о признании незаконными действий



Дело №2-4367/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 октября 2011 года г. Ижевск УР

Октябрьский районный суд г. Ижевска УР в составе:

председательствующего судьи Стех Н.Э.,

при секретаре Самохваловой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Удмуртского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании действий должностных лиц Центра государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике по регистрации судна, признании недействительными записи в судовой книге и судового билета,

У С Т А Н О В И Л:

Удмуртский транспортный прокурор (далее по тексту – прокурор, заявитель) в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к о признании незаконными действий должностных лиц Центра государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике (далее по тексту – Центр ГИМС МЧС по УР, заинтересованное лицо) по регистрации судна <данные изъяты>, признании недействительными записи в судовой книге о регистрации судна внутреннего водного плавания <данные изъяты>, а также судового билета <адрес>, выданного Центром государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике <дата>.

Заявление мотивировано тем, что полномочия по государственной регистра­ции судна внутреннего водного пла­вания со стационарным двигателем мощностью более 55 киловатт (75 лошадиных сил), не являющегося маломерным судном, возложены на Волжское управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Действия должностных лиц Центра ГИМС по государственной регистрации судна, не являющегося маломерным, нарушают установленный порядок государственной регистрации судов внутреннего плавания, влекут не применение к такому судну предусмотренных действующим законодательством классификации и необходимых мероприятий по контролю и надзору за его эксплуатацией.

В сложившейся ситуации маломерное судно не предъявляется Российскому речному регистру, обеспечивающему в соответствии с Приказом Росморречфлота от 13.04.2005 №9 техническую безопасность плавания судов, охрану жизни и здоровья пассажиров и членов судовых экипажей, экологическую безопасность судна.

Маломерное судно не имеет расчета по обеспечению экологической безопасности водного объекта. Свидетельство о предупреждении загрязнения нефтью, сточными водами и мусором па маломерное судно, а также санитарное судовое свидетельство не выдается, что создает угрозу экологической безопасности при эксплуа­тации таких судов.

К управлению судном внутреннего водного плавания «<данные изъяты>» в результате незаконной регистрации допущено лицо, имеющее лишь удостоверение на право управления маломерными судами.

В то же время, согласно ст. 27 КВВТ РФ, к назначению па должности, относящиеся к командному составу судна и судовой команде, должны допускаться только лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные положением о дипломировании членов экипажей судов, утвержденным Правительством Российской Федерации. В данном случае укачанные требования закона не выполнены.

Незаконная регистрация судна «<данные изъяты>» в качестве маломерного не позволяет в должной мере осуществлять контроль и надзор за эксплуатацией указанного судна, в том числе за выполнением требований безопасности судоходства, экологической и противопожарной безопасности уполномоченными государственными органами (Волжское управление государственного морского и речною, надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), создает угрозу жизни, здоровью и имуществу неопределенного кругл физических и юридических лиц, законно эксплуатирующих суда в том же районе плавания.

Представитель заявителя - помощник Удмуртского транспортного прокурора Приволжской транспортной прокуратуры Л.К.В. в судебном заседании поддержала заявленные прокурором требования, ссылаясь на доводы заявления, просила его удовлетворить.

Представители Центра ГИМС МЧС по УР, А.С. Русинов и Имамзазин Р.З. заявление поддержали.

При этом Русинов А.С. пояснил, что в примечании к ст. 11.7 КоАП РФ, под маломерным судном в настоящем Кодексе следует понимать самоходное судно валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн с главным двигателем мощностью менее 55 киловатт (75 лошадиных сил) или с подвесным мотором (подвесными моторами) независимо от мощности, парусное несамоходное судно валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн, иное несамоходное судно (гребную лодку грузоподъемностью 100 и более килограммов, байдарку грузоподъемностью 150 и более килограммов и надувное судно грузоподъемностью 225 и более килограммов), прогулочное судно пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главного двигателя (главных двигателей) и от валовой вместимости, а также водный мотоцикл (гидроцикл).

