Дело № 2-831/12 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 22 февраля 2012 года г. Ижевск Октябрьский районный суд г.Ижевска Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Фроловой Ю.В., при секретаре Никитиной Я.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ивановой З.А. о признании незаконным действий Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике по государственной регистрации запрещения, наложенного на земельный участок и обязании снять запрещение, у с т а н о в и л : Иванова З.А. (далее по тексту – заявитель) обратилась в суд с заявлением о признании незаконным действий Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике (далее по тексту – Управление Росреестра по УР) по государственной регистрации запрещения, наложенного на земельный участок и обязании снять запрещение. Требования заявителя мотивированы тем, что она является собственником земельного участка кадастровый (условный) номер: <номер>, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от <дата> В соответствии с Постановлением МО <адрес> от <дата> г. № <номер> о присвоении адресных данных на земельный участок Ивановой З.А. <дата> она обратилась в <адрес> отдел Управления Росреестра по Удмуртской Республике с заявлением об уточнении почтового адреса земельного участка, что подтверждается распиской в получении документов на государственную регистрацию от <дата> <дата> заявителю было вручено уведомление о государственной регистрации запрещения от <дата> <номер>, согласно которому <дата> проведена государственная регистрация запрещения, наложенного на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства ( приусадебные участки), общая площадь <данные изъяты> кв.м., адрес: <адрес>, кадастровый номер: <номер>. Регистрация проведена на основании постановления о запрете регистрационных действий в отношении объектов недвижимого имущества от <дата> г. № <номер>, выданного судебным приставом – исполнителем <адрес> МРО СП ( <адрес> отделения) УФССП по УР, согласно которого объявлен запрет на совершение регистрационных действий, действий по исключению из госреестра в отношении объекта недвижимого имущества: земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер: <номер>. По мнению заявителя Управление Росреестра по УР не исполнило указанное постановление судебного пристава – исполнителя и незаконно произвело регистрацию запрета на земельный участок, принадлежащий заявителю Ивановой З.А., чем нарушены права собственника, поскольку лишило возможности собственника пользоваться правами, установленными ст. 35 Конституции РФ, п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). В судебное заседание заявитель Иванова З.А. не явилась, о времени и дате рассмотрения дела была извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, судом дело рассмотрено в отсутствие истца в порядке ст. 257 Гражданско-процессуального кодекса РФ ( далее – ГПК РФ). В ходе рассмотрения дела представитель заявителя Ивановой З.А. – Бурова О.А., действующая на основании доверенности, требования поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении, просила суд их удовлетворить. Дополнительно пояснила, что Иванова З.А. не являясь должником, в то же время не может отчуждать свой земельный участок. Представитель Управление Росреестра по УР Шкляева С.А., действующая на основании доверенности, заявление не признала, представила в суд письменные возражения. В судебном заседании суду пояснила, что Управление Росреестра по УР являясь регистрирующим органом, действовало в соответствии с законом, пределах своих полномочий. Согласно ст. 12 Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997 г. « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее по тексту – Закон о регистрации) права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав. Идентификация земельного участка в Едином государственном реестре прав осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему в порядке, установленным Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ « О государственном кадастре недвижимости». Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. Иванова З.А. является собственником земельного участка, кадастровый (условный) номер: <номер>, расположенного по адресу: <адрес> о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним <дата> сделана запись регистрации <номер>. <дата> определением <адрес> районного суда Удмуртской Республики приняты мер по обеспечению иска, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР запрещено проведение любых регистрационных действий, направленных на отчуждение земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер <номер>. Исполнение определения поручено <адрес> межрайонной службе судебных приставов. <дата> <адрес> МРО СП возбуждено исполнительное производство <номер> на основании исполнительного листа <номер> от <дата> выданного <адрес> районным судом УР, предмет исполнения: запретить Управление Росреестра по УР проведение любых регистрационных действий направленных на отчуждение земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер <номер> в пользу взыскателя Р.Р.А.. На основании Постановления МО <адрес> УР от <дата> <номер> о присвоении адресных данных на земельный участок с кадастровым номером <номер> площадью <данные изъяты> кв.