Дело 2-462/12 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 16 марта 2012 г. г.Ижевск Октябрьский районный суд г.Ижевска Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Плеханова А.Н., при секретаре Кашицыной А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коковихина С.Ю. к Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике о признании незаконным отказа во включении в состав участников программы «Жилище» на 2011 -2015 годы, возложении обязанности по включению в состав участников программы «Жилище» на 2011 -2015 годы, У с т а н о в и л: Коковихин С.Ю. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике (далее по тексту МВД по УР) о признании незаконным отказа во включении в состав участников программы «Жилище» на 2011 -2015 годы, возложении обязанности по включению в состав участников программы «Жилище» на 2011 -2015 годы. Требования мотивировал следующим. Коковихин С.Ю. проходил службу в органах внутренних дел, уволен <дата> приказом <номер> л/с от <дата> по п. «З» ч.7 ст.19 Закона РФ «О милиции» ( по ограниченному состоянию здоровья). Продолжительность службы составила <дата>. Согласно списка сотрудников ОВД по <адрес> нуждающихся в улучшении жилищных условий с <дата> состоит в очереди в межмуниципальном отделе МВД России <адрес> на получение жилого помещения. <дата> истец направил ответчику заявление с просьбой включить в состав участников программы «Жилище» на 2011 -2015 годы. Письмом от <дата> <номер> ответчик отказал истцу во включении в состав участников программы «Жилище» на 2011 -2015 годы, в связи с тем, что должность истца финансировалась за счёт республиканского бюджета. В судебном заседании Коковихин С.Ю. доводы и требования, изложенные в иске, поддержал, просил иск удовлетворить. Представитель МВД по УР Сингатуллина Л.Н. действующая на основании доверенности, иск не признала, просила оставить его без удовлетворения. Суду пояснила, что Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к нижеследующему. В период с <дата> по <дата> Коковихин С.Ю. проходил службу в органах внутренних дел на должностях среднего и старшего начальствующего состава, при этом в периоды: с <дата> по <дата> – <данные изъяты> ОВД <адрес> (содержался за счёт средств бюджета Удмуртской Республики); с <дата> по <дата> –<данные изъяты> ОВД <адрес> (содержался за счёт средств бюджета Удмуртской Республики); с <дата> по <дата> –<данные изъяты> ОВД <адрес> (содержался за счёт средств федерального бюджета); с <дата> по <дата> –<данные изъяты> ОВД <адрес> –оперативный дежурный дежурной части штаба (содержался за счёт средств бюджета Удмуртской Республики); с <дата> по <дата> –<данные изъяты> ОВД по <адрес> (содержался за счёт средств бюджета Удмуртской Республики). С <дата> Коковихин С.Ю. состоит на учете по месту службы в Межмуниципальном отделе МВД России <адрес> в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Приказом министра внутренних дел Удмуртской Республики от <дата> <номер> л/с ( редакции приказа от <дата> <номер> л/с) <данные изъяты> милиции Коковихин С.Ю. – <данные изъяты> ОВД по <адрес> уволен <дата> из органов внутренних дел по пункту «З» ч.7 ст.19 Закона РФ «О милиции» (по ограниченному состоянию здоровья). Выслуга лет Коковихина С.Ю. в календарном исчислении по состоянию на <дата> составляет <данные изъяты> <дата> Коковихин С.Ю. обратился в МВД по УР заявлением о выдаче ему государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории Удмуртской Республики и с заявлением о включении в состав участников программы «Жилище» на 2011 -2015 годы. Письмом от <дата> <номер> МВД по УР уведомило Коковихина С.Ю. о том, что он не имеет право на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы. Изложенные обстоятельства подтверждены в суде исследованными доказательствами и сторонами по делу не оспариваются. Разрешая заявленные Коковихиным С.Ю. исковые требования, исходя из указанных истцом оснований и предмета иска, суд приходит к следующим выводам. В соответствии со статьями 12 и 56 ГПК РФ при подготовке дела и в судебных заседаниях судом определялись обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения настоящего дела и распределялось бремя их доказывания. При этом на истца была возложена обязанность по представлению доказательств в обоснование своих исковых требований, доказательств в подтверждение изложенных в иске обстоятельств, в том числе доказательств подтверждающих права истца на участие в программе «Жилище» на 2011 -2015 годы, права на получение государственного жилищного сертификата, нарушения жилищных прав истца ответчиком, предоставления истцом в адрес МВД по УР необходимых документов для включения в состав участников программы «Жилище» на 2011 -2015 годы. На ответчика возложена обязанность по предоставлению доказательств, в обоснование своих возражений на заявленные исковые требования. Истцом суду не представлена достаточная совокупность относимых допустимых и достоверных доказательств, влекущих удовлетворение заявленных исковых требований, при этом суд исходит из следующего. Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года г. N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, которой установлено, что мероприятия Программы, связанные с финансированием за счет средств федерального бюджета, будут реализовываться в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", а также в рамках мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан. Основным механизмом реализации подпрограммы является предоставление сертификатов, удостоверяющих право гражданина - участника подпрограммы на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения. Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, будет осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации за счет финансового обеспечения, предоставляемого из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субвенций. Согласно подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы одним из наиболее эффективных способов жилищного обеспечения указанных категорий граждан является механизм предоставления за счет средств федерального бюджета социальных выплат для приобретения жилья посредством предоставления государственных жилищных сертификатов (далее - сертификаты). Гражданами - участниками подпрограммы являются: граждане, имеющие право на получение социальной выплаты и принявшие решение участвовать в подпрограмме, предоставление социальной выплаты которым осуществляется федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и принявшие решение участвовать в подпрограмме, обеспечение жилыми помещениями которых осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по выбору гражданина в форме предоставления жилого помещения (в собственность бесплатно или по договору социального найма), приобретенного (построенного) за счет субвенции, либо единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет субвенции (далее - единовременная денежная выплата). Право на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации, государственные обязательства по обеспечению жильем которых за счет средств федерального бюджета