о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-2587/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 июля 2012 года

Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:

председательствующего судьи Ивановой М.А.,

при секретаре Рассомахиной О.Б.,

с участием старшего помощника прокурора Индустриального района г.Ижевска Пушина И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Индустриального района г.Ижевска, действующего в интересах Владыкиной Е.П., к Администрации г. Ижевска о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л :

Прокурор Индустриального района г. Ижевска, действующий в интересах Владыкиной Е.П., обратился в суд с иском к Администрации г. Ижевска о предоставлении жилого помещения. Требования мотивированы следующим.

Владыкина Е.П. относится к категории лиц <данные изъяты>, состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях в Администрации города. Жилого помещения на условиях социального найма или на праве собственности истец не имеет. С учетом вышеизложенного ответчик должен предоставить истцу жилое помещение в г. Ижевске в пределах нормы предоставления – 18 кв.м. общей площади.

В судебное заседание помощник прокурора Индустриального района г. Ижевска Пушин И.Ю. представил заявление об отказе от исковых требований в полном объеме. Отказ от иска принят судом, о чем вынесено определение.

Владыкина Е.П. исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить. Пояснила, что она зарегистрирована по адресу: <адрес>, но не проживает, поскольку это является общежитием, комнату сдает брат другим людям, ее туда не пускают.

Представитель Администрации г. Ижевска – Кулябина М.С., действующая на основании доверенности, иск не признала, просила оставить его без удовлетворения в связи с необоснованностью. Пояснила, что с братом Владыкиной Е.П. Иутиным И.В. в 2006 году был заключен договор найма жилого помещения в общежитии, сама Владыкина Е.П. была вселена и зарегистрирована в данное помещение в качестве члена семьи нанимателя. В настоящее время общежитие передано в муниципальную собственность, и в силу положений ст. 7 ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса РФ», к заключенному договору применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма. Поскольку Владыкина Е.П. не подходила в Администрацию г. Ижевска, с ней не могли заключить договор социального найма, однако она имеет в пользовании на условиях социального найма жилое помещение по адресу: <адрес>.

Выслушав объяснения явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к нижеследующему.

Владыкина Е.П. (<дата>) относятся к категории <данные изъяты>.

В 2010 г. Владыкина Е.П. выбыла из состава воспитанников МОУ «Школа-интернат № 2».

24.02.2004 г. истец поставлен на учет для получения жилого помещения в Администрации г. Ижевска на основании Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

По состоянию на 20.06.2012 г. состоит в списке внеочередников под номером 34.

Между Иутиным И.В. (братом Владыкиной Е.П.) и комитетом муниципального жилья Администрации г. Ижевска 18.08.2006 г. был заключен договор найма жилого помещения в общежитии по адресу: <адрес>, сама Владыкина Е.П. была вселена в данное помещение в качестве члена семьи нанимателя, и 05.09.2006 г. зарегистрирована в данном помещении по месту жительства.

На основании постановления мэра г. Ижевска от 04.06.2001 г. № 219/4 жилой дом по адресу: <адрес> передано в собственность муниципального образования «город Ижевск».

Изложенные обстоятельства подтверждены в суде исследованными доказательствами.

Частью 3 статьи 40 Конституции РФ установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма.

Категории лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья в порядке очередности, предусматривается федеральными законами и законами субъектов РФ.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Закон так же предусматривает, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Аналогичное положение содержит часть 1 статьи 3 Закона УР от 06.03.2007 N2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Таким образом, исходя из толкования указанных норм закона следует, что для реализации права на получение жилой площади, необходимо наличие следующих условий:

- статус ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей,

- отсутствие закрепленного жилого помещения,

- окончание пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания и т.д.,

Одновременно данные обстоятельства должны быть установлены в совокупности.

Суд отмечает, что в законодательстве отсутствует понятие закрепленного жилого помещения, а также условия, при которых жилое помещение может быть закреплено за детьми, оставшимися без попечения родителей. Вместе с тем системный анализ норм жилищного законодательства позволяет суду сделать вывод о том, что жилое помещение может быть закреплено за категорией лиц, к числу которых относится истица, лишь в случае наличия у этих лиц права постоянного (бессрочного) пользования жилым помещением.

Согласно статье 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ, к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Из данной правовой нормы следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Судом установлено, что имеющееся в пользовании у Владыкиной Е.П. жилое помещение находится в муниципальной собственности, истец зарегистрирована по указанному адресу по месту жительства в качестве члена семьи его нанимателя Иутина И.В., приходящегося ей братом. Из объяснений Владыкиной Е.П. следует, что ей известно о данном жилом посещении, она не проживает в нем в связи с наличием других проживающих без законных оснований лиц.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что у истца возникло право пользования вышеуказанным жилым помещением на условиях договора социального найма.

Поскольку договор был заключен с Иутиным в 2006 году, а Владыкину Е.П. поставили на учет для получения жилого помещения в Администрации г. Ижевска в 2004 году, когда о наличии данных обстоятельств органу местного самоуправления не было известно, соответственно в настоящее время отсутствуют основания для оставления Владыкиной Е.П. на учете для внеочередного получения жилья на основании ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Наличие у истца на праве пользования по договору социального найма жилого помещения исключает обязанность органа местного самоуправления по предоставлению ей жилья, в связи с чем заявленные Владыкиной Е.П. требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск Владыкиной Е.П. к Администрации г. Ижевска о предоставлении жилого помещения оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Уд­муртской Республики в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через районный суд.

Решение в окончательной форме изготовлено председательствующим 19 июля 2012 года.

Председательствующий судья М.А. Иванова