о восстановлении пенсионных прав



Дело №2-2747/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 ноября 2011 года г. Ижевск УР

Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:

председательствующего судьи Стех Н.Э.,

при секретаре Юшкиной А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Караваева Ю.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Ижевске (межрайонному) Удмуртской Республики, Отделению Пенсионного фонда в Российской Федерации (государственное учреждение) по Удмуртской Республике о восстановлении пенсионных прав,

У С Т А Н О В И Л:

Караваев Ю.А. (далее по тексту – истец) обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Ижевске (межрайонному) Удмуртской Республики (далее по тексту – УПФР в г. Ижевске (межрайонное) УР, ответчик), Отделению Пенсионного фонда в Российской Федерации (государственное учреждение) по Удмуртской Республике (далее по тексту Отделение) о восстановлении пенсионных прав.

Иск мотивировал тем, что обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости <дата>, однако в назначении пенсии ему было отказано. При этом ответчик незаконно исключил из его педагогического стажа периоды прохождения службы по призыву в Вооруженных Силах Советской Армии; работы в должности тренера <данные изъяты> спортивной школы; учебы в <данные изъяты> государственном университете (далее по тексту <данные изъяты>); периода работы, за который не представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета. Истец считает, что на день обращения за назначением пенсии его специальный педагогический стаж был более 25 лет, что позволяло принять решение о досрочном назначении трудовой пенсии по старости. Истец просит:

1. признать незаконным решение УПФР в г. Ижевске (межрайонное) УР (далее по тексту – решение) <номер> от <дата> и решение Отделения <номер>-К/595 от <дата> об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости;

2. обязать УПФР в г. Ижевске (межрайонное) УР назначить Караваеву Ю.А. трудовую пенсию по старости с момента возникновения права бессрочно.

Кроме того, просил возместить ему судебные расходы по оплате госпошлины, оплате услуг нотариуса и оплате услуг представителя.

В судебном заседании истец Караваев Ю.А. исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске, просил их удовлетворить. При этом пояснил, что с декабря <дата> года по август <дата> года работал тренером в спортивной школе в филиале по лыжной подготовке. В обязанности входило комплектование групп, организация медосмотров, тренировки, участие в соревнованиях, ведение документации по присвоению разрядов, ведение журналов посещаемости. Нес ответственность за жизнь и здоровье детей. Основная работа состояла в проведении учебно-тренировочных занятий. У истца была нагрузка 36 часов в неделю, 4 группы: по 2 группы мальчиков и девочек с 5 по 7 классы и с 8 по 10 классы. В каждой группе было не менее чем по 15 человек. Тренировал только детей. 36 часов в неделю проходили тренировки. Прочая работа осуществлялась за пределами этого времени. У ДЮСШ была собственная спортбаза.

Отделение, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направило, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие представителя Отделения в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Представитель УПФР в г. Ижевске (межрайонное) УР, Романова Е.А., действующая на основании доверенности, исковые требования Караваева Ю.А. не признала, просила оставить иск без удовлетворения. При этом пояснила, что действующим пенсионным законодательством период службы в рядах Вооруженных сил СССР засчитывается только в страховой стаж, но не в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Работа в качестве тренера не подлежит включению в специальный стаж истца, так как к работе по специальности во внешкольных детских учреждениях относится в том числе работа в качестве тренера-преподавателя. Однако истец занимал должность тренера.

Действующими нормативными актами, регулирующими назначение досрочных трудовых пенсий по старости педагогическим работникам, не предусмотрено обучение в педагогических заведениях.

