постановление о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.



Дело № 12-172/12

Р Е Ш Е Н И Е

28 марта 2012 года

Судья Октябрьского районного суда г.Ижевска Стех Н.Э.,

рассмотрев жалобу Попова А.И., на постановление <данные изъяты> Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике Г.Т.В. <номер> от <дата> о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ

Попова А.И.,

<дата> года рождения,

место работы, должность: <данные изъяты>

проживающего по адресу: <адрес>

ранее не привлекавшегося к административной ответственности,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением <данные изъяты> Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее по тексту УФАС по УР) Г.Т.В. <номер> от <дата> Попов А.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ (Попов А.И., являясь <данные изъяты> транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, приказом от <дата> <номер> утвердил конкурсную документацию к конкурсу на право заключения договора об организации регулярных перевозок автомобильным пассажирским транспортом по пригородным и междугородным маршрутам межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике по сектору «<адрес>», установив критерий оценки конкурсных предложений: «опыт работы претендента на рынке пассажирских перевозок (с момента получения лицензии)», нарушив, тем самым, требования ч. 1 ст. 15 Закона «О защите конкуренции»), подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Поповым А.И, подана жалоба, в которой он просит отменить вышеуказанное постановление и прекратить производство по делу. Основаниями к отмене постановления указывает, что в соответствии с п. 1.2 Порядка проведения конкурсов на право заключения договора об организации регулярных перевозок автомобильным пассажирским транспортом по пригородным и междугородным маршрутам межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике, утвержденного Постановлением Правительства Удмуртской Республики от <дата> года № <номер>, конкурс проводится в целях отбора перевозчиков, осуществляющих регулярные пассажирские маршрутные перевозки, формирования эффективной, устойчивой и безопасной системы регулярных перевозок автомобильным пассажирским транспортом, укрепления транспортной дисциплины на пригородных и междугородных маршрутах межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике. Министерство в целях проведения конкурса определяет условия проведения конкурса и утверждает конкурсную документацию (пункт 2.2 Порядка). Пунктом 2.5 Порядка предусмотрено, что конкурсная документация должна содержать в том числе и критерии определения победителя конкурса. Критерий «опыт работы претендента на рынке пассажирских перевозок (с момента получения лицензии)» не ограничивает права заявителей, так как установление Министерством рассматриваемого критерия направлено на допуск на рынок пассажирских перевозок перевозчиков, обладающих опытом работы на рынке пассажирских перевозок, а также обеспечение безопасности пассажирских перевозок.

Вынесенное наказание не соответствует тяжести правонарушения. Инкриминированные в качестве противоправных действий не повлекли существенного нарушения государственных и общественных интересов, интересов других лиц.

Жалоба подана в течение установленного законом десятидневного срока со дня получения Поповым А.И. постановления по административному делу.

В судебном заседании Попов А.И., доводы жалобы поддержал.

Выслушав Попова А.И., изучив и проанализировав представленные материалы, суд находит оспариваемое постановление законным и обоснованным.

В силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (п.п. 2).

В силу ст. 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказа может осуществляться:

1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;

2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

В силу ст. 11 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ, при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются следующие обязательные требования к участникам размещения заказа:

1) соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов;

2) непроведение ликвидации участника размещения заказа - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника размещения заказа - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;

3) неприостановление деятельности участника размещения заказа в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе;

4) отсутствие у участника размещения заказа задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. Участник размещения заказа считается соответствующим установленному требованию в случае, если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе не принято.

2. При размещении заказа путем проведения торгов заказчик, уполномоченный орган вправе установить также следующие требования к участникам размещения заказа:

1) обладание участниками размещения заказа исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на объекты интеллектуальной собственности, за исключением случаев размещения заказа на создание произведения литературы или искусства (за исключением программ для ЭВМ, баз данных), исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;

2) отсутствие в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков сведений об участниках размещения заказа.

2.2. Правительство Российской Федерации вправе установить единые дополнительные требования, в том числе квалификационные требования, к участникам размещения заказов при размещении заказов на поставки, выполнение, оказание соответственно отдельных товаров, работ, услуг для федеральных нужд, а также нужд субъектов Российской Федерации или муниципальных нужд в целях исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, источником финансового обеспечения которых частично или полностью являются целевые межбюджетные трансферты, предоставляемые из федерального бюджета или бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. Акты Правительства Российской Федерации, принимаемые в соответствии с настоящей частью, рассматриваются на заседании Правительства Российской Федерации в установленном порядке.

