о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство



Дело № 2-905/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 февраля 2012 года г. Ижевск

Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Аккуратного А.В.,

при секретаре Муллануровой Э.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Максимова В.А., действующего от своего имени и в интересах <данные изъяты> детей М.Д.В. и М.О.В., Максимовой Т.А. об оспаривании решения Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска об отказе в выдаче разрешения на строительство пристроя к индивидуальному жилому дому, обязании Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска согласовать выдать разрешение на строительство пристроя к индивидуальному жилому дому,

У С Т А Н О В И Л:

Максимов В.А., действующий от своего имени и в интересах <данные изъяты> детей М.Д.В., М.О.В., Максимова Т.А. (далее по тексту – заявители) обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска (далее по тексту — ГУАиГ ) в выдаче разрешения на строительство пристроя к индивидуальному жилому дому, о возложении обязанности выдать разрешение на строительство пристроя к индивидуальному жилому дому. Требования заявителей мотивированы тем, что Максимову В.А., Максимовой Т.А., М.Д.В., М.О.В. на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок (кадастровый номер <номер>), жилой дом с постройками и пристройками: сени, сени, площадка, стайка, навес, баня, предбанник, гараж, дровяник, сооружения, расположенные по адресу: <адрес>. Истцы обратились с заявлением в Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> о выдаче им разрешения на строительство пристроя к индивидуальному жилому дому по адресу: <адрес>. <дата> истцы получили официальный отказ в выдаче такого разрешения со ссылкой на то, что указанный земельный участок расположен в зоне Д1-1 многофункциональной общественно-деловой застройки, в которой градостроительным регламентом не предусмотрено строительство малоэтажных жилых домов для проживания одной семьи. Также отказ мотивирован тем, что вышеуказанный земельный участок находится в санитарно-защитной зоне промышленных предприятий и в санитарно- защитной зоне железной дороги в соответствии с п. 2.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 от 10.06.2010 г. № 64 участок для размещения жилых зданий должен находиться за пределами территорий санитарно-защищенных зон предприятий, сооружений и иных объектов. Согласно, кадастровой выписке вышеуказанного земельного участка от <дата> в графе: «разрешенное использование/назначение» указано «Эксплуатация и обслуживание жилого дома», земельный участок находится на землях поселений. Согласно свидетельствам о государственной регистрации права собственности серии <номер>, <номер>, <номер>, <номер> разрешенное использование земельного участка - эксплуатация и обслуживание жилого дома. Одним из обязательных условий застройки земельного участка является осуществление строительства в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием. Строительство пристроя к индивидуальному жилому дому не нарушает правил застройки в соответствии с целевым назначением вышеуказанного земельного участка «для эксплуатации и обслуживания жилого дома». Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 ст. 51 Гр К РФ, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Истцами с заявлением о выдаче разрешения на строительство пристроя к индивидуальному жилому дому был подан полный комплект документов, соответствующим требованиям закона. Перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство, содержащийся в статье 51 ГрК РФ является закрытым. Основание, указанное в письме заявителю в ст. 51 ГрК РФ отсутствует. Градостроительный план земельного участка, утвержденный постановлением Администрации г. Ижевска "Об утверждении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером <номер> по <адрес>, в <адрес>" от <дата> <номер>, определяет правовой режим земельного участка для застройки. Правила землепользования и застройки города Ижевска, утвержденные решением Городской Думы г. Ижевска 27.11.2007 г. №344 определяя территориальные зоны, не содержат ограничения прав собственников по возведению объектов индивидуального строительства в зависимости от территориальных зон. Каких-либо ограничений и обременений, запрещающих строительстве индивидуального жилого дома на земельном участка истца, в установленном законом порядке не зарегистрировано, о чем указано в свидетельстве о праве собственности на земельный участок, кадастровой выписке о земельном участке. В своем отказе ответчик ссылается на то, что земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне промышленных предприятий и в санитарно-защитной зоне железной дороги. Ограничения прав на земельный участок, принадлежащий истцам на праве собственности, не зарегистрированы, что подтверждается свидетельством на право собственности и кадастровой выпиской. В соответствии с кадастровым планом земельного участка по <адрес> разрешенным видом использования является эксплуатация и обслуживание жилого дома, что не противоречит градостроительному паспорту земельного участка. Таким образом, отказывая в выдаче разрешения на строительство пристроя к индивидуальному жилому дому по адресу: <адрес>, ответчик нарушает права истцов. На основании изложенного истцы просят признать незаконным отказ Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска от <дата> в выдаче истцам разрешения на строительство пристроя к индивидуальному жилому дому, возложить на Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска обязанность по выдаче истцам разрешения на строительство пристроя к индивидуальному жилому дому по адресу: <адрес>.