Привлеченное судом к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований на стороне ответчика, Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа <адрес> Удмуртской Республики», будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте рассмотрения дела, в суд своего представителя не направило, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие представителя Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа <адрес> Удмуртской Республики» в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав пояснения участников процесса, проверив полномочия представителя ответчика, изучив и проанализировав материалы гражданского дела, суд устанавливает следующие обстоятельства, имеющие значение для дела:

- Караваев Ю.А., <дата> года рождения, согласно сведениям трудовой книжки:

С <дата> по <дата> учеба на дневном отделении факультета физического воспитания;

С <дата> по <дата> работал воспитателем группы продленного дня в <данные изъяты> средней школе;

С <дата> по <дата> работал в должности тренера <данные изъяты> спортивной школы;

С <дата> по <дата> – учеба на дневном отделении факультета физического воспитания;

С <дата> по <дата> работал учителем физического воспитания в МОУ «СОШ <номер>»;

С <дата> по <дата> работал преподавателем – организатором ОБЖ, учителем физкультуры по совместительству;

С <дата> по настоящее время работает учителем физкультуры в МОУ «СОШ <номер>».

- <дата> истец обратился в УПФР в г. Ижевске (межрайонное) УР с заявлением о досрочном назначении ему трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику, отработавшему в учреждениях для детей более 25 лет.

- Решением <номер> от <дата> ответчик отказал Караваеву Ю.А. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, предусмотренной пп.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», поскольку установил, что специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью у нее менее 25 лет и составляет 20 лет 05 месяцев 07 дней (поскольку сведения индивидуального (персонифицированного) учета за период с <дата> по <дата> представлены).

При этом из педагогического стажа исключены:

- с <дата> по <дата> в должности тренера <данные изъяты> спортивной школы, так как данное наименование должности не предусмотрено Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463, Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067, Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781;

- с <дата> по <дата>, <дата> – отпуска без сохранения заработной платы, на включении в свой специальный стаж этих периодов истец не настаивает.

Данные обстоятельства установлены в судебном заседании пояснениями представителей сторон, представленными доказательствами и сторонами в целом не оспариваются.

Руководствуясь п.3 ст.196 ГПК РФ, суд рассматривает требования истца в рамках заявленного иска, то есть дает оценку лишь тем периодам ее деятельности, на включении которых в свой педагогический стаж она настаивает.

Требования истца Караваева Ю.А. к УПФР в г. Ижевске (межрайонному) УР являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ с изменениями от 30 декабря 2008 года №319-ФЗ (далее по тексту – ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»), определяющий основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии, в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости закрепляет достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7) и одновременно предусматривает право отдельных категорий граждан на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28).

В соответствии с пунктом 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее установленного статьей 7 возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста (подпункт 19).

Согласно пункту 1 статьи 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.

Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (п.2 ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»). Заявление о назначении трудовой пенсии рассматривается не позднее чем через десять дней со дня приема заявления (п.5 ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»).

Вследствие этого обязательными условиями на досрочное назначение трудовой пенсии по старости являются подача заявления о назначении пенсии и наличие необходимой продолжительности соответствующей деятельности (специального трудового стажа), подтвержденной соответствующими документами.

Данные юридически значимые обстоятельства истцом выполнены.

Так, судом установлено и не оспаривается ответчиком, что с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста (55 лет), истец обратился в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, <дата>.

На день обращения истца за трудовой пенсией по старости и приема ответчиком ее заявления со всеми необходимыми документами, общая суммарная продолжительность педагогической деятельности истца составляла более 25 лет, то есть право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости возникло у нее со дня обращения за назначением пенсии, а именно с <дата>.

При этом период работы истца в должности тренера <данные изъяты> спортивной школы, период прохождения службы по призыву в Вооруженных силах Советской армии и период учебы подлежали включению в его педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

С учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении №18-П от 15 июня 1998 года, а также в определении за №320-О от 05 ноября 2002 года, суд вправе применять нормативные правовые акты, утратившие силу, но действовавшие в спорный период деятельности истца.

Исходя из изложенного, давая оценку периодам, не зачтенным ответчиком в педагогический стаж истца, суд руководствуется действовавшими в течение них нормативными правовыми актами.

1.                                  Период работы тренером <данные изъяты> филиала <данные изъяты> спортшколы.

Согласно архивной выписке от <дата> <номер>-т из Решения исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов Удмуртской АССР от <дата>, с <дата> открыта детско-юношеская спортивная школа при Доме культуры «<данные изъяты>».

Постановлением Администрации <данные изъяты> района УР от <дата> <номер>, зарегистрирован Устав детско-юношеской спортивной школы (далее по тексту ДЮСШ).