Судно «<данные изъяты>» зарегистрировано как прогулочное в соответствии Постановлением Правительства РФ № 835 от 23 декабря 2004 года с изменениями на 24 марта 2009 года «Об утверждении положения о Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России», где п.п. 3 установлено, что Государственная инспекция по маломерным судам осуществляет свою деятельность в отношении принадлежащих юридическим и физическим лицам:

самоходных судов внутреннего плавания и иных плавучих объектов вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водных мотоциклов (гидроциклов) и несамоходных судов вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных парусных судов, судов смешанного (река-море) плавания, а также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарок - менее 150 килограммов и надувных безмоторных судов - менее 225 килограммов), эксплуатируемых во внутренних водах;

прогулочных судов пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иных судов и плавучих средств пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности, водных мотоциклов (гидроциклов) и несамоходных судов вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских,

грузопассажирских, нефтеналивных, буксирных, военных и спортивных парусных судов), используемых в целях мореплавания.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 31 января 2011 года № 74 «О государственном надзоре за мореплаванием и техническом надзоре за спортивными и прогулочными судами в РФ» данные суда подлежат регистрации в ГИМС МЧС России и на ГИМС возложены обязанности по техническому надзору за прогулочными судами пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и валовой вместимости.

Классификация данных судов произведена в соответствии с приказом МЧС России № 497 от 29.06.2005 года (приложение № 3 к п.п. 3.3)

В соответствии с приложением к приказу МЧС России №498 от 29.06.2005 «Об утверждении правил аттестации судоводителей на право управления маломерными судами поднадзорными ГИМС» п.п. 1.2. Государственная инспекция аттестует судоводителей и выдает им удостоверения на право управления самоходными судами внутреннего плавания вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водными мотоциклами (гидроциклами), эксплуатируемыми во внутренних водах; прогулочными судами пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иными судами пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности, водными мотоциклами (гидроциклами), используемыми в целях мореплавания.

На основании Приказа МЧС России № 501 от 29.06.2005 г. «Об утверждении правил технического надзора за маломерными суда поднадзорными ГИМС» на государственную инспекцию по маломерным судам возложен технический надзор за «прогулочными судами пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности

Главных двигателей и вместимости, иными судами пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности, водными мотоциклами (гидроциклами), используемыми в целях мореплавания».

Также в соответствии с п. 3 Приказа МЧС России № 500 от 29.06.2005 г. государственной регистрации в ГИМС МЧС России подлежат принадлежащие юридическим и физическим лицам прогулочные суда пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иных судов и плавучих средств пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности, водных мотоциклов (гидроциклов) и несамоходных судов вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, грузопассажирских, нефтеналивных, буксирных, военных и спортивных парусных судов), используемых в целях мореплавания. Регистрация прогулочных судов производится как по месту жительства собственника так и по месту стоянки судна, причем место стоянки носит заявительный характер (п.п. 28-32 Приказа № 500 МЧС России).

Исходя из определений, указанных в ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, прогулочные суда, зарегистрированные в ГИМС и указанные в заявлении Удмуртского транспортного прокурора, не подпадают под определение судна, используемого на внутренних водных путях и подлежащего государственной регистрации в Российском речном регистре: «судно - самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река -море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода.

самоходное транспортное судно - самоходное судно, осуществляющее перевозки грузов, пассажиров и их багажа, почтовых отправлений, буксировку судов и иных плавучих объектов.

судно смешанного (река - море) плавания - судно, которое по своим техническим характеристикам пригодно и в установленном порядке допущено к эксплуатации в целях судоходства по морским и внутренним водным путям».

Суда внутреннего водного транспорта имеют право движения по внутренним водным путям («внутренние водные пути Российской Федерации (далее - внутренние водные пути) - естественные или искусственно созданные федеральные пути сообщения, обозначенные навигационными знаками или иным способом и используемые в целях судоходства» - судовой ход). Маломерные суда, которые подлежат регистрации в ГИМС МЧС России, в соответствии с п.п. 145-149 Правил плавания по внутренним водным путям РФ (утв. Приказом Минтранса России №129 от 14 октября 2002г.), не имеют права движения по судовому ходу за исключением его пересечения или невозможности движения вдоль кромки судового хода.