4. Кроме указанных в частях 1 - 3 настоящей статьи требований и установленных в соответствии со статьей 55.3 настоящего Федерального закона требований, Правительство Российской Федерации, заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.

В силу ст. 22 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ:

1. Конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.

2. Конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом в случае, если иное не предусмотрено конкурсной документацией, поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, не прошел ремонт, в том числе восстановление, замену составных частей, восстановление потребительских свойств).

2.1. Не допускается включать в конкурсную документацию (в том числе и в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Суд отвергает доводы лица, привлеченного к административной ответственности, что критерий «опыт работы претендента на рынке пассажирских перевозок (с момента получения лицензии)» не ограничивает права заявителей, так как установление Министерством рассматриваемого критерия направлено на допуск на рынок пассажирских перевозок перевозчиков, обладающих опытом работы на рынке пассажирских перевозок, а также обеспечение безопасности пассажирских перевозок.

В силу п. 4 "Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 N 637, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются:

а) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров, оснащенных в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении;

б) соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров;

в) соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров;

г) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;

д) соответствие должностных лиц и специалистов лицензиата (соискателя лицензии) квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации;

е) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) водителей, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы и прошедших медицинское освидетельствование;

ж) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

з) наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации;

и) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) в штате работников необходимой квалификации, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.

В силу п. 5 "Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя", грубыми нарушениями лицензиатом лицензионных требований и условий являются:

а) нарушение, в результате которого произошло дорожно-транспортное происшествие, повлекшее человеческие жертвы, причинение тяжкого вреда здоровью, причинение средней тяжести вреда здоровью не менее 5 человек;

б) использование транспортных средств, не допущенных в установленном порядке к эксплуатации и не прошедших предрейсового технического осмотра.

Среди критериев определения победителей конкурса в конкурсной документации, утвержденной приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики от <дата>, которые не были признаны незаконными УФАС по УР, значатся:

- Профессиональная подготовка водителей транспортных средств. Средний стаж работы на пассажирских маршрутах регулярного сообщения (при этом минимальный стаж работы указан от трех лет);

- Уровень аварийности по предприятию (индивидуальному предпринимателю);

- Наличие нарушений правил дорожного движения водителями претендента;

- Выполнение условий лицензирования;

- Оснащение транспортных средств, заявленных на конкурс на междугородние перевозки, тахографами.

Установление указанных критериев оценки, учитывающих квалификацию и опыт работы водителей, наличие или отсутствие нарушений водителями правил дорожного движения, уровень аварийности по предприятию, при наличии у участников конкурса лицензии на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, достаточно для обеспечения безопасности.

В силу ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 настоящего Кодекса, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Давность привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд составляет один год со дня совершения административного правонарушения. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации (ст. 4.5 КоАП РФ).

Наказание Попову назначено в пределах санкции статьи, в минимальном размере.

Поэтому суд не принимает доводы заявителя, что вынесенное наказание не соответствует тяжести правонарушения.

Суд не считает возможным прекратить настоящее дело за малозначительностью. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 21 постановления от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указал, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Совершенным правонарушением создана угроза защите конкуренции, поскольку наличие критерия определения победителя конкурса: «Опыт работы претендента на рынке пассажирских перевозок (с момента получения лицензии) ограничит возможность победы на конкурсе для претендентов, которые при прочих равных условиях (в том числе и при высоком стаже работы водителей) имеют незначительный опыт работы на рынке пассажирских перевозок.

Состав правонарушения, за которое предусмотрена ответственность ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, формальный, ответственность наступает независимо от размера вреда и тяжести наступивших последствий.

При таких обстоятельствах, по мнению суда, доводы заявителя о возможности применения нормы 2.9 КоАП РФ и освобождения заявителя от административной ответственности не могут быть приняты во внимание.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.6-30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л :

Постановление <данные изъяты> Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике Г.Т.В. <номер> от <дата> о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ Попова А.И. оставить без изменения, а жалобу Попова А.И. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение 10 дней со дня его получения через районный суд.

Судья: Стех Н.Э.