Дело № 2-1485/12 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 01 марта 2012 года г. Ижевск Октябрьский районный суд г.Ижевска Удмуртской Республики в составе: Председательствующего судьи Фроловой Ю.В., с участием прокурора Шушакова А.Н., при секретаре Никитиной Я.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Снегиревой Н.В. о защите избирательных прав, У С Т А Н О В И Л: Снегирева Н.В. ( далее по тексту – заявитель) обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения участковой избирательной комиссии избирательного участка <номер> ( далее по тексту – Избирательная комиссия) от <дата> <номер> от отказе в удовлетворении заявления Снегиревой Н.В. о включении ее в список избирателей для голосования <дата> на выборах Президента Российской Федерации на избирательном участке <номер> незаконным, об обязании Избирательной комиссии включить Снегиреву Н.В. в список избирателей для голосования, а также о взыскании из бюджета муниципального образования « Город Ижевск» компенсации морального вреда, причиненного отказом в реализации конституционного права в размере 1 миллион рублей, возмещении расходов по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> руб. В последующем в ходе судебного заседания заявитель Снегирева Н.В. в порядке ст. 39 ГПК РФ требования о компенсации морального вреда уточнила, указала, что просит взыскать компенсацию в указанном размере с нарушителя ее прав. Кроме того, просила взыскать понесенные ею расходы по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты> руб. Свои требования мотивировала тем, что: <дата> она обратилась с заявлением о включении в список избирателей для голосования на выборах Президента Российской Федерации на избирательном участке <номер>/<адрес> Удмуртской Республики, данное заявление мотивировано тем, что она имеет постоянную регистрацию в <адрес>, при этом <дата> в <адрес> она вступила в брак с Д.В.К., постоянно проживающем в <адрес>, по адресу: <адрес>. Местом ее временного пребывания в <адрес> является место жительства ее супруга. В заявлении в Избирательную комиссию она указала, что в настоящее время для нее является затруднительным отбыть в <адрес> для непосредственного участия в голосовании 04 марта 2012 г. либо для получения открепительного удостоверения, однако, как обладатель активного избирательного права и выраженной гражданской позиции, она, руководствуясь ст.ст. 27,32 Конституции РФ, ст. 27 Федерального закона РФ от 10.01.2003 г. № 19-ФЗ « О выборах Президента Российской Федерации» ( далее по тексту – Федеральный закон № 19-ФЗ), в установленные сроки обратилась с соответствующим заявлением о включении ее в список избирателей по месту ее временного пребывания. Решением Избирательной комиссии <номер> от <дата> ей было отказано в удовлетворении заявления о включении в список избирателей для голосования 4 марта 2012 г. на выборах Президента Российской Федерации на избирательном участке <номер> по мотивам, приведенными в решении. С указанным решением она не согласна, поскольку в соответствии с положениями п. 6 ст. 27 Федерального закона № 19-ФЗ она обратилась в установленный срок – за 3 дня до дня голосования. Согласно п. 3 « Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 г. № 713 ( далее по тексту – Правила № 713) местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, туристическая база, иное подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина. Местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение. В силу положений семейного кодекса РФ место ее пребывания на территории УР является место жительства ее супруга, т.е. <адрес>, указанный адрес по территориальной принадлежности входит в юрисдикцию участковой избирательной комиссии избирательного участка <номер> ( далее по тексту – Избирательный участок <номер>). При этом ее супруг включен в списки избирателей данного участка, факт его регистрации по указанному адресу не оспаривается. В силу п. 9 Правил <номер> обязанность зарегистрироваться по месту пребывания возлагается на граждан, пребывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней. Согласно проездного билета ( корешок посадочного талона на рейс 3304 авиакомпании « И»), заявитель прибыла в <адрес> <дата> При этом 90-дневный срок для обращения в органы регистрации по месту пребывания для нее не истек. С учетом положений п. 5 ст. 68 Федерального закона № 19-ФЗ максимально предусмотренный законом срок для получения открепительного удостоверения - за 45 дней до дня голосования, такое удостоверение могло быть получено ею не ранее <дата> г. Однако в г. Ижевск она прибыла <дата>, что исключало возможность для получения открепительного удостоверения. В соответствии с положениями п. 1 ст. 27, ст. 32 Конституции РФ, что также подкреплено положениями Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон РФ № 67-ФЗ) не имеют права избирать и быть избранными только граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Заявитель полагает, что грубейшим образом нарушено ее конституционное право- право избирать, что причиняет ей глубокие нравственные страдания. В связи с чем просит на основании положений ст. 151 ГК РФ возложить на нарушителя обязанность компенсировать моральный вред в размере 1 миллиона рублей. В судебном заседании заявитель Снегирева Н.