Заявитель Максимова Т.А. в судебном заседании доводы, изложенные в заявлении, поддержала в полном объеме, просила заявление удовлетворить, суду пояснила, что заявители планируют построить (реконструировать существующий) пристрой состоящий из двух этажей, первый этаж из пеноблоков, второй этаж из бруса общей площадью 48 кв.м.

Заявитель Максимов В.А., извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, причин неявки не сообщил, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Дело рассмотрено в отсутствие заявителя Максимова В.А. в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Представитель заинтересованного лица Администрации г. Ижевска, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, причин неявки не сообщил. Дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица – Администрации <адрес> в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно свидетельства о регистрации прав собственности серии <номер> М.Д.В. принадлежит на праве общей долевой собственности доля <данные изъяты> жилого дома с постройками и пристройками: сени, сени, площадка, стайка, навес, баня, предбанник, гараж, дровяник, сооружения, назначение: жилое, <данные изъяты> (поземных этажей 0), общая площадь <данные изъяты> кв.м., инв. <номер>, лит. А,а,а1,а2,С,Н1,Б,б,Г,Н,I,II, III, Y, адрес объекта: УР, <адрес>.

Согласно свидетельства о регистрации прав собственности серии <номер> М.О.В. принадлежит на праве общей долевой собственности доля <данные изъяты> жилого дома с постройками и пристройками: сени, сени, площадка, стайка, навес, баня, предбанник, гараж, дровяник, сооружения, назначение: жилое, <данные изъяты> (поземных этажей 0), общая площадь <данные изъяты> кв.м., инв. <номер>, лит. А,а,а1,а2,С,Н1,Б,б,Г,Н,I,II, III, Y, адрес объекта: УР, <адрес>.

Согласно свидетельства о регистрации прав собственности серии <номер> Максимову В.А. принадлежит на праве общей долевой собственности доля <данные изъяты> жилого дома с постройками и пристройками: сени, сени, площадка, стайка, навес, баня, предбанник, гараж, дровяник, сооружения, назначение: жилое, <данные изъяты> (поземных этажей 0), общая площадь <данные изъяты> кв.м., инв. <номер>, лит. А,а,а1,а2,С,Н1,Б,б,Г,Н,I,II, III, Y, адрес объекта: УР, <адрес>.

Согласно свидетельства о регистрации прав собственности серии <номер> Максимовой Т.А. принадлежит на праве общей долевой собственности доля <данные изъяты> жилого дома с постройками и пристройками: сени, сени, площадка, стайка, навес, баня, предбанник, гараж, дровяник, сооружения, назначение: жилое, <данные изъяты> (поземных этажей 0), общая площадь <данные изъяты> кв.м., инв. <номер>, лит. А,а,а1,а2,С,Н1,Б,б,Г,Н,I,II, III, Y, адрес объекта: УР, <адрес>.

Согласно свидетельства о регистрации прав собственности серии <номер> Максимовой Т.А. принадлежит на праве общей долевой собственности доля <данные изъяты> единое землепользование, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: эксплуатация и обслуживание жилого дома, общая площадь <данные изъяты> кв.м., адрес объекта: <адрес>.

Согласно свидетельства о регистрации прав собственности серии <номер> Максимову В.А. принадлежит на праве общей долевой собственности доля <данные изъяты> единое землепользование, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: эксплуатация и обслуживание жилого дома, общая площадь <данные изъяты> кв.м., адрес объекта: <адрес>.