Согласно Уставу ДЮСШ, ДЮСШ является внешкольным учреждением (п. 1).

ДЮСШ создана в целях получения дополнительного образования (п. 4).

Деятельность ДЮСШ осуществляется в соответствии с действующими нормативно-правовыми основами, регулирующими деятельность спортивных школ всех видов и наименований для практического использования в работе дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности (п.5).

ДЮСШ имеет право юридического лица с момента ее регистрации в администрации <данные изъяты> района (п. 7).

Учредитель обязуется:

А) предоставить в оперативное управление с необходимым оборудованием и материалами, спортинвентарем;

Б) оплачивать методические пособия и медлитературу;

В) оплачивать содержание детей в Учебно-тренировочных группах – 1, 2, 3 года обучения в расчете на каждого учащегося (питание 1 раз в день в течение года по системе);

Г) оплачивать все мероприятия районного и республиканского масштаба по календарю (п. 11).

ДЮСШ работает по программам для внешкольных учреждений, рекомендованным Главным управлением школ Министерства народного образования, программа для ДЮСШ, утвержденная Комитетом по физкультуре и спорту при Правительстве УР (п. 12).

В Уставе также расписаны права и обязанности учителей, педагогов и родителей.

Согласно записи в трудовой книжке истца (№№ 3, 4), он работал тренером <данные изъяты> филиала <данные изъяты> спортшколы с <дата> по <дата>.

Караваев Ю.А. назначен тренером <данные изъяты> ДЮСШ в <данные изъяты> средней школе приказом <номер> по <данные изъяты> ДЮСШ от <дата> на основании приказа <номер> по <данные изъяты> РОНО от <дата>.

Приказом <номер> по <данные изъяты> ДЮСШ от <дата> (Приказом <номер> от <дата> по <данные изъяты> РОНО) Караваев Ю.А. уволен с работы из <данные изъяты> филиала <данные изъяты> спортшколы в связи с выездом на учебу с <дата>.

Приказом <номер> по <данные изъяты> РОНО от <дата>, параграф 5, на основании письма-разъяснения Министерства социальной защиты от 26 мая 1999 года № 01-15-40 переименована должность тренера ДЮСШ в должность тренера-преподавателя с внесением соответствующей записи в трудовые книжки с 01 июня 1999 года.

Журналы посещаемости занятий, списки учебно-тренировочных групп, сведения о наполняемости групп, должностная инструкция тренера, запрошенные судом в РОНО Администрации муниципального образования «<данные изъяты> район» суду не представлены в связи с истечением срока хранения, вместе с тем указано, что должностные инструкции тренера ДЮСШ соответствуют должностной инструкции тренера-преподавателя МОУ ДОД ДЮСШ. Согласно должностной инструкции № 3 тренера-преподавателя, в его должностные обязанности входит набор в спортивную школу лиц, желающих заниматься физической культурой; проведение с ними учебно-тренировочной и воспитательной работы, отбор и спортивная ориентация наиболее перспективных детей и подростков, обеспечивает безопасность учебно-тренировочного процесса, укрепление и охрана здоровья занимающихся.

Согласно представленного тарификационного списка <данные изъяты> ДЮСШ на <дата>, в штат <данные изъяты> ДЮСШ входили директор, завуч, тренеры. Значится тренер Караваев Ю.А. с <дата>, образование среднее, ставка <данные изъяты> руб., количество часов в 4-8 классах 36.

Из табеля учета использования рабочего времени и подсчета заработка работающих за январь – апрель <дата> года по <данные изъяты> ДЮСШ, тренер Караваев Ю.А. имел недельную нагрузку в 4-10 классах 36 часов.

При этом <данные изъяты> руб. – это ставка заработной платы тренеров-преподавателей по спорту, имеющих среднее образование (таблица 6 Приложения N 2 к Постановлению ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 24 декабря 1976 г. N 1057).

Из представленных тарификационных списков на 01 сентября 1999 года ДЮСШ, значатся должности директора и тренеров-преподавателей.

