№ 2-2779/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 9 июня 2012 года Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе: председательствующего судьи Ивановой М.А., при секретаре Рассомахиной О.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Рехтиной Н.Ф. об оспаривании решения органа местного самоуправления, у с т а н о в и л: Рехтина Н.Ф. обратилась в суд с иском к ГУАиГ Администрации г. Ижевска об оспаривании решения органа местного самоуправления – отказа в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>. Требования мотивированы следующим. Истец является собственником вышеуказанного земельного участка с расположенным на нем жилым домом. С целью получения разрешения на строительство индивидуального жилого дома истец обратился в ГУАиГ Администрации г. Ижевска с соответствующим заявлением. В выдаче разрешения на строительство истцу было отказано в связи с расположением земельного участка в красных линиях, а также в санитарно-защитных зонах промышленных предприятий, железных дорог. Заявитель Рехтина Н.Ф., извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. В порядке части 2 статьи 257 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие заявителя. В суде представитель заявителя Рехтиной Н.Ф. – Киселева Е.Г., действующая на основании доверенности, доводы и требования, изложенные в заявлении, поддержала, просила заявление удовлетворить. Представитель заинтересованного лица Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска Зимина М.А. требования не признала в связи с необоснованностью. Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к нижеследующему. Заявитель является собственником жилого дома и земельного участка по адресу: <адрес>. 13.04.2012 г. заявитель обратилась в Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по вышеуказанному адресу. 20.04.2012 г. ГУАиГ Администрации г. Ижевска отказано заявителю в выдаче разрешения на строительство в связи с расположением принадлежащего им земельного участка в красных линиях и в санитарно-защитных зонах промышленных предприятий, железных дорог. Изложенные обстоятельства подтверждены в суде исследованными доказательствами. В силу части 1 статьи 254 ГПК РФ граждане вправе оспорить в суде решение органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы. Согласно статье 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления. Заявителем оспаривается решение ГУАиГ об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома от 20.04.2012 г. С заявлением об оспаривании указанного решения он обратился в суд 31.05.2012 г., то есть в пределах установленного срока. Рассматривая требования заявителя по существу, суд исходит из нижеследующего. Заявленный истцом спор о признании незаконными действий должностных лиц носит публично-правовой характер, однако, учитывая, что истец обратился в суд порядке искового производства и действующее гражданское процессуальное законодательство не содержит запрета на рассмотрение данного дела в порядке искового производства, суд полагает необходимым рассматривать данный спор и давать ему оценку в полном объеме с учетом особенностей, предусмотренных главой 25 ГПК РФ. Данный вывод суда согласуется с правовой позицией Верховного Суда РФ, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" (далее по тексту - Постановление от 10 февраля 2009 года N 2). Так, в пункте 9 данного Постановления указано, что судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления). Согласно пункту 25 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия). В соответствии с частью 4 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешения на строительство выдаются органом местного самоуправления. Аналогичное положение содержит статья 44 Устава Администрации г. Ижевска, в соответствии с которой выдача разрешений на строительство относится к компетенции Администрации г. Ижевска. Согласно Положения о Главном управлении архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска следует, что выдача разрешений на строительство при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, осуществляется Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска. Таким образом, ГУАиГ Администрации г. Ижевска обладает полномочием по принятию решений об отказе в выдаче разрешений на строительство. Рассматривая вопрос о соответствии отказа в выдаче заявителю разрешения на строительство индивидуального жилого дома, суд приходит к нижеследующему. В соответствии с пунктом 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Согласно пункту 1 статьи 260 ГК РФ лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте. Гражданское и земельное законодательство допускают ограничение прав собственника земельным участком только в предусмотренных законом случаях. В частности, исходя из содержания пунктов 2 и 1 статьи 40 Земельного кодекса РФ и пункта 1 статьи 260 Гражданского кодекса РФ, собственник земельного участка имеет право возводить жилье в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением градостроительных регламентов. Ограничения прав собственника должны быть предусмотрены в законе и известны собственнику. В рассматриваемом случае в отношении земельного участка, принадлежащего заявителю на праве собственности, какие-либо ограничения его прав не существует, что усматривается, в