Согласно свидетельства о регистрации прав собственности серии <номер> М.Д.В. принадлежит на праве общей долевой собственности доля <данные изъяты> единое землепользование, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: эксплуатация и обслуживание жилого дома, общая площадь <данные изъяты> кв.м., адрес объекта: <адрес>.

Согласно свидетельства о регистрации прав собственности серии <номер> М.О.В. принадлежит на праве общей долевой собственности доля <данные изъяты> единое землепользование, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: эксплуатация и обслуживание жилого дома, общая площадь <данные изъяты> кв.м., адрес объекта: <адрес>.

Ограничений (обременений) указанных прав не зарегистрировано.

Градостроительный план земельного участка, утвержденный постановлением Администрации г. Ижевска "Об утверждении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером <номер> по <адрес>, в <адрес>" от <дата> <номер>, определяет правовой режим земельного участка для застройки.

Заявители обратились с заявлением в Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска о выдаче им разрешения на строительство пристроя к индивидуальному жилому дому по адресу: <адрес>.

<дата> заявители получили официальный отказ в выдаче такого разрешения за <номер> со ссылкой на то, что указанный земельный участок расположен в зоне <адрес> многофункциональной общественно-деловой застройки, в которой градостроительным регламентом не предусмотрено строительство малоэтажных жилых домов для проживания одной семьи, также земельный участок находится в санитарно-защитной зоне промышленных предприятий и в санитарно- защитной зоне железной дороги в соответствии с п. 2.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 от 10.06.2010 г. № 64 участок для размещения жилых зданий должен находиться за пределами территорий санитарно-защищенных зон предприятий, сооружений и иных объектов.

Согласно, кадастровой выписке вышеуказанного земельного участка от <дата> в графе: «разрешенное использование/назначение» указано «Эксплуатация и обслуживание жилого дома», земельный участок находится на землях поселений.

Эти обстоятельства следуют из содержания заявления, пояснений участников процесса в судебном заседании, представленными сторонами документами, сторонами фактически не оспариваются и подтверждаются представленными и исследованными доказательствами.

Заявление заявителей о признании незаконным отказа Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска в выдаче разрешения на строительство жилого дома и возложении обязанности выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 3 Гражданского процессуального кодекса РФ - заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд на защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, то есть по общему правилу правом на обращение в суд наделено лицо права, свободы и законные интересы которого нарушены.

В силу статьи 13 Гражданского Российской Федерации - ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ, в том числе путем восстановлении положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со статьей 254 ГПК РФ - гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

Согласно статье 255 ГПК РФ - к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 фев­раля 2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти и органов местного само­управления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» - ис­ходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Следовательно, для признания судом незаконным решения органов местного самоуправления необходимо наличие следующих условий: незаконность решения, а также нарушение прав и свобод гражданина, либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, либо незаконное возложение на гражданина обязанности или незаконное привлечение к ответственности, при этом, удовлетворение требований заявителя возможно только при доказанности всей совокупности юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела.

При рассмотрении настоящего дела указанные условия нашли свое подтверждение.

Согласно п. 25 ст. 9 Устава г. Ижевска определено, что к вопросам местного значения отнесены вопросы выдачи разрешений на строительство.

К полномочиям Администрации г. Ижевска отнесены вопросы выдачи разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства ( пп. 5 п.2 ст. 44 устава г. Ижевска).

ГУАиГ в соответствии с Положением «О Главном Управлении архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска», утвержденном решением Городской Думы г. Ижевска от 06.06.2006 г. № 121 (далее по тексту – Положение о ГУАиГ) является структурным подразделением Администрации г.Ижевска осуществляющим функции управления в области регулирования градостроительной деятельности, архитектуры и строительства на территории муниципального образования «Город Ижевск» в соответствии с полномочиями, установленными Положением о ГУАиГ.

При этом согласно п. 2.7 Положением о ГУАиГ к его полномочиям отнесена выдача разрешений на строительство, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа.

Требования к Администрации г. Ижевска заявителем не определены.

Кроме того, суд отмечает, что полномочия ГУАиГ на выдачу разрешения на строительство заявителем не оспариваются, в связи с чем суд полагает, что оспариваемый отказ принят в соответствии с полномочиями указанного органа местного самоуправления.

