о восстановлении пенсионных прав



Дело №2-427/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 января 2012 года г. Ижевск УР

Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:

председательствующего судьи Стех Н.Э.,

при секретаре Самохваловой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Давкова А.И. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Якшур-Бодьинском районе Удмуртской Республики, Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) по Удмуртской Республике о восстановлении пенсионных прав,

У С Т А Н О В И Л:

Давков А.И. (далее по тексту истец) обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Якшур-Бодьинском районе Удмуртской Республики (далее по тексту УПФР в Якшур-Бодьинском районе УР, ответчик), Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) по Удмуртской Республике (далее по тексту Отделение, ответчик) о восстановлении пенсионных прав.

Иск мотивирован тем, что <дата> истец обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии. Однако ответчик отказал ему в досрочном назначении пенсии.

Истец просит:

1. признать незаконным решение УПФР в Якшур-Бодьинском районе УР (далее – решение) <номер> от <дата> об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости и письма Отделения <номер>-Д/1729 от <дата> и <номер>-Д/1806 от <дата> об отказе в досрочном назначении пенсии;

2. обязать УПФР в Якшур-Бодьинском районе УР и Отделение включить в его специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии, период с <дата> по <дата> (период работы в должности <данные изъяты>) и с <дата> по <дата> (<данные изъяты>»), назначить ему трудовую пенсию по старости с момента обращения в УПФ – <дата>.

Истец Давков А.И. исковые требования полностью поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в иске, просил их удовлетворить. При этом пояснил следующее. «<данные изъяты>» находился в г. Ижевске, занималось строительством в совхозах Удмуртии домов культуры в районных центрах, спецшкол, жилых домов. <данные изъяты> (передвижная механизированная колонна) – структурное подразделение «<данные изъяты>», делилась на участки. Истец работал в Якшур-Бодьинском участке. Школу строили в Якшур-Бодье. В настоящее время «<данные изъяты>» ликвидировано. <данные изъяты> трест «<данные изъяты>» - субподрядчик «<данные изъяты>». Истец, работая там, занимался не строительством, а монтажом оборудования, его приемкой и испытаниями в готовом здании, построенном «<данные изъяты>». На других периодах работы истец не настаивает, запрашивать документы по периодам работы не видит необходимости.

Представитель ответчика – УПФР в Якшур-Бодьинском районе УР, Назарова Н.В., исковые требования Давкова А.И. не признала, пояснив, что за период с <дата> по <дата> в качестве мастера в <данные изъяты> и с <дата> по <дата> в качестве мастера <данные изъяты> треста «<данные изъяты>» истцом не представлено доказательств, подтверждающих занятость на строительных и монтажных работах; кроме того, необходима выработка не менее 80% рабочего времени. После вынесения УПФР в Якшур-Бодьинском районе УР решения об отказе истцу в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, истец представил документы, на основании которых возможно включить в его специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы с <дата> по <дата> <данные изъяты> на твердом топливе <данные изъяты> Треста «<данные изъяты>» продолжительностью 2 месяца 28 дней. Однако, в связи с тем, что само по себе включение в специальный стаж работы истца указанного периода не могло повлиять на вывод об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, оспариваемое истцом решение не было отменено. Истец же, оспаривая решение, на включение в свой специальный стаж периода с <дата> по <дата> не настаивает.

Представитель Отделения, Закирова Г.В., в судебном заседании исковые требования не признала. При этом пояснила, что Отделение не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку не вступает в правоотношения с конкретными гражданами, назначение и выплату пенсии не производит, не наделено полномочиями отмены решений об отказе в назначении пенсии.

Допрошенный в качестве свидетеля Зыкин Г.С. суду показал, что знаком с истцом, вместе с ним работал в <данные изъяты> в Як-Бодье, свидетель каменщиком, затем монтажником и бригадиром, истец – мастером, строили школу, конкретный период совместной работы не назвал.

Выслушав пояснения участников процесса, изучив и проанализировав материалы гражданского дела, суд устанавливает следующие обстоятельства, имеющие значение для дела:

- Давков А.И., <дата> года рождения, <дата> обратился в УПФР в Якшур-Бодьинском районе УР с заявлением о досрочном назначении ему трудовой пенсии по старости как лицу, не менее 6 лет и 3 месяцев проработавшему на работах с тяжелыми условиями труда;

- Решением УПФР Якшур-Бодьинском районе УР <номер> от <дата> Давкову А.И. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, предусмотренной пп.2 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», поскольку было установлено, что специальный стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с занятостью на работах с тяжелыми условиями труда, у него менее 6 лет и 3 месяцев и на дату обращения с заявлением о назначении пенсии составляет 2 года 10 месяцев 08 дней.

В специальный стаж включены периоды:

а) с <дата> по <дата> – производитель работ <данные изъяты>;

б) с <дата> по <дата> – производитель работ <данные изъяты> «<данные изъяты>

в) с <дата> по <дата> – производитель работ <данные изъяты>»;

г) с <дата> по <дата> – производитель работ <данные изъяты>

В специальный стаж не были включены следующие периоды:

а). с <дата> по <дата> в качестве старшего мастера в цехе <номер> <данные изъяты>, поскольку должность старшего мастера разделом XXVII Списка № 2 от 1991 года не предусмотрена – на включение в свой специальный стаж указанного периода истец не настаивает;

2) с <дата> по <дата> в качестве мастера в <данные изъяты>, т.к. отсутствуют документы, подтверждающие занятость заявителя в качестве мастера на строительных пи монтажных работах;

3) с <дата> по <дата> в качестве мастера <данные изъяты> «<данные изъяты> т.к. отсутствуют документы, подтверждающие занятость заявителя в качестве мастера на строительных пи монтажных работах.