В. уточненные требования поддержала в полном объеме, суду дала пояснения аналогичные изложенному в заявлении. Кроме того, пояснила, что фактически решением Избирательной комиссии она лишена возможности голосовать, ее ограничили в данной возможности, приравняли к лицам, лишенным данного права, в связи с чем страдает ее деловая репутация. Считает, что нормами семейного законодательства предусмотрено, что супруги должны вести совместное хозяйство, в связи с чем полагает, что факт проживания ее с супругом на территории, относящейся к территориальной юрисдикции Избирательного участка доказан, как и факт того, что она не могла получить открепительное удостоверение, так как выехала из <адрес> более чем за 45 дней до дня голосования, что подтверждается посадочным талоном. В связи с чем просит суд признать решение Избирательной комиссии <номер> незаконным и восстановить ее права путем включения в списки избирателей для голосования 4 марта 2012 г. на выборах Президента Российской Федерации, компенсировать моральный вред и понесенные расходы по оплате государственной пошлины и расходы на представителя. Представитель Избирательной комиссии <номер> Кучумов А.Г., действующий на основании доверенности заявление Снегиревой Н.В. в суд считает не подлежащим удовлетворению, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 17 Федерального закона № 67-ФЗ в списки избирателей на избирательных участках включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом. Пунктом 4 указанного закона основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права) либо наличие у гражданина открепительного удостоверения. Факт нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории определенного избирательного участка устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим порядок реализации права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации. Органом регистрационного учета ( ОВД <адрес>) установлен факт нахождения места жительства заявителя на территории, не относящейся к территории Избирательного участка <номер>. Данный факт исключает возможность включения Снегиревой Н.В. в список избирателей Избирательного участка. Полагает, что основанием для включения в списки избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения места жительства гражданина на территории, относящейся к избирательному участку, факт временного пребывания на территории избирательного участка либо наличие у гражданина открепительного удостоверения. Полагает, что заявителем были представлены в Избирательную комиссию доказательства того, что постоянное место жительства ее в <адрес>, а доказательства того, что место временного пребывания заявителя – территория, относящаяся к территории Избирательного участка <номер> не представлены, поскольку место проживания супруга и регистрация брака не порождает избирательных прав у заявителя. Кроме того, факт невозможности получения открепительного удостоверения наличие посадочного талона не подтверждает. Факт временного пребывания должен быть удостоверен регистрационными органами. Не оспаривает, что места временного пребывания определены Правилами <номер>. Представители Муниципального образования « <адрес>» Управления финансов Администрации г. Ижевска, будучи привлечены к участию в деле в судебном заседании, извещенные о дате, месте и времени его проведения в суд не явились. Представитель Управления финансов Администрации г. Ижевска Косарева А.А., действующая на основании доверенности просила рассмотреть дело без их участия, о чем представила в суд заявление. Дело рассмотрено без их участия в порядке ст.260.1 ГПК РФ. Выслушав мнение участвующих по делу лиц, заключение прокурора, полагавшего требования заявителя необоснованными и неподлежащими удовлетворению, изучив и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В соответствии с Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 25.11.2011 N 442-СФ "О назначении выборов Президента Российской Федерации" выборы Президента Российской Федерации назначены на 4 марта 2012 года. <дата> в Избирательную комиссию обратилась Снегирева Н.В. с заявлением о включении ее в список избирателей для голосования на выборах Президента Российской Федерации на Избирательном участке, требования мотивированы тем, что на территории, входящей в состав Избирательного участка постоянно зарегистрирован ее супруг Д.В.К. В настоящее время заявителю затруднительно отбыть для участия в голосовании либо получения открепительного удостоверения, однако она сообщает о желании участвовать в выборах лично и непосредственно, реализуя свое конституционное право. Решением Избирательной комиссии <номер> от <дата> Снегиревой Н.В. в удовлетворении заявления было отказано, со ссылкой на положения ст. 17 Федерального закона № 19-ФЗ. Указанные обстоятельства установлены на основании пояснений сторон, представленных документов в материалы дела и сторонами не оспариваются. Постановлением Октябрьской территориальной избирательной комиссии города Ижевска от 06 февраля 2012 г. № 36.1 « О формировании участковых избирательных комиссий по выборам Президента Российской Федерации 4 марта 2012 года» была сформирована избирательная комиссия <номер> в количестве 11 членов с правом решающего голоса, назначен состав ( список прилагается). Постановлением Октябрьской территориальной избирательной комиссии города Ижевска от 06 февраля 2012 г. № 36.2 « О назначении председателей участковых избирательных комиссий» председателем Избирательной комиссии <номер> назначена М.