Исковое заявление Чумаковой Л.Н. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Алнашском районе Удмуртской Республики, Отделению пенсионног



Дело №2-2335 /12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 июня 2012 года г. Ижевск

Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:

председательствующего судьи Карповой О.П.,

при секретаре Костылевой К.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чумаковой Л.Н. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Алнашском районе Удмуртской Республики, Отделению пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) по Удмуртской Республике о восстановлении пенсионных прав,

У С Т А Н О В И Л:

Чумакова Л.Н. (далее по тексту – истец) обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Алнашском районе Удмуртской Республики (далее по тексту – УПФР в Алнашском районе УР, ответчик), Отделению пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) (далее по тексту - ОПФР, ответчик) о восстановлении пенсионных прав.

Иск мотивировала тем, что она 27 января 2012 года обратилась в УПФР за назначением досрочно трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему лечебную деятельность в учреждениях здравоохранения в сельской местности и поселках городского типа не менее 25 лет. Решением УПФР <номер> от 07 февраля 2012 года ей отказано в досрочном назначении пенсии, поскольку, по мнению Управления, ее специальный стаж составил менее 25 требуемых лет. Не согласившись с указанным решением, она обжаловала его в Отделение ПФР, однако вышестоящий орган решением от 04 апреля 2012 года <номер>-Ч/637, оставил решение Управления об отказе в назначении пенсии без изменения.

Данные решения считает незаконными, так как ее специальный медицинский 25-летний стаж на момент обращения за назначением пенсии включает в том числе следующие периоды:

с 03 апреля 1989 года по 25 июля 1999 года (10 лет 03 месяца 23 дня) включены ответчиков в календарном исчислении, подлежит дополнительно включению 02 года 06 месяцев 28 дней, поскольку в данный период истец работала в сельской местности,

с 26 июля 1999 года по 31 октября 1999 года (03 месяца 06 дней) подлежит включению, поскольку санаторий «Варзи-Ятчи», в котором она работала в качестве медицинской сестры, является санаторием для больных с нарушениями опорно- двигательного аппарата, с учетом льготы, подлежит дополнительно включению 24 дня, всего 04 месяца,

с 01 ноября 1999 года по 27 января 2012 года (12 лет 02 месяца 27 дней) подлежит включению, поскольку санаторий является санаторием для больных с нарушениями опорно – двигательного аппарата.

Просила признать незаконным решение УПФР в Алнашском районе УР (далее по тексту – решение) <номер> от 07 февраля 2012 года, решение ОПФР <номер>-Ч/637 от <дата> об отказе ей в досрочном назначении трудовой пенсии по старости и назначить трудовую пенсию по старости бессрочно со дня обращения за ее назначением.

Истец Чумакова Л.Н. в судебное заседание не явилась, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие. Дело в соответствии со ст.167 ГПК РФ, рассмотрено в ее отсутствие.

Представитель истца Камалова З.Г., действующая на основании доверенности, поддержала требования в полном объеме, при этом суду пояснила, что Чумакова Л.Н., <дата> года рождения, 27 января 2012 года обратилась за назначением пенсии как медицинский работник, осуществлявший лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности в соответствии с п.п.20 п.1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях», в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Алнашском районе Удмуртской Республики. По обращению истца Управлением 7 февраля 2012 года вынесено решение <номер>, которым отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, зачтено в специальный стаж 12 лет 10 месяцев 21 день. Считая названный отказ незаконным, истец обратилась в вышестоящий орган по отношению к органу, вынесшему отказное решение - Отделение Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по Удмуртской Республике. Отделение письмом <номер> от апреля 2012 года подтвердило правильность отказного решения Управления.

Вынесенные решения Управления и Отделения судом не могут быть признаны законными, поскольку на момент обращения с заявлением о назначении пенсии 27 января 2012 года у Чумаковой Л.Н. имелся необходимый стаж для назначения пенсии.

Ответчиком в рамках Закона РСФСР №340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР» постановлений Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года №464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья дает право на пенсию за выслугу лет» и Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», включены следующие периоды работы истца в сельской местности в льготном исчислении 1 год работы за 1 год 3 месяца:

с 03 апреля 1989 года по 25 июля 1999 года - медсестрой санатория <данные изъяты> составляющие в сумме 12 лет 10 месяцев 21 день с учетом работы в сельской местности и применения льготы по исчислению стажа 1 год работы за 1 год 3 месяца.

