нарушение требований пожарной безопасности



***

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

*** года г.Ижевск

Судья Октябрьского районного суда г.Ижевска Загидуллин Н.А., при секретаре ФИО0, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ в отношении "Название", расположенного по адресу: ..., фактически расположенного на ..., ранее не привлекавшегося к административной ответственности,

У С Т А Н О В И Л:

*** года государственный инспектор Удмуртской Республики по пожарному надзору ФИО1 в отношении "Название" ( *** магазин, расположенный по адресу: ...) за нарушения требований пожарной безопасности, установленных Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03, утвержденными Приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313, Государственным стандартом «Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Элементы систем. Классификация. Общие технические требования. Методы контроля» ГОСТ Р 12.2.143-2002, Нормами пожарной безопасности «Системы оповещения и управления; эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» НПБ 104-03, утвержденными приказом МЧС России от 20 июня 2003 г. № 323, зарегистрированными в Минюсте РФ 27 июня 2003 г. (регистрационный № 4837); Нормами пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» НПБ 110-03, утвержденными Приказом МЧС России о] 18 июня 2003 г. № 315; Нормами пожарной безопасности «Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Виды, размеры, общие технические требования», введенными в действие приказов ГУГПС МВД России от 24.07.1997 N 46 с 31.07.1997; Строительными нормами и правилами «Пожарная безопасность зданий и сооружений» СНиП 21-01-97*, принятыми и введенными в действие с 1 января 1998 г. постановлением Минстроя России от 13.02.1997 № 18-7; Строительными нормами и правилами «Общественные здания и сооружения» СНиП 2.08.02-89*, утвержденным! постановлением Государственного строительного комитета СССР от 16 мая 1989 г. № 78); Приказом МЧС России от 12 декабря 2007 г. N 645 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», зарегистрированным в Минюсте РФ 21 января 2008 г. N 10938; Правилами устройства электроустановок ПУЭ, утверждении министром топлива и энергетики РФ 06.10.1999 г., Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей ПТЭЭП, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.

Указанное юридическое лицо допустило следующие нарушения вышеуказанных стандартов, норм и правил:

1.Распорядительным документом соответствующий противопожарный режим не установлен, в том числе: не определены и не оборудованы места для курения;

не регламентированы:

-порядок проведения временных и других пожароопасных работ;

- порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы;

- не определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, не назначено ответственное лицо за их проведение. Основание п. 15 ППБ 01-03.

2. Обучение руководителей и работников, ответственных за пожарную безопасность пожарно-техническому минимуму с отрывом от производства в образовательных учреждениях пожарно-технического профиля, учебных центрах федеральной противопожарной службы МЧС России, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации, территориальных подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России, в организациях, оказывающих в установленном порядке услуги по обучению населения мерам пожарной безопасности в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов, действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре не организовано. Основание: п.п. 31, 36, 37 приказ МЧС России от 12.12.2007 г. № 645 (зарегистрирован в Минюсте РФ 21.01.2008 г. № 10938);

3. Помещения магазина не защищены автоматической системой пожарной сигнализации. Основание: п. 3 ППБ 01-03, п. 10.1.2 табл. 1 НПБ 110-2003.

4. Помещения магазина не оборудованы автоматической системой оповещения людей пожаре 1-го типа (звуковое оповещение). Основание: п. 16 ППБ 01-03, п. 5 табл. 2 НПБ 104-2003.

5. В кабинете администрации магазина электрический чайник эксплуатируется без noдставки из негорючих материалов. Основание: п. 60 ППБ 01-03.

6. Стены коридора в административной части магазина отделаны пластиковыми стеновыми панелями, являющимися горючим материалом. Основание: п. 53 ППБ 01-03, п. 6.25* СНиП 21-01-97*.

7. В хлебном отделе электрические провода проложенные по полу не защищены от механи­ческих повреждений. Основание: п. 57 ППБ 01-03, п. 2.1.47 ПУЭ.

8. Для помещения склада в овощном отделе с хранением тары из горючих материалов не определена расчетным методом с учетом требований норм пожарной безопасности (НПБ 105-2003) категория по взрывопожарной и пожарной опасности, а так же класс зоны по правилам уст­ройства электроустановок (ПУЭ). Основание: п. 33 ППБ 01-03.

9. Демонтирована дверь склада овощного отдела. Основание: п. 40 ППБ 01-03.

10. В помещении склада овощного отдела электрораспределительная коробка эксплуатиру­ется без защитной крышки. Основание: п. 60 ППБ 01-03.

11. Там же лампа электроосвещения эксплуатируется без защитного колпака. Основание: п. 60 ППБ 01-03.