В тарификационном списке на 01 сентября 1998 года значатся должности директора и тренеров, при этом в качестве тренеров значатся те же лица, что и тренеры-преподаватели, указанные в тарификационном списке на 01 сентября 1999 года.

В течение спорного периода действовал Закон СССР от 15 июля 1956 года «О государственных пенсиях».

Статьей 58 данного Закона СССР были сохранены пенсии за выслугу лет, установленные Постановлениями Правительства СССР для отдельных категорий специалистов (учителей, медицинских работников и других). При этом Совету Министров СССР было поручено определить порядок дальнейшего назначения и выплаты пенсий за выслугу лет, в т.ч. определить круг работников, которым назначаются эти пенсии.

В связи с чем, Советом Министров СССР было принято постановление за №1397 от 17 декабря 1959 года, пунктом 1 которого было предусмотрено право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения при стаже работы по специальности не менее 25 лет.

Согласно пункту 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 (далее по тексту – Положение от 17 декабря 1959 года №1397), в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитываются: работа по специальности в техникумах, комвузах, рабфаках, профшколах и совпартшколах, в школах, училищах и на курсах профессионального и профессионально-технического образования, в школах малограмотных и пунктах ликвидации неграмотности и малограмотности, во внешкольных детских учреждениях и в детских комнатах;

Согласно инструктивному письму Министерства социального обеспечения РСФСР «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» от 30 июня 1986 года № 1-63-И (п. 3.2), к работе по специальности относится: во внешкольных детских учреждениях - работа в качестве руководителя или заместителя руководителя этих учреждений, руководителя кружка, тренера-преподавателя и др.

К внешкольным детским учреждениям относятся Дворцы и Дома пионеров, станции юных техников, юных туристов; детско-юношеские клубы моряков с флотилиями и пароходствами; детско-юношеские спортивные школы; детские стадионы, детские парки, пионерские лагеря; вечерние школы музыкального и художественного образования; детские хоровые студии; клубы юных техников; детские дома культуры и комнаты школьника, создаваемые профсоюзными и общественными организациями, и др.

Таким образом, перечень работы по специальности в п. 3.2 инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» от 30 июня 1986 года не является закрытым, и юридически значимым при разрешении данного вопроса является обстоятельство, является ли работа, выполняемая истцом в спорный период, работой по специальности.

Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 15 июля 1964 года № 620 в детских спортивных школах была введена должность тренера-преподавателя, в связи с чем всем органам образования предписывалось привести наименование должностей педагогических работников образовательных учреждений в соответствии с настоящим постановлением и тарифно-квалификационными характеристиками Единой тарифной сетки. С этого времени во всех нормативных актах наименование должности педагогов спортивных образовательных учреждений значится как «тренер-преподаватель», «старший тренер-преподаватель», а должность «тренера» отсутствует».

Вместе с тем необходимо принимать во внимание, что законодатель так же допускал сокращение наименования должности «тренера-преподавателя» как «тренера». В частности, в пункте 1 Нормативов оплаты труда тренеров-преподавателей (Приложение N 7 к Постановлению Госкомспорта СССР и ЦК ДОСААФ СССР от 20 мая 1991 г. N 6/4а-13) указывается на то, что оплата труда тренеров-преподавателей по спорту (в дальнейшем, как указано в нормативном акте - тренеры) за учебно-преподавательскую работу может производиться исходя из ставок заработной платы по нормативам за одного занимающегося либо за количество часов учебно-преподавательской работы, отведенных для подготовки учебных групп.

В соответствии с Типовыми штатами спортивных сооружений профсоюзных организаций и добровольных спортивных обществ профсоюзов, утвержденных Постановлением Секретариата ВЦСПС от 31.08.1978 г. № 23-10, должности тренеров в штатах спортивных сооружений не предусмотрены. Как нет указанных должностей и в Типовых штатах школ высшего спортивного мастерства, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва, детско-юношеских спортивных школ, перечисленные в Приложении № 18 к вышеназванному Постановлению, а должности тренеров-преподавателей по спорту предусматривались в штате ДЮСШ в соответствии с наполняемостью учебных групп и режимом учебно-тренировочной работы. (Примечание к Приложению № 18).