Истец считает, что подлежат включению следующие периоды работы:

с <дата> года по <дата> года - медсестрой санатория <данные изъяты> в размере 12 лет 6 месяцев 27 дней:

1) с <дата> года по <дата> года - 3 месяца 6 дней в календарном исчислении + 24 дня льготного исчисления на основании постановления СМ РСФСР №464 от 06 сентября 1991 года, всего 4 месяца.

2) с <дата> года по <дата> года -12 лет 2 месяца 27 дней на основании постановлений Правительства РФ №1066 и №781 от 22 сентября 1999 года и 29 октября 2002 года соответственно.

При включении спорного периода на момент обращения у истца было 25 лет 5 месяцев 18 дней медицинского стажа работы в сельской местности.

Спорный период работы ответчиками не зачтен ввиду организационно-правовой формы лечебного учреждения, в котором работала истец, в форме общества с ограниченной ответственностью и не лечению граждан по профилям, предусмотренным в постановлениях Правительства РФ <номер> и <номер>.

Представленными ООО «Санаторий «Варзи-Ятчи» документами подтверждается неизменность деятельности санатория как лечебной организации независимо от его организационно-правовой формы и лечение больных преимущественно с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, т.е. по одному из профилей, работа при которых дает право медицинским работникам таких санаториев претендовать на назначение пенсии досрочно: Уставом санатория 1991 года, до изменения организационно-правовой формы, действовавший до 26 июля 1999 года, и Уставами санатория с 26 июля 1999 года по 2009 года подтверждаются неизменность организации лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата преимущественно природными лечебными факторами в сочетании с лечебной физкультурой, лицензиями от 21 ноября 1996 года, от 01 ноября 2001 года, 14 сентября 2006 года и 14 сентября 2011 года, подтверждаются облечивание по профилям: терапия, неврология, ортопедия, мануальная терапия, рефлексотерапия, медицинский массаж, физиотерапия, лечебная физкультура, предполагающим такое лечение в соответствии со Стандартом санаторно-курортной помощи больным с болезнями костно-мышечной системы и соединительной ткани, утвержденного приказом Минздрава РФ №208 от 22 ноября 2004 года, планом специализации санатория, из которого усматривается профиль санатория, который был и до изменения организационно-правовой формы, медицинскими отчетами санатория за 1998 - 2000 годы, отражающими неизменность профиля санатория до и после изменения организационно-правовой формы, штатными расписаниями санатория за 1999 год, подтверждающие неизменность контингента врачей и среднего медперсонала, независимо от изменения организационно-правовой формы, тарификационными списками среднего медперсонала за периоды до изменения организационно-правовой формы и после, доказывающие как неизменность количественного состава работников, так и начисления заработной платы.

Представитель ответчика УПФР в Алнашском районе УР в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие. Дело в соответствии со ст. 167 ГПК, рассмотрено в его отсутствие.

До судебного заседания был представлен письменный отзыв, в котором указано, что Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Алнашском районе Удмуртской Республики исковые требования Чумаковой Л.Н. не признает в полном объеме по следующим основаниям.

Согласно пункту 2 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173- ФЗ законодатель делегировал право Правительству Российской Федерации утверждать списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначаются указанные виды пенсии. Это означает, что правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются не все медицинские работники, а только те, которые работают в определенных должностях и учреждениях, предусмотренных указанными Списками.

В рамках предоставленных законом полномочий, постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утверждены Список должностей и учреждений, а также Правила исчисления периодов работы, с учетом которых определяется право на данный вид пенсии. Данный Список составлен по принципу исчерпывающего перечня и расширенному толкованию не подлежит. В связи с этим органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, не вправе произвольно толковать данный нормативный документ и оценивать такие факторы как характер и условия труда, исходя из аналогии.

Так, в п.21 раздела «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений от 29 октября 2002 года № 781 предусмотрены санатории (курорты), в том числе детские, конкретного профиля работы, а именно: для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологические.

