о признании незаконными бездействия органагосударственной власти



Дело № 2-785/12

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 сентября 2012 года

Октябрьский районный суд г.Ижевска в составе:

Председательствующего судьи Стех Н.Э.

при секретаре Самохваловой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Дедюховой И.А. о возложении обязанности на Федеральную службу РФ по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) исключить Дедюхову И.А. из Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму,

У С Т А Н О В И Л:

Дедюхова И.А. обратилась в суд с заявлением о возложении обязанности на Федеральную службу РФ по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) исключить Дедюхову И.А. из Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее по тексту Перечень).

Заявление мотивировала следующим. Приговором Октябрьского районного суда г. Ижевска от <дата> она была осуждена по ч. 1 ст. 282 УК РФ (приговор вступил в законную силу в ноябре 2011 года). Обратившись в отделение Сбербанка № 8618/086 (<адрес>), Дедюхова И.А. узнала, что счет заблокирован и операции по нему невозможны в связи с Постановлением Росфинмониторинга о приостановлении операций на основании включения Дедюховой И.А. в Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму. Действия Росфинмониторинга считает незаконными, поскольку осуждена за преступление небольшой тяжести, не связанное с экстремистской деятельностью и терроризмом, а за публичное письмо Президенту РФ в защиту несовершеннолетней девочки, пострадавшей в августе 2010 года в детском лагере «Дон», имеет постоянное место работы, ученую степень и не имеет нелегальных доходов. Блокирование счетов Дедюховой И.А. нарушает ее гражданские права и противоречит целям Федерального закона № 115-ФЗ от 07.08.2001 года «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

В судебное заседание Дедюхова И.А., представители заинтересованных лиц – Росфинмониторинга и ОАО «Сбербанк России», будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте судебного заседания, не явились, просили рассмотреть дело в свое отсутствие. Дело рассмотрено в отсутствие участвующих в деле лиц в порядке п. 2 ст. 257 ГПК РФ.

Представитель Росфинмониторинга, Богданова О.В., представила отзыв, в котором указала следующее. Перечень формируется на основании в том числе п.п. 2 п. 2.1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ от 07.08.2001 года «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в соответствии с которым основанием для включения организации или физического лица в Перечень является вступивший в законную силу приговор суда о признании лица виновным в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 280, 282, 282.1, 282.2 и 360 УК РФ, и пункта 2 Положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.01.2003 года № 27 (далее – Положение), которым Росфинмониторингу предписано включать в Перечень и исключать из него организации и (или) физических лиц в случае получения от государственных органов, указанных в п. 3 Положения, информации о наличии оснований, предусмотренных пунктами 2.1 и 2.2. статьи 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Таким органом в соответствии с п. 3 Положения в том числе является Генеральная прокуратура Российской Федерации, предоставившая на основании своих указаний от 05.12.2007 № 193/27, письмом Прокуратуры Удмуртской Республики от 04.07.2012 № 26-11-2012 информацию о физических лицах, привлеченных к уголовной ответственности за преступления экстремистской направленности за 2011 год и 1 полугодие 2012 года.

Основания для исключения заявителя из Перечня отсутствуют.

Росфинмониторинг постановление о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом в отношении заявителя не выносил.

Представитель ОАО «Сбербанк России», Столярова О.Ю., представила отзыв, в котором указала, что согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу п. 1 Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденного Указом Президента РФ от 13.06.2012 N 808, федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию в этой сфере, по координации соответствующей деятельности других федеральных органов исполнительной власти, а также функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и распространения оружия массового уничтожения, по выработке мер противодействия этим угрозам.

Пунктом 2 Положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.01.2003 N 27, Федеральная служба по финансовому мониторингу включает в перечень и исключает из него организации и (или) физических лиц в случае получения от государственных органов, указанных в пункте 3 настоящего Положения, информации о наличии оснований, предусмотренных пунктами 2.1 и 2.2 статьи 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

<дата> года Октябрьским районным судом г.Ижевска постановлен приговор в отношении Дедюховой И.А., которым последняя признана виновной по ст.282 ч.1 УК РФ, в публичном распространении сведений с использованием сети Интернет, унижающие неопределенный круг лиц (группы лиц) по национальному признаку – принадлежности к чеченской и еврейской национальности.

Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Удмуртской Республики от <дата> приговор Октябрьского районного суда г.Ижевска от <дата> оставлен без изменения.

Прокуратура Удмуртской Республики письмом <номер> от <дата> направила в Росфинмониторинг информацию о физических лицах, привлеченных к уголовной ответственности за преступления экстремистской направленности за 2011 год и 1 полугодие 2012 года, среди которых значится Дедюхова И.А.

Кроме того, сведения о Дедюховой И.А. как о лице, привлеченном к уголовной ответственности за преступления экстремистской направленности за 1 полугодие 2012 года, содержатся в письме Прокуратуры Удмуртской Республики <номер> от <дата>, направленном в в Росфинмониторинг.

Пунктом 2.1. (подпункт 2) ст. 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», основаниями для включения организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, являются в том числе вступивший в законную силу приговор суда Российской Федерации о признании лица виновным в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 280, 282, 282.1, 282.2 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации.

При этом в силу п.п. 2 и 8 п. 2.2 ст. 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», основаниями для исключения организации или физического лица из перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, являются: отмена вступившего в законную силу приговора суда Российской Федерации о признании лица виновным в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 280, 282, 282.1, 282.2 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, и прекращение производства по уголовному делу в отношении данного лица по основаниям, дающим право на реабилитацию; наличие документально подтвержденных данных о погашении или снятии судимости с лица, осужденного за совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 280, 282, 282.1, 282.2 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, признание лица виновным в совершении преступления, предусмотренного статьей 282 Уголовного кодекса Российской Федерации, является безусловным основанием для включения заявителя в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, независимо от обстоятельств совершенного преступления.

При этом ст. 2 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» носит общий характер, основания для включения организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму содержит ст. 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Статьей 1 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" определено понятие экстремистской деятельности (экстремизма), к которой отнесены: насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ; публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения; воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения; совершение преступлений по мотивам, указанным в п.«е» ч.1 ст.63 УК РФ; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения; публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения; публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением; организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению; финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

Поэтому доводы Дедюховой И.А. о том, что преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 282 УК РФ не имеет отношения к экстремистской деятельности, безосновательны.

Последствием включения заявителя в Перечень, в силу п. 2 ст. 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» является обязательный контроль за операциями с денежными средствами или иным имуществом в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

Безусловно, указанная мера предусмотрена в целях обеспечения безопасности государства и не противоречит ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.

Статьей 8 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» предусмотрено, что при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция, сделка связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или с финансированием терроризма, уполномоченный орган направляет соответствующие информацию и материалы в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией.

Уполномоченный орган издает постановление о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом, указанных в пункте 2 статьи 6 настоящего Федерального закона, на срок до 30 суток в случае, если информация, полученная им в соответствии с пунктом 10 статьи 7 настоящего Федерального закона, по результатам предварительной проверки признана им обоснованной.

По решению суда на основании заявления уполномоченного органа операции по банковским счетам (вкладам), а также другие операции с денежными средствами или иным имуществом организаций или лиц, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридических лиц, прямо или косвенно находящихся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физических или юридических лиц, действующих от имени или по указанию таких организации или лица, приостанавливаются до отмены такого решения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Каких-либо данных о том, что в отношении Дедюховой И.А. Росфинмониторингом издано постановление о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом, в материалах дела не имеется, Росфинмониторинг издание такого постановления отрицает, ОАО «Сбербанк России» на такое постановление также не ссылается, не представлено постановление о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом и самим заявителем. В связи с изложенным, доводы Дедюховой И.А. о том, что приостановление операций с ее денежными средствами связаны с действиями Росфинмониторинга, не нашли в судебном заседании своего подтверждения.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Дедюховой И.А. о возложении обязанности на Федеральную службу РФ по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) исключить Дедюхову И.А. из Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд УР в течение месяца со дня его вынесения через районный суд.

Решение в окончательной форме изготовлено на компьютере и подписано председательствующим судьей 01 октября 2012 года.

Председательствующий судья Стех Н.Э.