Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 27 февраля 2012 года Октябрьский районный суд г. Ижевска УР в составе: председательствующего судьи Нуриевой В.М., при секретаре Филипповском Е.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мезиной Н.Ф., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей: <данные изъяты> к Администрации г. Ижевска о предоставлении жилого помещения, у с т а н о в и л: Мезина Н.Ф., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей: <данные изъяты> обратилась в суд с иском к Администрации г.Ижевска о предоставлении жилого помещения. Исковые требования мотивированы тем, что истец является собственником 1\4 доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, пе<адрес>, в котором проживает с двумя несовершеннолетними детьми. 26.10.2010 года на основании распоряжения и.о. Главы Администрации Ленинского района г. Ижевска, указанный дом признан непригодным для проживания, что создает угрозу жизни и здоровью истцов. Кроме того, истец включена в список граждан, имеющих право на внеочередное получение жилья, как лицо, страдающая тяжелыми формами хронических заболеваний. Изложенные обстоятельства, по мнению истца, являются основанием для возложения на ответчика обязанности по предоставлению истцам благоустроенного жилого помещения – отдельной квартиры общей площадью не менее 53,2 кв.м. В судебное заседание истец не явилась, о дате и времени рассмотрения дела была надлежащим образом извещена, в суд представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Суд рассмотрел дело в отсутствие истца в соответствии со ст. 167 ГПК РФ. Представитель истца – Беркутов С.Г., действующий в судебном заседании на основании нотариально удостоверенной доверенности, требования по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении, поддержал, просил их удовлетворить. Представитель ответчика - Администрации г. Ижевска Мельников Г.В., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, указав, что жилой дом находится в собственности истца, бремя содержания жилья лежит на собственнике, жилое помещение, в котором проживает истец не находится в муниципальной собственности, истец состоит в очереди на улучшение жилищных условий, как лицо, страдающее тяжелым заболеванием, в этой связи жилье ей будет предоставлено в порядке очередности и по мере поступления денежных средств на эти цели. Выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав представленные сторонами доказательства, изучив материалы гражданского дела, суд признает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). В соответствии с пунктом 1 части 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. В соответствии с пунктом 3 ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания. В силу ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. На основании ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В судебном заседании установлено, что истец является собственником 1\4 доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, пе<адрес> на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданного нотариусом г. Ижевска УР Сундуковой О.П. <дата>, реестровый номер 1198, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним <дата> сделана запись регистрации <номер>. В соответствии с п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 47 от 28.01.2006 г., признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. В силу п. п. 42, 46, 47 названного Положения указанная комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принимая по результатам рассмотрения заявления или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, одно из предусмотренных п. 47 Положения решение либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения. Юридически значимым обстоятельством по данному делу является тот факт, что жилое помещение, которое истец и члены его семьи в настоящее время занимают, непригодно для проживания. <дата> Администрация Ленинского района г.Ижевска направила в адрес собственников спорного жилого дома письмо, в котором сообщила, что после предоставления необходимых документов, будет проведена оценка соответствия жилого помещения по адресу: <адрес>, пе<адрес> установленным требованиям межведомственной комиссией. Заключением межведомственной комиссии при Администрации Ленинского района г.Ижевска № 28 от <дата> принято решение о несоответствии жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, пе<адрес>, требованиям предъявляемым к жилому помещению, указанным а п.10 ( общий износ дома- 71 % ), Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2005 года № 47 и признании его непригодным для проживания. Распоряжением и.о. главы администрации Ленинского района г. Ижевска N 1551 от <дата> вышеуказанный дом признан непригодным для проживания. Доводы представителя Администрации г.Ижевска о том, что жилой дом в котором проживает истец находится в его собственности, бремя содержания жилья лежит на собственнике, жилое помещение, в котором проживает истец не находится в муниципальной собственности, в связи с чем Администрацией г.Ижевска истцу и ее несовершеннолетним детям не может быть предоставлено вне очереди благоустроенное жилое помещение на условиях социального найма суд признает несостоятельными по следующим основаниям. Жилищное законодательство является составной частью гражданского права и на него в силу ст. 6 ГК РФ распространяется положение об аналогии закона. Положение закона о предоставлении жилого помещения в связи с тем, что жилой дом является непригодным для проживания, не подлежит ремонту и реконструкции должно быть распространено и на граждан, являющихся собственниками данного жилого дома, поскольку эти нормы регулируют сходные отношения. Цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище. Федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении. Такое законодательное регулирование согласуется со ст. 40 ч. 3 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище. Согласно техническому заключению ООО «УдмуртКоммунИнжиниринг» сделаны следующие выводы : На момент обследования техническое состояние несущих и ограждающих конструктивных элементов дома не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, установленным п.10, п.15 «Положения о признании помещения жилым…» (Утверждено постановлением Правительства РФ от 28.01.06г. №47). Наименьшая высота жилых комнат второго этажа от пола до потолка составляет 2,26м комнат первого (цокольного) этажа - 1,75м., что не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, установленным п.22 вышеназванного «Положения…». Уровень пола 1ого этажа находится на 0.52м. ниже уровня планировочной отметки земли, что не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, установленным п.23 вышеназванного «Положения…». Для приведения жилого <адрес>, пе<адрес> в ФИО5 <адрес> к нормативному уровню эксплуатации, необходимо произвести полную разборку здания и с усилением и заменой неисправных конструктивных элементов и инженерных систем на новый материал и оборудование. Комплекс данных мероприятий представляет собой дорогостоящий проект, что с учётом степени капитальности и физического износа дома (71%) определяет экономическую нецелесообразность его выполнения. Кроме того, здание расположено в пределах санитарно-защитной зоны железной дороги. Требованием СНиП 2.07.01-89 установлено расстояние от оси железнодорожного полотна до здания не менее 50 м. Расстояние