Г.Д.. Протоколом заседания <номер> Избирательной комиссии <номер> под председательством М.Г.Д. было рассмотрено заявление Снегиревой Н.В. о включении ее в список избирателей для голосования на выборах Президента Российской Федерации 4 марта 2012 года на Избирательный участок <номер>, вынесено решение, в удовлетворении требований было отказано, заявителю разъяснены положения п. 6 ст. 68 Федерального закона № 19-ФЗ. Указанное решение получено Снегиревой Н.В. <дата> Полномочия Территориальной избирательной комиссии при подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации определены п. 1 ст. 21 Федерального закона от 10.01.2003 N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации", согласно которых указанная избирательная комиссия в числе прочего обладает правом формирования участковых избирательных комиссии и назначает их председателей. Согласно ст. 22 Федерального закона № 19-ФЗ участковая избирательная комиссия при подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации имеет также полномочия: 2) уточняет, а в случаях, предусмотренных пунктами 3 - 6 статьи 26 настоящего Федерального закона, составляет и уточняет список избирателей, проводит ознакомление избирателей со списком избирателей, рассматривает заявления об ошибках и о неточностях в списке избирателей и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений; 9) рассматривает в пределах своих полномочий жалобы (заявления) на нарушения настоящего Федерального закона и принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения по существу; 11) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом. Из вышеуказанных норм следует, что решение по рассмотрению заявления Снегиревой Н.В. принято в соответствии с полномочиями участковой избирательной комиссии <номер>. При этом суд отмечает, что полномочия Избирательной комиссии <номер> заявителем не оспаривается. Разрешая заявленные Снегиревой Н.В. требования суд руководствуется нормами Федерального закона № 19-ФЗ и Федерального закона № 67-ФЗ. В соответствии со ст. 81 Конституции РФ Президент Российской Федерации избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом. Законодательной основой регулирования отношений, связанных с реализацией конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон № 67-ФЗ, имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 1). В соответствии с данным Федеральным законом гражданин участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (пункт 1 статьи 3); право избирать имеет гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет (пункт 1 статьи 4); избирателем, т.е. гражданином, обладающим активным избирательным правом, является совершеннолетний гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа (подпункт 18 статьи 2; пункт 4 статьи 4); гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, включается в список избирателей только на одном избирательном участке (пункт 10 статьи 17). Применительно к участию граждан в выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления это означает, что каждый гражданин, проживающий на территории, где проводятся такие выборы, признается избирателем и имеет право проголосовать на них в том избирательном округе, где расположено место его жительства, и только на одном из избирательных участков, образованных в данном округе. В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 19-ФЗ гражданин Российской Федерации имеет право участвовать в выборах Президента Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами. В соответствии с п. 2 ст. 27 названного Закона основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого избирательного участка, установленный органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок реализации права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации. Указанные нормы корреспондируют положениям, содержащимся в п. 4 ст. 17 Федерального закона № 67-ФЗ, согласно которым основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права) либо наличие у гражданина открепительного удостоверения. Факт нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории определенного избирательного участка устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами. Таким образом, основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства (в случаях, предусмотренных законом, - факт временного пребывания) на территории этого участка либо наличие у гражданина открепительного удостоверения. При этом в соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона № 67-ФЗ данный факт устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок включения в списки избирателей на выборах Президента Российской Федерации лиц, находящихся в день голосования в месте временного пребывания регламентирован п. 6 ст. 27 Федерального закона № 19-ФЗ. Согласно указанного пункта избиратели, находящиеся в день голосования в больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и в других местах временного пребывания, включаются в список избирателей на основании паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и открепительного удостоверения для голосования на выборах Президента Российской Федерации (далее - открепительное удостоверение). Избиратели, находящиеся в местах временного