о признании недействительными условий договра и взымании комисии



Дело № 2-3393/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 декабря 2011 года г. Ижевск

Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Фроловой Ю.В.,

при секретаре Никитиной Я.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Касимова Ф.К. к Администрации г. Ижевска о признании незаконными действий по отказу в утверждении акта выбора земельного участка и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории <номер>,

у с т а н о в и л :

Касимов Ф.К. (далее по тексту - истец) обратился в суд с иском к Администрации г. Ижевска ( далее по тексту – ответчик) о признании незаконными действий по отказу в утверждении акта выбора земельного участка и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории <номер>. Требования заявления мотивированы тем, что он обратился к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, с адресным ориентиром: на пересечении <адрес> и <адрес> в <адрес> в <адрес> для строительства магазина. Письмом Администрации г. Ижевска от <дата> <номер> истец был уведомлен о том, что Комиссией по землепользованию и застройке города Ижевска ( далее по тексту – Комиссия) <дата> рассмотрен и согласован вопрос о предоставлении ему указанного земельного участка, в котором было указано, что необходимо оформить акт выбора земельного участка, схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и получить санитарно-эпидемиологическое заключение. Акт выбора земельного участка утверждается не позднее 6 месяцев с момента принятия Комиссией решения. ФГУЗ « Ц» изготовлено экспертное заключение <номер> от <дата> в соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам земельного участка, отводимого под строительство. В связи с этим истцом понесены затраты в размере <данные изъяты> руб. Членами Комиссии по землепользованию и застройке г. Ижевска согласован Акт выбора земельного участка. Вопрос о предоставлении земельного участка согласован Комиссией по землепользованию и застройке <дата> В установленный шестимесячный срок <дата> истец обратился в Администрацию г. Ижевска с заявлением об утверждении акта выбора земельного участка. Однако <дата> письмом <номер> Администрация г. Ижевска отказало в утверждении акта выбора земельного участка и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории <номер>, в связи с тем, что согласно решению Городской Думы г. Ижевска от 17.02.2011 г. № 55 предоставление земельных участков для строительства объектов торговли осуществляется исключительно на торгах.

Истец считает, что данный отказ является незаконным. Требования основаны на положениях ст.ст. 29, 30, 31, 32 Земельного Кодекса РФ ( далее по тексту – ЗК РФ), ст. 4 Гражданского Кодекса ( далее по тексту – ГК РФ), поскольку правоотношения по предоставлению истцу земельного участка возникли <дата>, к данным отношениям не может быть применено решение Городской Думы г. Ижевска № 55.

В судебное заседание истец Касимов Ф.К. не явился, будучи извещен надлежащим образом о дате, месте и времени судебного заседания. Судом дело рассмотрено в отсутствие заявителя в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Представитель истца Касимова Ф.К. – Жещук С.Ю., действующая на основании доверенности, просила восстановить нарушенное право Касимова Ф.К. путем возложения на Администрацию г.Ижевска обязанности утвердить акт выбора земельного участка и схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории <номер>. Исковые требования поддержала в полном объеме. Суду дала пояснения аналогичные изложенному в иске. Кроме того, суду пояснила, что заявление Касимовым было подано до принятия нормативного акта органа местного самоуправления.

Представитель ответчика Администрации г.Ижевска, Главного Управления Архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска ( далее по тексту – ГАУиГ) – Акатьев А.С., действующий на основании доверенностей, требования Касимова Ф.К. не признал, указал, что в настоящее время готовятся изменения к решению Городской Думы г. Ижевска № 55. Признал факт того, что в настоящее время все условия предоставления земельного участка Касимовым Ф.К. были выполнены.

Представители Управления земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска ( далее по тексту – УЗРиЗ) в суд не явились, будучи извещены надлежащим образом о дате, месте и времени судебного заседания, о причинах неявки не сообщили, судом дело рассмотрено в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив и проанализировав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Касимов Ф.К. обратился в Администрацию г. Ижевска с заявлением о предоставлении ему земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, с адресным ориентиром с адресным ориентиром: на пересечении <адрес> и <адрес> в <адрес> в <адрес> для строительства магазина.

