Дело № 2-5100/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации03 декабря 2010 г.
Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:
председательствующего судьи Стех Н.Э.,
при секретаре Сбоевой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Пермякова А.Г. об оспаривании предписания Государственного инспектора труда,
УСТАНОВИЛ:
Пермяков А.Г. обратился в суд с заявлением об отмене предписания от ДД.ММ.ГГГГ г. № и акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ г. №. Заявление мотивировал следующим.
Государственной инспекцией труда в Удмуртской Республике проведена внеплановая документарная проверка в отношении ГУ «ЦУКС МЧС России по УР».
Предписанием № от ДД.ММ.ГГГГ г. государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике Т.Н.С. обязала начальника ГУ «ЦУКС МЧС России по УР» до 23.10.2010 г. выполнить меры по устранению нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно:
1) Выплатить работникам ГУ «ЦУКС МЧС России по УР» денежную компенсацию, предусмотренную п. 5.13 Коллективного договора за опасные условия труда;
2) На основании и в порядке ст. 236 Трудового кодекса РФ, произвести начисление и выплату денежной компенсации за нарушение сроков выплаты окончательного расчёта с работниками.
Предписание об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права вынесено на основании акта проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права от ДД.ММ.ГГГГ г. №, в котором было зафиксировано нарушение ст. 137, ч. 1 ст. 140, ст. 236 Трудового кодекса РФ, п. 5.13 Коллективного договора.
А именно, в день увольнения (ДД.ММ.ГГГГ г.) с А.А.П., Б.И.А., Б.В.Л., Б.В.И., В.А.В., В.С.В., В.В.А., Г.М.А., Д.С.В., З.С.П., З.Н.А., К.Р.Ш., К.А.В., К.С.А., К.Д.Н., К.А.В., К.Н.М., Н.Р.И., Н.И.Х., П.Л.М., П.В.П., П.В.В., С.А.В., С.А.В., С.К.С., Т.А.Е., У.С.Р., У.П.А., Ф.А.Н., Ч.И.К., Ш.И.С. Ш.М.В., Я.Л.А. не был произведён расчёт (не начислена и не выплачена денежная компенсация за дополнительные отпуска, не начислена и не выплачена денежная компенсация за нарушение сроков выплаты окончательного расчёта с работниками).
Данное решение является незаконным, необоснованным и подлежит отмене по следующим основаниям.
Предписание (форма № 2-ГИТ) составлено на утратившем силу бланке в нарушение абз. 2 п. 1, п. 2.2 Приказа Роструда от 24.12.2009 г. № 331 (ред. от 05.02.2010 г.) Об утверждении типовых форм документов».
Акт проверки также составлен на утратившем силу бланке, в нарушение абз. 4 Приказа Минэкономразвития РФ от 31.04.2009 года № 141 (ред. от 25.05.2010 r) «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (приложение №3).
Кроме того, в соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 20.11.2008 г. № 870 «Об установлении сокращённой продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжёлых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда п. 5.13. раздела 5 Коллективного договора от 01.05.2010 г., работникам, занятым на тяжелых работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск не менее 7 календарных дней.
П. 2 Постановления Правительства РФ от 20.11.2008 г. № 870 Министерства здравоохранения и социального развития РФ было поручено установить минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска в зависимости от класса условий труда, а также условия предоставления указанного отпуска. Пока приказ Минздравсоцразвития РФ не издан. В связи с этим в части, не противоречащей действующему законодательству, продолжают действовать Постановления Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС:
- от 25.10.1974 г. № 298/П-22 «Об утверждении Списка производств, цехов, профессий должностей с вредными условиями труда, работа в которых даёт право на дополнительный с и сокращённый рабочий день»;
- от 21.11.1975 г. № 273/П-20 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Списков производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращённый рабочий день».
Данный вывод содержится в Решении Верховного суда РФ от 15.04.2004 г. № ГКПИ 2004-481, которое Определением Кассационной коллегии Верховного суда РФ от 08.07.2005 № КАС04-266 было оставлено без изменений.