12. Там же установлены аппараты отключения электроснабжения. Основание: п. 507 ППБ 01-03.

13. Отделка стен торгового зала выполнена с применением горючих материалов. Основа­ние: п. 3 ППБ 01-03, п. 1.85* СНиП 2.08.02-89*.

14. На окнах помещений магазина установлены глухие металлические решетки. Основание: п. 40 ППБ 01-03.

15. В помещении кассы электрический светильник эксплуатируется без защитного колпака, предусмотренного конструкцией. Основание: п. 60 ППБ 01-03.

16. В противопожарном разрыве здания, у второго эвакуационного выхода осуществляется хранение горючих материалов (тары). Основание: п. 23 ППБ 01-03.

17. В коридоре административной части магазина огнетушитель установлен на высоте бо­лее 1,5 мот уровня пола (фактическая высота размещения 1,6 метра). Основание: п. 19 при­ложения 3 ППБ 01-03.

18. Планы эвакуации не соответствуют требованиям, а именно:

- размеры планов эвакуации менее 400x600 мм,

- цветографическое исполнение условных обозначений и символов не соответствует требо­ваниям ГОСТ Р 12.4.026-2001,

- высота шрифта менее 5 мм,

- высота знаков менее 15 мм,

- текстовая часть планов эвакуации не содержит информации о способах оповещения о воз­никновении чрезвычайной ситуации (пожара, аварии и др.), порядке и последовательности эва­куации людей, порядке вызова пожарных или аварийно-спасательных подразделений, экстренной медицинской помощи и др., порядке аварийной остановки оборудования, механизмов, отключения электропитания и т.п., порядке ручного (дублирующего) включения систем (установок) пожарной и противоаварийной автоматики.

- планы эвакуации выполнены не на фотолюминесцентной основе,

- не согласованы с территориальным подразделением государственной противопожарной службы. Основание: п. 3 ППБ 01-03, п.п. 6.7.3, 6.7.4, 6.7.9 ГОСТ Р ***-2002

19. Помещения магазина знаками пожарной безопасности, обозначающими пути эвакуации, эвакуационные выходы, места расположения первичных средств пожаротушения, средств связи и противопожарного оборудования не обеспечены. Основание: п.п. 3, 51 ППБ 01-03; п.п. 1.2, 1.3 НПБ 160-97; п. 4.1 ГОСТ Р ***-2002

20. Измерения сопротивления изоляции токоведущих частей силового и осветительного электрооборудования не проводятся. Основание: п. 57 ППБ 01-03, п. *** ПТЭЭП

21. Инструкция, определяющая порядок действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей не разработана. Основание: п. 16 ППБ 01-03

22. Персонал не обучен порядку действий в случае пожара, не имеет навыков применения первичных средств пожаротушения. Основание: п. 7 ППБ 01-03

23. Ширина эвакуационного выхода из торгового зала менее 0,8 метра (фактическая шири­на 0,71 метра). Основание: п. 3 ППБ 01-03, п. 6.16 СНиП 21-01-97*.

24. Внутренняя дверь эвакуационного выхода из торгового зала открывается не по направлению выхода из здания. Основание: п. 52 ППБ 01-03.

25. Отделка стен тамбура эвакуационного выхода из торгового зала выполнена пластиковыми стеновыми панелями, являющимися горючим материалом. Основание: п. 53 ППБ 01-03.

26. В полу на путях эвакуации из торгового зала устроен перепад высот, при этом пандус уклоном не более 1:6 не выполнен. Основание: п. 3 ППБ 01-03, п. 6.28* СНиП 21-01-97*.

27. Ширина эвакуационного прохода в торговом зале менее 1,4 метра (фактическая ширин, 0,74 мера). Основание: п. 3 ППБ 01-03, п. 1.111 СНиП ***-89*.

28. В торговом зале электрический провод холодильника проложен непосредственно по горючей отделке стен и деревянному плинтусу. Основание: п. 57 ППБ 01-03, п. *** ПУЭ.

В суде законный представитель "Название" ФИО2 – -должность- общества, вину предприятия в совершении инкриминированного административного правонарушения фактически признал. Пояснил, что в настоящее время проводятся мероприятия по устранению, нарушений правил пожарной безопасности. К *** года устранены нарушения, указанные в пп. 1, 2, 5, 6, 7 9, 10, 11, 13, 15, 16, 17, 19, 22, 25, 28.