Согласно приложению к лицензии № 329 от 21 ноября 1996 года в санатории «Варзи-Ятчи» санаторно-курортное лечение осуществляется по профилям: терапия, неврология, педиатрия, гинекология, физиотерапия, лечебная физкультура, диетология, стоматология, терапевтическая, традиционная медицинская деятельность, иглорефлексотерапия, массаж, косметология терапевтическая, то есть ни один из профилей данного санатория не предусмотрен указанным Списком от 29 октября 2002 года № 781.

Следует также отметить, что за периоды до вступления в силу нового Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ, с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П, право на назначение данного вида пенсии может быть определено в соответствии с нормативными документами, действовавшими до введения в действие нового правового регулирования, т.е. на 31 декабря 2001 года.

В частности за периоды работы до 01 ноября 1999 года применялось постановление Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464. В соответствии с данным постановлением право на выслугу лет предоставлялось врачам и среднему медицинскому персоналу лечебно-профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений. При отнесении того или иного учреждения к лечебно-профилактическим или санитарно-эпидемиологическим применяется Номенклатура учреждений здравоохранения. Номенклатурами учреждений здравоохранении, утвержденными приказами Министерства здравоохранения, предусмотрены санатории, детские санатории, санатории-профилактории без указания конкретного профиля, следовательно, периоды работы медицинских работников во врачебных должностях и должностях среднего медицинского персонала в данных учреждениях, имевшие место до 01 ноября 1999 года, подлежат зачету в стаж и дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

За периоды работы после 01 ноября 1999 года применялся Список должностей и учреждений, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066. Данный список также составлен по принц исчерпывающего характера и в нем указаны те же санатории с указанием конкретного профиля деятельности, что и в Списке от 29 октября 2002 года № 781.

Кроме того, следует отметить, что законодатель в пп.20 п.1 ст.27 Закона от 17 декабря 2001 года № 1734 определил единственную организационно-правовую форму - учреждение. С 26 июля 1999 года организационно правовая форма санатория «Варзи-Ятчи» - общество с ограниченной ответственностью. Статьей 120 ГК РФ определено, что «учреждение» - это организация, созданная собственником для управленческих, социальных, культурных или иных функций некоммерческого характера. Согласно Уставу от 26 июля 1999 года основными видами деятельности санатория «Варзи-Ятчи» являются: оказание медицинско - оздоровительных платных услуг населению, организация продажи путевок и курсовок, разработка, добыча и реализация лечебных грязей, минеральных и пресных вод юридическим и физическим лицам, торгово-закупочная деятельность рекламная деятельность, производство и реализация товаров народного потребления и прочей продукции, то есть одной из основных видов деятельности санатория также является и коммерческая. Следовательно, ООО «Санаторий Варзи-Ятчи» не является учреждением в том понимании, как вкладывает в понятие «учреждение» законодатель во всех Списках, соответственно, работа медицинских работников в данной организации с 26 июля 1999 года не может быть засчитана в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, из-за несоответствия организационно - правовой формы учреждения. Просили в иске отказать.

Представитель ответчика ОПФР Закирова Г.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, надлежащим образом была извещена о времени и месте судебного заседания, дело рассмотрено в ее отсутствие, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав участников процесса, изучив и проанализировав материалы гражданского дела, суд устанавливает следующие обстоятельства, имеющие значение для дела:

Чумакова Л.Н., <дата> года рождения, согласно сведениям трудовой книжки, с <дата> по <дата> работала в санатории <данные изъяты> в качестве

медицинской сестры (приказ <номер> от <дата>),

медицинской сестры гинекологического кабинета (приказ <номер> от <дата>),

дежурной медицинской сестры дежурного кабинета (приказ <номер> от <дата>),

палатной медицинской сестры (приказ <номер> от <дата>),

медицинской сестры диетической (приказ <номер> к/л от <дата>).

27 января 2012 года Чумакова Л.Н. обратилась в УПФР в Алнашском районе УР с заявлением о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости как работнику, не менее 25 лет осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности.

Решением УПФР <номер> от <дата> Чумаковой Л.Н. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, предусмотренной пп.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», поскольку ответчиком установлено, что специальный стаж, в связи с лечебной деятельностью, у нее менее 25 лет и составляет 12 лет 10 месяцев 21 день.

При этом из стажа лечебной деятельности ответчиком исключены период:

с <дата> по <дата>, когда истец работала в должности медицинской сестры ООО «Санатория «Варзи-Ятчи».

