об обжаловании постановления по делу об административном правонарушении



Дело № 12-502/2012

Р Е Ш Е Н И Е

27 сентября 2012 года

Судья Октябрьского районного суда г.Ижевска Стех Н.Э.,

рассмотрев жалобу Корепанова Д.А. на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике Герасимовой Т.В. № <номер> от <дата> о привлечении к административной ответственности по ст. 14.3 КоАП РФ

Троегубова А.В.,

<дата> года рождения,

работающего <данные изъяты> <номер> Управления здравоохранения Администрации <адрес> (далее по тексту <данные изъяты> <номер>), <данные изъяты>

проживающего по адресу: <адрес>,

ранее не привлекавшегося к административной ответственности,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике Юшкина С.В. от <дата> Решетников А.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.3 КоАП РФ (В декабре 2008 года ООО «Стоматологическая поликлиника «РеСто» распространило в девятом номере журнала «Вкусная жизнь», на странице 52, рекламу медицинских услуг без сопровождения ее предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получению консультаций специалистов), подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.

Решетниковым А.П. подана жалоба, в которой он просит отменить вышеуказанное постановление. Основаниями к отмене постановления указывает следующее.

В соответствии с пунктами 2 и 3 части 1 ст.З ФЗ «О рекламе», в целях названного закона, услугой, как объектом рекламирования, является продукт деятельности, предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Следовательно, продукты деятельности, не предназначенные для продажи, обмена или иного введения в оборот, не являются объектами рекламирования, а их упоминание в рекламе не является их рекламой. Применительно к ООО "Стоматологическая клиника "РеСто", продуктами, предназначенными для продажи, обмена или иного введения в оборот необходимо считать услуги, заявленные им в Прейскуранте. И соответственно услуги, не заявленные ООО "Стоматологическая клиника "РеСто" к продаже, не являются и не могут являться объектами рекламирования.

«Отбеливание с помощью лампы 200МЗ» и «Ргосега - совершенная технология в области безметалловой керамики и виниров» в прейскуранте ООО "Стоматологическая клиника "РеСто" в качестве оказываемых услуг не заявлены. Следовательно, объектами рекламирования указанные продукты не являются, и их упоминание в рекламе не является рекламой медицинских услуг.

Словосочетание «Отбеливание с помощью лампы ZOOM3» не соответствует услуге «отбеливание «ZOOM», предлагаемой ООО "Стоматологическая клиника "РеСто", не по форме, не по содержанию. Лампа ZOOMЗ не известна из существующего уровня техники, следовательно, и медицинская услуга с ее

использованием не может быть предложена к продаже, обмену или иному введению в оборот, в том числе и ООО "Стоматологическая клиника "РеСто".

Ссылка административного органа на прейскурант является не состоятельной, поскольку в прейскуранте указано отбеливание «ZOOM», а не «Отбеливание с помощью лампы ZOOMЗ.

Словосочетание «Ргосега - совершенная технология в области безметалловой керамики и виниров» также не указывает на продукт деятельности ООО "Стоматологическая клиника "РеСто", предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Упоминание в рекламе словосочетаний и «Отбеливание с помощью лампы ZOOM3» и «Ргосега - совершенная технология в области безметалловой керамики и виниров» не направлено на привлечение внимания к указанным продуктам, поскольку ООО "Стоматологическая клиника "РеСто" не предлагает такие продукты к продаже, обмену или иному введению в оборот. Целью такого упоминания является привлечение внимания к самому ООО "Стоматологическая клиника "РеСто".

Таким образом, реклама, размещенная ООО "Стоматологическая клиника "РеСто" в журнале «Вкусная жизнь», соответствует ФЗ "О рекламе" и поэтому в действиях директора 000 "Стоматологическая клиника "РеСто" А.П. Решетникова отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.3 КоАП РФ.

Постановление обжаловано в течение установленного законом десятидневного срока со дня получения Решетниковым А.П. постановления по административному делу.

Будучи надлежащим образом уведомленным о месте и времени рассмотрения дела, Решетников А.П. в суд не явился, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие в порядке п. 2 ст. 25.1 КоАП РФ.

Защитник Решетникова А.П., Гизатуллин Н.М., доводы жалобы поддержал, просил ее удовлетворить. При этом пояснил, что административное правонарушение всегда причиняет вред общественным отношениям. Размещением ООО "Стоматологическая клиника "РеСто" рекламы не может быть причинен вред, поскольку, чтобы получить услуги, оказываемые ООО "Стоматологическая клиника "РеСто", пациент сначала обращается к врачу, который осуществляет соответствующие назначения.