В соответствии со ст. 260 ГК РФ лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте. На основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.

В соответствии со ст. 261 ГК РФ если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения. Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.

В соответствии со ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260). Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке. Последствия самовольной постройки, произведенной собственником на принадлежащем ему земельном участке, определяются статьей 222 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 40 Земельного Кодекса РФ собственник земельного участка имеет право использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации; возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями; осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством. Собственник земельного участка имеет право собственности на: посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации, за исключением случаев, если он передает земельный участок в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение либо безвозмездное срочное пользование;

Согласно положениям статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.

Таким образом, одним из обязательных условий застройки земельного участка является осуществление строительства в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием.

В судебном заседании установлено, что заявители владеют земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>.

Согласно кадастровой выписке вышеуказанного земельного участка от <дата> в графе: «разрешенное использование/назначение» указано «Эксплуатация и обслуживание жилого дома», земельный участок находится на землях поселений.

Порядок выдачи разрешений на строительство определен статьей 51 Градостроительного кодекса РФ, согласно части 1 которой, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.

По общему правилу (часть 4 статьи 51 ГрК РФ) разрешение на строительство объектов выдается органами местного самоуправления по месту нахождения подлежащего застройке земельного участка.

В целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка;

3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства (часть 9 статьи 51 ГрК РФ).

Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:

1) проводит проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению;

2) проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям;

3) выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (часть 11 статьи 51 ГрК РФ).

Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (часть 13 статьи 51 ГрК РФ). Согласование архитектором схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства является одной из стадий подготовки документов для оформления разрешения на строительство (часть 9 статьи 51 ГрК РФ), следовательно, согласование указанной схемы должно производиться архитектором с учетом норм градостроительного законодательства в части соответствия предполагаемого строительства целевому назначению земельного участка и его разрешенному использованию.

Заявители обратились с заявлением в Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска о выдаче им разрешения на строительство пристроя к индивидуальному жилому дому по адресу: <адрес>.

<дата> заявители получили официальный отказ в выдаче такого разрешения за <номер> со ссылкой на то, что указанный земельный участок расположен в зоне <адрес> многофункциональной общественно-деловой застройки, в которой градостроительным регламентом не предусмотрено строительство малоэтажных жилых домов для проживания одной семьи, также земельный участок находится в санитарно-защитной зоне промышленных предприятий и в санитарно- защитной зоне железной дороги в соответствии с п. 2.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 от 10.06.2010 г. № 64 участок для размещения жилых зданий должен находиться за пределами территорий санитарно-защищенных зон предприятий, сооружений и иных объектов.

Вместе с тем перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство, содержащийся в статье 51 ГрК РФ является закрытым. Основание, указанное в письме заявителям в ст. 51 ГрК РФ отсутствует.

Из пункта 2 статьи 7 ЗК РФ следует, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Согласно положениям статьи 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

В соответствии с пунктом 1 статьей 85 ЗК РФ – в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.

Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений (пункт 2 статьи 85 ЗК РФ).

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 ЗК РФ).

Согласно пункту 4 статьи 85 ЗК РФ с учетом положений пункта 8 статьи 36 ГрК РФ несоответствие земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости градостроительным регламентам признается таковым в двух случаях: если виды использования земельных участков не входят в перечень видов, предусмотренных градостроительным регламентом, либо если их размеры (как минимальные, так и максимальные), равно как и иные предельные параметры, не соответствуют предельным значениям, определенным в регламентах (в данном случае это относится к предельным параметрам строительства, реконструкции на земельных участках).

Как установлено статьей 85 ЗК РФ, реконструкция и расширение существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.

В силу пункта 5 статьи 85 ЗК РФ земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.

Использование каждого конкретного земельного участка должно осуществляться в соответствии с требованиями градостроительного регламента для определенной территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Судом установлено, что земельный участок расположенный по адресу: <адрес> принадлежащий заявителям на праве общей долевой собственности, расположен в жилой зоне и предназначен для жилой застройки, и, согласно поселений и предназначен в соответствии с разрешенным использованием (назначением) для эксплуатации и обслуживания жилого дома.