Данные обстоятельства установлены в судебном заседании пояснениями участников процесса, представленными доказательствами и сторонами в целом не оспариваются.

Руководствуясь п.3 ст.196 ГПК РФ, суд рассматривает требования истца в рамках заявленного иска, то есть дает оценку лишь тому периоду ее деятельности (далее по тексту - спорный период), на включении которого в свой стаж лечебной деятельности она настаивает.

Требования истца Чумаковой Л.Н. являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ (далее по тексту – ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»), определяющий основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии, в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости закрепляет достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7) и одновременно предусматривает право отдельных категорий граждан на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28).

В соответствии с пунктом 1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 года за №319-ФЗ), трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного статьей 7 возраста, в т.ч. лицам, не менее 25 лет осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности и поселках городского типа, независимо от их возраста (подпункт 20).

Согласно пункту 1 статьи 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (п.2 ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»). Заявление о назначении трудовой пенсии рассматривается не позднее чем через десять дней со дня приема заявления (п.5 ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»).

Вследствие этого обязательными условиями для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, являются подача заявления о назначении пенсии и наличие необходимой продолжительности соответствующей деятельности (специального трудового стажа), подтвержденной соответствующими документами.

Данные юридически значимые обстоятельства истцом выполнены.

Так, судом установлено и не оспаривается ответчиком, что с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста (55 лет), истец обратилась в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, <дата>.

На день обращения истца за назначением пенсии, общая суммарная продолжительность ее лечебной деятельности составляла более 25 лет. Право на назначение пенсии возникло на момент обращения, а именно на <дата>.

При этом период с <дата> по <дата> подлежит включению в льготном исчислении как 1 год за 1 год 03 месяца, период с <дата> по <дата> в календарном исчислении, по следующим основаниям.

Постановлением Главы Администрации Алнашского района Удмуртской Республики <номер> от <дата> санаторий «Варзи-Ятчи» реорганизован в ООО «Санаторий Варзи-Ятчи». При реорганизации цели и предмет деятельности санатория, а именно: диагностика и лечение больных преимущественно природными лечебными факторами в сочетании с лечебной физкультурой, физиотерапией, лечебным питанием и другими методами не изменились. Истец непосредственно до реорганизации санатория исполняла обязанности медицинской сестры дежурного кабинета, а впоследствии в должности палатной медицинской сестры, в настоящее время работает медицинской сестрой диетической. В связи с реорганизацией санатория, условия и характер выполняемой истцом работы фактически не изменились.

Работа истца в указанной должности и осуществление ею в указанный период деятельности, связанной с охраной здоровья населения, ответчиками по существу не оспариваются, подтверждаются имеющимися в материалах дела документами (трудовой книжкой, тарификационными списками работников санатория за 1995-2000 годы, копиями лицевых счетов).

Таким образом, работа истца в период с <дата> по <дата>, осуществляемая в должности медицинской сестры, подлежит зачету в стаж, дающий право на назначение досрочно трудовой пенсии по старости, в порядке, предусмотренном Списком №464, утвержденным постановлением Совета министров РСФСР от 06 сентября 1991 года, предусматривавшим, что в специальный стаж подлежит включению работа врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Применяя к указанному спорному периоду положения постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 №464, суд учитывает правовую позицию, Конституционного Суда РФ, выраженную в постановлении от 29 января 2004 года №2-П о том, что при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ до вступления в силу новых правовых актов могут применяться нормативные правовые акты, в соответствии с которыми исчислялись общий трудовой стаж и специальный трудовой стаж, дававший право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда или пенсию за выслугу лет.

С учетом изложенного, доводы ответчиков о невозможности включения в медицинский стаж истца периода работы с <дата> по <дата> ввиду несоответствия организационно-правовой формы санатория «Варзи-Ятчи» (ООО, а не учреждение), как это формально предусмотрено Списками, суд находит несостоятельными. При этом суд отмечает, что пенсионные правоотношения имеют природу, отличную от гражданских правоотношений, в связи с чем, для целей пенсионного законодательства, лечебно-профилактическое (санитарно-эпидемиологическое) учреждение должно быть таковым по роду своей деятельности, а не по организационно-правовой форме.