Для устранения оставшихся нарушений необходим срок в 20 дней. Ранее "Название"» органами госпожнадзора не проверялось, вследствие чего необходимые требования, предъявляемые к помещению ему известны не были. В арендованном помещении осуществляет розничную торговлю продуктами питания. Временный запрет деятельности исполнялся с *** года. Просил отсрочить вынесение решения по делу.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, ФИО1 пояснил, что ранее "Название" органами госпожнадзора не проверялось. Как следует из представленных доказательств, часть выявленных нарушений устранена. Полагал не возможным назначить наказание в виде предупреждения или административного штрафа, поскольку выявленные нарушения создадут условия для быстрого распространения опасных факторов пожара, создающих угрозу жизни и здоровью граждан, к задымлению путей эвакуации и не обеспечат условия быстрой и безопасной эвакуации людей.

Выслушав мнение законного представителя, должностного лица органа госпожнадзора, исследовав материалы административного дела, прихожу к выводу, что факт совершения "Название" – юридическим лицом, обязанным в соответствии с общими требованиями ППБ 01-03 обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, ответственным за неисполнение данных требований, инкриминированных ему нарушений требований пожарной безопасности нашел подтверждение при рассмотрении дела.

Вышеперечисленные в протоколе об административном правонарушении действия (бездействие) образуют состав административного правонарушения, предусмотренный ст.20.4 ч.1 КоАП РФ, за исключением:

- нарушения требований СНиП 2.08.02-89* (п.п.13, 27), поскольку, во-первых, указанные строительные нормы и правила прекратили свое действие с 1 января 2010 года, во-вторых, они распространялись на проектирование новых общественных зданий и сооружений. Применительно к рассматриваемому случаю в деле отсутствуют сведения, что помещение, арендуемое "Название" является новым, реконструировалось либо капитально ремонтировалось;

-нарушения п.п. 6, 16 СНиП 21-01-97* (п.п. 6, 23), поскольку в деле отсутствуют доказательства того, что стеновые панели, которыми отделаны коридор, лестничная клетка, а так же, покрытие пола - линолеум не соответствуют требуемым пределам огнестойкости. Факт непредставления "Название" документов о пределе огнестойкости противопожарных преград не является нарушением указанных пунктом СНиП 21-01-97*;

Наличие всех других перечисленных в протоколе об административном правонарушении нарушений правил пожарной безопасности подтверждается соответствующим протоколом, актом проверки от *** года, другими материалами настоящего дела, объяснениями законного представителя "Название".

Владение помещением на праве аренды предполагает обязанность предприятия по соблюдению правил пожарной безопасности в силу ст.38 Закона Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности», п.10 ППБ 01-03.

Устранение отдельных недостатков в области пожарной безопасности не снимает с "Название" ответственности за имевшие место *** года нарушения правил пожарной безопасности.

Все эти обстоятельства в совокупности свидетельствуют о не устранении до настоящего времени угрозы жизни и здоровью людей – работников и посетителей "Название".

Определяя наказание, учитываю:

-характер совершенного юридическим лицом правонарушения,

-мнение специалиста органа госпожнадзора при рассмотрении дела.

В этой связи судья, учитывая, что выявленные нарушения правил пожарной безопасности могут привести к возникновению пожара, т.е. представляют реальную опасность для жизни и здоровья людей, считает необходимым назначить наказание в виде административного приостановления деятельности "Название".

С учетом обстоятельств правонарушения, принимая во внимание совершение административного правонарушения "Название" впервые, размер наказания может быть назначен не в максимальных пределах, предусмотренных законом.

Приостановление указанной деятельности не препятствует "Название" выполнению работ, направленных на устранение нарушений правил пожарной безопасности.

Назначение менее строгого вида административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания, в том числе предупреждения наступления негативных последствий в случае возникновения пожара.

Оснований для применения ст.2.9 КоАП РФ и освобождения юридического лица от административной ответственности в силу характера, обстоятельств совершенного правонарушения, не имеется.

Учитывая необходимость зачета в срок наказания в соответствии со ст.29.6 ч.5 КоАП РФ срока временного запрета деятельности учреждения на основании протокола государственного инспектора Удмуртской Республики по пожарному надзору, срок административного приостановления деятельности подлежит исчислению со *** года.

В соответствии со ст.32.12 ч.1 КоАП РФ постановление об административном приостановлении деятельности подлежит немедленному исполнению после вынесения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.29.9-29.11 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Признать "Название" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного приостановления деятельности по эксплуатации здания, расположенного по адресу : ..., за исключением выполнения работ, направленных на устранение нарушений пожарной безопасности, на срок тридцать суток.

Срок наказания исчислять с *** года.

Постановление об административном приостановлении деятельности "Название" подлежит немедленному исполнению.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение 10 дней через районный суд.

Судья: Загидуллин Н.А.