о признании незаконным исключения из списков очередников на получение жилых помещений



Дело №2-4630/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20.12.2011 г. Октябрьский районный суд г.Ижевска

в составе:

председательствующего судьи Михалева А.А.

при секретаре Мулланурове М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Овечкина С.А. к Управлению муниципального жилья Администрации г.Ижевска и Министерству строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики о признании незаконным исключения из списков очередников, восстановлении в очереди на получение жилых помещений, признании права на получение государственного жилищного сертификата,

У С Т А Н О В И Л

Овечкин С.А. обратился в суд с иском к Управлению муниципального жилья Администрации г.Ижевска и Министерству строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики о признании незаконным исключения из списков очередников, восстановлении в очереди на получение жилых помещений, признании права на получение государственного жилищного сертификата. Исковые требования мотивированы тем, что истец уволен с военной службы с зачислением в запас. Постановлением Администрации г.Ижевска истец был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Истец снялся с регистрационного учета по прежнему месту жительства: <адрес>. Поскольку по прежнему месту жительства осталась проживать <данные изъяты>, данная квартира не была сдана, а истцу не была выдана справка квартирно-эксплуатационного органа об этом. Истец обратился с заявлением о включении в число участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Истец был включен в сводный список участников подпрограммы на 2008г. Решением рабочей группы Минстроя УР истцу было оказано в выдаче государственного жилищного сертификата в связи с отсутствием справки о сдаче жилья по последнему месту военной службы. <дата> истец вновь обратился с заявлением о включении в состав участников подпрограммы. Администрация г.Ижевска письмом от <дата> ответила, что истец исключен из списка очередников на получение жилых помещений (ГЖС) в связи с непредставлением всех необходимых документов. Данное исключение истец считает незаконным, поскольку он не имеет возможности сдать квартиру по месту службы и предоставить справку об этом по независящим от него причинам, поскольку в ней осталась проживать его бывшая жена. Указанное исключение нарушает права истца на получение жилого помещения.

В судебное заседание истец не явился, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истца.

В судебном заседании представитель истца поддержала исковые требования в полном объеме, представитель ответчиков иск не признали.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, исследовав материалы гражданского дела <номер> и гражданского дела <номер> Октябрьского районного суда г.Ижевска, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что решением Октябрьского районного суда г.Ижевска от <дата> Овечкину С.А. было оказано в иске к Администрации г.Ижевска о признании права на получение государственного жилищного сертификата и возложении обязанности по его выдаче. Данное решение вступило в законную силу. Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики (далее Минстрой УР) был привлечен к участию в этом деле в качестве третьего лица. В связи с этим и в соответствии со ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные указанным судебным решением не подлежат повторному доказыванию, поскольку в настоящем деле участвуют те же лица.

Указанным судебным решением установлено, что на основании приказа <номер> от <дата> истец Овечкин С.А. был уволен с военной службы с зачислением в запас по статье 51 пункта 2 подпункта «а» Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» в связи с организационно-штатными мероприятиями. Стаж военной службы истца составил 24 года 2 месяца 11 дней.

Постановлением Администрации г.Ижевска от <дата> истец был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

<дата> истец снялся с регистрационного учета по месту службы по адресу: <адрес>.

<дата> брак между истцом и О.Е.Г.. прекращен на основании решения суда.

В указанном выше жилом помещении проживают <данные изъяты> истца О.Е.Г. и <данные изъяты> О.П.С.

<дата> истец обратился в Администрацию г.Ижевска с заявлением о включении его в число участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. На основании данного заявления, а также заявления истца от <дата> о выдаче ГЖС в 2008г., истец был включен в сводный список участников подпрограммы на 2008г.

Решением рабочей группы Минстроя УР от <дата> истцу отказано в выдаче ГЖС в связи с отсутствием в его учетном деле справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы.

Истец проживает в жилом доме, принадлежащем его <данные изъяты>.

Кроме того, данным решением суда установлено, что истец утратил право пользования жилым помещением по последнему месту военной службы в связи с прекращением семейных отношений с бывшей супругой, в связи с выездом из него на другое постоянное место жительства. В связи с этим суд установил факт отсутствия у истца жилого помещения для постоянного проживания.

При рассмотрении настоящего дела установлено, что <дата> истец вновь обратился в Администрацию г.Ижевска с заявлением о включении в состав участников подпрограммы.

Администрация г.Ижевска ответом от <дата> сообщила истцу о том, что он исключен из списков очередников на получение жилых помещений в связи с непредставлением необходимых документов.

Жилищные условия истца на день рассмотрения спора не изменились, истец по-прежнему не имеет жилого помещения для постоянного проживания.

Изложенные обстоятельства подтверждаются материалами дела, пояснениями сторон.