Таким образом, в соответствии с п.2 постановления Совета министров РСФСР от 06 сентября 1991 года №464, подлежит включению в стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии, период с <дата> года по <дата> года в льготном исчислении (1 год за 1 год и 3 месяца), который составляет 4 месяца (3 месяца 6 дней (календарно) + 24 дня).

Рассматривая спорный период работы истца с <дата> по <дата>, суд пришел к следующему.

С 01 ноября 1999 года применяется Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, который предусматривает, что правом на досрочную пенсию по старости пользуются врачи-специалисты всех наименований, в том числе руководители структурных подразделений, осуществляющие врачебную деятельность, и средний медицинский персонал в учреждениях - санатории (курорты): для лечения туберкулеза, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных с ревматизмом, психоневрологические.

Истец Чумакова Л.Н. в указанный период и по настоящее время работала и работает медицинской сестрой. Санаторий «Варзи-Ятчи», где в спорный период работала истец, осуществлял и осуществляет лечение (долечивание) больных с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Причем этот профиль является преимущественным.

Эти обстоятельства установлены из письменных объяснений сторон, не оспариваются ответчиками в части соответствия наименования должности, которую занимала и занимает истец Спискам должностей и профессий, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и в части наличия профиля санатория для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, подтверждаются следующими доказательствами:

- выпиской из единого государственного реестра юридических лиц, согласно которой основным видом деятельности ООО «Санаторий Варзи-Ятчи» является деятельность санаторно-курортных учреждений;

- Уставами санатория: Уставом Санатория «Варзи-Ятчи» от <дата>, согласно которому санаторий осуществляет лечение больных с заболеваниями нервной, костно-мышечной систем, гинекологическими и почечными заболеваниями, преимущественно природными лечебными факторами (минеральные воды, лечебная грязь, климат) в сочетании с лечебной физкультурой, физиотерапией, лечебным питанием и другими методами; Уставом ООО «Санаторий Варзи-Ятчи» от <дата>, согласно которому ООО «Санаторий Варзи-Ятчи» является универсальным правопреемником предприятия Санаторий «Варзи-Ятчи», основными видами деятельности которого является диагностика и лечение больных преимущественно природными лечебными факторами в сочетании с лечебной физкультурой, физиотерапией, лечебным питанием, другими методами; Уставами ООО «Санаторий Варзи-Ятчи» в редакции от <дата>, <дата>, где прямо указано, что предметом деятельности общества является лечение больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

- Лицензиями:

1) от <дата> серии А 999476 <номер> со сроком действия до <дата> с приложением, согласно которому санаторию «Варзи-Ятчи» разрешаются медицинская реабилитация и санаторно-курортное лечение по профилям: терапия, неврология, педиатрия, гинекология, физиотерапия, лечебная физкультура, диетология, стоматология, терапевтическая, традиционная медицинская деятельность, иглорефлексотерапия, массаж, косметология терапевтическая,

2) от <дата> серии <адрес> <номер> со сроком действия до <дата> с приложением от <дата>, согласно которому ООО «Санаторий Варзи-Ятчи» разрешаются в том числе следующие виды медицинской деятельности: лечебная физкультура, неврология, педиатрия, терапия, физиотерапия, традиционная медицина: мануальная терапия, медицинский массаж, рефлексотерапия; с приложением от <дата>, согласно которому ООО «Санаторий Варзи-Ятчи» разрешается оказывать работы и услуги по оказанию медицинской помощи по специальности травматология и ортопедия. Суд отмечает, что при смене организационно-правовой формы санатория действующая лицензия 1996 года не отзывалась, санаторий продолжал осуществлять медицинскую и лечебную деятельность на основании этой лицензии,

3) от <дата> серии ФС-1 <номер> со сроком действия до <дата> с приложением <номер>, в соответствии с которым ООО «Санаторий Варзи-Ятчи» разрешены работы и услуги, в том числе санаторно-курортная помощь по направлению травматология и ортопедия.

Согласно приказу Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ от 01 июля 1996 года № 270 «Об утверждении временного перечня видов деятельности, подлежащих лицензированию в РФ», приказу Министерства здравоохранения РФ от 29 апреля 1998 года № 142 «О перечне видов медицинской деятельности, подлежащих лицензированию», приказу Министерства здравоохранения РФ от 26 июля 2002 года № 238 «Об организации лицензирования медицинской деятельности», в перечне видов деятельности, подлежащих лицензированию, не указывается такой вид деятельности как «лечение заболеваний опорно-двигательного аппарата».

