Дело №2-5002/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 14 декабря 2011 года г. Ижевск УР Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе: председательствующего судьи Стех Н.Э., при секретаре Самохваловой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ильиной Л.М. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в <адрес> Удмуртской Республики, Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Удмуртской Республике о восстановлении пенсионных прав, У С Т А Н О В И Л: Ильина Л.М. (далее по тексту – истец) обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в <адрес> Удмуртской Республики (далее по тексту – УПФ РФ (ГУ) в <адрес> УР, ответчик), Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) по Удмуртской Республике (далее по тексту – Отделение) о восстановлении пенсионных прав. Иск мотивировала тем, что <дата> обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему медицинскую деятельность, однако в досрочном назначении трудовой пенсии по старости ему было отказано. Ответчик незаконно не включил в ее медицинский стаж в льготном исчислении периоды нахождения в отпусках по беременности и родам с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> и периоды нахождения в отпуска по уходу за детьми с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата>, когда она работала <данные изъяты> в <адрес>. Ильина Л.М. просит признать незаконным решение УПФР в <адрес> УР (далее по тексту – решение) <номер> от <дата> и письмо Отделения <номер> от <дата> об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости; обязать ответчика досрочно назначить ей трудовую пенсию по старости как лицу, осуществляющему медицинскую деятельность, с момента возникновения права на ее назначение. Кроме того, просила возместить ей судебные расходы на оплату госпошлины в размере <данные изъяты> руб., помощи представителя в размере <данные изъяты> руб. и оформление доверенности в размере <данные изъяты> руб. В судебное заседание истец Ильина Л.М., будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ. В судебном заседании представитель истца, Камалова Л.А., поддержала заявленные Ильиной Л.М. требования в полном объеме, ссылаясь на доводы искового заявления, просила их удовлетворить. Представитель ответчика УПФ РФ (ГУ) в <адрес>, Григорьев Д.Б., действующий на основании доверенности, исковые требования Ильиной Л.М. не признал, пояснив, что льготное исчисление стажа применяется только к периодам работы. Возмещение судебных расходов истца приведет к нецелевому использованию средств УПФ РФ (ГУ) в <адрес>. Представитель Отделения Закирова Г.В. в судебном заседании исковые требования не признала, согласившись с доводами представителя УПФ РФ (ГУ) в <адрес>, Григорьева Д.Б. Выслушав пояснения участников процесса, проверив полномочия представителей сторон, изучив и проанализировав материалы гражданского дела, суд устанавливает следующие обстоятельства, имеющие значение для дела: - Ильина Л.М., <дата> года рождения, согласно сведениям трудовой книжки: с <дата> по настоящее время работает <данные изъяты> в <адрес>. - <дата> Ильина Л.М. обратилась в УПФР РФ (ГУ) в <адрес> с заявлением о досрочном назначении ему трудовой пенсии по старости как работнику, не менее 25 лет осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности. - Решением УПФ РФ (ГУ) в <адрес> <номер> от <дата> Ильиной Л.М. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, предусмотренной пп.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», поскольку было установлено, что специальный стаж для назначения пенсии в связи с лечебной деятельностью в сельской местности у нее менее 25 лет и составляет 24 года 11 месяцев 3 дня. При этом медицинский стаж истца с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> зачтен льготно (1 год как 1 год и 3 месяца), а с <дата> по <дата> (декретный отпуск), с <дата> по <дата> (отпуск по уходу за ребенком до полутора лет), с <дата> по <дата> (декретный отпуск), с <дата> по <дата> (отпуск по уходу за ребенком до полутора лет), с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> зачтен календарно; истец настаивает на льготном исчислении стажа в периоды с <дата> по <дата> (декретный отпуск), с <дата> по <дата> (отпуск по уходу за ребенком до полутора лет), с <дата> по <дата> (декретный отпуск), с <дата> по <дата> (отпуск по уходу за ребенком до полутора лет). На включении в свой специальный стаж периодов, исключенных ответчиком, истец не настаивает. Письмом Отделения <номер> от <дата> признана обоснованность решения УПФР в <адрес> <номер> от <дата>. Данные обстоятельства установлены в судебном заседании пояснениями участников процесса, представленными доказательствами и сторонами в целом не оспариваются. Требования истца Ильиной Л.М. являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Руководствуясь п.3 ст.196 ГПК РФ, суд рассматривает требования истца в рамках заявленного иска, то есть дает оценку лишь тем периодам ее деятельности, на включении которых в свой стаж лечебной деятельности истец настаивает. Федеральный закон от 17 декабря 2001 года за №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с изменениями от 30 декабря 2008 года №319-ФЗ (далее по тексту – ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ») определяет основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии. В качестве условий назначения трудовой пенсии по старости в ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» закреплено достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), наличие страхового стажа (не менее пяти лет) (статья 7) и предусмотрено право отдельных категорий граждан на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28). В соответствии с пунктом 1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного статьей 7 возраста, в т.ч. лицам, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста (подпункт 20). Согласно пункту 1 статьи 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (п.2 ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»). Вследствие этого обязательными условиями на досрочное назначение трудовой пенсии по старости являются подача заявления о назначении пенсии и наличие необходимой продолжительности соответствующей деятельности (специального трудового стажа), в данном случае - не менее 30 лет лечебной деятельности в городах, сельской местности и поселках городского типа, либо не менее 25 лет лечебной деятельности только в сельской местности и поселках городского типа, подтвержденной соответствующими документами. Данные юридически значимые обстоятельства истцом выполнены. Так, судом установлено и не оспаривается ответчиком, что с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста (55 лет), истец обратился в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, <дата>. На день обращения истца за трудовой пенсией и приема ответчиком ее заявления со всеми необходимыми документами, общая суммарная продолжительность лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа у него составляла более 25 лет. При этом периоды отпусков по беременности и родам и по уходу за детьми подлежат зачету в стаж лечебной деятельности истца в льготном исчислении (01 год за 01 год и 03 месяца) по следующим основаниям. Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. С учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении №18-П от 15 июня 1998 года, а также в определении за №320-О от 05 ноября 2002 года, суд вправе применять нормативные правовые акты, утратившие силу, но действовавшие в спорные периоды деятельности истца. Исходя из изложенного, давая оценку спорным периодам, зачтенным в стаж лечебной деятельности истца в календарном исчислении вместо льготного, суд руководствуется, в том числе действовавшими во время них нормативными правовыми актами. Периоды отпусков по беременности и родам и уходу за детьми с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> и периоды нахождения в отпусках по уходу за детьми с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата>. Суд признает, что в стаж лечебной деятельности, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до <дата> в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года №464 (далее по тексту – Список №464 от 06 сентября 1991 года) (п.3 постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1066). В силу п. 2 Постановления Совмина РСФСР от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет"), работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца. Учитывая, что пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" (п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии"). Данное обстоятельство не оспаривается ответчиком, поэтому данные периоды работы, за исключением периодов отпусков по беременности и родам и по уходу за ребенком, до <дата>, зачтены в стаж лечебной деятельности истца в льготном исчислении. Согласно представленным свидетельствам о рождении, Ильина Л.М. имеет детей, И.С., <дата> года рождения, и И.А., <дата> года рождения. Согласно справке Администрации муниципального образования <адрес>» от <дата> <номер>, истец находилась в декретном отпуске по беременности и родам с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата>; в отпуске по уходу за ребенком с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата>. Периоды нахождения истца в отпусках по беременности и родам, в отпусках по уходу за ребенком ответчиком не оспариваются. Во время отпусков по беременности и родам истец получала пособие по государственному социальному страхованию, что по существу является продолжением трудовых отношений по занимаемой должности, в данном случае – <данные изъяты> в <адрес>, с сохранением всех гарантий, в том числе для досрочного назначения пенсии. Учитывая изложенное, суд признает, что периоды отпусков по беременности и родам подлежит включению в стаж лечебной деятельности истца в льготном исчислении С учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении №18-П от 15 июня 1998 года, а также в определении за №320-О от 05 ноября 2002 года, суд вправе применять нормативные правовые акты, утратившие силу, но действовавшие в спорный период деятельности. Исходя из изложенного, давая оценку периодам, зачтенным ответчиком в специальный медицинский стаж истца в календарном исчислении, суд руководствуется, в том числе действовавшими во время него нормативными правовыми актами. До введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет. Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 22 января 1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. В соответствии с п. 2 Постановления Совмина СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года. № 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года № 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; ст. 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. С принятием Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным Законом ст. 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции. Таким образом, исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со ст. 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года. Изложенная позиция в полной мере согласуется с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом РФ в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии". Постановлением Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС №156/10-30 от 06 июля 1982 года было утверждено разъяснение «О порядке предоставления частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет», согласно которому «Время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе: …при назначении государственных пенсий…» (п.6). Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС №677 от 22 августа 1989 года «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Согласно пункту 7 разъяснения Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС №23/24-11 от 29 ноября 1989 года «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет» «Время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе: …при назначении государственных пенсий,… Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как и работа…, в период которой предоставлены указанные отпуска». Учитывая, что в периоды нахождения в отпусках по уходу за детьми истец работала акушеркой в Нижне-Котныревском фельдшерско-акушерском пункте, то есть в сельской местности, что дает право на льготное исчисление ее специального стажа, то указанные периоды подлежат включению в ее стаж лечебной деятельности также в льготном исчислении (один год за один год и три месяца). Таким образом, суд приходит к выводу, что на основании действовавшего в спорный период законодательства, периоды нахождения истца в отпусках по беременности и родам и в отпусках по уходу за детьми, включенные ранее в ее специальный стаж лечебной деятельности в календарном исчислении, то есть с <дата> по <дата> (2 месяца 1 день) и с <дата> по <дата> (2 месяца 1 день) и периоды нахождения в отпусках по уходу за детьми с <дата> по <дата> (1 год 1 день) и с <дата> по <дата> (1 год 1 день), а в льготном исчислении дополнительно 7 месяцев, подлежат включению в ее специальный стаж лечебной деятельности, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в льготном исчислении. При включении в специальный стаж лечебной деятельности истца Ильиной Л.М., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составляющий на <дата> по подсчетам ответчика, 24 года 11 месяцев 3 дня, периодов отпусков по беременности и родам и периодов отпусков по уходу за детьми в возрасте до 1,5 лет в льготном исчислении (дополнительно 7 месяцев), что в общей сложности составляет 25 лет 6 месяцев 3 дня, что позволяет принять решение о досрочном назначении Ильиной Л.М. трудовой пенсии по старости со дня обращения ее к ответчику с заявлением о ее назначении, то есть с <дата>. В силу пп.1 п.6 ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовые пенсии назначаются бессрочно. С учетом того, что решение состоялось в пользу истца, на ответчика в порядке статей 98 и 100 ГПК РФ должна быть возложена обязанность по возмещению истцу судебных расходов, состоящих из государственной пошлины – <данные изъяты> рублей, расходов на оформление доверенности – <данные изъяты> рублей и расходов по оплате услуг представителя – <данные изъяты> рублей. Размер расходов на оплату услуг представителя определен в разумных пределах, с учетом сложности дела. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд, Р Е Ш И Л: Исковые требования Ильиной Л.М. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в <адрес>, Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Удмуртской Республике о восстановлении пенсионных прав удовлетворить. Признать незаконными решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в <адрес> <номер> от <дата> и Письмо Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) по Удмуртской Республике <номер> от <дата> об отказе Ильиной Л.М. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> досрочно назначить Ильиной Л.М. трудовую пенсию по старости, как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в сельской местности, независимо от ее возраста, с момента возникновения права на ее назначение, то есть с <дата>, бессрочно. Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в <адрес> в пользу Ильиной Л.М. расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей, в возмещение расходов на оплату помощи представителя <данные изъяты> руб., в возмещение расходов на нотариальное удостоверение доверенности <данные изъяты> руб., а всего <данные изъяты> руб. Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение 10 дней через районный суд. Решение изготовлено председательствующим судьей на компьютере в совещательной комнате 14 декабря 2011 года. Председательствующий судья Стех Н.Э.