Письмами Отделения <номер>-Д/1729 от <дата> и <номер>-Д/1806 от <дата> признана законность решения УПФР в Якшур-Бодьинском районе УР <номер> от <дата>.

Данные обстоятельства установлены в судебном заседании пояснениями участников процесса, представленными доказательствами и сторонами в целом не оспариваются.

Требования истца Давкова А.И. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ (далее по тексту – ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ») определяет основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии. В качестве условий назначения трудовой пенсии по старости в ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» закреплено достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), наличие страхового стажа (не менее пяти лет) (статья 7) и предусмотрено право отдельных категорий граждан на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28).

В силу п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам.

При этом согласно пункта «б» раздела XXIX списка №2, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. №1173, право на досрочное пенсионное обеспечение (за период работы до 01.01.1992 года) предоставляется мастерам (десятникам) и прорабам, занятым на строительстве зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений, шахт, рудников и коммуникаций.

А согласно позиции 2290000б-23419 раздела XXVII списка №2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. №10, право на досрочное пенсионное обеспечение (за период работы после 01.01.1992 года) предоставляется мастерам строительных и монтажных работ.

В соответствии с п. 2, 19 разъяснения Минтруда и Минсоцзащиты населения РСФСР от 8 января 1992 года N 1 "О порядке применения на территории РСФСР Списков N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года", право на пенсию на льготных условиях имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками N 1 и 2, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ судом определены обстоятельства, имеющие значение для дела и распределено бремя доказывания следующим образом: доказательства правомерности досрочного назначения трудовой пенсии по старости с <дата>, в т.ч. факт постоянной занятости истца в периоды с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в должности мастера, выполнение работ в организациях, занятых строительством указанных в разделе XXIX Списка №2 от 1956г. объектов либо (при применении Списка № 2 от 1991 года) в должности мастера строительных и монтажных работ постоянно в течение полного рабочего дня, основание для снижения возраста истца для назначения трудовой пенсии по старости, наличие у истца необходимого страхового стажа и стажа работы с тяжелыми условиями труда для назначения досрочной трудовой пенсии по старости должен был доказать истец; возражения на исковые требования, в случае не согласия с иском, доказательства законности и обоснованности принятия решения об отказе истцу в досрочном назначении трудовой пенсии по старости – должны были доказать ответчики.

Согласно Положению о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденному приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 04 октября 1991 года №190 «Основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в тех случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные записи, либо не содержатся записи об отдельных периодах работы, в подтверждение трудового стажа принимаются справки, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы… и иные документы, содержащие сведения о периодах работы» (п.1.1).

Согласно записям в трудовой книжке истец Давков А.И. работал в спорные периоды:

С <дата> по <дата> работал в <данные изъяты> треста «<данные изъяты>» мастером (записи №<номер> и <номер> трудовой книжки истца), с <дата> по <дата> работал мастером <данные изъяты>» (записи №<номер> и <номер> трудовой книжки истца).

В доказательство изложенных в иске обстоятельств истцом суду представлены архивные справки ГКУ «Государственный архив социально-правовых документов Удмуртской Республики» <номер> от <дата> и <номер> от <дата>. Из указанных архивных справок усматривается, что должность, которую занимал Давков А.И. в <данные изъяты> Строительно-монтажного треста «<данные изъяты>», в приказах о его приеме и увольнении и лицевых счетах значилась как «мастер»; его заработная плата с августа <данные изъяты> года по <данные изъяты> года составляла ежемесячно <данные изъяты> руб., в <данные изъяты> года <данные изъяты> руб., в <данные изъяты> года <данные изъяты> руб., в <данные изъяты> года – <данные изъяты> руб., в т.ч. отпуск <данные изъяты> руб. и <данные изъяты> руб.

Из показаний свидетеля Зыкина Г.С. усматривается, что в период совместной работы Зыкина Г.С. и Давкова А.И. в <данные изъяты>, ПМК<данные изъяты> занималось строительством школы в Як-Бодье. Период такой совместной работы не уточнен.

Показания свидетеля Зыкина Г.С. суд не может положить в основу судебного решения, так как согласно ст.60 ГПК РФ, ч.3 ст. 13 ФЗ от 17 12.2001 «О трудовых пенсиях в РФ» обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания (в данном случае письменными доказательствами), не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В силу п. 3 ст. 13 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

Истец, будучи уведомленным судом о своем праве ходатайствовать о запросе доказательств во исполнение своего бремени доказывания, собирать доказательства не пожелал. В том числе им не было представлено доказательств того, что документы за спорные периоды не сохранились и причины их утраты.

При отсутствии доказательств обстоятельств, бремя доказывания которых возложено на истца, суд принимает решение об отказе истцу в иске.

Кроме того, суд отмечает, что истец просит назначить ему пенсию с <дата>, хотя обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости только <дата>. Вместе с тем, согласно пункту 1 статьи 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Оспаривая решение УПФР в Якшур-Бодьинском районе УР (далее – решение) <номер> от <дата>, истец не принял во внимание, что указанное решение не содержит выводов пенсионного органа о возможности включения в специальный стаж истца, дающий право досрочного назначения трудовой пенсии по старости, периода с <дата> по <дата>, и не настаивал на включении в свой специальный трудовой стаж указанного периода. Вместе с тем, без учета периода с <дата> по <дата>, продолжительность спорных периодов и периодов работы, зачтенных ответчиком в специальный стаж истца, в совокупности менее необходимых для назначения трудовой пенсии по старости 6 лет и трех месяцев.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Давкова А.И. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Якшур-Бодьинском районе Удмуртской Республики, Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) по Удмуртской Республике о восстановлении пенсионных прав оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через районный суд.

Решение в окончательной форме изготовлено судьей на компьютере 06.02.2012 года.

Судья Стех Н.Э.