Дело № 2-189/12 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 15 марта 2012 года г. Ижевск Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе: председательствующего судьи Стех Н.Э., при секретаре Самохваловой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кожевникова В.М. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение ) в городе Сарапуле и Сарапульском районе Удмуртской Республики, Отделению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по Удмуртской Республике о восстановлении пенсионных прав, У С Т А Н О В И Л: Кожевников В.М. (далее по тексту – истец) обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Сарапуле и Сарапульском районе Удмуртской Республики (далее по тексту – УПФ РФ (ГУ) в г. Сарапуле и Сарапульском районе УР, ответчик), Отделению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по Удмуртской Республике (далее по тексту – Отделение) о восстановлении пенсионных прав. Иск мотивирован тем, что он обратился в УПФ РФ (ГУ) в г. Сарапуле и Сарапульском районе УР с заявлением о назначении пенсии, который принял решение об отказе ему в досрочном назначении трудовой пенсии по старости. При этом из его специального педагогического стажа незаконно исключены периоды его работы в должности <данные изъяты> детских садов №<номер> и <номер>, а также период учебы в пединституте. Истец считает данное решение незаконным, поскольку на момент его принятия его специальный педагогический стаж был более 25 лет, что позволяло принять решение о досрочном назначении ему трудовой пенсии по старости. Истец обжаловал указанное решение УПФ РФ (ГУ) в г. Сарапуле и Сарапульском районе УР в Отделение, письмом которого признана законность оспариваемого решения. Истец просит признать незаконным решение УПФ РФ (ГУ) в г. Сарапуле и Сарапульском районе УР <номер> от <дата> об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости и письмо Отделения <номер> от <дата>, обязать УПФ РФ (ГУ) в г. Сарапуле и Сарапульском районе УР досрочно назначить ему трудовую пенсию по старости с момента возникновения права на пенсию, как лицу не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Взыскать с УПФ РФ (ГУ) в г. Сарапуле и Сарапульском районе УР и Отделения солидарно понесенные судебные расходы в виде оплаты услуг представителя в сумме 4 000 рублей, оплаты госпошлины в сумме 200 рублей и оформления нотариальной доверенности в сумме 500 рублей. В последующем представитель истца, Камалова Л.А., исковые требования изменила. Просила признать незаконным решение УПФ РФ (ГУ) в г. Сарапуле и Сарапульском районе УР <номер> от <дата> об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости и письмо Отделения <номер> от <дата>, обязать УПФ РФ (ГУ) в г. Сарапуле и Сарапульском районе УР включить в специальный педагогический стаж Кожевникова В.М., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы с <дата> по <дата>, досрочно назначить ему трудовую пенсию по старости с момента возникновения права на пенсию, как лицу не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Истец Кожевников В.М. в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие. Дело с согласия сторон рассмотрено в отсутствие неявившегося истца, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ. Представитель истца, Камалова Л.А., действующая на основании доверенности, исковые требования Кожевникова В.М. поддержала в полном объеме, ссылаясь на доводы искового заявления, просила их удовлетворить. При этом пояснила, что отказано Кожевникову В.М. было ввиду того, что в его специальный педагогический стаж ответчиками незаконно не был включен период его работы в должности <данные изъяты> с <дата> по <дата>. Согласно позиции УПФ РФ (ГУ) в г. Сарапуле и Сарапульском районе УР, истец в спорный период работал не на полную ставку. В соответствии с п. 6 Правил № 781, работа в должности <данные изъяты>, указанных в п. 1.1 раздела «Наименование учреждений» Списка включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки. В п. 1.1 Списка № 781 в разделе общеобразовательные учреждения были перечислены школы всех наименований. Согласно п. 13 Правил, утвержденных Постановлением Правительства № 781 от <дата>, в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в списке, в структурных подразделениях государственных и муниципальных организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в списке или нет), в том числе, в общеобразовательных школах всех наименований (за исключением открытой (сменной) общеобразовательной школы). Данное учреждение, являясь общеобразовательным, реализовывало образовательные программы начального и основного общего образования, состояло из двух структурных подразделений – школы и интерната. С учетом п. 13 Правил 781 позволяет включить в педагогический стаж работу в таком структурном подразделении этого учреждения как школа. УПФ РФ (ГУ) в г. Сарапуле и Сарапульском районе УР и Отделение, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ. Выслушав пояснения участников процесса, проверив полномочия представителей истца, изучив и проанализировав материалы дела, суд устанавливает следующие обстоятельства, имеющие значение для дела. Кожевников В.М., <дата> года рождения, с <дата> года по настоящее время работает в учреждениях для детей. Согласно записям трудовой книжки в следующие периоды истец осуществлял следующие виды трудовой деятельности: с <дата> по <дата> – <данные изъяты> средней школы, с <дата> по <дата> – <данные изъяты>, с <дата> по <дата> – <данные изъяты>, с <дата> по настоящее время работает в МОУ СОШ <номер> учителем музыки. <дата> Кожевников В.М. обратился в УПФ РФ (ГУ) в г. Сарапуле и Сарапульском районе УР с заявлением о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику, отработавшему в учреждениях для детей более 25 лет. Решением УПФ РФ (ГУ) в г. Сарапуле и Сарапульском районе УР <номер> от <дата> Кожевникову В.М. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, предусмотренной пп.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», поскольку ответчиком установлено, что специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью у него менее 25 лет и составляет 24 года 03 месяца 13 дней. В стаж ответчиком не были включены следующие периоды: 1. С <дата> по <дата> – учеба в <данные изъяты> училище. На включение в свой специальный стаж указанного периода истец не настаивает. 2. с <дата> по <дата> – обучение в <данные изъяты> институте. На включение в свой специальный стаж указанного периода истец не настаивает. 3. с <дата> по <дата> – период работы Кожевникова В.