Суд отмечает, что в рассматриваемом случае заявители планируют проведение реконструкции уже существующего пристроя к жилому дому, право собственности на который зарегистрировано в установленном законом порядке в отсутствие ограничений и обременений.

В силу положений абзаца второго части третьей статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, включенные в состав охранных зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и, соответственно, не перераспределяются иным собственникам и землепользователям. В границах охранных зон лишь может быть введен особый режим использования земельных участков, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности,

Согласно ст. 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. В числе ограничений указано установление особых условий использования земельных участков в санитарно-защитных зонах (пункт 2). Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (пункт 6). Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда (пункт 3). Ограничения прав на землю сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу (пункт 5).

Суд приходит к выводу, что регистрации ограничения в виде запрета на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке не имеется, в связи с чем довод о нахождении земельного участка в санитарно- защитной зоне железной дороги и, как следствие, наличии основания для отказа в выдаче разрешения на строительство несостоятелен.

Таким образом, противоречий между указанным в документах на землю разрешенным использованием земли и предполагаемым правовым режимом использования земельного участка заявителями не имеется.

Нормы Градостроительного Кодекса РФ и Земельного Кодекса РФ не содержат запрета на строительство пристроев к индивидуальным жилым домам, поскольку земельный участок заявителя расположен в составе многофункциональной общественно-деловой застройки, т.е. в силу пункта 5 статьи 85 ЗК РФ предназначен для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения, в том числе для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки.

Основания для ограничения прав заявителей на пользование принадлежащим ему на праве собственности земельным участком отсутствуют.

В части нарушения прав и свобод заявителя и создания препятствий к осуществлению их прав и свобод, суд отмечает следующее.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Пунктом 4,5 статьи 1 Жилищного кодекса РФ установлено, что граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.

Ограничение права граждан на свободу выбора жилых помещений для проживания допускается только на основании ЖК РФ, другого федерального закона.

Подпунктом 4 статьи 2 ЖК РФ определено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище; стимулируют жилищное строительство; обеспечивают контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства.

Оспариваемый отказ муниципального органа нарушает права заявителя, предусмотренные жилищным законодательством на свободный выбор жилого помещения для проживания, а также права заявителя, предусмотренные статьями 41, 41 ЗК РФ, а, именно: право на возведение постройки к индивидуальному жилому дому в соответствии с градостроительными и строительными нормами и правилами, в порядке не противоречащем закону и при условии, что данное строительство не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что отказ в выдаче заявителям разрешения на строительство не соответствует части 13 статьи 51 ГрК РФ, нарушает его права и создает препятствия к осуществлению прав, следовательно, подлежит признанию незаконным, с последующим восстановлением нарушенного права заявителя - возложением на Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска обязанности выдать заявителям разрешение на строительство пристроя к индивидуальному жилому дому. Требования к Администрации г. Ижевска удовлетворению не подлежат.

В соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Отказ в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома принят ГУАиГ <дата>, с заявлением в суд заявители обратились <дата>, т.е. в установленный ст. 256 ГПК РФ трехмесячный срок.

руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Максимова В.А., действующего от своего имени и в интересах <данные изъяты> детей М.Д.В. и М.О.В., Максимовой Т.А. об оспаривании решения Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска об отказе в выдаче разрешения на строительство пристроя к индивидуальному жилому дому, обязании Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска согласовать выдать разрешение на строительство пристроя к индивидуальному жилому дому удовлетворить, в удовлетворении тех же требований к Администрации г. Ижевска отказать.

Признать незаконным отказ Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска от <дата> за <номер> о выдаче разрешения на строительство пристроя к индивидуальному жилому дому на земельном участке по адресу: <адрес>.

Возложить на Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска обязанность устранить в полном объеме нарушение прав Максимова В.А., М.Д.В., М.О.В., Максимовой Т.А. путем выдачи разрешения на строительство <данные изъяты> этажного пристроя к индивидуальному жилому дому по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м. согласно схемы.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики через Октябрьский районный суд г.Ижевска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено

Председательствующий судья А.В. Аккуратный