Представитель заинтересованного лица – Волжского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта был своевременно извещен о времени и месте судебного заседания, но в суд не явился, представил в суд заявление с просьбой о рассмотрении дела в их отсутствие, а также письменный отзыв, в котором указал следующее. Если катер «<данные изъяты>» со стационарным двигателем мощностью 350 л.с., пассажировместимостью не более 12 человек, используется в целях мореплавания, должен быть зарегистрирован в ГИМС МЧС России. Если же данный катер эксплуатируется на внутренних водных путях, то катер должен быть зарегистрирован в Государственном судовом реестре РФ. Дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица в порядке п. 2 ст. 257 ГПК РФ.

В судебное заседание заинтересованное лицо, Н.О.Б., будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте рассмотрения дела, не явился, дело рассмотрено в его отсутствие в порядке п. 2 ст. 257 ГПК РФ.

Представитель Н.О.Б., З.М.А., с заявлением не согласился, при этом указал, что в силу ст. 11.7 КоАП РФ катер «<данные изъяты>» является маломерным судном, а как прогулочное судно, используемое в целях мореплавания (Н.О.Б. имеет право управления судами, в том числе на морских путях), должно быть зарегистрировано Центром ГИМС МЧС России по УР.

Выслушав пояснения явившихся участников процесса, изучив и проанализировав материалы гражданского дела, суд устанавливает следующие обстоятельства, имеющие значение для дела:

- судовладельцем катера <данные изъяты>) является Н.О.Б.;

- местом постоянной стоянки судна является <адрес>;

- <дата> Центром ГИМС МЧС по УР в судовой книге зарегистрирован катер «<данные изъяты>», которому присвоен регистрационный (бортовой) номер <номер>;

судовладельцу Н.О.Б. <дата> выдан судовой билет маломерного судна серии <адрес>.

Данные обстоятельства установлены в судебном заседании пояснениями представителя истца, представленными доказательствами и сторонами в целом не оспариваются.

Требования истца являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Защита гражданских прав, согласно ст.12 ГК РФ осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. При этом, согласно п.1 ч.1 ст.22 ГПК РФ, районный суд рассматривает и разрешает исковые дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из земельных, экологических и иных правоотношений.

Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснил, что в соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).

По правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие):

федеральных органов государственной власти: представительного (законодательного) органа Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации", указами Президента Российской Федерации о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти, а также территориальных органов, созданных федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий.

Согласно п. 5 Положения о Центре Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике, утвержденного Приказом МЧС России от 31 марта 2005 года № 216, Центр ГИМС МЧС по УР входит в систему Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России.

В силу п. 1 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.12.2004 года № 835, Государственная инспекция по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В силу п. 1 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее по тексту МЧС России), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года № 868, МЧС России является федеральным органом исполнительной власти.

В связи с изложенным, суд считает указанное дело подлежащим рассмотрению в порядке главы 25 ГПК РФ.

Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснил, что при подготовке дела к судебному разбирательству надлежит учитывать, что к обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения данной категории дел, в частности, относятся:

соблюдение срока обращения с заявлением в суд;

законность и обоснованность принятого решения, совершенного действия (бездействия) (п. 22).

Срок обращения в суд Удмуртским транспортным прокурором соблюден.

Бремя доказывания законности и обоснованности принятого решения возложено на Центр ГИМС МЧС по УР. Однако законность и обоснованность принятого решения Центр ГИМС МЧС по УР не доказал.

В соответствии со статьей 1 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ положения настоящего Кодекса распространяются на суда и иные плавучие объекты, эксплуатируемые на внутренних водных путях Российской Федерации.

В соответствии со статьей 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, внутренние водные пути Российской Федерации (далее - внутренние водные пути) - естественные или искусственно созданные федеральные пути сообщения, обозначенные навигационными знаками или иным способом и используемые в целях судоходства.

Согласно статье 16 КВВТ РФ судно подлежит государственной регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге.

В силу части 5 той же статьи государственная регистрация судна является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.