М. <данные изъяты> не на полную ставку. Письмом Отделения <номер> от <дата> признана законность решения УПФ РФ (ГУ) в г. Сарапуле и Сарапульском районе УР <номер> от <дата>. Данные обстоятельства установлены в судебном заседании пояснениями сторон, представленными доказательствами и сторонами в целом не оспариваются. Руководствуясь п.3 ст.196 ГПК РФ, суд рассматривает требования истца в рамках заявленного иска, то есть дает оценку лишь тем периодам ее деятельности (далее по тексту - спорные периоды), на включении которых в свой педагогический стаж она настаивает. Требования истца Кожевникова В.М. не являются законными, обоснованными и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ с изменениями от 30 декабря 2008 года №319-ФЗ (далее по тексту – ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»), определяющий основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии, в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости закрепляет достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7) и одновременно предусматривает право отдельных категорий граждан на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28). В соответствии с пунктом 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее установленного статьей 7 возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста (подпункт 19). Согласно пункту 1 статьи 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на нее. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (п.2 ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»). Заявление о назначении трудовой пенсии рассматривается не позднее чем через десять дней со дня приема заявления (п.5 ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»). Вследствие этого обязательными условиями на досрочное назначение трудовой пенсии по старости являются подача заявления о назначении пенсии и наличие необходимой продолжительности соответствующей деятельности (специального трудового стажа), подтвержденной соответствующими документами. Данные юридически значимые обстоятельства истцом не выполнены. Так, судом установлено и не оспаривается ответчиком, что с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста (55 лет), истец обратился в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, <дата>. На день обращения истца за трудовой пенсией по старости и приема ответчиком его заявления со всеми необходимыми документами, общая суммарная продолжительность педагогической деятельности истца составляла менее 25 лет, то есть право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости у него не возникло. При этом период работы истца в должности учителя музыки в Сарапульской Санаторной школе-интернат подлежали включению в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, по следующим основаниям. Пункт 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 предусматривает, что периоды выполнявшейся до <дата> работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с <дата> - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами. Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 03.04.2003 N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников" установлено, что норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) составляет: 18 часов в неделю: учителям 5 - 11 (12) классов общеобразовательных учреждений (в том числе кадетских школ), общеобразовательных школ-интернатов (в том числе кадетских школ-интернатов), образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья, оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, межшкольных учебных комбинатов, учебно-производственных мастерских; 20 часов в неделю - учителям 1 - 4 классов общеобразовательных учреждений. Доводы представителя истца сводятся к тому, что истец работал в структурном подразделении государственного учреждения – общеобразовательной школе. К данному выводу представитель истца приходит на основании того, что согласно п. 2.7 Устава Государственного образовательного учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении «Санаторная школа-интернат», учреждение реализует программы начального общего образования и основного общего образования; согласно техническому паспорту Санаторной школы-интерната, школа расположена в отдельном здании; в тарификационных списках отдельно тарифицируются школьные работники и медицинские работники; составляются отдельные планы работы школы. Вместе с тем, суд не может согласиться с указанными доводами истца. В силу п. 6 правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в пункте 1.1 раздела "Наименование учреждений" списка, включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки. Государственное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении «Санаторная школа-интернат» (в спорный период «Санаторная школа-интернат») относится к образовательному учреждению санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, предусмотренному пунктом 1.4 раздела "Наименование учреждений" списка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 Вместе с тем включение в специальный педагогический стаж работы в должности учителя начальных классов независимо от объема выполняемой учебной нагрузки предусмотрено лишь для общеобразовательных учреждений, указанных в пункте 1.1 раздела "Наименование учреждений" списка. Таким образом, законодатель выделяет учителей начальных классов именно общеобразовательных учреждений, несмотря на то, что иные учреждения, предусмотренные разделом "Наименование учреждений" списка также относятся к образовательным учреждениям и реализуют образовательные программы. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1997 г. N 1117 утверждено Типовое положение «Об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении (далее по тексту Положение). Настоящее Положение является типовым для государственных и муниципальных оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении (санаторных школ-интернатов, санаторно-лесных школ, санаторных детских домов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). На основе настоящего Типового положения оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении (далее именуется - учреждение), разрабатывает свой устав. (п. 1 Положения). Пунктами 16-20 Положения предусмотрено, что учреждение реализует образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Образовательный процесс в учреждении осуществляется на основе учебного плана, разрабатываемого и утверждаемого учреждением самостоятельно, и регламентируется расписанием занятий, составляемым с учетом лечебно-охранительного режима, предусматривающего проведение комплекса профилактических и лечебных мероприятий с детьми. Режим