м. был присвоен адрес: <адрес> Постановлением о запрете регистрационных действий в отношении объектов недвижимого имущества от <дата> <номер>, выданного судебным приставом – исполнителем <адрес> МРО СП ( <адрес> отделения) УФССП по УР объявлен запрет на совершение регистрационных действий, действий по исключению из госреестра в отношении объекта недвижимого имущества: земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер: <номер>. <дата>, <дата> проведена государственная регистрация запрещения, наложенного на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства ( приусадебные участки), общая площадь <данные изъяты> кв.м., адрес: <адрес>, кадастровый номер: <номер>, о чем свидетельствуют уведомления о государственной регистрации запрещения от <дата> <номер> и от <дата> <номер>. На <дата> данных об отмене мер по запрету регистрационных действий на исполнение в <адрес> МРО СП не поступало. Эти обстоятельства следуют из содержания заявления, пояснений участников процесса в судебном заседании, сторонами фактически не оспариваются и подтверждаются представленными и исследованными доказательствами. Заявление Ивановой З.А. о признании незаконным действий Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике по государственной регистрации запрещения, наложенного на земельный участок и обязании снять запрещение не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В силу статьи 13 ГК РФ - ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления не соответствующей закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом ненормативного акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ, в том числе путем восстановлении положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. В соответствии со статьей 254 ГПК РФ - гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Согласно статье 255 ГПК РФ - к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: - нарушены права и свободы гражданина; - созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; - на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» - исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Следовательно, для признания судом незаконными действий государственного органа, государственного служащего необходимо наличие следующих условий: незаконность решения, а также нарушение прав и свобод гражданина, либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, либо незаконное возложение на гражданина обязанности или незаконное привлечение к ответственности, при этом, удовлетворение требований заявителя возможно только при доказанности всей совокупности юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела. При рассмотрении настоящего дела указанные условия не нашли свого подтверждения. Управление Росреестра по УР в соответствии с Положением «Об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике», утвержденном приказом от 27.10.2009 г. № 308 (далее по тексту – Положение об Управлении Росреестра по УР ), является территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель и др. В соответствии с должностным регламентом начальник Каракулинского отдела Управления Росреестра по УР С.А.А. осуществляет предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, принимает иные решения в пределах своей компетенции в соответствии с должностными обязанностями и правами, установленными настоящим должностным регламентом. При этом суд отмечает, что полномочия начальника Каракулинского отдела Управления Росреестра по УР заявителем не оспариваются, в связи с чем суд полагает, что оспариваемые действия осуществлены в соответствии с полномочиями Управления Росреестра по УР. Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Порядок регистрации прав на недвижимое имущество и сделок в ним регламентирован Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ. В соответствии со ст. 2 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Ограничения (обременения) - наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, ареста имущества и др.) (ст. 1 Закона о регистрации). В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления, в частности, федеральных судов, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Согласно ст. 17 Закона о регистрации основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются вступившие в законную силу судебные акты. Вступившие в законную силу судебные акты обязательны для регистрирующего органа в силу пункта 1 ст. 16 данного Федерального закона. В соответствии с п. 6 Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. Из указанных положений следует, что регистрирующий орган не наделен полномочиями проверять законность и обоснованность судебного акта, а также законность требований судебного пристава-исполнителя. В силу п. 4 ст. 19 Закона о регистрации в порядке, установленном законодательством, государственная регистрация прав может быть приостановлена на основании определения или решения суда. Приостановление государственной регистрации прав сопровождается внесением соответствующей отметки в Единый государственный реестр прав. Если в течение срока, установленного для рассмотрения заявления о государственной регистрации сделки и (или) перехода права, но до внесения записи в Единый государственный реестр прав или принятия решения об отказе в государственной регистрации прав в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, поступит решение (определение, постановление) о наложении ареста на объект недвижимого имущества или запрета совершать определенные действия с объектом недвижимого имущества либо об избрании в качестве меры пресечения залога, государственная регистрация прав приостанавливается до снятия ареста или запрета, возврата залога залогодателю или до решения вопроса об обращении залога в доход государства в порядке, установленном законодательством. Государственный регистратор обязан в срок не