На основании Постановления Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 г. № 298/П-22 право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск имеют:
- водители пожарного автомобиля грузоподъёмностью:
1) от 1,5 до 5 т. - 6 рабочих дней;
2) от 5 т. и выше - 12 рабочих дней;
- водолаз - 12 рабочих дней.
Предписание государственного инспектора труда Государственной инспекции труда по Удмуртской Республике Т.Н.С. от ДД.ММ.ГГГГ г. № и акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ г. № получены представителем ГУ «ЦУКС МЧС России пo УP» по доверенности заместителем начальника ГУ «ЦУКС МЧС России по УР» по работе с кадрами В.Д.Н. ДД.ММ.ГГГГ г.
В судебное заседание Пермяков А.Г., будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте судебного заседания, не явился. В соответствии с п. 2 ст. 257 ГПК РФ, заявление рассмотрено в его отсутствие.
В судебном заседании представитель Пермякова А.Г. и привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица Государственного учреждения "Центр управлении в кризисных ситуациях МЧС России по Удмуртской Республике" (далее по тексту ГУ «ЦУКС МЧС России пo УP»), Ахметова А.Ф., заявление поддержала по доводам, изложенным в заявлении, просила его удовлетворить. При этом пояснила, что предписание в части п. 2 не оспаривается, в этой части оно уже исполнено.
Признала факт того, что в 2010 году не представлялись дополнительные отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и не выплачивалась денежная компенсация за данный отпуск при увольнении следующим работникам: А.А.П., Б.И.А., Б.В.Л., Б.В.И., В.А.В., В.С.В., В.В.А., Г.М.А., Д.С.В., З.С.П., К.А.В., К.С.А., К.Д.Н., К.А.В., К.Н.М., Н.Р.И., Н.И.Х., П.Л.М., П.В.П., С.А.В., С.К.С., У.С.Р., У.П.А., Ч.И.К., Ш.И.С. Ш.М.В., Т.А.Е.
Последствия п. 2 ст. 68 ГПК РФ Ахметовой А.Ф. разъяснены и понятны.
В судебном заседании государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике Т.Н.С. заявление не признала. При этом признала факт предоставления ГУ «ЦУКС МЧС России пo УP» дополнительных отпусков за вредные и опасные условия труда работникам Г.А.Ю., З.Н.А., С.А.В., П.В.В., Ф.А.Н., Я.Л.А.
Последствия п. 2 ст. 68 ГПК РФ Т.Н.С. разъяснены и понятны.
Выслушав мнение представителей сторон, проверив их полномочия, исследовав материалы дела, суд устанавливает следующие юридически значимые обстоятельства дела.
У.П.А. работал в ГУ «ЦУКС МЧС России пo УP» в должности <данные изъяты>. Дополнительным соглашением от 30.12.2009 года к трудовому договору от 01 января 2009 года раздел 4 п. 4.1 трудового договора изложен в редакции: «условия труда - опасные».
Б.И.А. работал в ГУ «ЦУКС МЧС России пo УP» в должности <данные изъяты>. Дополнительным соглашением от 30.12.2009 года к трудовому договору от 01 января 2009 года раздел 4 п. 4.1 трудового договора изложен в редакции: «условия труда - опасные».
В.А.В. работал в ГУ «ЦУКС МЧС России пo УP» в должности <данные изъяты>. Дополнительным соглашением от 30.12.2009 года к трудовому договору от 01 января 2009 года раздел 4 п. 4.1 трудового договора изложен в редакции: «условия труда - опасные».
Г.М.А. работал в ГУ «ЦУКС МЧС России пo УP» в должности <данные изъяты>. Дополнительным соглашением от 30.12.2009 года к трудовому договору от 27 января 2009 года раздел 4 п. 4.1 трудового договора изложен в редакции: «условия труда - опасные».
А.А.П. работал в ГУ «ЦУКС МЧС России пo УP» в должности <данные изъяты>. Дополнительным соглашением от 30.12.2009 года к трудовому договору от 27 января 2009 года раздел 4 п. 4.1 трудового договора изложен в редакции: «условия труда - опасные».