пребывания, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятые на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также избиратели из числа военнослужащих, находящихся вне места расположения воинской части, не имевшие возможности получить открепительное удостоверение, решением участковой избирательной комиссии могут быть включены в список избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую избирательную комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования. Информация об этом передается в участковую избирательную комиссию, где данный избиратель включен в список избирателей по месту жительства, через территориальную избирательную комиссию (если место жительства избирателя находится на территории того же субъекта Российской Федерации) или избирательную комиссию субъекта Российской Федерации (если место жительства избирателя находится на территории другого субъекта Российской Федерации). Таким образом, законом определено, что такие лица включаются в список избирателей на основании паспорта и открепительного удостоверения. Избиратели, находящиеся в местах временного пребывания, не имевшие возможности получить открепительные удостоверения, могут быть включены в список избирателей в избирательном участке по месту временного пребывания по личному заявлению, поданному в участковую избирательную комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования. Анализируя изложенные выше нормы, суд приходит к мнению, что основанием для включения в списки избирателей гражданина РФ на конкретном избирательном участке кроме факта нахождения его места жительства на этом избирательном участке является факт временного пребывания на территории избирательного участка либо наличие у гражданина открепительного удостоверения, то есть гражданин может быть включен в список избирателей при наличии одного из двух указанных условий при наличии активного избирательного права. Однако в суде доказательств наличия указанных условий у Снегиревой Н.В. своего подтверждения не нашло. Так заявителем Снегиревой Н.В. было указано, что местом ее временного проживания является место жительства ее супруга, в связи с тем, что ею был зарегистрирован брак, а супруг проживает на территории, относящейся к территории Избирательного участка <номер>. Вместе с тем, нормы семейного законодательства не предусматривают обязательного и безусловного проживания супругов по одному месту жительства. Ведение совместного хозяйства не может быть расценено как такое обязательное условие. Кроме того, нахождение супруга по месту своей регистрации не порождает прав у заявителя как супруги при реализации ее активного избирательного права. Доводы заявителя относительно того, что у нее не возникло обязанности по регистрации по месту пребывания в связи с тем, что срок для обращения в 90 дней не истек судом не принимается, поскольку не влияет на возможность для обращения за такой регистрацией до истечения указанного срока. Факт пребывания на территории Избирательного участка <номер> Снегиревой Н.В. не подтвержден. При этом установлено, что место жительства заявителя – <адрес>. Рассматривая доводы заявителя относительно невозможности получения открепительного удостоверения суд приходит к следующему: Согласно п. 5 ст. 68 Федерального закона № 19-ФЗ избиратель, который не будет иметь возможность прибыть в день голосования в помещение для голосования того избирательного участка, где он включен в список избирателей, вправе получить в соответствующей территориальной избирательной комиссии (за 45 - 20 дней до дня голосования) либо в участковой избирательной комиссии (за 19 и менее дней до дня голосования, а также в период со дня назначения Центральной избирательной комиссией Российской Федерации повторного голосования до дня, предшествующего дню повторного голосования) открепительное удостоверение (в случае проведения повторного голосования - открепительное удостоверение без отрывного талона) и принять участие в голосовании на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования. В соответствии с п. 6 ст. 68 Федерального закона № 19-ФЗ открепительное удостоверение выдается соответствующей избирательной комиссией на основании письменного заявления избирателя с указанием причины, по которой ему требуется открепительное удостоверение. Открепительное удостоверение выдается лично избирателю либо его представителю на основании нотариально удостоверенной доверенности. В обоснование невозможности получения такого удостоверения Снегирева Н.В. представила посадочный талон на авиарейс Москва-Ижевск от 14 января ( полная дата в талоне не указана), а также указала, что срок выдачи открепительных удостоверений начинает течь с <дата> ( за 45 дней до даты выборов). Вместе с тем, наличие посадочного талона подтверждает факт перелета из одного пункта в другой, однако не подтверждает отсутствие возможности получить такое удостоверение по месту избирательной комиссии по месту жительства в <адрес> по истечению 45 дней до даты выборов. Доказательств отсутствия возможности также воспользоваться правами по передаче полномочий по получению такого удостоверения представителю ( на основании нотариально удостоверенной доверенности) заявителем не представлено. То, что Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право на свободу передвижения и право избирать, не свидетельствует о том, что