***П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
*** года г.Ижевск
Судья Октябрьского районного суда г.Ижевска Касимов А.В.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.20.4 ч.1 КоАП РФ в отношении "Название", расположенного по адресу..., ранее не привлекавшегося к административной ответственности,
У С Т А Н О В И Л:
*** года заместителем главного государственного инспектора Октябрьского района г.Ижевска по пожарному надзору ФИО0 в отношении "Название" за нарушения требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами – отдельных положений Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года №313 (далее ППБ 01-03), Строительных норм и правил СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», утвержденных постановлением Минстроя РФ от 13 февраля 1997 года №18-7 (далее СНиП 21-01-97*), Строительных норм и правил РФ СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование», принятых постановлением Госстроя РФ от 26 июня 2003 года №115 (далее СНиП 41-01-2003), Строительных норм и правил СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения», утвержденных постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 года №78 (далее СНиП 2.08.02-89*), Строительных норм и правил СНиП 2.04.05-91* «Отопление, вентиляция и кондиционирование», утвержденных Госстроем СССР 28 ноября 1991 года (далее СНиП 2.04.05-91*), Норм пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях», утвержденных приказом МЧС РФ от 20 июня 2003 года №323 (далее НПБ 104-03), Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», утвержденных приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года №315 (далее НПБ 110-03), Норм пожарной безопасности НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования», утвержденных приказом ГУГПС МВД РФ от 4 июня 2001 года №31, введенных в действие с 1 января 2002 года (далее НПБ 88-2001), составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.
Указанное юридическое лицо *** года в арендуемом помещении по адресу: ..., допустило следующие нарушения вышеуказанных стандартов, норм и правил:
1)проверка работоспособности внутреннего противопожарного водопровода не проводится (п.89 ППБ 01-03),
2)Дверь лестничной клетки 2 этажа устройством для самозакрывания не оборудована (п.34 ППБ 01-03, п.6.18 СНиП 21-01-97*),
3)на выходе из лестницы в кровлю установлен люк с неизвестными показателями предела огнестойкости. Документы по обеспечению предела огнестойкости люка не менее EI 30 отсутствуют (п.3 ППБ 01-03, п.8.4. СНиП 21-01-97*),
4)наружная пожарная лестница, установленная в месте перепада кровли, эксплуатационным испытаниям не подвергалась (п.41 ППБ 01-03),
5)в электрощитовой установлена дверь с неизвестным показателем предела огнестойкости. Документы, подтверждающие фактический предел огнестойкости двери не менее 0,6 часа не представлены (п.1.82 СНиП 2.08.02-89*),
6)ширина двери запасного эвакуационного выхода из торгового зала 2 этажа, при площади 750 кв.м, составляет 0,8 метра (п.6.16 СНиП 21-01-97*),
7)провода соединительных линий систем оповещения людей о пожаре над дверью эвакуационного выхода 2 этажа, над запасным выходом первого этажа в коробах или каналах из негорючих материалов не проложены (п.3.9 НПБ 104-03),
8)в подсобном помещении 1 этажа (МТЗ) смонтирован 1 пожарный извещатель (п.12.16 НПБ 88-2001),
9)в помещении охраны тепловой пожарный извещатель без крышки (п.98 ППБ 01-03),
10)ширина эвакуационного выхода из торгового зала 1 этажа составляет 0,84 метра (п.6.16 СНиП 21-01-97*),
11)ширина прохода к эвакуационному выходу 1 этажа менее 1,2 метра (фактически 0,94 метра (п.6.27 СНиП 21-01-97*),
12)высота эвакуационного выхода из подвала менее 1,9 метра (п.6.16 СНиП 21-01-97*),
13)лестница для сообщения между подвальным этажом и первым этажом противопожарными преградами 1-го типа с устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре не ограждена (п.7.23 СНиП 21-01-97*),
14)лестница эвакуационного выхода из подвала загромождена (п.53 ППБ 01-03),
15)в помещениях с хранением горючих материалов (бывшая венткамера, бывший холодильник) отсутствует АПС (п.4 НПБ 110-03),
16)помещение машинного отделения лифта противопожарной преградой не отделено противопожарным перекрытием 1-го типа (документы по обеспечению нормируемого предела огнестойкости двери отсутствуют) (п.7.22 СНиП 21-01-97*),