В соответствии со ст. 15 ФЗ от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих":

Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

В соответствии Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153:

п.3. Сертификаты выпускаются государственным заказчиком подпрограммы в соответствии с графиком выпуска и распределения сертификатов на соответствующий год, утверждаемым Правительством Российской Федерации, в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Формы бланков сертификатов и порядок их заполнения утверждаются государственным заказчиком подпрограммы по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. Государственный заказчик подпрограммы определяет порядок учета, хранения и уничтожения бланков сертификатов.

п.5. Право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации (далее - граждане):

а) военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях:

военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;

п.19. Для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложению N 1(1) с приложением следующих документов….

п.21. Органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.

По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы.

В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения.

О принятом решении гражданин уведомляется в порядке, установленном органом исполнительной власти.

п.22. Основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является:

б) непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил;

п.24. В целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.

Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.

Принятие органом местного самоуправления указанного заявления после 1 июля года, предшествующего планируемому, не допускается.

Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

п.26. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список), на планируемый год по форме согласно приложению N 2, утверждает его и представляет государственному заказчику подпрограммы (на бумажном носителе и в электронном виде). Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане - участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту.

п.44. Для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет следующие документы:

з) справка квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилого помещения по последнему месту военной службы (службы) - для граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 5 настоящих Правил, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или собственниками жилых помещений;

В соответствии с приведенными нормами истец, уволенный с военной службы, имеет право на обеспечение жильем в избранном месте жительства. Как установлено судом, истец был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в <дата>. Администрацией г.Ижевска истец был исключен из списка на получение жилых помещений. При этом какого либо решения об этом не принималось. Истцу об исключении из списков было сообщено письмом от <дата>

Рассматривая законность исключения истца из списков очередников по мотиву непредставления необходимых документов, суд исходит из положений приведенных выше положений Правил, в соответствии с которыми отсутствие справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилого помещения по последнему месту военной службы не является безусловным основанием для отказа в предоставлении жилья или выдаче ГЖС. Указанным выше решением суда установлено, что истец не имеет жилья, утратил право пользования жилым помещением по последнему месту службы и имеет право на обеспечение жильем. Поскольку истец был исключен из очереди на получение жилья в связи с отсутствием указанной справки, данное решение об исключении является незаконным. Поскольку учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложено на Администрацию г.Ижевска, то именно на данного ответчика должна быть возложена обязанность восстановить истца в очереди на получение жилья. Исковые требования к Администрации г.Ижевска в данной части подлежат удовлетворению.

Поскольку Минстрой УР списки нуждающихся в улучшении жилищных условий не составляет, истца из данного списка не исключал, в удовлетворении иска в данной части к этому ответчику должно быть отказано.

Исковые требования о признании права на получение государственного жилищного сертификата не соответствуют требованиям закона и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Из приведенных выше положений Правил следует, что возникновение права на получение ГЖС обусловлено не только постановкой в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий, также подачей заявления об участии в подпрограмме и включением в сводный список участников подпрограммы. При этом указанный список формируется до 1 сентября года, предшествующего планируемому году. Поскольку 1 сентября текущего года прошло, сводный список составлен, а истец не был в него включен, а также за истцом не может быть признано право на получение ГЖС. Такое право у истца возникнет в случае подачи им заявления в 2012г, т.е. его участия в подпрограмме в 2013г. Признание за истцом права на получение ГЖС без указания года в котором он такой сертификат может получить противоречит положениям Правил, а также исключает исполнимость такого решения.

В связи с удовлетворением иска в части с Администрации г.Ижевска в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате госпошлины пропорционально удовлетворенной части исковых требований в сумме 400 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л

Исковые требования Овечкина С.А. к Управлению муниципального жилья Администрации г.Ижевска удовлетворить частично.

Признать незаконным исключение Управлением муниципального жилья Администрации г.Ижевска Овечкина С.А. из очереди на получение жилых помещений по подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным Законодательством «Федеральной целевой программы» «Жилище» на 2011-2015 годы».

Обязать Управление муниципального жилья Администрации г.Ижевска восстановить Овечкина С.А. в очереди на получение жилых помещений по подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным Законодательством «Федеральной целевой программы» «Жилище» на 2011-2015 годы».

Исковые требования Овечкина С.А. к Управлению муниципального жилья Администрации г.Ижевска удовлетворить о признании права на получение государственного жилищного сертификата оставить без удовлетворения.

Исковые требования Овечкина С.А. к Министерству строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики о признании незаконным исключения из списков очередников, восстановлении в очереди на получение жилых помещений, признании права на получение государственного жилищного сертификата оставить без удовлетворения.

Взыскать с Управления муниципального жилья Администрации г.Ижевска в пользу Овечкина С.А. расходы по оплате госпошлины в сумме <данные изъяты> рублей.

Мотивированное решение будет изготовлено в течение 5 дней.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме в Верховный суд УР через районный суд.

Решение изготовлено в совещательной комнате на компьютере судьей Михалевым А.А.

Председательствующий судья Михалев А.А.

Решение в окончательной форме изготовлено 10.01.2012г.