№12-188/11
Р Е Ш Е Н И Е
28 апреля 2011 года
Судья Октябрьского районного суда г.Ижевска Касимов А.В.,
рассмотрев жалобу Журавлева С.С. на постановление руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Удмуртской Республике ФИО2 <номер> от <дата> о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.15.14 КоАП РФ заместителя министра лесного хозяйства Удмуртской Республики Журавлева С.С., зарегистрированного по адресу: <адрес>
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Удмуртской Республике ФИО2 <номер> от <дата> заместитель министра лесного хозяйства Удмуртской Республики Журавлев С.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.14 КоАП РФ (27 октября 2010 года, являясь должностным лицом получателя бюджетных средств (министерства лесного хозяйства УР (далее Минлесхоз УР), в нарушение ст.70,133 Бюджетного кодекса РФ, ч.1 ст.83 Лесного кодекса РФ, п.2 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2006 года №837, средства федерального бюджета, выделенные в виде субвенций на реализацию отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений в сумме 1939,50 рублей (целевая статья расходов 292 01 00 «Реализация отдельных полномочий в области лесных отношений», вид расходов 012 «Выполнение функций бюджетными учреждениями», классификация операций сектора государственного управления (далее КОСГУ) 290 «Прочие расходы») использовал на проведение мероприятий для пенсионеров, не являющихся штатными сотрудниками Минлесхоза УР и не осуществляющих полномочия, переданные Минлесхозу УР, определенные Положением о Минлесхозе УР, что в силу ст.289 Бюджетного кодекса РФ является нецелевым использованием бюджетных средств), подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.
Журавлевым С.С. подана жалоба, в которой он просит признать незаконным вышеуказанное постановление, прекратить производство по делу. В обоснование жалобы Журавлев С.С. ссылается на следующие обстоятельства:
1.Расходование средств на организацию мероприятий, посвященных Международному дню пожилых людей в сумме 13103,40 рублей (11163,90 рублей на чаепитие, подарочные наборы и 1939,50 рублей на изготовление подарочных фотографий) произведено в соответствии с Распоряжением Правительства УР от 20 сентября 2010 года №836-р, Приказом Минлесхоза УР от 23 сентября 2010 года №878, сметой от 23 сентября 2010 года.
В оспариваемом постановлении неверно определен вид расходов, поскольку «Выполнение функций бюджетными учреждениями» это вид расходов 001, а вид расходов 012 именуется «Выполнение функций государственными органами» и отражает расходы на обеспечение выполнения функций государственными органами, а также на оплату поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для федеральных государственных нужд вне рамок обеспечения выполнения функций государственными органами (за исключением бюджетных инвестиций), заказчиками по которым являются государственные органы.
Неверное отражение в постановлении вида расходов 012 как «Выполнение функций бюджетными учреждениями» повлекло необоснованное распространение на рассматриваемое правоотношение ст.70 Бюджетного кодекса РФ «Обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений», через которую установлен факт нецелевого использования бюджетных средств применительно к расходам на организацию мероприятий, посвященных Международному дню пожилых людей.
2.Основанием для квалификации деяния как нецелевого использования бюджетных средств является не выбор того или иного источника финансирования (средств федерального бюджета, выделенных в виде субвенций, либо средств бюджета УР), а нарушение целевой статьи расходов, вида расходов, КОСГУ, с которых произведено расходование средств (в данном случае КОСГУ 290 «Прочие расходы»), что прямо следует из определения состава этого административного правонарушения.
Административная ответственность установлена за использование бюджетных средств получателем таковых на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств.
Однако в постановлении не раскрыта объективная сторона правонарушения, а именно, не указано в нарушение какого именно документа, являющегося основанием для получения бюджетных средств, произведено их расходование, что, прежде всего, вызвано отсутствием факта нарушения. Расходование средств на организацию мероприятий, посвященных Международному дню пожилых людей, произведено в соответствии с Бюджетной росписью расходов по Минлесхозу УР на 2010 год, в пределах предусмотренной соответствующей строкой (899 0400 0407 2920100 012 290) суммы расходов.