Пунктом 2 статьи 4 КВВТ РФ установлено, что федеральный орган исполнительной власти в области транспорта в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации утверждает в установленном порядке в пределах своей компетенции правила и другие нормативные правовые акты, регулирующие связанные с судоходством, перевозкой и переработкой грузов, содержанием и использованием внутренних водных путей отношения и обязательные для исполнения организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и физическими лицами.

Исходя из чего, 14 октября 2002 года Министерством транспорта РФ были утверждены Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, в соответствии с пунктом 5 которых «к плаванию по внутренним водным путям Российской Федерации допускаются суда, зарегистрированные в установленном порядке в Государственном судовом реестре РФ, реестре арендованных иностранных судов или судовой книге…».

В соответствии с пунктом 5.5.5 Положения о федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 398 от 30 июля 2004 года полномочия по государственной регистрации судов внутреннего водного плавания, включая спортивные и прогулочные, возложены на Федеральную службу в сфере транспорта.

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта №ВП-939фс от 21 августа 2009 года утверждено Положение о Волжском управлении государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее по тексту - Положение о Волжском УГМРН).

Согласно Положению о Волжском УГМРН, последнее осуществляет возложенные на него полномочия в следующих границах зоны ответственности: Волжский (ниже пристани Колхозник), Камский бассейн водных путей, внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации в Каспийском море, включая акватории портов, морских грузовых терминалов (п. 7). К основным функциям Волжского УГРМН относится государственная регистрация судов внутреннего плавания за исключением судов смешанного (река-море) плавания, прав на них и сделок с ними.

Согласно статье 17 КВВТ РФ, п.п. 1, 2, государственная регистрация самоходных судов внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт и несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн, а также любых пассажирских и наливных судов в Государственном судовом реестре Российской Федерации осуществляется государственными речными судоходными инспекциями бассейнов. Указанные в пункте 1 настоящей статьи органы осуществляют также государственную регистрацию в Государственном судовом реестре Российской Федерации прогулочных парусных судов независимо от наличия и мощности главных двигателей и вместимости таких судов, других прогулочных судов и спортивных судов (за исключением парусных) независимо от количества пассажиров на них, в том числе спортивных и прогулочных самоходных судов с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт, спортивных и прогулочных несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн.

Аналогичная правовая норма содержится и в пункте 14 Правил государственной регистрации судов, утвержденных приказом Минтранса РФ №144 от 26 сентября 2001 года.

Согласно Положению о ГИМС МЧС, утвержденному постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2004 года №835, последняя, в том числе осуществляет в установленном порядке государственную регистрацию, учет, первичные и ежегодные технические освидетельствования и осмотры маломерных судов, присвоение им государственных (бортовых) номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда.

При этом пунктом 3 вышеназванного Положения о ГИМС МЧС установлено, что она осуществляет свою деятельность в отношении принадлежащих юридическим и физическим лицам:

«самоходных судов внутреннего плавания и иных плавучих объектов вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водных мотоциклов (гидроциклов) и несамоходных судов вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных судов, судов смешанного (река-море) плавания, а также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарок – менее 150 килограммов и надувных безмоторных судов – менее 225 килограммов), эксплуатируемых во внутренних водах;

прогулочных судов пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иных судов и плавучих средств пассажировместимостью не более 12 с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности, водных мотоциклов (гидроциклов) и несамоходных судов вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, грузопассажирских, нефтеналивных, буксирных, военных и спортивных судов), используемых в целях мореплавания».

Аналогичная норма содержится в пункте 14 Положения о ГИМС МЧС по УР, утвержденного Приказом МЧС РФ №216 от 31 марта 2005 года.

Поскольку катер «<данные изъяты>» имеет главный двигатель мощностью более 55 киловатт, то он мог бы быть зарегистрирован Центром ГИМС МЧС по УР, только если является прогулочным судном, используемым в целях мореплавания. Однако доказательств этого обстоятельства Центр ГИМС МЧС по УР суду не представил.