от центра железнодорожного полотна до жилого <адрес>, пе<адрес>, составляет 6,8м., что является основанием признания данного жилого дома непригодным для проживания в соответствии указанием п.35 "Положения о признании помещения жилым...» (Утверждено постановлением правительства РФ от 28.01.06г. №47). Указанное техническое заключение стороной ответчика в судебном заседании не оспаривалось и принято судом во внимание. Таким образом, суд считает, что проживание истца и ее несовершеннолетних детей угрожает их жизни и здоровью, поскольку конструкции указанного дома исчерпали несущие способности. При разрешении данного спора суд учитывает тот факт, что материалы дела не содержат доказательств тому обстоятельству, что <адрес> стал непригодным для проживания в связи с действиями истца по ненадлежащему содержанию указанного помещения. Поскольку истец и ее несовершеннолетние дети не могут пользоваться указанным выше жилым помещением в силу его непригодности для проживания, следовательно, площадь непригодного жилья не может быть учтена при решении вопроса о предоставлении истцам жилого помещения взамен непригодного для проживания. В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в Определении от 5 марта 2009 года N 376-О-П, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти, в рассматриваемом случае на Администрации г. Ижевска. Кроме того, как указывалось выше, согласно п.п. 1, 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне. В силу ч. ч. 1 - 3 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Вместе с тем в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК) установлено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди. Исходя из положений части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 ЖК, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Жилые помещения по договорам социального найма таким лицам предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации. В соответствии с Обзором законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года, утвержденным Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010 г., граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшие до 1 января 2005 г. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке. Таким образом, за гражданами, не реализовавшими до 1 марта 2005 г. право на обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма, независимо от времени их принятия на учет после указанной даты это право сохраняется. Из статьи 31 Федерального закона N 181-ФЗ следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору. Предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений Жилищного кодекса Российской Федерации. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшие до 1 января 2005 г. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке. Как указывалось выше в настоящее время истец проживает в доме со своими несовершеннолетними детьми: М.Е,С. <дата> года рождения и М.А.С. <дата> года рождения не пригодным для проживания, истец является инвалидом 2 группы с <дата>, бессрочно. На основании решения Администрации Ленинского района г. Ижевска истец состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в Администрации Ленинского района г. Ижевска с 21.08.1998 года. Согласно списка граждан, нуждающихся в жилых помещениях, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения, состоящих на учете в Администрации Ленинского района г.Ижевска на 01 мая 2011 года Мезина Н,Ф. и ее несовершеннолетние дети состоят на учете для улучшениях жилищных условий по<адрес> по двум основаниям: не соответствии санитарным нормам и по постановлению Правительства РФ № 378. В соответствии с медицинским заключением № 2412 от 11.08.2008 года, № 2413 Мезина Н.Ф. по состоянию здоровья в соответствии с постановлением Правительства РФ <номер> от <дата> имеет право на дополнительную площадь. по заболеванию, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых совместное проживание граждан в одной квартире невозможно (хроническое и затяжное психическое расстройство с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями). Таким образом, право на внеочередное получение жилья в связи с изменением законодательства Мезиной Н.Ф. не утрачено. При этом обязанность по обеспечению Мезиной Н.Ф. жилым помещением во внеочередном порядке подлежит возложению на Администрацию г. Ижевска. Кроме того, суд отмечает, что в соответствии с частью 1 статьи 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 49 ЖК РФ). Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 ЖК РФ). В целях реализации Закона Удмуртской Республики от 24 июня 2010 года N 29-РЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" Правительство Удмуртской Республики утвердило Положение о порядке предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, образованных на территории Удмуртской Республики, отдельным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, меры социальной поддержки по обеспечению жильем. На основании данного Положения органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов, что подтверждает вывод суда о наличии у Администрации г. Ижевска обязанности по предоставлению истцу жилого помещения. Рассматривая вопрос о размере жилого помещения, которое подлежит предоставлению Мезиной Н.Ф., суд приходит к следующим выводам. В соответствии с пунктом 2 Перечня заболеваний, дающих лицам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 года N 817, Мезина Н.Ф. имеет право на дополнительную площадь. Размер дополнительной площади определен, в том числе частью 2 статьи 58 ЖК РФ, согласно которой жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне. Право инвалидов на обеспечение жилым помещением общей площадью, превышающей норму предоставления, предусмотрено также статьей 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в соответствии которой инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с пунктом 1.1. Решения Городской думы г. Ижевска от 28.07.2005 N 349 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения на территории города Ижевска" норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в г. Ижевске установлена в размере 13,3 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека. С учетом содержания приведенных выше указанных норм и требований истца на Администрацию г. Ижевска подлежит возложению обязанность по предоставлению Мезиной Н.Ф. с учетом двух несовершеннолетних детей. жилого помещения общей площадью не менее 39,9 кв.м. с учетом ее права на дополнительную площадь в размере не более 13, 3 кв.м. общей площади. Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л: Исковые требования Мезиной Н.Ф., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей М.Е.С,, М.А.С. к Администрации г. Ижевска о предоставлении жилого помещения, удовлетворить. Обязать Администрацию г.Ижевска на условиях договора социального найма предоставить Мезиной Н.Ф. и членам ее семьи М.Е.С,, М.Е.С, отдельное благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, находящееся в черте г.Ижевска, общей площадью 39,9 кв.м., учетом права Мезиной Н.Ф. на дополнительную жилую площадь в размере не более 13,3 кв. м общей площади. Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его вынесения в окончательной форме в Верховный суд УР через районный суд. Решение в окончательной форме изготовлено судьей на компьютере 29 февраля 2012 года. Копию решения направить истцу. Судья В.М. Нуриева