В разделе V «Руководство школой» Положения «О детско-юношеской спортивной школе», введенного в действие с 1 сентября 1987 года Приказом Государственного комитета СССР по физической культуре и спорту от 9.04.1987 года № 228 перечислены должностные обязанности тренеров-преподавателей, а в перечне лиц, занимающихся руководством школой и воспитанием детей, тренеры так же не перечислены. В соответствии с п. 53-54 названного Положения штаты спортивных школ должны утверждаться в установленном порядке организациями, которым предоставлено право их открытия. Численность тренерско-преподавательского состава ДЮСШ определялась минимальным количеством учебных групп, предусмотренным требованиями настоящего Положения.

Таким образом, принимая во внимание вышеназванные акты, штаты ДЮСШ формировались тем учреждением, в структуру которого она входила, а должности тренера-преподавателя вводились в штаты в зависимости от численности и наполняемости групп, а должности тренеров не были предусмотрены.

Вместе с тем очевидно, что <данные изъяты> спортшкола фактически именовала тренеров-преподавателей сокращенно: «тренеры», поскольку, как видно из представленных документов (тарификационных списков, в том числе и с июня 1999 года; табелей учета рабочего времени) усматривается, что в <данные изъяты> спортивной школе не было должностей, которые бы именовались «тренер-преподаватель», вместе с тем были предусмотрены должности «тренера».

При этом из документов, представленных в отношении самого истца указано, что он имел недельную нагрузку в 4-10 классах 36 часов.

Суду также представлено расписание занятий за <дата> годы, где указаны номера групп (1 и 2), количество часов (по 18 в каждой группе), пол («м» и «д» - из чего следует, что речь идет именно о детях, поскольку в отношении взрослых применяют сокращения «м» и «ж»).

При этом районный отдел народного образования Администрации муниципального образования «<данные изъяты> район» в письме от <дата> <номер> указывает, что должностные инструкции тренера ДЮСШ соответствуют должностной инструкции тренера-преподавателя МОУ ДОД ДЮСШ.

Видно, что только с <дата> Приказом <номер> по <данные изъяты> РОНО от <дата>, параграф 5, переименована должность тренера ДЮСШ в должность тренера-преподавателя.

При этом из представленных документов усматривается, что каких либо изменений, кроме переименования должности, при этом не произошло.

Совокупность представленных документов позволяет суду прийти к выводу о том, что Караваев Ю.А. в спорный период выполнял работу по специальности, поскольку работал с детьми, что позволяет включить спорный период в его специальный стаж при условии соблюдения п. 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, то есть период работы, засчитываемый в специальный стаж по Положению, не может превышать 8 лет и 4 месяца (данное условие может быть проверено позднее).

2. Воспитатель группы продленного дня.

Учитывая то, что истец настаивает на применение к правоотношениям законодательства 50-х годов, необходимо дать переоценку возможности включения в специальный стаж истца периода работы с <дата> по <дата> в должности воспитателя группы продленного дня Ежевской средней школы (записи 1 и 2 в трудовой книжке истца).

Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 предусмотрены должность воспитатель и учреждение – общеобразовательная школа. Должность воспитатель группы продленного дня не предусмотрена.

При этом согласно типовым штатам средних общеобразовательных школ, утвержденным приказом Министерства просвещения СССР от 31 декабря 1986 года за №264, должность воспитателя в школе была предусмотрена исключительно для работы в группах продленного дня и устанавливалась из расчета одна единица должности воспитателя на одну группу продленного дня, а в группах, скомплектованных из детей шестилетнего возраста – 1,25 единицы по должности воспитателя (п.13 Примечаний к Типовым Штатам).

Министерством здравоохранения и социального развития РФ издан приказ от 05 июля 2005 года №440, которым по представлению Министерства образования и науки РФ и по согласованию с Пенсионным фондом РФ установлено тождество, в т.ч. наименования должности «воспитатель группы продленного дня» наименованию должности «воспитатель», предусмотренному Списком №781 от 29 октября 2002 года.