дня, обеспечивающий научно обоснованное сочетание обучения, труда, лечения и отдыха, составляется с учетом продолжительности пребывания детей в учреждении. Продолжительность каникул устанавливается в течение учебного года не менее 36 календарных дней, летом - не менее 10 недель. Для обучающихся в первом классе в течение года устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Трудовое воспитание детей осуществляется на основе соединения обучения с приобретением трудовых навыков с учетом медицинских показаний и рекомендаций врачей-специалистов учреждения. В учреждении могут создаваться различные клубы, секции, кружки, студии и другие объединения по интересам. В соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании учреждение может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать платные дополнительные образовательные услуги за рамками соответствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов. Пунктами 36-40 Положения предусмотрено, что лечебно-оздоровительные, реабилитационные, санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия, направленные на оздоровление детей, осуществляются в учреждении штатными медицинскими или закрепленными за учреждением органами здравоохранения медицинскими работниками, а также педагогическими работниками учреждения. В своей работе медицинские работники руководствуются соответствующими нормативными и методическими материалами органов здравоохранения. Под руководством врачей-специалистов в учреждении проводятся лечебно-оздоровительные и реабилитационные мероприятия, направленные на профилактику рецидивов болезни и улучшение здоровья детей. Учреждение помимо осуществления медико-оздоровительных программ и гарантированного объема бесплатной медицинской помощи может оказывать в установленном порядке дополнительно платные лечебные услуги. Занятия по лечебной физкультуре проводятся инструктором лечебной физкультуры или преподавателем, имеющим соответствующую подготовку. Режим дня устанавливается с учетом максимального пребывания детей на воздухе, где предусматривается проведение уроков и внеклассных мероприятий, большой перемены и дневной сон. Принятие процедур, определенных курсом лечения, планируется для каждого ребенка индивидуально при условии согласования с расписанием занятий. В целях охраны здоровья детей в период проведения лечения медицинские работники могут рекомендовать детям со сниженной работоспособностью щадящий режим с предоставлением дополнительных дней отдыха в течение недели, а также выделение одного дня в неделю на проведение занятий физической культурой, спортивных мероприятий на воздухе, прогулок, походов, посещение выставок. В учреждении на каждого ребенка заводится медицинская карта, выписка из которой выдается родителям (законным представителям) по окончании срока пребывания ребенка в учреждении. Контроль за организацией и проведением комплекса реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий в учреждении осуществляется органами управления здравоохранением по месту нахождения данного учреждения. Органы управления здравоохранением оказывают помощь учреждению в укомплектовании его штата медицинским персоналом, повышении квалификации медицинских работников, привлечении научно-исследовательских и медицинских институтов для оказания консультативной помощи и во внедрении современных методов лечебно-оздоровительной работы. Таким образом, любое оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении реализует образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, а также осуществляет лечебно-оздоровительные, реабилитационные, санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия, направленные на оздоровление детей. То есть в любом оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении данные направления деятельности осуществляются, и в Уставе об организации образования и оздоровления указывается отдельно, поскольку это разные направления деятельности. Однако п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, выделяет работу в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в пункте 1.1 раздела "Наименование учреждений", несмотря на реализацию общеобразовательных программ также и в оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении. Поэтому, по мнению суда, п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" к правоотношениям сторон не применим, независимо от доводов представителя истца о наличии, по ее мнению, в Санаторной школе-интернате школы как структурного подразделения. Иное толкование поставило бы в неравное положение учителей начальных классов данной Санаторной школы-интерната и других оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, которые, безусловно, также реализуют общеобразовательные программы в специально отведенных для этих целей зданиях или помещениях. Факт расположения помещений, где реализуются образовательные программы в отдельном от спального корпуса здании, тарификации в отдельных тарификационных списках школьных работников и медицинских работников; составление отдельных планов работы школы, по мнению суда, в рассматриваемой ситуации юридического значения не имеет. Кроме того, суд не считает установленным, что Кожевникова В.М. возможно отнести к учителям начальных классов. "ОК 009-2003. Общероссийский классификатор специальностей по образованию", утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 30.09.2003 N 276-ст различает музыкальное образование (код 050601) – учитель музыки (код 65) и педагогику и методику начального образования (код 050708) – учитель начальных классов (код 65). Кожевников В.М. не был учителем музыки именно в начальных классах. Он преподавал музыку как в начальных, так и в средних классах, при этом преимущественно в средних классах. На основании изложенного исковое заявление Кожевникова В.М. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение ) в городе Сарапуле и Сарапульском районе Удмуртской Республики, Отделению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по Удмуртской Республике о восстановлении пенсионных прав удовлетворению не подлежит. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд, Р Е Ш И Л: Исковое заявление Кожевникова В.М. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение ) в городе Сарапуле и Сарапульском районе Удмуртской Республики, Отделению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по Удмуртской Республике о восстановлении пенсионных прав оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме через районный суд. Решение в окончательной форме изготовлено судьей на компьютере 27 марта 2012 года. Судья Стех Н.Э.