В рекламе услуги не конкретизированы. Не написано, отбеливаются зубы или что-то другое.

Согласно общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-9 (ОКУН), утвержденному Постановлением Госстандарт РФ от 28.06.1993 г. № 16: услуги, оказываемые стоматологическими подразделениями (код 081400), относятся к медицинским услугам (код 081000): консультативный прием врачами специалистами, услуги по профилактике болезней, лечение зубов, лечение болезней полости рта, зубопротезирование, ортодонтия. Отбеливание с помощью лампы ZOOMЗ нельзя отнести ни к одному из перечисленных видов услуг. Отбеливание зубов может являться медицинской услугой, если есть заболевание зубов, приведшее к их потемнению, например, такое бывает при отмирании зуба, при травме зуба. В этом случае есть конкретный диагноз. Отбеливание с помощью лампы ZOOMЗ не связано с заболеванием зубов, поэтому не может быть отнесено к медицинской услуге. Ргосега представляет собой оптический сканер, позволяющий быстро с высокой точностью сканировать оттиски с зубов и челюстей для дальнейшего лабораторного этапа изготовления зубных конструкций. Таким образом, не является конкретным методом лечения, а является составной частью в технологии изготовления зубных конструкций. В рекламе мы указали, что у нас есть доступ к технологии изготовления Ргосега, речь не идет о методике лечения. Изготовление не является медицинской услугой.

Выслушав защитника Решетникова А.П., Гизатуллина Н.М., изучив и проанализировав представленные материалы, суд приходит к следующему.

В силу ст. 14.3 КоАП РФ, нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, влечет наложение административного наказания.

На странице 3 Ижевского еженедельника «Центр» № 14 (0515) 02 апреля 2009 г. размещена реклама услуг, оказываемых в кабинете эфферентных методов лечения <данные изъяты> <номер>, таких как плазмаферез, УФО крови, гемодиализ, снятие алкогольной интоксикации, консультация врача-нефролога.

В силу ст. 3 Федерального Закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 года «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

(в ред. Федерального закона от 07.05.2009 N 89-ФЗ)

Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;

Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Очевидно, что информация, размещенная на странице 3 Ижевского еженедельника «Центр» № 14 (0515) 02 апреля 2009 г. об услугах, оказываемых в кабинете эфферентных методов лечения <данные изъяты> <данные изъяты> <номер>, является рекламой, поскольку она адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к <данные изъяты> <номер> в целом и к платным услугам, оказываемым в кабинете эфферентных методов лечения <данные изъяты> <номер>.

Троегубов А.В. является рекламодателем как определившее содержание рекламы лицо.

Таким образом, Троегубов А.В. обязан соблюдать законодательство о рекламе.

В силу ч. 7 ст. 24 Федерального Закона «О рекламе», реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

Согласно общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденному Постановлением Госстандарт РФ от 28.06.1993 г. № 163, услуги, оказываемые в поликлиниках (код 081200), относятся к медицинским услугам (код 081000): постановка диагноза, проведение диагностических процедур, консультации и лечение врачами-специалистами и хирургами-специалистами, услуги по профилактике болезней (медицинские осмотры, профилактические прививки и т.д.), процедуры, выполняемые врачами, услуги, оказываемые средними медицинскими работниками, услуги, оказываемые беременным женщинам и новорожденным, услуги по лечению дефектов речи, услуги по гомеопатии, услуги по сбору и переливанию крови, услуги, оказываемые наркологическим больным.

Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002) (принят и введен в действие Приказо\ Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст) к услугам в области здравоохранения относит следующие услуги:

85 Услуги в области здравоохранения и услуги социальные

85.1 Услуги в области охраны здоровья человека

85.11 Услуги больничных учреждений

85.11.1 Услуги больничных учреждений широкого профиля специализированных

Эта группировка включает:

- услуги больничных учреждений, предоставляемых медицинским персоналом стационарным больным, направленные на лечение, восстановление и поддержание здоровья пациента

- услуги врачей

- услуги среднего и младшего медицинского персонала

- услуги по уходу за больными

- услуги лабораторные и технические

- услуги рентгенологов и анестезиологов

- услуги по обеспечению условий для пребывания в стационарных лечебных учреждениях (проживание, питание и т.п.)