В соответствии с Приказом Министерства финансов РФ от 30 декабря 2009 года №150н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» на статью 290 «Прочие расходы» относятся расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, не связанные с оплатой труда, приобретением работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд, обслуживанием государственных и муниципальных долговых обязательств, предоставлением за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации безвозмездных и безвозвратных трансфертов организациям, бюджетам, осуществлением социального обеспечения, в том числе на: культурно-массовую работу, прием и обслуживание делегаций, представительские расходы, другие аналогичные расходы.
Согласно разъяснению, содержащемуся в п.14.1 постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 года №23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ», если исходя из содержания перечней, наименований статей и подстатей бюджетной классификации невозможно с очевидностью установить, на какую статью (в случае, когда статья не детализирована подстатьями) или подстатью классификации участнику бюджетного процесса следовало бы отнести осуществленные им расходы (т.е. когда названные расходы могли бы быть равным образом отнесены на различные статьи и подстатьи классификации), финансирование указанных расходов за счет средств, выделенных на любую из возможных к применению статей или подстатей классификации, не признается нецелевым использованием бюджетных средств.
С учетом установленного факта отнесения расходов по организации мероприятий, посвященных Международному дню пожилых людей, на КОСГУ 290 «Прочие расходы» имеет место спор Минлесхоза УР с Территориальным управлением Росфиннадзора в УР только лишь о выборе источника финансирования, что недостаточно для привлечения должностного лица к административной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств.
3.В соответствии с п.5 Положения о Минлесхозе УР, утвержденного Указом Президента УР от 20 сентября 2010 года №162, финансирование министерства осуществляется за счёт средств бюджета Удмуртской Республики, в том числе за счёт средств субвенций на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, поступивших в бюджет Удмуртской Республики из федерального бюджета.
Минлесхоз УР – орган исполнительной власти субъекта РФ, которому вместе с переданными полномочиями Российской Федерации в области лесных отношений перешла работа с пенсионерами и ветеранами лесной отрасли (ушедшими па пенсию из ранее существовавшего территориального органа федерального органа власти – Агентства лесного хозяйства по УР).
Согласно ч.7 ст.26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» общий объем субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления полномочий Российской Федерации, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, определяется с учетом затрат на организацию осуществления указанных полномочий.
День пожилых людей, отмечаемый 1 октября, является международным и общероссийским праздником, установлен в соответствии с действующим постановлением Президиума Верховного Совета РФ от 1 июня 1992 года №2890/1-1 «О проблемах пожилых людей», которым поручено Правительству РФ осуществлять практические мероприятия, приуроченные к Международному дню пожилых людей, направленные на повышение жизненного уровня этих слоев населения, оказание им всемерной моральной и материальной поддержки.
Этими обстоятельствами был обусловлен выбор в качестве источника финансирования мероприятий, посвященных Дню пожилых людей, средств субвенций, переданных бюджету Удмуртской Республики из федерального бюджета.
Размер расходования средств установлен в соответствии с Распоряжением Правительства УР от 20 сентября 2010 года №836-р (до 600 рублей на одного пенсионера), принятым во исполнение него министром лесного хозяйства УР Приказом от 23 сентября 2010 года №878, сметой от 23 сентября 2010 года.
Таким образом, расходование Минлесхозом УР средств на организацию мероприятий, посвященных Международному дню пожилых людей, было произведено во исполнение требований нормативных актов вышестоящих органов власти.
4.Содержащийся в оспариваемом постановлении вывод о расходовании средств на проведение мероприятий для пенсионеров, не являющихся штатными сотрудниками Минлесхоза УР и не осуществляющих полномочия, переданные Минлесхозу УР, не подтвержден, в рамках проверки, рассмотрения дела об административном правонарушении не исследовался. Из 29 пенсионеров, указанных в приложении к Приказу Минлесхоза УР от 23 сентября 2010 года №878, четверо являются штатными сотрудниками министерства.
5.Основанием для назначения административного наказания является установленное наличие в деянии лица всех признаков состава административного правонарушения (в том числе вины лица в его совершении).
В действиях заявителя по расходованию средств на организацию мероприятий, посвященных Международному дню пожилых людей, вина в какой-либо форме (умысла или неосторожности) отсутствует, поскольку они произведены не в нарушение, а во исполнение требований нормативных актов вышестоящих органов власти.
6.В оспариваемом постановлении неверно указана дата вступления его законную силу (14 марта 2011 года), без учета требований ч.1 ст.30.3, п.1 ст.31.1 КоАП РФ.
