Дело №2-4679/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 10 ноября 2011 года г. Ижевск УР Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе: председательствующего судьи Стех Н.Э., при секретаре Самохваловой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кирьякова Ю.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Селтинском районе Удмуртской Республики, Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Удмуртской Республике о восстановлении пенсионных прав, У С Т А Н О В И Л: Кирьяков Ю.В. (далее по тексту – истец) обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Селтинском районе Удмуртской Республики (далее по тексту – УПФ РФ (ГУ) в Селтинском районе УР, ответчик), Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) по Удмуртской Республике (далее по тексту – Отделение) о восстановлении пенсионных прав. Иск мотивировал тем, что <дата> обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему медицинскую деятельность, однако в досрочном назначении трудовой пенсии по старости ему было отказано. Ответчик незаконно не включил в его медицинский стаж период прохождения истцом срочной службы по призыву в рядах Советской Армии, период работы в должности <данные изъяты> районной больнице с <дата> по момент возникновения право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Кирьяков Ю.В. просит признать незаконным решение УПФР в г. в Селтинском районе УР (далее по тексту – решение) <номер> от <дата> и письмо Отделения <номер> от <дата> об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости; обязать ответчика досрочно назначить ему трудовую пенсию по старости как лицу, осуществляющему медицинскую деятельность, с момента возникновения права на ее назначение. Кроме того, просил возместить ему судебные расходы на оплату госпошлины в размере <данные изъяты> руб., помощи представителя в размере <данные изъяты> руб. и оформление доверенности в размере <данные изъяты> руб. В судебное заседание истец Кирьяков Ю.В., будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ. В судебном заседании представитель истца, Камалова Л.А., поддержала заявленные Кирьяковым Ю.В. требования в полном объеме, ссылаясь на доводы искового заявления, просила их удовлетворить. Представитель Отделения Закирова Г.В. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, дело рассмотрено в ее отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ. Представитель ответчика УПФ РФ (ГУ) в Селтинском районе УР, Тынашева Н.В., действующая на основании доверенности, исковые требования Кирьякова Ю.В. не признала, пояснив, что за досрочным назначением трудовой пенсии по старости истец обратился <дата>. Решением <номер> от <дата> ему было обоснованно отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, ввиду отсутствия требуемого специального трудового стажа. По представленным документам специальный стаж лечебной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в сельской местности Кирьякова Ю.В. составил 22 года 11 месяцев 14 дней. При этом период прохождения истцом срочной службы по призыву в рядах вооруженных сил СССР не может быть зачтен в стаж, т.к. не соответствует Спискам. Закон СССР «О государственных пенсиях» и принятые на его основе Перечень и Положение от 17 декабря 1959 года №1397 отменены с 01 октября 1993 года постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 22 сентября 1993 года №953, на день отмены постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 - 01 октября 1993 года истец не выработал 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходящихся на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Выслушав пояснения участников процесса, проверив полномочия представителей сторон, изучив и проанализировав материалы гражданского дела, суд устанавливает следующие обстоятельства, имеющие значение для дела: - Кирьяков Ю.В., <дата> года рождения, согласно сведениям трудовой книжки: с <дата> по <дата> проходил интернатуру по ортопедической стоматологии в республиканской стоматполиклинике, <адрес>; с <дата> по <дата> работал в должности терапевта поликлиники для взрослых <адрес> ЦРБ; с <дата> по настоящее время работает в <адрес> райбольнице до <дата> стоматологом ортопедом, в последующем врачом- стоматологом-ортопедом. - <дата> Кирьяков Ю.В. обратился в УПФР в Селтинском районе УР с заявлением о досрочном назначении ему трудовой пенсии по старости как работнику, не менее 25 лет осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности. - Решением УПФР в Селтинском районе УР <номер> от <дата> Кирьякову Ю.В. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, предусмотренной пп.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», поскольку было установлено, что специальный стаж для назначения пенсии в связи с лечебной деятельностью в сельской местности у него менее 25 лет и составляет 22 года 11 месяцев 14 дней, город + село менее 30 лет и составляет 26 лет 10 месяцев 16 дней. При этом из медицинского стажа истца были исключены следующие периоды: а). с <дата> по <дата> – период прохождения службы по призыву; б) с <дата> по <дата>– плотник в <адрес> леспромхозе – на включении в свой специальный стаж указанного периода истец не настаивает; в) с <дата> по <дата> – учеба в Медицинском институте - на включении в свой специальный стаж указанного периода истец не настаивает; г) с <дата> по <дата> – <данные изъяты> - на включении в свой специальный стаж указанного периода истец не настаивает. Письмом Отделения <номер> от <дата> признана обоснованность решения УПФР в Селтинском районе УР <номер> от <дата>. Данные обстоятельства установлены в судебном заседании пояснениями участников процесса, представленными доказательствами и сторонами в целом не оспариваются. Требования истца Кирьякова Ю.