- услуги по обследованию эксплуатационного и обслуживающего персонала

85.12.12.120 Услуги врачей-специалистов по проведению диагностических процедур и постановке диагноза

85.12.12.130 Услуги врачей-специалистов по лечению болезней

85.12.12.131 Услуги врачей-специалистов по проведению специальных видов исследований и процедур

85.12.12.140 Услуги, предоставляемые врачами-наркологам и по лечению алкоголизма, наркомании, никотиномании.

Таким образом, услуги, приведенные в рекламе кабинета эфферентных методов лечения <данные изъяты> <номер>, относятся к медицинским услугам.

За несоблюдение Троегубовым А.В. указанного выше требования, установленного Федеральным законом «О рекламе», он правомерно привлечен к административной ответственности.

Довод Троегубова А.В. об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.3 КоАП РФ, необоснованный.

Действительно, в силу п.п. 6 п. 2 ст. 2 Федерального закона «О рекламе», Федеральный закон «О рекламе» не распространяется на объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

Вместе с тем, в силу Федерального закона «О рекламе», рекламодателем может являться не только лицо, рекламирующее себя или свои товары и услуги, но и любое иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Троегубов А.В. разместил в газете «Центр» не частное объявление физического лица, а рекламу платных услуг, оказываемых <данные изъяты> <номер>.

Муниципальное учреждение здравоохранения <данные изъяты> <номер> Управления здравоохранения Администрации <адрес> осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии № <номер> от <дата>

Приказом Управления здравоохранения Администрации г, Ижевска oi <дата> <номер> разрешено предоставление платных медицинских услут муниципальным учреждениям здравоохранения города Ижевска, в том числе <данные изъяты> <номер> Управления здравоохранения Администрации города Ижевска - на срок до <дата>, согласно перечню платных медицинских услуг, указанных в приложении № 2 к настоящему приказу

Согласно перечню платных медицинских услуг в <данные изъяты> <номер>, услуги, указанные в рекламе, относятся к платным медицинским услугам, оказываемых в <данные изъяты> <номер>.

Деятельность <данные изъяты> <номер> по предоставлению платных медицинских услуг направлена на систематическое получение прибыли от оказания услуг учреждением, и, следовательно, является предпринимательской.

Таким образом, Троегубов А.В., являясь физическим лицом, разместил рекламу юридического лица <данные изъяты> <номер> и оказываемых им платных медицинских услуг. Рекламное объявление, размещенное Троегубовым А.В., связано с осуществлением <данные изъяты> <номер> предпринимательской деятельности.

Иное толкование п.п. 6 п. 2 ст. 2 Федерального закона «О рекламе» приведет к ситуации, когда работники юридических лиц будут размещать рекламу, направленную на привлечение внимания неопределенного круга лиц к предпринимательской деятельности своих работодателей с нарушением Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с трудовым договором <номер> от <дата>, заключенным между Троегубовым А.В. и <данные изъяты> <номер>, Тросгубов А.В. принят на работу в <данные изъяты> <номер> в хозрасчетный кабинет эфферентных методов лечения на должность <данные изъяты>. Троегубов А.В. прошел профессиональную переподготовку в Российской медицинской академии последипломного образования МЗ РФ по программе «Нефрология», прошел стажировку на кафедре нефрологии и гемодиализа, что подтверждается дипломом о профессиональной переподготовке ПП <номер> Российской медицинской академии последипломного образования МЗ РФ.

Отсутствие задания работодателя на размещение такой рекламы Троегубов А.В. не отрицает. Вместе с тем не отрицает также зависимость своей заработной платы от количества оказанных им платных услуг в кабинете эфферентных методов лечения <данные изъяты> <номер>.

Поскольку договор на размещение рекламы заключен Трегубовым А.В., а отсутствие задания работодателя на размещение такой рекламы Троегубов А.В. не отрицает, неустановление УФАС по УР лица, фактически оплатившего размещение рекламы, не имеет значения для рассматриваемого дела.

При таких обстоятельствах, доводы жалобы не являются основанием для отмены оспариваемого постановления.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.6-30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л :

Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике Юшкина С.В. № <номер> от <дата> о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ Трониной Н.Г. оставить без изменения, а жалобу Трониной Н.Г. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение 10 дней со дня его вынесения через районный суд.

Судья: Стех Н.Э.