более чем пять рабочих дней со дня приостановления государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях приостановления государственной регистрации прав. Как следует из определения <адрес> районного суда УР о принятии мер обеспечения от <дата>, судом наложен запрет на проведение любых регистрационных действий, направленных на отчуждение земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер <номер>. Из текста данного определения следует, то истцом оспаривается запись о государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., в связи с тем, что часть земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. выбыла из владения истца на основании опариваемого соглашения об отступном, заключенного между ответчиками. Согласно ст. 12 Закона о регистрации идентификация земельного участка в Едином государственном реестре прав осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему в порядке, установленном Федеральным законом от <дата> N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Согласно ст. 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». По результатам такого учета в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения, которые подтверждают существование недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (п. 3 ст. 1 Закона 221-ФЗ). В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета. Государственный кадастровый учет сопровождается присвоением земельному участку кадастрового номера (п. 1 ст. 5 Закона N 221-ФЗ). Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ установлен перечень сведений об уникальных характеристиках объекта недвижимости, подлежащих обязательному внесению в государственный кадастр недвижимости (вид объекта недвижимости, кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости, описание местоположения границ объекта недвижимости, площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с законом требований). Адрес объекта недвижимости или при отсутствии такого адреса описание местоположения объекта отнесены к категории дополнительных сведений (подпункт 7 пункта 2 статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ). При наложении запрещения идентификация земельного участка Управлением Росреестра по УР произведена по кадастровому номеру - <номер>, при этом данные адреса и площади земельного участка не имеют в данном случае решающего значения для идентификации земельного участка и не препятствуют исполнению определения суда в полном объеме путем наложения государственной регистрации запрещения. В течение 5 рабочих дней о наложении запрещения государственной регистрации собственник земельного участка – Иванова З.А. была уведомлена регистрационным органом, о чем свидетельствует уведомление от <дата> <номер> государственного регистратора С.А.А. Суд также отмечает, что изменения адресных данных не являются регистрационными действиями по отчуждению земельного участка, в связи с чем по заявлению <дата> Ивановой З.А. Управлением Росреестра по УР было произведено внесение изменений почтового адреса земельного участка. Наложение запрещения судом подлежит исполнению регистрирующими органами. Материалами дела не подтверждается факт отмены указанного запрещения. Таким образом, действия регистрирующего органа по государственной регистрации запрещения проведения любых регистрационных действий, направленных на отчуждение земельного участка с кадастровым номером <номер> являются законными. Доводы заявителя о том, что государственная регистрация запрещения, произведенная Управлением Росреестра по УР лишает возможности в полной мере осуществлять права собственника судом не принимается, поскольку оспариваемые действия являются необходимыми и направленными на выполнение принятых судом мер обеспечения, при том, что наложение запрещения, по своей направленности, и налагает ограничения в осуществлении собственником права распоряжения своим имуществом до момента снятия указанного запрещения. В отношении соблюдения заявителем процессуального срока на обращение в суд, суд полагает необходимым отметить следующее. В силу статьи 256 ГПК РФ - гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод, при этом пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления. В тексте заявления заявителем было указано, что уведомление о государственной регистрации запрещения от <дата> г. <номер> ей было вручено <дата>, в суд с заявлением она обратилась <дата>. Доказательств обратного заинтересованным лицом в суд не представлено. В связи с чем, суд полагает, что заявление подано Ивановой З.А. в суд без пропуска срока, установленного законом. Таким образом, принимая во внимание, что регистрационной службой правомерно была осуществлена государственная регистрация запрещения на основании определения суда, и приняты все необходимые меры для соблюдения требований закона и судебного акта, направленного на сохранение до момента разрешения судебного спора существующего положения в отношении спорного имущества, суд приходит к выводу о законности действий регистрационной службы, в связи с чем заявленные требования удовлетворению не подлежат. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л : Заявление Ивановой З.А. о признании незаконным действий Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике по государственной регистрации запрещения, наложенного на земельный участок и обязании снять запрещение оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики через Октябрьский районный суд г.Ижевска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено судьей 27 февраля 2012 года. Судья: Ю.В. Фролова