов службы в должности <данные изъяты> при МВД с <дата> по <дата>, в должности <данные изъяты> МВД УР с <дата> по <дата>.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Черепанова А.В. к Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике о возложении обязанности зачесть в выслугу лет для назначения пенсии периодов службы в льготном исчислении удовлетворить.

Обязать Министерство внутренних дел по Удмуртской Республике зачесть Черепанову А.В. в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении из расчёта один месяц службы за полтора месяца периоды службы - в должности <данные изъяты> при МВД с <дата> по <дата> и в должности <данные изъяты> МВД УР с <дата> по <дата>.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение десяти дней со дня его изготовления в окончательной форме через районный суд.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение 10 дней через Октябрьский районный суд г.Ижевска.

Решение изготовлено в окончательной форме 19 декабря 2011 года.

Председательствующий судья А.Н. Плеханов