<дата> Комиссией по землепользованию и застройке г. Ижевска рассмотрен и согласован вопрос о предоставлении земельного участка площадью 415 кв.м, расположенного на пересечении <адрес> и <адрес> в <адрес> в <адрес> для строительства магазина. Заявитель обязан оформить акт выбора земельного участка, схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и получить санитарно-эпидемиологическое заключение. Указанный акт выбора и схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории утверждается постановлением Администрации г. Ижевска не позднее чем через 6 месяцев с момента принятия Комиссией решения.

<дата> письмом <номер> Администрация г. Ижевска известила Касимова Ф.К. о согласовании вопроса о предоставлении земельного участка и уведомила, что ему необходимо оформить акт выбора земельного участка, схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и получить санитарно-эпидемиологическое заключение.

Акт выбора земельного участка членами Комиссии согласован.

<дата> на основании заявки Касимова К.Ф. подготовлено технико-экономическое обоснование на проектированное магазина на пересечении <адрес> и <адрес> в <адрес> в <адрес>.

<дата> начальником УЗРиЗ согласована схема расположения земельного участка в <адрес> по направлению на юго-восток от жилого <адрес> на кадастровом плане территории.

<дата> Администрация г. Ижевска письмом <номер> Касимову Ф.К. было отказано в утверждении акта выбора земельного участка, схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории <номер>, в связи с тем, что согласно решению Городской Думы г. Ижевска от 17.02.2011 г. № 55 предоставление земельных участков для строительства объектов торговли осуществляется исключительно на торгах.

<дата> заявление Касимова Ф.К. поступило в Октябрьский районный суд г.Ижевска.

Эти обстоятельства следуют из содержания заявления, пояснений участ­ников процесса в су­дебном заседании, сторонами фактически не оспариваются и под­тверждаются представлен­ными и исследованными доказательствами.

Заявление Касимова Ф.К. к Администрации г. Ижевска о признании незаконным действий по отказу в утверждении акта выбора земельного участка и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории <номер> подлежит удовлетворению по следую­щим основаниям.

Согласно статье 3 Гражданско-процессуального кодекса ( далее по тексту – ГПК РФ) - заинтересованное лицо вправе в порядке, уста­новленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд на защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, то есть по общему правилу правом на обращение в суд наделено лицо права, свободы и законные интересы которого нарушены.

В силу статьи 13 ГК РФ - ненормативный акт государственного органа или органа местного са­моуправления не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

Заявленный истцом спор носит публично-правовой характер, однако истец обратился в суд порядке искового производства. В соответствии с п. 9 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 « О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» правильное определение судом вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд. Таким образом суд рассматривает данный спор и дает ему оценку в полном объеме, с учетом особенностей, предусмотренных главами 23 и 25 ГПК РФ.

В соответствии со статьей 254 ГПК РФ - гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служа­щего, если считает, что нарушены его права и свободы.

Согласно статье 255 ГПК РФ - к решениям, действиям (бездействию) органов госу­дарственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, госу­дарствен­ных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизвод­ства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в ре­зультате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно при­влечен к ответственности.

Согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 фев­раля 2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти и органов местного само­управления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» - ис­ходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служа­щего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному норматив­ному правовому акту.

Таким образом, для признания судом незаконным действий органов местного самоуправления необходимо наличие следующих условий: незаконность действий, а также нарушение прав и свобод гражда­нина, либо создание препятствий к осуществ­лению гражданином его прав и свобод, либо незаконное возложение на гражданина обязанности или незаконное привлечение к ответ­ственности, при этом, удовлетворе­ние требований заявителей возможно только при доказанности всей совокупности юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела.

При рассмотрении настоящего гражданского дела данные условия нашло свое подтвержде­ние.

В соответствии со статьями 12, 56 ГПК РФ - правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая из которых должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, при этом суд определяет какие обстоятельства имеют значение для дела какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на них не ссылались.