установлены федеральным законодательством: военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, а также граждане, подлежащие отселению из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйствования; граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях; граждане, прибывшие на постоянную работу по контракту в расположенные на территории комплекса "Байконур" организации, финансируемые за счет средств федерального бюджета, и увольняемые (уволенные) с работы на комплексе "Байконур", основаниями для увольнения которых являются (явились) выход на пенсию по возрасту, либо ликвидация предприятия (учреждения, организации), либо сокращение численности или штата работников, либо состояние здоровья; граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий; граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Основным механизмом реализации подпрограммы является предоставление сертификатов, удостоверяющих право гражданина - участника подпрограммы на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения. Порядок выпуска и реализации сертификатов регламентируется Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы"(далее по тексту Правила). Согласно пункту 2 Правил, государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения. Согласно пункту 3 Правил, сертификаты выпускаются государственным заказчиком подпрограммы в соответствии с графиком выпуска и распределения сертификатов на соответствующий год, утверждаемым Правительством Российской Федерации, в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Согласно подпункту «А» пункта 5 Правил, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют: а) военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях: военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более; сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более; военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по истечении срока контракта или по семейным обстоятельствам, указанным в подпункте "в" пункта 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", и граждане, уволенные с военной службы по этим основаниям, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 20 лет и более, и состоящие на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти; сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более; сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более; граждане, уволенные с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы (службы) которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти; граждане, уволенные со службы в федеральных органах налоговой полиции с правом на пенсию, состоявшие на учете нуждающихся в жилых помещениях в указанных органах и принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах внутренних дел по месту их пенсионного обеспечения; члены семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), проходивших военную службу по контракту, и содержавшихся за счет средств федерального бюджета сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) в период прохождения военной службы (службы), которые приобрели право на обеспечение жилыми помещениями до гибели (смерти) военнослужащего (сотрудника) и состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти. При этом вдовы (вдовцы) указанных граждан имеют право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, до повторного вступления в брак; члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, которые приобрели право на обеспечение жилыми помещениями до гибели (смерти) гражданина, уволенного с военной службы, и состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти. При этом вдовы (вдовцы) указанных граждан имеют право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, до повторного вступления в брак; Согласно пункту 6 Правил, в рамках подпрограммы, получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание. Согласно пункту 9 Правил военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, подлежащие увольнению (увольняемые) с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), приобретают право на получение сертификата в течение последнего года военной службы (службы). Согласно пункту 10 Правил в общую продолжительность военной службы (службы) включается суммарная продолжительность военной службы по контракту и призыву, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета. В силу положений ст.3 и 4 ГПК РФ судебной защите подлежит лишь нарушенное (оспоренное) право. Между сторонами имеется спор о праве Коковихина С.Ю. на получение социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы. Обосновывая свои исковые требования, истец приводит доводы о незаконности отказа МВД по УР во включении его в состав участников федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы. Между тем необходимой совокупности доказательств в обоснование своих исковых требований, доказательств в подтверждение изложенных в иске обстоятельств о незаконности отказа МВД по УР во включении Коковихина С.Ю. в состав участников программы «Жилище» на 2011 -2015 годы, равно как и доказательств подтверждающих нарушение прав истца ответчиком Коковихин С.Ю. в судебное заседание не предоставил. Напротив, в судебном заседании установлено, что Коковихин С.Ю. на учете в органах местного самоуправления в качестве нуждающегося в жилых помещениях не состоит. Коковихин С.Ю. не является увольняемым сотрудником органов внутренних дел, поскольку на момент обращения к ответчику <дата> был уже уволен из органов внутренних дел. Кроме того, общая продолжительность службы истца в календарном исчислении на должностях содержащихся за счет средств федерального бюджета составляет менее 10 лет. Доказательств опровергающих данные выводы суда истец Коковихин С.Ю. в судебное заседание не предоставил, таковых в материалах гражданского дела не имеется. Вышеизложенное позволяет суду сделать вывод о том, что Коковихин С.Ю. не соответствует критериям установленным для граждан – участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, не имеет права быть включенным в состав участников федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы. С учетом изложенного, требования Коковихина С.Ю. к МВД по УР о признании незаконным отказа во включении в состав участников программы «Жилище» на 2011 -2015 годы, возложении обязанности по включению в состав участников программы «Жилище» на 2011 -2015 годы удовлетворению не подлежат. Поскольку в удовлетворении иска истцу отказано, то понесенные им судебные расходы, возмещению в соответствии со статьями 98 ГПК РФ не подлежат. Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд Р е ш и л: Исковые требования Коковихина С.Ю. к Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике о признании незаконным отказа во включении в состав участников программы «Жилище» на 2011 -2015 годы, возложении обязанности по включению в состав участников программы «Жилище» на 2011 -2015 годы оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Верховный суд Удмуртской Республики через районный суд. Решение в окончательной форме принято <дата>. Председательствующий судья А.Н. Плеханов