конецформыначалоформыпо иску Щербакова Ю.Н. к Администрации г.Ижевска о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, постановке на очередь



Дело №2-1237 /12

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 мая 2012 г. Октябрьский районный суд г.Ижевска

в составе:

председательствующего судьи В.М.Нуриевой

при секретаре А.А. Беляевой

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Щербакова Ю.Н. к Администрации г.Ижевска о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, постановке на очередь,

У С Т А Н О В И Л:

Щербаков Ю.Н. обратился в суд с иском к Администрации г.Ижевска о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, постановке на очередь.

Исковые требования мотивированы тем, что Щербаков Ю.Н. 03 мая 1990 года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, ос­тавшихся без попечения родителей.

С 2000 по 2007 год воспитывался в школе - интернат № 4 г. Ижевска, был зарегистрирован по адресу: <адрес> квартире бабушки и дедушки. Указанная квартира в последующем родственниками была продана во время нахождения истца в местах лишения свободы.

В настоящее время истец не имеет жилого помещения, вынужден проживать на съемной квартире, в постановке на учет Управление муниципального жилья Администрации г.Ижевска отказало.

В судебное заседание истец не явился, о дате и времени рассмотрения дела был надлежащим образом извещен, в суд представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд рассмотрел дело в отсутствие истца в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Представитель истца Жилин С.В., действующий в судебном заседании на основании нотариально удостоверенной доверенности, исковые требования по обстоятельствам, изложенным в судебном заседании поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить.

Представитель ответчика - Субботин В.В., действующий в судебном заседании на основании доверенности, исковые требования не признал, принципиальных возражений по существу иска не имеет.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

Такое законодательное регулирование согласуется со ст. 40 ч. 3 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользования предусмотрены Гражданским кодексом РФ, Жилищным кодексом РФ, другими правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилого помещения, четко обозначен федеральным законодательством.

Некоторые граждане имеют право на внеочередное получение жилого помещения.

Такой льготой наделены лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они не имеют закрепленного жилого помещения.

В соответствии с частью 3 статьи 49 ЖК РФ - жилые помещения жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предостав­ляются определенным федеральным законом категориям граждан, признанных по ус­тановленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, основаниям нуж­дающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в ус­тановленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным феде­ральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.

Категориям граждан, указанным в части 3 статьи 49 ЖК РФ, могут предостав­ляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в уста­новленном законодательством порядке государственными полномочиями на обес­печение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения му­ниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ (часть 4 статьи 49 ЖК РФ).

Порядок предоставления жилых помещений на условиях договора социального найма определен статьей 57 ЖК РФ, согласно части 2 которой вне очереди жилые по­мещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, ос­тавшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных уч­реждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, ис­полняющих наказание в виде лишения свободы.

Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.

В соответствии с частью 2 пункта 1 статьи 8 Закона №159-ФЗ - дети-сироты и де­ти, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попе­чительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребы­вания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, испол­няющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных со­циальных норм.

В соответствии с ч.1 ст.5 Закона №159-ФЗ, что дополнительные гарантии вышеназванным категориям лиц производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, за счет государственных внебюджетных фондов и других, не запрещенных законом источников.

Кроме того, согласно ст.ст.52, 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы на основании решения органа местного самоуправления.

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна приемная семья).

В связи с чем, обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, состоящих в льготной очереди в Администрации г.Ижевска, возложена действующим законодательством на Администрацию г.Ижевска.

В рассматриваемых правоотношениях в роли органа исполнительной власти по месту жительства выступает Администрация г.Ижевска УР.

Именно на нее также и Законом возложена обязанность по учету по месту жительства детей-сирот, а также по внеочередному предоставлению им жилого помещения.

В ст. 1 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в редакции Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 года, определяются категории лиц, на которых распространяется действие этого Закона.

- это дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

- дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;

- лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

- лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

На необходимость учета имеющихся у государства ресурсов при оказании помощи детям указывает и Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года. Статья 27 Конвенции признает право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, и закрепляет, что государства - участники принимают необходимые меры по оказанию помощи в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей.

Судом установлено, что Щербаков Ю.Н. <дата> года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, ос­тавшихся без попечения родителей.

С 01 июня 1990 года был зарегистрирован по адресу : <адрес>.

Отец Щ.Н.А. умер <дата>.

Мать Ж.Л.В. умерла <дата>.

С 2000 по 2007 год Щербаков Ю.Н. воспитывался в школе - интернат № 4 г. Ижевска, был зарегистрирован по адресу: <адрес>.

С 01.09.2006 года по 30.06.2007 года Щербаков обучался в ГОУ НПО « Профессиональное училище № 21 » г.Ижевска и находился на полном государственном обеспечении.