Д.С.В. работал в ГУ «ЦУКС МЧС России пo УP» в должности <данные изъяты>. Дополнительным соглашением от 30.12.2009 года к трудовому договору от 01 января 2009 года раздел 4 п. 4.1 трудового договора изложен в редакции: «условия труда - опасные».
С.А.В. работал в ГУ «ЦУКС МЧС России пo УP» в должности <данные изъяты>. Дополнительным соглашением от 30.12.2009 года к трудовому договору от 01 января 2009 года раздел 4 п. 4.1 трудового договора изложен в редакции: «условия труда - опасные».
У.С.Р. работал в ГУ «ЦУКС МЧС России no УP» в должности пожарного <данные изъяты>. Дополнительным соглашением от 30.12.2009 года к трудовому договору от 01 января 2009 года раздел 4 п. 4.1 трудового договора изложен в редакции: «условия труда - опасные».
П.Л.М. работал в ГУ «ЦУКС МЧС России пo УP» в должности <данные изъяты>. Дополнительным соглашением от 30.12.2009 года к трудовому договору от 01 января 2009 года раздел 4 п. 4.1 трудового договора изложен в редакции: «условия труда - опасные».
В.С.В. работал в ГУ «ЦУКС МЧС России no УP» в должности <данные изъяты>. Дополнительным соглашением от 30.12.2009 года к трудовому договору от 17 апреля 2009 года раздел 4 п. 4.1 трудового договора изложен в редакции: «условия труда - опасные».
Н.Р.И. работал в ГУ «ЦУКС МЧС России пo УP» в должности <данные изъяты>. Дополнительным соглашением от 30.12.2009 года к трудовому договору от 27 января 2009 года раздел 4 п. 4.1 трудового договора изложен в редакции: «условия труда - опасные».
Н.И.Х. работал в ГУ «ЦУКС МЧС России пo УP» в должности <данные изъяты>. Дополнительным соглашением от 30.12.2009 года к трудовому договору от 01 января 2009 года раздел 4 п. 4.1 трудового договора изложен в редакции: «условия труда - опасные».
К.Ф.Н. работал в ГУ «ЦУКС МЧС России пo УP» в должности <данные изъяты>. Дополнительным соглашением от 30.12.2009 года к трудовому договору от 01 января 2009 года раздел 4 п. 4.1 трудового договора изложен в редакции: «условия труда - опасные».
К.Н.М. работал в ГУ «ЦУКС МЧС России пo УP» в должности <данные изъяты>. Дополнительным соглашением от 30.12.2009 года к трудовому договору от 01 января 2009 года раздел 4 п. 4.1 трудового договора изложен в редакции: «условия труда - опасные».
Б.В.И. работал в ГУ «ЦУКС МЧС России пo УP» в должности <данные изъяты>. Дополнительным соглашением от 30.12.2009 года к трудовому договору от 01 января 2009 года раздел 4 п. 4.1 трудового договора изложен в редакции: «условия труда - опасные».
Ч.И.К. работал в ГУ «ЦУКС МЧС России no УP» в должности <данные изъяты>. Дополнительным соглашением от 30.12.2009 года к трудовому договору от 01 января 2009 года раздел 4 п. 4.1 трудового договора изложен в редакции: «условия труда - опасные».
Ш.И.С. работал в ГУ «ЦУКС МЧС России пo УP» в <данные изъяты>. Дополнительным соглашением от 30.12.2009 года к трудовому договору от 01 января 2009 года раздел 4 п. 4.1 трудового договора изложен в редакции: «условия труда - опасные».
С.К.С. работал в ГУ «ЦУКС МЧС России пo УP» в <данные изъяты>. Дополнительным соглашением от 30.12.2009 года к трудовому договору от 01 января 2009 года раздел 4 п. 4.1 трудового договора изложен в редакции: «условия труда - опасные».