С учетом установленного компетентным органом тождества наименования должности «воспитатель группы продленного дня» наименованию должности «воспитатель», работа в должности воспитателя группы продленного дня в общеобразовательной школе подлежит включению в стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, вне зависимости от того, в какой период имело место осуществление данной трудовой деятельности.

Таким образом, период с <дата> по <дата> истец работал в должности воспитателя группы продленного дня в <данные изъяты> средней школе, и он подлежит включению в специальный стаж истца и по законодательству 50-х годов при условии соблюдения п. 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, то есть период работы, засчитываемый в специальный стаж по Положению, не может превышать 8 лет и 4 месяца (данное условие может быть проверено позднее).

3. Период службы в составе Вооруженных Сил СССР.

Согласно справке Отдела военного комиссариата Удмуртской Республики по Октябрьскому, Индустриальному и Устиновскому районам города Ижевска от <дата> <номер>, Караваев Ю.А. проходил срочную военную службу по призыву в Вооруженных силах РА с <дата> по <дата>.

Эти же сведения подтверждаются военным билетом истца серии НЮ <номер> от <дата>.

В спорный период действовали «Закон о государственных пенсиях», принятый Верховным Советом СССР 14 июля 1956 года и постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (далее по тексту – постановление СМ СССР от 17 декабря 1959 года №1397).

Приложением к постановлению СМ СССР от 17 декабря 1959 года №1397 являлось «Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», подпунктом «г» пункта 1 которого учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил СССР.

В соответствии с пунктом 4 Положения от 17 декабря 1959 года №1397 «Время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию».

4. Период учебы в <данные изъяты>.

Согласно части 5 пункта 2 Положения от 17 декабря 1959 года №1397 в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывалось также время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Согласно записям №№ 7, 8 трудовой книжки; сведениям диплома серии РВ <номер> от <дата>, в период с <дата> по <дата> истец учился в <данные изъяты> по специальности «физическое воспитание». Решением Государственной экзаменационной комиссии <дата> Караваеву Ю.А. присвоена квалификация учителя физической культуры.

Данные обстоятельства установлены в судебном заседании и не оспариваются ответчиком.

В соответствии с п.3.3 Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года №1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», период обучения в университете включается в стаж по специальности независимо от того, на каком факультете протекало обучение. Кроме того, указанным пунктом Инструктивного письма разъяснено, что под педагогической деятельностью, которая должна предшествовать и непосредственно следовать за периодом учебы в университете, в т.ч. понимается работа, предусмотренная в абзаце втором пункта 2 Положения (в том числе работа по специальности во внешкольном детском учреждении).

Исходя из вышеизложенного, суд признает, что периоду обучения в университете непосредственно предшествовала работа истца в должности тренера <данные изъяты> спортивной школы, и за ним непосредственно следовала работа истца в должности учителя физического воспитания средней общеобразовательной школы <номер>.

Таким образом, суд приходит к выводу, что период обучения истца в университете подлежит включению в специальный педагогический стаж истца, поскольку ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Ссылка представителя ответчика на то, что Положение от 17 декабря 1959 года №1397 отменено с 01 октября 1993 года постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 22 сентября 1993 года №953, в связи с чем пункт 4 указанного Положения не может применяться на момент принятия решения о назначении пенсии истцу, а его соблюдение должно быть оценено на 01 октября 1993 года, т.е. на момент отмены, не может быть принята судом, поскольку при таком толковании норм пенсионного законодательства, требуемый педагогический стаж должен быть выработан истцом до вступления в силу ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», что лишает смысла и содержания судебные акты Конституционного суда Российской Федерации, направленные на сохранение ранее приобретенных пенсионных прав.

При этом, необходимо соблюсти ограничения, установленные пунктом 4 Положения от 17 декабря 1959 года №1397.

В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2007 года, утвержденном постановлением Верховного Суда РФ 01 августа 2007 года, определено «Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 года №2-П, а также в ряде его определений, ст.6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано». При этом Верховный Суд РФ указал на то, что периоды работы подлежат включению в стаж, дающий право досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, на основании норм пенсионного законодательства, действовавшего до 01 октября 1993 года, при условии соблюдения механизма его зачета, то есть работником должно быть выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Проверяя соблюдение данного условия, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 4 Положения от 17 декабря 1959 года №1397 «Время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию».