гражданин Российской Федерации может быть в день выборов включен в список избирателей любой участковой избирательной комиссии, в которую он пожелает обратиться. Постановление законом требований о включении в список избирателей в соответствии со сведениями о государственной регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства, о включении в список избирателей лиц по месту пребывания при наличии открепительного удостоверения направлены на упорядочение процедуры выборов и предупреждение злоупотребления правом. Этим же целям соответствует и установленное законом правило о том, что без открепительного удостоверения могут быть включены в список избирателей только лица, не имевшие возможности получить такие удостоверения и обратившиеся в участковую избирательную комиссию не позднее чем за три дня до голосования. Рассматривая доводы заявителя, основанные на том, что оснований для временной регистрации у нее не имелось суд приходит к следующим выводам: Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" ( далее по тексту – Закон № 5242-1), статья 3 которого устанавливает, что территориальный регистрационный учет вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом (часть первая); граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации; регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации (часть вторая). Соблюдение гражданами правил регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства позволяет без каких-либо осложнений определить жилое помещение, с которым они связывают реализацию своего права на свободу выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, и тем самым препятствует возникновению ситуаций, затрудняющих достоверное установление места жительства (пребывания) граждан и, как следствие, осуществление принадлежащих им прав и свобод и возложенных на них обязанностей. За неисполнение требований регистрационного учета граждане несут ответственность в соответствии со статьей 10 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". Вместе с тем нарушение правил регистрации само по себе не влечет за собой таких последствий, которые затрагивали бы содержание конституционных прав и свобод граждан и (или) создавали бы непреодолимые препятствия для их реализации. При этом положения Федерального закона № 67-ФЗ в системе действующего правового регулирования не препятствуют гражданам, не имеющим регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, но проживающим на территории, где проводятся соответствующие выборы, что подтверждается наличием у них регистрации по месту пребывания, участвовать в качестве избирателей в голосовании на выборах. То есть наличие у гражданина регистрации по месту пребывания или по месту жительства как необходимое условие включения этого гражданина в список избирателей для голосования на выборах установлено законом ( п. 4 ст. 17 Федерального закона № 67-ФЗ). При указанных обстоятельствах решение участковой избирательной комиссии избирательного участка <номер> от <дата> <номер> от отказе в удовлетворении заявления Снегиревой Н.В. о включении ее в список избирателей для голосования 4 марта 2012 года на выборах Президента Российской Федерации на избирательном участке <номер> не может быть признано незаконным, нарушающим активное избирательное право заявителя, а, следовательно, требования о включении заявителя в список избирателей Избирательной комиссии <номер> удовлетворены быть не может. Кроме того, заявителем были предъявлены требования о компенсации морального вреда. Гражданский кодекс РФ установил, что моральный вред подлежит денежной компенсации при условии, что он явился результатом действий, нарушающих личные неимущественные права либо посягающих на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а так же в других случаях предусмотренных законом (статья 151 ГК РФ). В силу закона к нематериальным благам гражданина относятся жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, честь, доброе имя, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, неприкосновенность жилища и др. (статья 150 ГК РФ). Объяснения заявителя о нарушении его прав тем, что пострадала ее деловая репутация какими-либо доказательствами не подтверждены в связи с чем судом признаются недостаточными для признания доказанным как факта причинения морального вреда, так и наличия причинно-следственной связи между действиями Избирательной комиссии и возможно понесенными нравственными страданиями. В связи с тем, что в удовлетворении заявления Снегиревой Н.В. судом отказано расходы по оплате услуг представителя возмещению не подлежат, как и расходы по уплате государственной пошлины. Более того, согласно квитанции по уплате государственной пошлины ее уплата произведена не заявителем а иным лицом, доказательств несения данных расходов заявителем не представлено. Нарушение процессуального срока предъявления заявления в суд, предусмотренного ст. 260 ГПК РФ не установлено. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 261 ГПК РФ, суд Р е ш и л : В удовлетворении заявления Снегиревой Н.В. о защите избирательных прав отказать в полном объеме. Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение пяти дней со дня его принятия через Октябрьский районный суд г. Ижевска. Решение в окончательном виде вынесено судьей в совещательной комнате. Председательствующий судья: Ю.В. Фролова