К.С.А. работал в ГУ «ЦУКС МЧС России пo УP» в <данные изъяты>. Дополнительным соглашением от 30.12.2009 года к трудовому договору от 01 января 2009 года раздел 4 п. 4.1 трудового договора изложен в редакции: «условия труда - опасные».
Б.В.Л. работал в ГУ «ЦУКС МЧС России пo УP» в должности <данные изъяты>. Дополнительным соглашением от 30.12.2009 года к трудовому договору от 02 марта 2009 года раздел 4 п. 4.1 трудового договора изложен в редакции: «условия труда - опасные».
Т.А.Е. работал в ГУ «ЦУКС МЧС России пo УP» в должности <данные изъяты>. Дополнительным соглашением от 30.12.2009 года к трудовому договору от 01 января 2009 года раздел 4 п. 4.1 трудового договора изложен в редакции: «условия труда - опасные».
К.А.В. работал в ГУ «ЦУКС МЧС России пo УP» в должности <данные изъяты>. Дополнительным соглашением от 30.12.2009 года к трудовому договору от 01 января 2009 года раздел 4 п. 4.1 трудового договора изложен в редакции: «условия труда - опасные».
Ш.М.В. работал в ГУ «ЦУКС МЧС России пo УP» в должности <данные изъяты>. Дополнительным соглашением от 30.12.2009 года к трудовому договору от 01 января 2009 года раздел 4 п. 4.1 трудового договора изложен в редакции: «условия труда - опасные».
К.А.В. работал в ГУ «ЦУКС МЧС России пo УP» в должности <данные изъяты>. Дополнительным соглашением от 30.12.2009 года к трудовому договору от 01 января 2009 года раздел 4 п. 4.1 трудового договора изложен в редакции: «условия труда - опасные».
З.С.П. работал в ГУ «ЦУКС МЧС России пo УP» в должности <данные изъяты>. Дополнительным соглашением от 30.12.2009 года к трудовому договору от 01 января 2009 года раздел 4 п. 4.1 трудового договора изложен в редакции: «условия труда - опасные».
По В.С.В. и П.В.П. трудовые договоры и дополнительные соглашения к ним не представлены.
Согласно справке от 17 сентября 2010 года № ГУ «ЦУКС МЧС России пo УP», работники 9 пожарной части ОФПС-1 ГУ «ЦУКС МЧС России пo УP» А.А.П., Б.И.А., Б.В.Л., Б.В.И., В.А.В., В.С.В., В.В.А., Г.М.А., Д.С.В., З.С.П., К.А.В., К.С.А., К.Д.Н., К.А.В., К.Н.М., Н.Р.И., Н.И.Х., П.Л.М., П.В.П., С.А.В., С.К.С., У.С.Р., У.П.А., Ч.И.К., Ш.И.С. Ш.М.В., Т.А.Е. уволены переводом в ГУ «1 отряд ФПС по УР» 31 августа 2010 года по п. 5 ст. 77 ТК РФ приказом начальника ГУ «ЦУКС МЧС России пo УP» от 31.09.2010. №.
В силу п. 5.13 Коллективного договора на 2010-2012 годы, в соответствии с Постановлением государственного Комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, Президиума Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от 25 октября 1974 года № 298/П-22 «Об утверждении списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день" и Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда" предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск водителям (пожарного) автомобиля грузоподъемностью:
от 1,5 до 5 тонн - 6 календарных дней;
от 5 тонн и выше -12 календарных дней;
- работникам постоянно (более 50 % рабочего времени) работающим с персональными ЭВМ (работники бухгалтерии и кадровых органов) – 6 календарных дней;
- водолазным специалистам – 12 календарных дней;
- другим работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест – 7 календарных дней.
В 2010 году не представлялись дополнительные отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и не выплачивалась денежная компенсация за данный отпуск при увольнении следующим работникам: А.А.П., Б.И.А., Б.В.Л., Б.В.И., В.А.В., В.С.В., В.В.А., Г.М.А., Д.С.В., З.С.П., К.А.В., К.С.А., К.Д.Н., К.А.В., К.Н.М., Н.Р.И., Н.И.Х., П.Л.М., П.В.П., С.А.В., С.К.С., У.С.Р., У.П.А., Ч.И.К., Ш.И.С. Ш.М.В., Т.А.Е.