Указанное условие в рассматриваемом споре выполнено. Так, 2/3 от требуемого для назначения пенсии 25 летнего стажа педагогической деятельности, составляет 16 лет и 8 месяцев.

Так, период работы воспитателем группы продленного дня <данные изъяты> средней школы, период работы тренером <данные изъяты> спортивной школы, период службы в рядах Советской Армии и период учебы в <данные изъяты> возможно включить в специальный стаж истца по Положению о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, то есть продолжительность таких периодов в совокупности не может превышать 8 лет и 4 месяца.

Истец служил в Вооруженных силах Советской Армии с <дата> по <дата> (<дата> день), работал тренером <данные изъяты> спортивной школы в период с <дата> по <дата> (<дата> дней), учеба в <данные изъяты> в период с <дата> по <дата> составила <дата> дней, работа в должности воспитателя группы продленного дня в <данные изъяты> средней школе с <дата> по <дата> составила 1 месяц, что в общей сложности составляет 5 лет 5 месяцев 11 дней. Более 2/3 стажа истца, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Следовательно, служба в Вооруженных силах Советской Армии, период работы тренером <данные изъяты> спортивной школы, период учебы в <данные изъяты> период работы в должности воспитателя группы продленного дня в <данные изъяты> средней школе могут быть включены в специальный стаж истца.

В связи с изложенным, суд признает, что период с <дата> по <дата> (<дата> 21 день) - служба в Вооруженных силах Советской Армии, с <дата> по <дата> (<дата> 11 дней) - работа тренером <данные изъяты> спортивной школы, с <дата> по <дата> - учеба в <данные изъяты> (<дата> месяцев 9 дней), а всего 5 лет 4 месяца 11 дней подлежат включению в специальный педагогический стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, с учетом которого педагогический стаж истца на день его обращения за назначением пенсии составит 25 лет 09 месяцев 18 дней (с учетом 20 лет 05 месяцев 07 дней, зачтенных ответчиком), что достаточно для назначения истцу досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения за ней с <дата>.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики за <номер> от <дата> и письмо Отделения Пенсионного фонда в Российской Федерации (государственное учреждение) по Удмуртской Республике <номер>-К/595 от <дата> об отказе Караваеву Ю.А. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости незаконны и необоснованны, поэтому подлежит удовлетворению требование истца о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости со дня обращения за ее назначением – с <дата>.

В силу пп.1 п.6 ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовые пенсии назначаются бессрочно. Поэтому требование истца о бессрочном назначении пенсии также подлежит удовлетворению.

С учетом того, что решение состоялось в пользу истца, на ответчика в порядке статей 98, 100 ГПК РФ должна быть возложена обязанность по возмещению истцу судебных расходов, состоящих из государственной пошлины в сумме 200 рублей, расходов по оплате услуг представителя в размере 3000 руб., расходов по оформлению нотариальной доверенности 500 руб.. Сумма расходов на оплату помощи представителя определена с учетом сложности дела и представляется разумной.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

Иск Караваева Ю.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Ижевске (межрайонному) Удмуртской Республики, Отделению Пенсионного фонда в Российской Федерации (государственное учреждение) по Удмуртской Республике о восстановлении пенсионных прав удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики <номер> от <дата> об отказе Караваеву Ю.А. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости и письмо Отделения Пенсионного фонда в Российской Федерации (государственное учреждение) по Удмуртской Республике <номер>-К/595 от <дата>.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики досрочно назначить Караваеву Ю.А. трудовую пенсию по старости, как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от его возраста, со дня обращения за ее назначением, а именно с <дата>, бессрочно.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики в пользу Караваева Ю.А. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины в размере 200 руб., расходов по оплате услуг представителя в размере 3000 руб., в возмещение расходов по оформлению нотариальной доверенности 500 руб., а всего 3 700 руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме через районный суд.

Решение в окончательной форме изготовлено судьей на компьютере 26 декабря 2011 года.

Судья Стех Н.Э.