о предоставлении жилого помещения



Дело 2-1174/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 мая 2012 года г.Ижевск

Октябрьский районный суд г.Ижевска Удмуртской Республики

в составе:

председательствующего судьи Плеханова А.Н.,

при секретаре Кашицыной А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Саитова С.В. и Саитовой В.К. к Администрации г. Ижевска о предоставлении жилого помещения,

У с т а н о в и л:

Саитов С.В. и Саитова В.К. обратились в суд с иском к Администрации г.Ижевска о предоставлении жилого помещения. Требования мотивированы следующим.

Истцы на условиях договора социального найма проживают в комнате площадью 19,1 кв.м., расположенной в пятикомнатной квартире общей площадью 91,5 кв.м, общей жилой площадью 70,2 кв.м. по адресу <адрес>4. Саитову С.В. установлена <данные изъяты> группа инвалидности, в связи с имеющимся заболеванием он имеет право на дополнительную площадь в виде отдельной комнаты. В <дата> году Саитов С.В. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Распоряжением Администрации Первомайского района г.Ижевска от <дата> <номер> <адрес> признан непригодным для проживания, подлежащим расселению и сносу. Изложенное является основанием для возложения на ответчика обязанности по предоставлению истцам жилого помещения в виде отдельной благоустроенной двухкомнатной квартиры в черте г.Ижевска с учетом нормы предоставления и права инвалида на получение дополнительной площади.

Определением октябрьского районного суда г.Ижевска от 08 февраля 2012 года к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Управление муниципального жилья Администрации г.Ижевска.

В ходе производства по делу истцами изменены исковые требования и на день рассмотрения дела Саитов С.В. и Саитова В.К. просили суд обязать Администрацию г.Ижевска предоставить истцам жилое помещение в черте г.Ижевска, благоустроенную квартиру общей площадью не менее 39,9 кв. м с учетом права Саитова С.В. на дополнительную площадь не более 13,3 кв.м. (л.д. 42)

В судебном заседании Саитов С.В. и Саитова В.К. доводы и требования, изложенные в иске, поддержали, просили иск удовлетворить.

Представитель Администрации г. Ижевска и Управления муниципального жилья Администрации г.Ижевска Кочетков Ф.В. действующий на основании доверенностей, иск не признал, просил оставить его без удовлетворения в связи с необоснованностью.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к нижеследующему.

Комната площадью 19,1 кв.м. в пятикомнатной квартире общей площадью 91,5 кв.м., в том числе жилой площадью 70.2 кв.м. по адресу <адрес> на условиях социального найма заселена Саитовой В.К. и её сыном Саитовым С.В.

Заключением межведомственной комиссии Администрации Первомайского района г.Ижевска от<дата> жилой дом, распложенный по адресу <адрес> признан непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу.

Распоряжением главы Администрации Первомайского района г.Ижевска от <дата> <номер> жилой дом, распложенный по адресу <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

Распоряжениями главы Администрации Первомайского района г.Ижевска от <дата> Саитов С.В. и от <дата> <номер> Саитова В.К. признаны малоимущими.

Распоряжениями главы Администрации Первомайского района г.Ижевска от <дата> <номер> Саитов С.В. и от <дата> <номер> Саитова В.К. приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых по договору социального найма.

В соответствии со справкой <номер> от <дата> Муниципального учреждения здравоохранения Городская больница <номер> Управления здравоохранения Администрации г.Ижевска Саитов С.В., <дата> года рождения, является инвалидом <данные изъяты> группы, страдает <данные изъяты><данные изъяты>, нуждается в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на основании пункта Постановления Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. N 817.

Иного жилого помещения пригодного для проживания у Саитова С.В. и Саитовой В.К. не имеется.

Изложенные обстоятельства подтверждены в суде исследованными доказательствами и сторонами по делу не оспариваются.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания и подлежит сносу.

Согласно частям 1 и 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

В силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.

Согласно статье 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

В силу части 1 статьи 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьей 87 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиями соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

В части первой статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 г., как следует из части второй названной статьи, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями ст.28.2 Федерального закона N 181-ФЗ, которая в свою очередь предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК) установлено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.

Из статьи 31 Федерального закона N 181-ФЗ следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.

Предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений Жилищного кодекса Российской Федерации.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, признанные малоимущими и вставшие после 1 марта 2005 г. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке.

Кроме того в судебном заседании установлено, что междуведомственная комиссия по результатам обследования дома <адрес> пришла к выводу о его непригодности для проживания, необходимости сноса и расселения дома по причине нахождения строительных конструкций в ограниченно-работоспособном и недопустимом технических состояниях, в связи с чем проведение ремонтных работы по восстановлению конструктивных элементов имеющих, имеющих значительных процент физического износа (60%-65%) и влекущих необоснованные затраты, связанные с приведением дома к современным нормативным требованиям, экономически не целесообразно.

Как указано выше, истцы признаны малоимущими, поставлены на учет с целью улучшения жилищных условий, жилое помещение, в котором проживают истцы, в установленном порядке признано непригодным для проживания. Кроме того, истец Саитов С.В. является инвалидом в связи с наличием у него заболевания, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, имеет право на получение дополнительной жилой площади.

В этой связи у истцов возникло право на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке.

С учетом вышеизложенного, суд принимает решение о предоставлении истцам во внеочередном порядке жилого помещения на состав семьи 2 человека: Саитова В.К. и Саитов С.В.

Обязанность по обеспечению истцов жилым помещением во внеочередном порядке подлежит возложению на Администрацию г. Ижевска в связи с нижеследующим.

В соответствии с частью 3 статьи 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением (часть 4 статьи 57 ЖК РФ).

Таким образом, по смыслу статьи 57 ЖК РФ субъектом предоставления жилья гражданам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях, является орган местного самоуправления, к каковым относится ответчик.

Оснований для освобождения ответчика от обязанности по предоставлению жилья во внеочередном порядке истцам в судебном заседании не установлено, доказательств наличия таковых ответчиком суду не представлено.

Кроме того, суд отмечает, что в соответствии с частью 1 статьи 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 49 ЖК РФ).

Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 ЖК РФ).

В целях реализации Закона Удмуртской Республики от 24 июня 2010 года N 29-РЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" Правительство Удмуртской Республики утвердило Положение о порядке предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, образованных на территории Удмуртской Республики, отдельным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, меры социальной поддержки по обеспечению жильем.

На основании данного Положения органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов, что подтверждает вывод суда о наличии у Администрации г. Ижевска обязанности по предоставлению истцам жилого помещения.

Рассматривая вопрос о размере жилого помещения, которое подлежит предоставлению истцам, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что истцы не имеют жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности.

Как указано выше, на условиях договора социального найма истцы проживают в комнате площадью 19,1 кв.м. Дом в которой находится жилое помещение занимаемое истцами в установленном порядке признан непригодным для проживания.

В соответствии с пунктом 2 Перечня заболеваний, дающих лицам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 года N 817, Саитов С.В. имеет право на дополнительную площадь.

Размер дополнительной площади определен, в том числе частью 2 статьи 58 ЖК РФ, согласно которой жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Право инвалидов на обеспечение жилым помещением общей площадью, превышающей норму предоставления, предусмотрено также статьей 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в соответствии которой инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 1.1. Решения Городской думы г. Ижевска от 28.07.2005 N 349 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения на территории города Ижевска" норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в г. Ижевске установлена в размере 13,3 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.

С учетом содержания приведенных выше норм на Администрацию г. Ижевска подлежит возложению обязанность по предоставлению истцам жилого помещения общей площадью не менее 39, 9 кв.м. с учетом права Саитова С.В. на дополнительную площадь в размере не более 13, 3 кв.м. общей площади.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Иск Саитова С.В. и Саитовой В.К. к Администрации г. Ижевска о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать Администрацию г. Ижевска на условиях договора социального найма предоставить Саитову С.В. и Саитовой В.К. отдельное благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, находя­щееся в черте г.Ижевска, общей площадью не менее 39, 9 кв.м. с учетом права Саитова С.В. на дополнительную площадь в размере не более 13,3 кв.м. общей площади.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Уд­муртской Республики в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме через районный суд.

Решение в окончательной форме принято в совещательной комнате на компьютере и подписано председательствующим судьёй.

Председательствующий судья А.Н. Плеханов