В судебное заседание Журавлев С.С., извещенный о времени и месте его проведения, не явился, о причинах неявки не сообщил, не ходатайствовал о его отложении. Жалоба рассмотрена без его участия, в порядке ст.25.1 КоАП РФ.
Защитник Борисова М.А. доводы жалобы поддержала.
Выслушав защитника, изучив и проанализировав материалы административного дела, будучи не связан доводами жалобы и проверяя дело в полном объеме (ст.30.6 КоАП РФ), прихожу к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ бюджетное учреждение, к числу которых относится Минлесхоз УР, осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств в соответствии со ст.38 Бюджетного кодекса РФ означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Направление и использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, являются в соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием средств федерального бюджета.
Согласно материалам дела об административном правонарушении и документам, представленным заявителем, следует, что за счет средств, предоставленных бюджету Удмуртской Республики (поступивших в Минлесхоз УР) в качестве субвенций из федерального бюджета на осуществление в 2010 году органами государственной власти Удмуртской Республики отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений оплачены расходы Минлесхоза УР по организации мероприятий, посвященных Международному дню пожилых людей, в сумме 1939,50 рублей.
Факт использования на указанные цели средств, предоставленных из федерального бюджета в виде субвенций на осуществление органами государственной власти субъекта Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, Журавлевым С.С. не оспаривается.
Согласно п.3 ст.133 Бюджетного кодекса РФ субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, предоставляемые на исполнение отдельных расходных обязательств субъектов Российской Федерации, зачисляются в бюджет субъекта Российской Федерации и расходуются в порядке, установленном федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Цели, на которые могут быть использованы средства, предоставленные в качестве субвенций на осуществление полномочий в области лесных отношений, определены Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2006 года №837.
Согласно п.2 указанных Правил субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству лесного хозяйства на соответствующий год на финансовое обеспечение следующих полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов;
предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов;
выдача разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда;
организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях;
ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации;
осуществление на землях лесного фонда государственного лесного контроля и надзора, государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных п.п.36 и 37 ст.81 Лесного кодекса РФ;
установление перечня должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор.
Указанный перечень является закрытым, не содержит указания на право органа государственной власти субъекта Российской Федерации использовать средства, предоставленные ему из федерального бюджета в качестве субвенций на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, на мероприятия, организованные в октябре 2010 года Минлесхозом УР.
Данные мероприятия не связаны с реализацией Минлесхозом УР отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений. Их организация не отнесена к числу отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, которые согласно ч.1 ст.83 Лесного кодекса РФ переданы Российской Федерацией органам государственной власти Удмуртской Республики.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (ст.26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
Таким образом, цели использования Минлесхозом УР бюджетных средств в размере 1939,50 рублей не соответствовали условиям получения этих средств, которые определены на законодательном уровне.
Поэтому в данном случае для правильного разрешения дела не имеет значения, на какую статью (подстатью) бюджетной классификации Российской Федерации, представляющей собой группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, отнесены (следовало бы отнести) осуществленные Минлесхозом УР расходы в сумме 1939,50 рублей. Независимо от этого имело место несанкционированное перераспределение бюджетных средств должностным лицом Минлесхоза УР в нарушение ст.289 Бюджетного кодекса РФ, что образует состав административного правонарушения, предусмотренный ч.1 ст.15.14 КоАП РФ.
В постановлении должностного лица Территориального управления Росфиннадзора в УР отражены все обстоятельства, необходимые для правильной квалификации действий Журавлева С.С.
Другие доводы жалобы отвергаются как несостоятельные.
Ошибочное указание в постановлении при классификации расходов бюджета наименования вида расходов 012, предусмотренного Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными Приказом Министерства Финансов РФ от 30 декабря 2009 года №150н (вместо «Выполнение функций государственными органами» указано «Выполнение функций бюджетными учреждениями»), распространение на спорное правоотношение положений ст.70 Бюджетного кодекса РФ, не повлекло за собой неправильной квалификации действий Журавлева С.С. Поэтому это обстоятельство не является основанием для признания незаконным постановления в целом и его отмены.