В. не являются законными, обоснованными и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Руководствуясь п.3 ст.196 ГПК РФ, суд рассматривает требования истца в рамках заявленного иска, то есть дает оценку лишь тем периодам ее деятельности, на включении которых в свой стаж лечебной деятельности истец настаивает. Федеральный закон от 17 декабря 2001 года за №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с изменениями от 30 декабря 2008 года №319-ФЗ (далее по тексту – ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ») определяет основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии. В качестве условий назначения трудовой пенсии по старости в ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» закреплено достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), наличие страхового стажа (не менее пяти лет) (статья 7) и предусмотрено право отдельных категорий граждан на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28). В соответствии с пунктом 1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного статьей 7 возраста, в т.ч. лицам, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста (подпункт 20). Согласно пункту 1 статьи 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (п.2 ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»). Вследствие этого обязательными условиями на досрочное назначение трудовой пенсии по старости являются подача заявления о назначении пенсии и наличие необходимой продолжительности соответствующей деятельности (специального трудового стажа), в данном случае - не менее 30 лет лечебной деятельности в городах, сельской местности и поселках городского типа, либо не менее 25 лет лечебной деятельности только в сельской местности и поселках городского типа, подтвержденной соответствующими документами. Данные юридически значимые обстоятельства истцом выполнены. Так, судом установлено и не оспаривается ответчиком, что с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста (55 лет), истец обратился в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, <дата>. На день обращения истца за трудовой пенсией и приема ответчиком его заявления со всеми необходимыми документами, общая суммарная продолжительность лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа у него составляла менее 25 лет, а в городах, сельской местности и поселках городского типа у него составляла менее 30 лет. При этом период прохождения службы по призыву в Вооруженных силах в СССР подлежат включению в стаж лечебной деятельности истца в календарном исчислении (01 год за 01 год) по следующим основаниям. Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. С учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении №18-П от 15 июня 1998 года, а также в определении за №320-О от 05 ноября 2002 года, суд вправе применять нормативные правовые акты, утратившие силу, но действовавшие в спорные периоды деятельности истца. Исходя из изложенного, давая оценку спорному периоду, не зачтенному ответчиком в стаж лечебной деятельности истца, суд руководствуется, в том числе действовавшими во время него нормативными правовыми актами. Период прохождения службы в Советской Армии. До 01 октября 1993 года действовал «Закон о государственных пенсиях», принятый Верховным Советом СССР от 14 июля 1956 года (далее по тексту – Закон СССР «О государственных пенсиях»), а также принятое на его основе постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (далее по тексту – постановление СМ СССР от 17 декабря 1959 года №1397), подпунктом «б» пункта 1 которого было установлено право на пенсию за выслугу лет врачам и другим работникам здравоохранения при стаже работы по специальности не менее 25 лет в сельских местностях и поселках городского типа (рабочих поселках) и не менее 30 лет в городах. Приложением к постановлению СМ СССР от 17 декабря 1959 года №1397 являлось «Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» (далее по тексту – Положение от 17 декабря 1959 года №1397), согласно которому учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР. Время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Служба медицинских работников по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и в партизанских отрядах, а также в войсках и органах, указанных в подпункте "г" пункта 1 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности, независимо от этого условия. Период прохождения истцом службы в составе Вооруженных Сил СССР подтверждается справкой Военного комиссариата <адрес> от <дата> <номер>, копией военного билета. При этом специальный стаж истца, зачтенный ответчиком, превышает 20 лет. Ссылка представителя ответчика на то, что Положение от 17 декабря 1959 года №1397 отменено с 01 октября 1993 года постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 22 сентября 1993 года №953, в связи с чем пункт 4 указанного Положения не может применяться на момент принятия решения о назначении пенсии истцу, а его соблюдение должно быть оценено на 01 октября 1993 года, т.е. на момент отмены, не может быть принята судом, поскольку при таком толковании норм пенсионного законодательства, требуемый стаж лечебной деятельности должен быть выработан истцом до вступления в силу ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», что лишает смысла и содержания судебные акты Конституционного суда Российской Федерации, направленные на сохранение ранее приобретенных пенсионных прав. Таким образом, суд приходит к выводу, что, отказывая во включении в специальный стаж Кирьякова Ю.