Приказами Минсоцздравразвития РФ №№ 208 и 227 от 22 ноября 2004 года утверждены Стандарты санаторно-курортной помощи больным с болезнями костно-мышечной системы и соединительной ткани, согласно которым этим заболеваниям присвоен XIII класс болезней. Коды этих заболеваний по Международному классификатору болезней (МКБ-10) обозначаются с М02 по М99.

К группе таких заболеваний Стандартами отнесены дорсопатии, деформирующие дорсопатии, спондилопатии, болезни мягких тканей, болезни мышц, поражения синовиальных оболочек и сухожилий, другие болезни мягких тканей, остеопатии и хондропатии, нарушения плотности и структуры кости и др.

В соответствии с п. 1.1 Стандартов при лечении по данному классу заболеваний из расчета 21 день применяются в том числе: прием минеральных вод, воздействие грязью, грязевые ванны, ванны минеральные и др., воздействие ультразвуком, воздействие магнитными полями, мануальная терапия, массаж, диетическая терапия, рефлексотерапия и др. То есть, используются те виды лечения, которые, согласно уставным документам и лицензиям, осуществляются ООО «Санаторий Варзи-Ятчи» в течение всего спорного периода. Отдельного стандарта санаторно-курортной помощи больным с заболеваниями опорно-двигательного аппарата не утверждено. Вместе с тем, Списком № 781 предусмотрены санатории (курорты) для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Таким образом, под лечением больных с заболеваниями опорно-двигательного аппарата следует понимать лечение больных с заболеваниями костно-мышечной системы;

- архивной справкой Администрации Алнашского района УР о лечении санаторием «Варзи-Ятчи» больных с заболеваниями костно-мышечной системы;

- медицинскими отчетами ООО «Санаторий Варзи-Ятчи» за 1998 и 1999 годы;

- сведениями о составе выбывших больных и результатах их лечения за 1999, 2000, 2001, 2002 годы, в соответствии с которыми в 1999 году с болезнями костно-мышечной системы и соединительной ткани пролечено 1757 взрослых и 43 детей, в 2000 году - 2227 взрослых и 50 детей, в 2001 году -2525 взрослых и 36 детей, в 2002 году - 1842 взрослых и 32 детей. При этом, проанализировав представленные сведения, суд усматривает, что больные с заболеваниями костно-мышечной системы и соединительной ткани, облеченные в санатории за указанные периоды, составляют абсолютное большинство от общего числа облеченных за указанный период больных, штатными расписаниями санатория «Варзи-Ятчи» за 1999-2002 годы, где указана должность медицинской сестры грязевого отделения, тарификационными списками работников санатория за 1998, 1999, 2000
годы, в соответствии с которыми велся учет стажа медицинских работников
санатория, осуществлялась выплата всех надбавок, доплата как медицинским
работникам в сельской местности.

Таким образом, работа истца в должности медицинской сестры в многопрофильном санатории «Варзи-Ятчи», в котором в спорный период осуществлялось и осуществляется по настоящее время лечение по одному из профилей, указанных в разделе «Наименование учреждений» Списка №781, а именно по профилю лечение больных с нарушением опорно-двигательного аппарата, подлежит включению в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья граждан.

Данная позиция суда согласуется и с позицией Верховного Суда РФ, выраженной им в определении от 05 февраля 2009 года №36-В08-33, согласно которому работа в должности, предусмотренной Списком в многопрофильном санатории, в котором осуществляется лечение по одному или нескольким профилям, указанным в разделе «Наименование должностей» Списка, дает право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья граждан.

С учетом вышеизложенного, довод ответчиков о невозможности включения в стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение пенсии, периода работы с <дата> по <дата> ввиду многопрофильности санатория, суд находит несостоятельным, в связи с чем, зачету в стаж истицы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подлежит включению вышеуказанный период в календарном исчислении, составляющий 12 лет 02 месяца 27 дней.