Суду представлен сертификат соответствия с приложением на катера моторные «<данные изъяты>». Катер моторный «<данные изъяты>», согласно сертификату, имеет код ОК 005 (ОКП) 74 4000 (суда спортивные, туристские и прогулочные, катера, лодки и прочие плавсредства – Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 30 декабря 1993 года № 301), код ТН ВЭД России 8903 92910 0. Согласно Таможенному тарифу Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 года № 718, код 8903 обозначает яхты и прочие плавучие средства для отдыха или спорта; гребные лодки и каноэ; код 8903 92100 0 – морские; код 8903 92910 0 – прочие длиной не более 7,5 м.

Таким образом, катер моторный «<данные изъяты>» не относится к морским, а относится к прочим судам.

Согласно акту приема-передачи катера <данные изъяты> от <дата>, Н.О.Б. передан паспорт на катер на русском языке, однако по требованию суда Н.О.Б. указанный паспорт не представил.

<дата> Н.О.Б. представил в Центр ГИМС МЧС по УР заявление о регистрации на свое имя катера «<данные изъяты>», указав район и условия плавания: ВВП, место постоянной стоянки судна: <адрес>. <дата> Н.О.Б. был выдан судовой билет маломерного судна <адрес>, с указанием на высоту волны 1 метр и удаления от базы-убежища или от берега – 5000 метров.

<дата> Центром ГИМС МЧС по УР в судовой книге зарегистрирован катер «<данные изъяты>», районом и условиями плавания указаны ВВП и МП.

В последующем в заявлении о регистрации катера «<данные изъяты>» Н.О.Б. были внесены изменения в графу район и условия плавания: ВВП, МП.

Таким образом, Н.О.Б., подавая заявление о регистрации катера «<данные изъяты>», обозначил район и условия плавания: ВВП, и место его постоянной стоянки судна: <адрес>.

Представитель Центра ГИМС МЧС по УР, Р.А.С. пояснял, что катеру «<данные изъяты>» присвоена формула класса <номер> в соответствии с Временными правилами классификации и техническими требованиями к прогулочным и иным судам, поднадзорным Государственной инспекции по маломерным судам Российской Федерации, утвержденными приказом Главного управления ГИМС России от <дата> <номер>.

Однако присвоенная катеру «<данные изъяты>» формула класса не соответствует ни Временным правилам классификации и технических требований к прогулочным и иным судам, поднадзорным Государственной инспекции по маломерным судам Российской Федерации, ни Временным правилам классификации морских прогулочных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Приказом МЧС РФ от 29.06.2005 № 497, ни Положению о классификации судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания, утвержденному приказом Минтранса РФ от 01.11.2002 N 136.

Так, в силу п. 4.2.3 Временных правил классификации и технических требований к прогулочным и иным судам, поднадзорным Государственной инспекции по маломерным судам Российской Федерации, третий знак кода указывает класс судна, соответствующий разряду бассейна, где его разрешено эксплуатировать, при этом буквенный индекс у третьего знака обозначает режим судоходства в бассейне. М-морской, В-внутренний, Н-несудоходный.

Как пояснил представитель Центра ГИМС МЧС по УР, обозначение МП-ВВП означает морские прибрежные и внутренние водные пути. Вместе с тем Временные правила классификации и технических требований к прогулочным и иным судам, поднадзорным Государственной инспекции по маломерным судам Российской Федерации прибрежные морские (в пределах не более 12 миль от побережья) и внутренние водные бассейны объединяют в п. 2.4.2 в отличие от морских водных бассейнов, классифицированных в п. 2.4.1.

Представитель Центра ГИМС МЧС по УР, Р.А.С. пояснил, что маломерные суда, которые подлежат регистрации в ГИМС МЧС России, в соответствии с п.п. 145-149 Правил плавания по внутренним водным путям РФ (утв. Приказом Минтранса России №129 от 14 октября 2002г.), не имеют права движения по судовому ходу за исключением его пересечения или невозможности движения вдоль кромки судового хода. Однако это не совсем так.