В трудовых договорах А.А.П., Б.И.А., Б.В.Л., Б.В.И., В.А.В., В.С.В., В.В.А., Г.М.А.. Г.А.Ю., Д.С.В., З.С.П., З.Н.А., К.Р.Ш.. К.Л.В., К.С.А.. К.Д.Н., К.А.В., К.Н.М., Н.Р.И., Н.И.Х., П.Л.М., П.В.П.. П.В.В.. С.А.В.. С.А.В., С.К.С., Т.А.Е., У.С.Р., У.П.А., Ф.А.Н., Ч.И.К., Ш.И.С., Ш.М.В., Я.Л.А. предусмотрены опасные условия труда. Вместе с тем, начисление надбавки за опасные условия труда за период с мая по август 2010 г. произведено лишь в августе 2010 года. Выплата произведена 09.09.2010 года, денежная компенсация за задержку выплаты не начислена и не выплачена.
В период с 09 сентября 2010 г. по 23 сентября 2010 г. Государственная инспекция труда в Удмуртской Республике провела проверку соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в отношении Государственного учреждения "Центр управлении в кризисных ситуациях МЧС России по Удмуртской Республике", составив акт № от ДД.ММ.ГГГГ года. В акте проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права отражены выявленные в ходе проведения проверки нарушения обязательных требований или требований, установленные муниципальными правовыми актами:
1) В соответствии со ст. 57 Трудового кодекса РФ обязательными для включения в трудовой договор являются, в том числе условия компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик на рабочем месте. В нарушении требований ст. 57 Трудового кодекса РФ в трудовых договорах работников ГУ "Центр управления кризисными ситуациями МЧС России по УР" А.А.П., Б.И.А.. Б.В.Л.. Б.В.И., В.А.В., В.С.В., В.В.А.. Г.М.А.. Г.А.Ю., Д.С.В., З.С.П., Захарова НА., К.Р.Ш., К.А.В., К.С.А.. К.Д.Н., К.А.В., К.Н.М., Н.Р.И., Н.И.Х., П.Л.М., П.В.П., П.В.В., С.А.В., С.А.В., С.К.С., Т.А.Е., Устинова СР., У.П.А., Ф.А.Н., Ч.И.К., Ш.И.С., Ш.М.В., Я.Л.А. компенсация за работу о опасными условиями труда не определена.
2) В соответствии со ст.116 Трудового кодекса РФ ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам имеющим особый характер работы....Работодатели с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Пункт 5.13 Коллективного договора на 2010-2011 годы между работодателем и работниками Государственного учреждения "Центр управления в кризисных ситуациях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике" предусмотрено предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска: - водителям пожарного автомобиля грузоподъемностью от 1,5 до 5 тонн – 6 календарных дней; от 5 тонн и выше - 12 календарных дней, другим работникам, занятым «тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест - 7 календарных дней. В соответствии со ст. 127 Трудового кодекса РФ при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска. В нарушении требований ст. 127 Трудового кодекса РФ, п.5.13 Коллективного договора при увольнении работников А.А.П., Б.И.А. Б.В.Л., Б.В.И., В.А.В., В.С.В., В.В.А., Г.М.А., Г.А.Ю., Д.С.В., З.С.П., З.Н.А., К.Р.Ш., К.А.В., К.С.А., К.Д.Н., К.А.В., К.Н.М., Н.Р.И., Н.И.Х., П.Л.М., П.В.П., П.В.В., С.А.В., С.А.В., С.К.С., Т.А.Е., У.С.Р., У.П.А., Ф.А.Н., Ч.И.К., Ш.И.С., Широбокова M.B., Я.Л.А. денежная компенсация за дополнительные отпуска не начислена и не выплачена.