Суд находит заслуживающим внимания довод ответчиков о том, что суд не вправе устанавливать тождественность профессиональной деятельности истицы, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, поскольку порядок установления такой тождественности определен действующим законодательством (п.2 постановления Правительства РФ № 516 от 11 июля 2008 года, такую тождественность устанавливает Минздравсоцразвития РФ), при этом суд вправе рассматривать вопрос о тождественности только в случае неправильного наименования должности или организации (с учетом позиции, отраженной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2009 года). Однако, учитывая совокупность установленных по делу обстоятельств, свидетельствующих о наличии оснований для зачета в стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости спорных периодов, данный довод не влияет на выводы суда по существу рассматриваемого спора.

В соответствии со ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях», трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на нее.

На момент обращения истца Чумаковой Л.Н. в Управление за назначением пенсии <дата> года, ответчик засчитал ей в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, 12 лет 10 месяцев 21 день. Дополнительно к этому суд признал подлежащим зачету в вышеуказанный стаж следующие периоды:

с <дата> по <дата> (04 месяца) - период работы в ООО «Санаторий Варзи-Ятчи» в должности медицинской сестры в льготном исчислении;

с <дата> по <дата> - период работы в ООО «Санаторий Варзи-Ятчи» в должности медицинской сестры в календарном исчислении.

Таким образом, на момент обращения за назначением пенсии стаж истицы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, составлял: 12 лет 10 месяцев 21 день (зачтено Управлением) + 4 месяца (период работы в ООО «Санаторий Варзи-Ятчи» с <дата> по <дата> с учетом льготного исчисления) + 12 лет 02 месяца 27 дней (период работы в ООО «Санаторий Варзи-Ятчи» с <дата> по <дата> в календарном исчислении) = 25 лет 05 месяцев 18 дней, что в целом достаточно для досрочного назначения трудовой пенсии по старости как медицинскому работнику.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что решение УПФР в Алнашском районе УР <номер> от <дата> и решение ОПФР <номер>-Ч/637 от <дата> об отказе Чумаковой Л.Н. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», являются незаконными и необоснованными, поэтому исковые требования Чумаковой Л.Н. в данной части подлежат удовлетворению.

С учетом того, что решение состоялось в пользу истца, на ответчиков в равных долях в порядке статьи 98 ГПК РФ должна быть возложена обязанность по возмещению истцу судебных расходов, состоящих из государственной пошлины в сумме 200 рублей, расходов за услуги представителя, а также расходов, связанных с оплатой услуг нотариуса по оформлению доверенности. Данные расходы подтверждены в судебном заседании квитанциями.

Согласно ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг пред­ставителя в разумных пределах.

Судебные расходы присуждаются, если они понесены фактически, являлись необходимыми и разумными в количественном отношении. Суд может ограничить взыскиваемую в возмещение соответствующих расходов сумму, если сочтет ее чрезмерной с учетом конкретных обстоятельств.

Исходя из изложенного, учитывая конкретные обстоятельства рассматриваемого гражданского дела, с учетом принципа разумности, суд считает расходы истца на оплату услуг представителя, заявленные к взысканию с ответчика, завышенными.

В связи с чем, суд определяет подлежащими взысканию с УПФР в Алнашском районе УР в пользу Чумаковой Л.Н. расходы на оплату услуг пред­ставителя, принимавшего участие в судебном заседании, в размере 3000 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Чумаковой Л.Н. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Алнашском районе Удмуртской Республики, Отделению пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) по Удмуртской Республике о восстановлении пенсионных прав удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Алнашском районе Удмуртской Республики <номер> от <дата> и решение Отделения пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) по Удмуртской Республике <номер>-Ч/637 от <дата> об отказе Чумаковой Л.Н. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Алнашском районе Удмуртской Республики досрочно назначить Чумаковой Л.Н. трудовую пенсию по старости, как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности, независимо от ее возраста, со дня возникновения права, то есть с <дата>.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Алнашском районе Удмуртской Республики, Отделения пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) по Удмуртской Республике в равных долях в пользу Чумаковой Л.Н. расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей, расходы на оплату представителя 3000 рублей, расходы, связанные с оплатой услуг нотариуса 500 рублей, всего взыскать 3700 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через районный суд.

Решение изготовлено в окончательной форме <дата>.

Судья О.П. Карпова