В. периода прохождения службы в Советской Армии орган пенсионного обеспечения неправомерно ограничил его в пенсионных правах и поставил в неравные условия с другими категориями граждан, что ограничивает конституционные права истца на социальное обеспечение. Таким образом, период прохождения истцом службы в составе вооруженных сил СССР с 29 апреля 1982 года по 06 мая 1984 года продолжительностью 2 года 8 дней подлежит включению в специальный стаж истца в календарном исчислении. Суд констатирует, что период работы истца в Селтинской райбольнице стоматологом-ортопедом с 22 сентября 1990 года до 30 сентября 1993 года зачтен ответчиком в стаж лечебной деятельности в льготном исчислении в порядке, установленном постановлением Совета Министров СССР от 06 сентября 1991 года №464 – 01 год за 01 год и 03 месяца (то есть 3 года 9 дней календарно плюс 9 месяцев 2 дня). Учитывая волеизъявление истца на применение законодательства, действовавшего в спорный период, суд признает необходимым пересчитать данный период его работы в соответствии с требованиями п. 5 Положения от 17 декабря 1959 года №1397 один месяц работы за 1,2 месяца (то есть 3 года 9 дней календарно плюс 7 месяцев 7 дней). Таким образом, указанный период в льготном исчислении на 1 месяц 25 дней меньше, чем зачтено ответчиком. При включении указанного периода в специальный стаж Кирьякова Ю.В. (смешанный стаж), на <дата> он составит 28 лет 8 месяцев 29 дней (26 лет 10 месяцев 16 дней, зачтенных ответчиком – 1 месяц 25 дней (разница в льготном исчислении периода работы в сельской местности) + служба в составе вооруженных сил СССР 2 года 8 дней), что позволяет принять решение о назначении истцу досрочной трудовой пенсии по старости через 1 год 3 месяца 1 день со дня обращения за ее назначением. Таким образом, право истца на назначение досрочной трудовой пенсии по старости на день рассмотрения дела судом не наступило. Рассматривая возможность назначения истцу пенсии по старости с учетом стажа работы истца только в сельской местности и поселках городского типа, суд отмечает следующее. В силу п. 5 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, если часть работы врачей и других работников здравоохранения протекала в сельской местности и поселках городского типа, а часть - в городах, то пенсию назначать при стаже работы не менее 30 лет. При этом месяц работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за 1,2 месяца. Таким образом, возможность льготного исчисления данного периода работы зависит от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе. Поскольку в данной ситуации суд рассчитывает стаж истца только в сельской местности, льготное исчисление данного периода невозможно. Таким образом, включению в специальный стаж истца данный период работы истца в <адрес> райбольнице <данные изъяты> с <дата> до <дата> подлежит календарно, то есть 3 года 9 дней, а специальный стаж, подсчитанный ответчиком, общей продолжительностью 22 года 11 месяцев 14 дней подлежит уменьшению на 9 месяцев 2 дня. В силу п. 2 Постановления Совмина РСФСР от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет"), работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца. Учитывая, что пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" (п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии"). После <дата> период работы истца в сельской местности также подлежит исчислению календарно, поскольку п. 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства РФ от <дата> N 1066 установлено, что врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим как в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), так и в городах, пенсия устанавливается при выслуге не менее 30 лет. При этом один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается за один год и 3 месяца. Также в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). Если работа осуществлялась только в сельской местности и в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают права льготного порядка исчисления таких периодов работы. При включении спорного периода в специальный стаж Кирьякова Ю.В. (стаж работы только на селе), на <дата> он составит с <дата> по <дата> 3 года 9 дней календарно + с <дата> по <дата> 6 лет 1 месяц календарно + 1 год 6 месяцев 7 дней льготно + с <дата> по <дата> 2 года 2 месяца календарно + с <дата> по <дата> 9 лет 4 месяца 26 дней календарно + служба в составе вооруженных сил СССР с <дата> по <дата> 2 года 8 дней календарно = 24 года 02 месяца 20 дней. Таким образом, на день обращения с заявлением о досрочном назначении пенсии истцу не хватает специального стажа работы в сельской местности продолжительностью 9 месяцев 10 дней. Таким образом, право на пенсию возникнет у истца <дата>. На день рассмотрения судом настоящего дела право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости у истца не наступило, в связи с чем в удовлетворении исковых требований должно быть отказано. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд, Р Е Ш И Л: Исковые требования Кирьякова Ю.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Селтинском районе Удмуртской Республики, Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Удмуртской Республике о восстановлении пенсионных прав оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме через районный суд. Решение в окончательной форме изготовлено судьей на компьютере 14 ноября 2011 года. Судья Н.Э. Стех