Правила плавания по внутренним водным путям РФ содержат понятие маломерного судна - самоходное судно валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн с главным двигателем мощностью менее 55 киловатт (75 л.с.) или с подвесными моторами независимо от мощности, парусное несамоходное судно валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн, а также иное несамоходное судно (гребная лодка грузоподъемностью 100 и более килограммов, байдарка грузоподъемностью 150 и более килограммов и надувное судно грузоподъемностью 225 и более килограммов) (примечание ст. 11.7 "Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

В п. 145 Правил плавания по внутренним водным путям РФ указано, что маломерные суда должны следовать за пределами судового хода или по установленной полосе движения. В случае, когда по условиям пути такое следование невозможно, они могут идти по судовому ходу вдоль правой по ходу кромки в пределах до 10 м от нее; при этом они не должны затруднять движение и маневрирование немаломерных судов на судовом ходу и обязаны заблаговременно уходить с их пути без обмена звуковыми и зрительными сигналами. Маломерные суда не могут требовать, чтобы им уступили дорогу.

По мнению представителя Центра ГИМС МЧС по УР, Удмуртский транспортный прокурор фактически вынуждает владельца катера «<данные изъяты>» следовать по судовому ходу, но катер «<данные изъяты>» должен следовать за пределами судового хода. Вместе с тем, из анализа Временных правил классификации и технических требований к прогулочным и иным судам, поднадзорным Государственной инспекции по маломерным судам Российской Федерации видно, что в зависимости от режима судоходства водные бассейны делятся на бассейны с морским режимом судоходства, бассейны с внутренним режимом судоходства и несудоходные бассейны, а в зависимости от удаленности портов (убежищ) и гидрометеоусловий водные бассейны делятся на морские, прибрежные и внутренние водные бассейны (п.п. 2.3, 2.4). При этом морские водные бассейны и прибрежные морские и внутренние водные бассейны в свою очередь также делятся на категории. Судам, поднадзорным ГИМС России, осуществляющим плавание в морских водных бассейнах, как и судам, осуществляющим плавание в прибрежных и внутренних водных бассейнах, присваиваются определенные классы. В зависимости от класса судну разрешено плавание в бассейне определенного разряда с определенной высотой волны и с определенным удалением от берега.

Положением о классификации судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания также определено, что класс судна определяется совокупностью условных символов, присваиваемых судну при его классификации и характеризующих конструктивные особенности судна и условия его эксплуатации в соответствии с правилами, исходя из требований безопасности (п. 7.1). Классификация судов осуществляется в соответствии с классификацией водных бассейнов (п. 7.2). Внутренние водные бассейны, включая участки с морским режимом судоходства, классифицируются по разрядам "Л", "Р", "О" и "М" в зависимости от их ветро-волнового режима исходя из следующих условий:

1) в бассейнах разрядов "Л", "Р" и "О" волны 1%-ной обеспеченности высотой соответственно 0,6, 1,2 и 2,0 м имеют суммарную повторяемость (обеспеченность) не более 4% навигационного времени;

2) в бассейнах разряда "М" волны 3%-ной обеспеченности высотой 3,0 м имеют суммарную повторяемость (обеспеченность) не более 4% навигационного времени.

Участки с морским режимом судоходства начинаются от границы внутренних водных путей. В этих участках могут эксплуатироваться суда всех типов в соответствии с правилами и классом судна.

Перечни внутренних водных бассейнов России в зависимости от их разряда, а также морские районы, в которых может осуществляться эксплуатация судов смешанного (река - море) плавания, и условия эксплуатации судов устанавливаются правилами.

Морские районы классифицируются по разрядам "О-ПР", "М-ПР" и "М-СП" в зависимости от их ветро-волнового режима и обеспеченности местами убежища (п. 7.3).

Таким образом, представляется некорректным утверждение, что если катер «<данные изъяты>» не будет зарегистрирован Центром ГИМС МЧС по УР, то он будет вынужден осуществлять плавание в местах, для его плавания объективно недопустимых.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что государственная регистрация катера «<данные изъяты>» входит в полномочия Волжского УГМРН.

Согласно ст.35 КВВТ РФ суда внутреннего водного плавания с мощностью двигателя более 55 киловатт, подлежащие регистрации государственными речными судоходными инспекциями бассейнов (в данном случае - Волжским УГМРН), подлежат техническому надзору и классификации органами технического надзора и классификации судов РФ, а именно, Российским Речным Регистром (постановление Правительства РФ от 05 июля 1994 года №780).