В порядке статей 12, 56 ГПК РФ обязанность по доказыванию факта нарушения прав и свобод заявителя или создания препятствий к их осуществлению оспариваемым ненормативным актом органа местного самоуправления судом возложена на заявителя Касимова Ф.К.; возражения по иску, в том числе законность оспариваемого решения, правомочность его принятия, законность процедуры принятия решения должен был доказать орган, чье решение оспаривается.

Обосновывая факт нарушения прав и свобод, или создания препятствий к их осуществлению, истец ссылается на то, что нарушается его права на получение земельного участка.

В соответствии со ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов, в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) проведение работ по формированию земельного участка; 3) государственный кадастровый учет земельного участка; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.

Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (п. 1 ст. 31 ЗК РФ).

По этому заявлению орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2 ст. 31 ЗК РФ).

Согласно п. 5 ст. 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.

Пунктом 6 ст. 31 ЗК РФ установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренный ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Согласно материалам дела согласование вопроса о предоставлении земельного участка для строительства магазина произведено Комиссией по землепользованию и застройке г. Ижевска <дата>, о чем Касимов Ф.К. был уведомлен письмом от <дата> <номер>.

<дата> Касимов Ф.К. обратился в ГУАиГ с заявлением о подготовке проекта постановления об утверждении акта выбора земельного участка, расположенного на пересечении <адрес> и <адрес> в <адрес> для строительства магазина.

При этом анализ указанных норм позволяет сделать вывод, что предоставление земельного участка выступает единой процедурой предоставления земельного участка и изменение законодательства не может повлиять на процедуру, которая была начата по согласованию с органом местного самоуправления.

Решение Городской Думы г. Ижевска № 55 принято 17 февраля 2011 г. Указанное решение предусматривает, что предоставление земельных участков для строительства объектов торговли осуществляется на торгах.

Указанное решение вступает в законную силу с момента его опубликования.

Решение опубликовано в газете « Известия Удмуртской Республики» 02.03.2011 г.

Согласно ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

При этом в данном решении Городской Думы г. Ижевска отсутствует указание на возможность применения его к отношениям, возникшим до его принятия.

Суд учитывает, что правоотношения по предоставлению земельного участка Касимову Ф.К. возникли <дата>, с момента согласования Комиссией по землепользованию и застройки вопроса о предоставлении Касимову Ф.К. испрашиваемого земельного участка, и к данным правоотношениям не может быть применено решение Городской Думы г. Ижевска от 17.02.2011 г. № 55.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что отказ в утверждении акта выбора земельного участка и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории <номер> нарушает права заявителя и создает препятствия к осуществлению его прав, следовательно, подлежат признанию незаконным, с последующим восстановлением нарушенного права - возложением на Администрацию г.Ижевска обязанности утвердить акт выбора земельного участка и схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории <номер>. При этом суд учитывает, что акт выбора земельного участка членами комиссии был согласован, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории утверждена Управлением земельных ресурсов и землеустройства администрации г. Ижевска, и в настоящее время Администрацией г. Ижевска подготовлен проект постановления об утверждении акта выбора земельного участка и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

В силу статьи 256 ГПК РФ - гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод, при этом пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Рассматривая, в соответствие с положением ст. 256 ГПК РФ вопрос о пропуске срока на обращение в суд, суд полагает возможным считать, что заявление подано в суд без пропуска срока установленного законом, поскольку отказ направлен заявителю <дата>, при том, что заявление в суд подано Касимовым Ф.К. 23.08. 2011 г., т.е. в пределах трехмесячного срока.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

Исковые требования Касимова Ф.К. к Администрации г. Ижевска о признании незаконными действий по отказу в утверждении акта выбора земельного участка и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории <номер> удовлетворить.

Признать незаконным действия Администрации г. Ижевска по отказу в утверждении акта выбора земельного участка, расположенного на пересечении <адрес> и <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. для строительства магазина и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории <номер>.

Обязать Администрацию г. Ижевска утвердить акт выбора земельного участка, расположенного на пересечении <адрес> и <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. для строительства магазина и схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории <номер>.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента его вынесения в окончательной форме в Верховный суд УР через районный суд.

Решение в окончательной форме изготовлено судьей 10 января 2012 г.

Судья- Ю.В. Фролова