3) В соответствии с требованиями ч. 6 ст. 136 Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ) заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором. Пунктом 1.2.1 Коллективного договора на 2010 - 2011 годы, который вступил в силу с 30.04.2010 г. предусмотрено, что надбавка работникам (в соответствии с перечнем) участвующим в проведении работ в условиях чрезвычайных ситуаций (спасательные работы, тушение пожаров и т.д.) классифицирующимся по вредности и (или) опасности производственных факторов по классу 4 (опасные) - 12 процентов оклада. В трудовых договорах А.А.П., Б.И.А., Б.В.Л., Б.В.И., В.А.В., В.С.В., В.В.А., Г.М.А.. Г.А.Ю., Д.С.В., З.С.П., З.Н.А., К.Р.Ш., К.Л.В., К.С.А., К.Д.Н., К.А.В., К.Н.М., Н.Р.И., Н.И.Х., П.Л.М., П.В.П.. П.В.В., С.А.В., С.А.В., С.К.С., Т.А.Е., У.С.Р., У.П.А., Ф.А.Н., Ч.И.К., Ш.И.С., Ш.М.В., Я.Л.А. предусмотрены опасные условия труда. Вместе с тем, начисление надбавки за опасные условия труда за период с мая по август 2010 г. произведено лишь в августе 2010 года. Выплата произведена 09.09.2010 года. Данный факт подтверждается расчетными листками работников за период с мая по август 2010 г., списком зачислений на расчетные счета работников от 09.09.2010 года.
4) В соответствии с ч. 1 ст. 140 Трудового Кодекса РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете. В нарушение указанных требований, окончательный расчет с уволенными работниками А.А.П., Б.И.А., Б.В.Л., Б.В.И., В.А.В., В.С.В., В.В.А., Г.М.А., Г.А.Ю., Д.С.В., З.С.П., З.Н.А., К.Р.Ш., К.А.В., К.С.А., К.Д.Н., К.А.В., К.Н.М., Н.Р.И., Н.И.Х.. П.Л.М., П.В.П., П.В.В., С.А.В., С.А.В., С.К.С., Т.А.Е., У.С.Р., У.П.А., Ф.А.Н., Ч.И.К., Ш.И.С. Ш.М.В., Я.Л.А. произведен не в день увольнения (31.08.2010). а 09.09.2010 г.. что подтверждается справкой от 21.09.2010 г. списком зачислений на расчетные счета работников от 09.09.2010 г.
5) В соответствии со ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты_заработной платы, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя. В нарушение указанных требований, компенсация за несвоевременную выплату заработной платы А.А.П., Б.И.А., Б.В.Л., Б.В.И., В.А.В., В.С.В., В.В.А., Г.М.А., Г.А.Ю., Д.С.В., З.С.П., З.Н.А., К.Р.Ш., К.А.В., К.С.А., К.Д.Н., К.А.В., К.Н.М., Н.Р.И., Н.И.Х., П.Л.М., П.В.П., П.В.В., С.А.В., С.А.В., С.К.С., Т.А.Е., Устинову СР., У.П.А., Ф.А.Н. Ш.И.С., Ш.М.В., Я.Л.А., уволенным 31.08.2010 г. денежная компенсация не начислена и не выплачена, что подтверждается расчетными листками работников за сентябрь 2010 г.
23 сентября 2010 г. Государственная инспекция труда в Удмуртской Республике <данные изъяты> Государственного учреждения "Центру управлении в кризисных ситуациях МЧС России по Удмуртской Республике" Пермякову А.Г. вынесла предписание №, обязав принять следующие меры по устранению нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права:
1) Выплатить работникам ГУ "ЦУКС МЧС России по УР" денежную компенсацию предусмотренную п.5.13 Коллективного договора за опасные условия труда в срок до 23.10.2010 года.
2) На основании и в порядке ст. 236 ТК РФ, произвести начисление и выплату денежной компенсации за нарушение сроков выплаты окончательного расчета с работниками.
Предписание получено представителем ГУ "ЦУКС МЧС России по УР" по доверенности В.Д.Н. ДД.ММ.ГГГГ года.
Указанные обстоятельства установлены на основании исследованных в судебном заседании доказательств.