При этом ссылка представителя Центра ГИМС МЧС по УР на п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2001 года № 74 «О государственном надзоре за мореплаванием и техническом надзоре за спортивными и прогулочными судами в Российской Федерации, согласно которому технический надзор за спортивными и прогулочными судами возложен на Государственную инспекцию по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – в отношении прогулочных судов пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и валовой вместимости, некорректна. Указанное постановление принято в соответствии со ст.ст. 6 и 23 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, а, следовательно, применимо к морским судам или судам, используемым в целях мореплавания (ст. 3 КТМ РФ), к катеру «<данные изъяты>» не применимо.

В связи с чем суд признает, что нарушение Центром ГИМС МЧС по УР установленного порядка регистрации катера «<данные изъяты>» исключило его из числа судов, подпадающих в сферу деятельности Российского Речного Регистра, целью которой является выполнение работ (оказание услуг), направленных на обеспечение технической безопасности плавания данных судов, в соответствии с их назначением, охраны жизни и здоровья пассажиров и судовых экипажей, сохранности перевозимых на судах грузов, экологической безопасности судов (Устав федерального государственного учреждения «Российский Речной Регистр», утвержденный приказом Федерального агентства морского и речного транспорта от 13 апреля 2005 года №9), что создает угрозу экологической безопасности при эксплуатации катера «<данные изъяты>».

Кроме того, статьей 27 КВВТ РФ установлено, что к назначению на должности, относящиеся к командному составу судна и судовой команде, должны допускаться только лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные положением о дипломировании членов экипажей судов, утвержденным Правительством РФ. Между тем, не смотря на данное требование Кодекса, к управлению катеру «<данные изъяты>» допущено лицо, имеющее только удостоверение на право управления маломерными судами.

Регистрация Центром ГИМС катера «<данные изъяты>» как маломерного лишила уполномоченный орган - Волжское УГМРН осуществлять контроль и надзор за эксплуатацией данного судна, в том числе за выполнением требований безопасности судоходства, экологической и противопожарной безопасности.

В связи с чем, суд признает обоснованным довод заявителя о том, что данные обстоятельства создают угрозу жизни, здоровью и имуществу неопределенного круга физических и юридических лиц, законно эксплуатирующих суда в том же районе плавания, а также ставят под угрозу экологическую безопасность в районе плавания.

Таким образом, требования прокурора о признании незаконными действий должностных лиц Центра ГИМС МЧС по УР по регистрации катера «<данные изъяты>» бортовой номер <номер> мощностью <данные изъяты>), являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению, соответствующие записи в судовой книге и судовой билет <адрес> недействительны.

Пленум Верховного Суда РФ в п. 28 постановления от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснил следующее.

Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

При удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать на признание незаконным решения и в необходимых случаях на принятие в установленный судом срок мер для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя или устранения препятствий к их осуществлению.

Учитывая недействительность соответствующей записи в судовой книге и судового билета <адрес>, принимая во внимание Постановление Пленума Верховного Суда РФ, суд считает необходимым в рамках заявленных требований обязать Центр ГИМС МЧС по УР исключить запись в судовой книге о регистрации катера «<данные изъяты>» бортовой номер <номер> и аннулировать судовой билет <адрес>.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Удмуртского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании действий должностных лиц по регистрации судна, признании недействительными записи в судовой книге и судового билета удовлетворить.

Признать действия должностных лиц Центра государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике по регистрации катера «<данные изъяты>» бортовой номер <номер> незаконными.

Признать недействительной запись в судовой книге о регистрации катера «<данные изъяты>» бортовой номер <номер> и обязать Центр государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике исключить ее.

Признать недействительным судовой билет <адрес>, выданный Центром государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике <дата>, и обязать Центр государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике аннулировать его.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР через Октябрьский районный суд г. Ижевска в течение десяти дней со дня принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено судьей на компьютере 31 октября 2011 года.

Судья Стех Н.Э.