том числе из кадастрового паспорта земельного участка, в котором разрешенное использование обозначено для эксплуатации и обслуживания жилого дома. Отсутствуют сведения об ограничении прав заявителя и в свидетельстве о государственной регистрации его права на земельный участок. Согласно пунктам 1 и 2 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны. Градостроительный план земельного участка, утвержденный приказом Администрации г. Ижевска "Об утверждении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером <номер> по <адрес>" от 21 марта 2012 года, определяет правовой режим земельного участка для застройки. Правила землепользования и застройки города Ижевска, утвержденные решением Городской Думы г. Ижевска 27.11.2007 г. №344 определяя территориальные зоны, не содержат ограничения прав собственников по возведению объектов индивидуального строительства в зависимости от территориальных зон. Согласно подпунктам 2 и 6 пункта 7 вышеназванных Правил градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны. Земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. При этом суд отмечает, что в положениях статьей 2, 18 и 51 Градостроительного кодекса РФ также не содержится запрета на осуществление и возведение жилого дома, но предусмотрено, что строительство жилого дома должно осуществляться на основе градостроительных норм, а разрешение на строительство должно подтверждать соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка. В соответствии с кадастровым планом земельного участка по <адрес> разрешенным видом использования является эксплуатация и обслуживание жилого дома, что не противоречит градостроительному паспорту земельного участка. С учетом изложенного суд приходит к выводу об отсутствии оснований для запрета в осуществлении заявителем строительства нового индивидуального дома по <адрес> Отказ в выдаче разрешения на строительство свидетельствует об ограничении права собственника без предусмотренных на то законных оснований.. д приходит к выводу об отсутствии оснований для запрета в осуществлении истцом строительства нового индив Нахождение части земельного участка в красных линиях, в планируемых границах территории общего пользования, также не препятствует заявителю осуществить строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем ему земельном участке по следующим основаниям. В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Пункт 12 вышеприведенной нормы к территориям общего пользования относит территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары). Судом установлено, что в 2000 году спорный земельный участок был предоставлен для эксплуатации жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства. Из кадастрового плана не следует, что земельный участок расположен на землях общего пользования. Красные линии в рассматриваемом случае являются планируемыми, а не существующими, так как пересекают земельный участок заявителя в месте расположения жилого дома и хозяйственных построек, которые возведены предыдущими собственниками домовладения с разрешения компетентного органа, право собственности заявителя на данные объекты недвижимости зарегистрировано в установленном законом порядке. В силу пункта 6 статьи 56 Земельного кодекса РФ ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Вместе с тем красные линии, на наличие которых ссылается орган местного самоуправления, в установленном законом порядке не зарегистрированы. Нахождение части земельного участка в санитарно-защитных зонах промышленных предприятий, железных дорог, также не препятствует заявителю осуществить строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем ему земельном участке по следующим основаниям. В соответствии с пунктом 2.2 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" (приложение), утвержденных постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 г. № 64 участок, отводимый для размещения жилых зданий, должен: - находиться за пределами территории промышленно-коммунальных, санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, первого пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Учитывая то, что участок заявителю был предоставлен и отведен для строительства жилого дома до введения в действие данных правил, земельный участок первоначально предоставлялся под строительство индивидуального жилого дома, занят жилым домом и хозяйственными постройками, никогда не являлся местом общего пользования, а также отсутствие государственной регистрации красных линий, отказ в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома является незаконным. Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд Заявление Рехтиной Н.Ф. об оспаривании решения органа местного самоуправления удовлетворить. Признать незаконным отказ Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска от 20.04.2012 г. в выдаче Рехтиной Н.Ф. разрешения на строительство индивидуального жилого дома. Возложить на Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска обязанность по выдаче Рехтиной Н.Ф. разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>. Решение может быть обжаловано в течение месяца в Верховный суд УР через районный суд. Решение изготовлено председательствующим на компьютере в совещательной комнате. Председательствующий судья М.А. Иванова