Организация мероприятий, посвященных Международному дню пожилых людей, во исполнение Распоряжения Правительства УР от 20 сентября 2010 года №836-р, Приказа министра лесного хозяйства УР от 23 сентября 2010 года №878 и утвержденной этим Приказом сметы, не свидетельствует об отсутствии вины Журавлева С.С. в совершении административного правонарушения, поскольку ни распоряжение, ни приказ со сметой не содержат указаний относительно выбора источника бюджетных средств финансирования названных мероприятий. Данный выбор, т.е. нецелевое использование бюджетных средств, явился следствием личных действий Журавлева С.С.
Значения для квалификации административного правонарушения факты вхождения пенсионеров, в интересах которых Минлесхозом УР осуществлено расходование бюджетных средств в сумме 1939,50 рублей, в штат этого учреждения, осуществления ими полномочий, переданных Минлесхозу УР и определенных Положением о Минлесхозе УР, не имеют.
Несоответствующее дословной редакции ч.1 ст.30.3, п.1 ст.31.1 КоАП РФ указание в резолютивной части постановления времени его вступления в законную силу также не имеет правого значения для правильной квалификации действий Журавлева С.С., не является существенным процессуальным нарушением и не влечет за собой признание постановления незаконным.
Свою причастность к совершению административного правонарушения Журавлев С.С. не оспаривает.
Она подтверждается сведениями, содержащимися в:
-служебной записке специалиста 1 разряда Минлесхоза УР ФИО4 от <дата>, которую завизировал Журавлев С.С., дав разрешение на использование денежных средств для организации проведения торжественных мероприятий;
-расходным кассовым ордером <номер> от <дата> о выдаче денежных средств ФИО4 на оплату изготовления подарочных фотографий ветеранам;
-утвержденным Журавлевым С.С. <дата> авансовым отчетом ФИО4 об использовании денежных средств;
-объяснительной специалиста 1 разряда Минлесхоза УР ФИО5
Согласно указанным расходному кассовому ордеру и авансовому отчету на организацию мероприятий, посвященных Международному дню пожилых людей, использовались средства в сумме 1939,50 рублей предоставленные бюджету Удмуртской Республики в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений.
Совершая действия, связанные с нецелевым использованием бюджетных средств, Журавлев С.С. являлся заместителем министра лесного хозяйства УРФ.
Часть 1 ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Согласно примечанию к указанной статье под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Лица, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных функций, руководители и другие работники иных организаций, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные, в частности, ст.15.14 КоАП РФ, несут ответственность как должностные лица.
Из материалов дела (приказ министра от 31 декабря 2009 года №1351 о распределении обязанностей между ним и его заместителями) и оспариваемого постановления следует, что Журавлев С.С., занимая должность заместителя министра лесного хозяйства УР, наделен правом первой подписи банковских и финансовых документов. Поэтому, осуществляя соответствующие организационно-распорядительные функции, он был обоснованно привлечен к ответственности как должностное лицо, ответственное за нецелевое расходование бюджетных средств.
Согласно ст.23.7 КоАП РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.14 - 15.16 настоящего Кодекса, в отношении получателей средств федерального бюджета и получателей средств бюджетов государственных внебюджетных фондов. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени этого органа вправе руководители его территориальных органов, их заместители.
Таким образом, дело в отношении Журавлева С.С. рассмотрено компетентным должностным лицом – руководителем Территориального управления Росфиннадзора в УР.
Постановление о привлечении Журавлева С.С. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.14 КоАП РФ, вынесено в пределах годичного срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено Журавлеву С.С. в пределах, установленных санкцией указанной статьи для должностных лиц.
Ошибочное указание в мотивировочной части постановления (первый абзац страницы 5) расходованной нецелевым образом суммы бюджетных средств (11163,90 рублей) является технической опиской, не относится к существенным процессуальным нарушениям, в силу которых постановление может быть признано незаконным. Содержание всего постановления в целом не препятствует правильной оценке обстоятельств в части определения суммы бюджетных средств, расходованных нецелевым образом. Эта сумма составляет 1939,50 рублей.
В силу указанных обстоятельств жалоба Журавлева С.С. удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6,30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Удмуртской Республике ФИО2 <номер> от <дата> о привлечении к административной ответственности Журавлева С.С. по ч.1 ст.15.14 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу Журавлева С.С. без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР через районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья: А.В.Касимов
-
-
-