На 01.09.2006 года временно был зарегистрирован по адресу : <адрес> б ( общежитие).

Письмом Администрации Октябрьского района за № 1-21-831 от 21.05.2001 года указанная выше квартира в соответствии со ст. 60 ЖК РФ была сохранена за несовершеннолетним ФИО2 оставшимся без попечения родителя.

Приговором Октябрьского районного суда г.Ижевска от 06 ноября 2007 года ФИО9 был осужден за совершение преступления, предусмотренного п. а ч. 2 ст. 161 УК РФ, п. а ч. 2 ст. 161 УК РФ, ч. 1 ст. 161 УК РФ к двум годам 3 месяцам лишения свободы в воспитательной колонии.

Согласно письма от 19.12.2008 года за № 23-569 Администрации Октябрьского района г.Ижевска письмо утратило силу на основании закона в связи с достижением Щербаковым Ю.Н. совершеннолетия.

Согласно договору купли - продажи от 05 октября 2009 года квартира, расположенная по адресу: <адрес> была продана, продавец – Ж,С.Н., покупатель ФИО6.

Согласно справки ГЖУ г.Ижевска от 20 ноября 2009 года Щербаков Ю.Н. был снят с регистрационного учета по адресу : <адрес>, 01.10.2009 года.

После освобождения из мест лишения свободы Щербаков Ю.Н. не имеет постоянного места жительства, временно проживает по адресу : <адрес> родственников, в связи с чем представитель истца Жилин С.В. 07.09.2010 года обратился в Управление муниципального жилья Администрации г. Ижевска с заявлением о постановке на учет на внеочередное получение жилья Щербакова Ю.Н. как лица, оставшегося без попечения родителей.

Письмом Управления муниципального жилья Администрации г.Ижевска от 06.10.2010 года за № 1922 –ж в постановке на учет на внеочередное получение жилья Щербакова Ю.Н. как лица, оставшегося без попечения родителей отказано на основании того, что Щербаков Ю.Н. в 2009 году в добровольном порядке снялся с регистрационного учета с закрепленного за ним жилого помещения по адресу : <адрес>, поэтому оснований для постановки Щербакова Ю.Н. в очередь на получение жилья как сироты у Администрации г.Ижевска нет.

Однако указанные доводы Администрации г. Ижевска, суд признает несостоятельными, поскольку в силу закона не могут служит основанием для отказа лица в постановке на учет на внеочередное получение жилья как сироты.

Щербаков Ю.Н. был снят с регистрационного учета по адресу : <адрес>, 01.10. 2009 года будучи находясь в местах лишения свободы, при каких обстоятельствах и что побудило Щербакова Ю.Н. сняться с регистрационного учета, суду неизвестно.

Согласно ответа Управления Росреестра по Удмуртской Республике сведения о наличии в собственности Щербакова Ю.Н. какого - либо имущества отсутствуют.

В соответствии со ст. 52, 57 ЖК РФ органы местного самоуправления ведут учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и распределение жилья.

Приведенными нормами на ответчика возложена обязанность по учету и предоставлению жилья, нуждающимся лицам, в том числе и детям-сиротам.

В соответствии со ст.ст.14,49,50 ГПК РФ сторонам судом было разъяснено, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, стороны пользуются равными правами по представлению доказательств, имеющих значение для дела.

В соответствии с ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается в обосновании своих требований и возражений.

Анализ правовых норм, регулирующих вопросы предоставления жилья лицам из числа детей-сирот и лицам, оставшимся без попечения родителей, фактических обстоятельств дела, установленных судом, а также собранных по делу доказательств, позволяет сделать вывод о том, что для предоставления жилья в порядке п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ необходимо наличие нескольких условий, главным и определяющим из которых является наличие у лица определенного статуса - ребенка-сироты или лица из их числа (ст. 1 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 года).

Факт того, что истец имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей, является лицом нуждающимся в улучшении жилищных условий, ответчиком не оспаривается, право в постановке его на учет на улучшении жилищных условий является нарушенным, в связи с этим Щербаков Ю.Н. имеет право на судебную защиту, т.е. он вправе в судебном порядке требовать в постановке его на учет на улучшении жилищных условий и в последующем в предоставления Администрацией г. Ижевска УР принятых на себя обязательств по предоставлению ему жилого помещения, в связи с чем суд признает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Щербакова Ю.Н. к Администрации г.Ижевска о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, постановке на очередь, удовлетворить.

Признать Щербакова Ю.Н. нуждающимся в улучшении жилищных условий и обязать Администрацию г.Ижевска поставить Щербакова Ю.Н. на учет для получения жилья.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Верховный суд УР через районный суд.

Решение в окончательной форме изготовлено на компьютере судьей Нуриевой В.М. 10 мая 2012 года

Председательствующий судья В.М.Нуриева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200