17)в машинном отделении светильник эксплуатируется без плафона закрытого исполнения, требуемого конструкцией светильника (п.60 ППБ 01-03),
18)в подвале установлены огнетушители с истекшим сроком годности (приложение 3 ППБ 01-03),
19)не реже одного раза в полугодие практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников по безопасной и быстрой эвакуации людей не проводятся (п.16 ППБ 01-03),
20)на путях эвакуации устроены раздвижные двери (центральный вход) (п.6.10 СНиП 21-01-97*, п.53 ППБ 01-03),
21)складские помещения в подвале установкой автоматического пожаротушения не защищены (п.7 таблица 1 НПБ 110-03),
22)из складских помещений, расположенных в подвальном этаже, система дымоудаления не предусмотрена (п. 5.2 СНиП 2.04.05-91, п.160 ППБ 01-03),
23)между маршами лестниц и поручными ограждений лестничных маршей зазор шириной менее 75 мм (п. 8.9. СНиП 21-01-97*),
24)помещение дебаркадера автоматическими устройствами противопожарной защиты не защищено (п.98 ППБ 01-03, п.7 таблицы 1 НПБ 110-03, п. 6.29 СНиП 21-01-97*),
25)в помещениях кладовых установлены двери с неизвестным пределом огнестойкости. Документы, подтверждающие предел огнестойкости не менее 0,6 часа отсутствуют (п.1.82 СНиП 2.08.02-89*),
26)дверь запасного эвакуационного выхода из торгового зала заблокирована (п.52 ППБ 01-03),
27)перед лифтом (подвал), сообщающимся с наземными этажами, тамбур-шлюз с подпором воздуха при пожаре не выполнен (п.7.26 СНиП 21-01-97*),
28)через складские помещения и коридор проходит транзитом короб вентиляции (п.7.11.8 СНиП 41-01-2003).
В суде законный представитель "Название" ФИО1, действующий на основании доверенности, вину предприятия в совершении инкриминированного административного правонарушения признал. Пояснил, что одной из причин совершения админстративного правонарушения является время проектирования здания, в котором расположены арендуемые "Название" помещения. Самостоятельно вносить изменения в конструкцию помещений без согласия арендодателя "Название" не вправе. К арендодателю за время аренды с *** года "Название" за получением согласия на изменение конструкции помещения с целью устранения нарушений правил пожарной безопасности не обращалось. В настоящее время совместно с арендодателем ведутся действия по устранении, нарушений правил пожарной безопасности. К *** года устранены нарушения, указанные в п.п.1,2,7,8,9.14.15,17,18,19,20,26 протокола об административном правонарушении. Для устранения оставшихся нарушений необходим срок в 30-60 дней. Ранее "Название" органами госпожнадзора не проверялось. Время постройки здания сообщить не может. "Название" работает под торговой маркой корпорации «"Название2"», но данного объединения фактически не существует. Кто до *** года арендовал помещении, в котором выявлены нарушения, не знает. В арендованном помещении "Название" осуществляет розничную торговлю бытовой техникой. Временный запрет деятельности исполнялся с *** года. Без подвального помещения осуществление торговой деятельности невозможно. Просил назначить наказание в виде административного штрафа.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, ФИО0 пояснил, что не обладает сведениями о прежнем (до *** года)арендаторе помещения. Договор аренды от *** года, приобщенный в дело, получен им при проведении проверки у менеджера торгового центра ФИО2. По п.п.6,10 нарушений ширина эвакуационных выходов должна составлять не менее 1,2 метра. По п.12 нарушений фактическая высота выхода около 1,8 метра. П.23 нарушений вменен ошибочно, т.к. на второй этаж имеется свободный доступ для пожарного рукава. Подтвердил устранение нарушений в объеме, указанном законным представителем "Название", срок необходимый для устранения оставшихся нарушений. Ранее "Название" органами госпожнадзора не проверялось. В торговых залах основная масса нарушений устранена. Основная опасность связана с нарушениями в подвальном помещении, т.к. возможно задымление первого этажа при возникновении пожара в подвале. Полагал возможным назначить наказание в виде административного штрафа с учетом выдачи предписания "Название" об устранении недостатков в сжатые сроки.