В соответствии со статьей 254 ГПК РФ - гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Согласно статье 255 ГПК РФ - к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу ст. 354 ТК РФ, федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).
Согласно ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
В соответствии с ч. 2 ст. 357 Трудового кодекса Российской Федерации в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении нарушения трудового законодательства или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в судебном порядке в течение десяти дней с момента его получения работодателем или его представителем.
Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснил, что при подготовке дела к судебному разбирательству надлежит учитывать, что к обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения данной категории дел, в частности, относятся:
соблюдение срока обращения с заявлением в суд;
законность и обоснованность принятого решения, совершенного действия (бездействия) (п. 22).
Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22 "Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день" установлено право на дополнительный отпуск водителя автомобиля пожарного грузоподъемностью:
а) от 1,5 до 5 т - 6 рабочих дней;
б) от 5 т и выше - 12 рабочих дней (№ п/п 200а).
При этом п. 1 Постановления Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда", определено: установить работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест следующие компенсации:
сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со статьей 92 Трудового кодекса Российской Федерации;
ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней;
повышение оплаты труда - не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Пунктом 7 Постановления Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 21.11.1975 N 273/П-20 "Об утверждении Инструкции о порядке применения Списка производств цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день" установлено, что бригадирам, помощникам и подручным рабочим, профессии которых предусмотрены в Списке, дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день предоставляются той же продолжительности, что и рабочим соответствующих профессий.
Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 N 569.
Пунктом 20 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда установлено, что в случаях проведения работ в условиях чрезвычайных ситуаций (спасательные работы, тушение пожаров и т.д.) измерения и оценки условий труда не проводятся.
Измерения и оценка условий труда не проводятся в тех случаях, когда это противопоказано из соображений безопасности для основной работы или работы специалистов, производящих замеры.
На основании Пункта 20 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда представитель заявителя делает вывод о том, что поскольку аттестация рабочих мест при проведении работ в условиях чрезвычайных ситуаций не проводится, то и дополнительный отпуск, предоставление которого производится по результатам аттестации рабочих мест, пожарным, командирам пожарной части и водителям пожарного автомобиля не должен предоставляться.
С подобными доводами суд не может согласиться, поскольку из содержания Пункта 20 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда усматривается, что измерения и оценка условий труда не проводятся в тех случаях, когда это противопоказано из соображений безопасности для основной работы или работы специалистов, производящих замеры, то есть и без проведения аттестации рабочих мест очевидно, что работа пожарных, командиров пожарной части и водителей пожарного автомобиля является опасной, что подтверждается также и дополнительными соглашениями к их трудовым договорам.
С доводами представителя заявителя о неправильном оформлении результатов проверки, проведенной в ГУ «ЦУКС МЧС России no УP», суд также не может согласиться.
В силу ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В акте проверки указываются:
1) дата, время и место составления акта проверки;
2) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;
3)дата и номер распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
4) фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;
5) наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки;
6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала;
9) подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.
Акт проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права № от ДД.ММ.ГГГГ года в целом соответствует требованиям ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Приказ Федеральной службы по труду и занятости от 03.06.2009 N 127 "О мерах по реализации положений Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" которым была утверждена форма акта проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права № 2-ГИТ, отменен Приказом Роструда от 07.09.2010 N 250 "Об отмене Приказа Федеральной службы по труду и занятости от 03.06.2009 N 127".
Государственные инспекторы труда при проведении проверок и выявлении нарушений имеют право предъявлять работодателям (их представителям) предписания об устранении нарушений трудового законодательства (п.п. 1 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"). Такие предписания обязательны для исполнения (ст. 357 ТК РФ). В настоящее время форма этого документа не утверждена. Приказ от 24.12.2009 N 331, которым была утверждена форма предписания № 4-ГИТ, отменен Приказом Роструда от 07.09.2010 N 251.
При таких обстоятельствах заявление удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Пермякова А.Г. об оспаривании предписания Государственного инспектора труда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года судьей на компьютере.
Судья Стех Н.Э.