Выслушав мнение законного представителя, должностного лица органа госпожнадзора, исследовав материалы административного дела, прихожу к выводу, что факт совершения "Название" – юридическим лицом, обязанным в соответствии с общими требованиями ППБ 01-03 обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, ответственным за неисполнение данных требований, инкриминированных ему нарушений требований пожарной безопасности нашел частичное подтверждение при рассмотрении дела.
Вышеперечисленные в протоколе об административном правонарушении действия (бездействие) образуют состав административного правонарушения, предусмотренный ст.20.4 ч.1 КоАП РФ, за исключением:
-нарушения требований СНиП 2.08.02-89* (п.п.5,25), поскольку, во-первых, указанные строительные нормы и правила прекратили свое действие с 1 января 2010 года, во-вторых, они распространялись на проектирование новых общественных зданий и сооружений. Применительно к рассматриваемому случаю в деле отсутствуют сведения, что помещение, арендуемое "Название" является новым, реконструировалось либо капитально ремонтировалось;
-нарушения требований НПБ 88-2001 (п.8), поскольку данные нормы и правила фактически утратили силу в связи с изданием Свода правил «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» СП 5.13130.2009, утвержденного приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 года №175, введенного в действие с 1 мая 2009 года;
-нарушения п.п.7.22, 8.4 СНиП 21-01-97* (п.п.3,16), поскольку в деле отсутствуют доказательства того, что люк, установленный на выходе из лестницы в кровлю, и дверь, установленная в помещении машинного отделения лифта, не соответствуют требуемым пределам огнестойкости. Факт непредставления "Название" документов о пределе огнестойкости противопожарных преград не является нарушением указанных пунктом СНиП 21-01-97*;
-нарушения СНиП 2.04.05-91 (п.22), поскольку постановлением Госстроя РФ от 26 июня 2003 года №115 взамен соответствующих строительных норм и правил приняты и введены в действие с 1 января 2004 года СНиП 41-01-2003. Одновременное применение СНиП 2.04.05-91 и СНиП 41-01-2003 исключено.
-нарушения п.8.9 СНиП 20.01.97* (п.23), т.к. по пояснению должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, он инкриминирован ошибочно.
Наличие всех других перечисленных в протоколе об административном правонарушении нарушений правил пожарной безопасности подтверждается соответствующим протоколом, актом проверки от *** года ***, другими материалами настоящего дела, объяснениями законного представителя "Название".
Владение помещением на праве аренды предполагает обязанность предприятия по соблюдению правил пожарной безопасности в силу ст.38 Закона Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности», п.10 ППБ 01-03.
Устранение отдельных недостатков в области пожарной безопасности не снимает с "Название" ответственности за имевшие место *** года нарушения правил пожарной безопасности.
Определяя наказание, учитываю:
-характер совершенного юридическим лицом правонарушения,
-объем устраненных "Название" к *** года нарушений, значительное снижение в этой связи угрозы для жизни и здоровья граждан (работников и посетителей торгового центра),
-совершение "Название" действий, направленных на устранение оставшихся нарушений в максимально короткие сроки,
-совершение "Название" административного правонарушения впервые,
-мнение специалиста органа госпожнадзора при рассмотрении дела.
Все обстоятельства в совокупности свидетельствуют об осознании администрацией предприятия противоправности поведения и необходимости устранения выявленных нарушений правил пожарной безопасности.
В этой связи, считаю необходимым назначить наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей, что соответствует обеспечению достижения цели административного наказания, в том числе предупреждению наступления негативных последствий.
Оснований для применения ст.2.9 КоАП РФ и освобождения юридического лица от административной ответственности в силу характера, обстоятельств совершенного правонарушения, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.29.9-29.11 КоАП РФ судья,
П О С Т А Н О В И Л:
Признать "Название" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.20.4 ч.1 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Штраф должен быть уплачен по следующим реквизитам: ГРКЦ НБ Удмуртской Республики г.Ижевск, счет *** УФК Минфина России по Удмуртии (ГУ МЧС России по УР), ИНН ***, БИК ***, ОКАТО ***, КБК ***.
Разъяснить "Название", что сведения об оплате штрафа должны быть представлены в суд не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд УР через районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья: А.В.Касимов
-
-
-