Дело № (11)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«06» апреля 2011 годас. Екатеринославка
Октябрьский районный суд Амурской области, в составе:Председательствующего судьиБарабаш М.В.,
при секретареРебровой Н.Г.,
с участием представителя истца - помощника прокурора Октябрьского района Панаско К.А.,
истцаТретьяк К.В.,
представителя третьего лицаЧикуровой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района в интересах Третьяк К.В. к администрации Октябрьского района Амурской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского района обратился в интересах Третьяк К.В. к администрации Октябрьского района и просит обязать ответчика предоставить оставшейся без попечения родителей Третьяк К.В. не ниже установленных социальных норм жилое помещение по договору социального найма в <адрес>. В обоснование заявленных требований ссылается, что Третьяк К.В. ДД.ММ.ГГГГ закончила обучение в ПУ-22 <адрес>. Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, своего жилья не имеет. ДД.ММ.ГГГГ Третьяк К.В. обратилась в администрацию Октябрьского района о предоставлении ей жилого помещения. В соответствии со ст.8 ФЗ №159 от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди площадью в соответствии с установленной нормой предоставления жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления. Однако жилье в нарушение указанного закона ей не предоставлено.
В судебном заседании заместитель прокурора Октябрьского района исковые требования уточнил и просит обязать ответчика администрацию Октябрьского района предоставить Третьяк К.В. жилое помещение, по договору социального найма по месту жительства в <адрес>, отвечающее санитарным и техническим условиям общей площадью 33 кв.метра, то есть в соответствии с установленной в муниципальном образовании и на территории Екатеринославского сельсовета нормой предоставления жилья. Поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении.
Истец Третьяк К.В. исковые требования поддержала и пояснила, что доокончания училища в 2010 году проживала постоянно в <адрес> в квартире своей бабушки ФИО5, являвшейся ее опекуном. После смерти бабушки опекуном была назначена тетя - ФИО6, поэтому продолжала также проживать в их квартире, а во время обучения в ПУ проживала в общежитии училища. Жилья как закрепленного, так и в собственности не имеет. В <адрес> проживает с ребенком без регистрации в квартире, находящейся в пользовании супруга, то есть временно.
Представитель ответчика администрации Октябрьского района Амурской области ФИО9, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явиласьисковые требования не признала по тем основаниям, что администрация района надлежащим образом осуществляет полномочия в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей на основании ФЗ №159 от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и норм Жилищного кодекса РФ, где также закреплено положение о внеочередном предоставлении по договорам социального найма жилых помещений гражданам указанной категории. Жилищный кодекс РФ, закрепив за указанными гражданами право на получение жилья вне очереди, не указал сроки предоставления такого жилья, в связи с чем, полагает, что жилье должно предоставляться указанным гражданам после их обращения в орган местного самоуправления с целью реализации права на обеспечение жильем. обратилась в отдел образования администрации Октябрьского района с заявлением о приобретении жилья ДД.ММ.ГГГГ, в установленном порядке была поставлена на учет и внесена в список лиц, нуждающихся в жилом помещении и не имеющих закрепленного жилья. Зарегистрирована истец в указанном списке под номером 7. Вынесение положительного для Третьяк К.В. решения суда исключит возможность получения жилья гражданами, подавшими заявления ранее Третьяк, что нарушит их права.
Представитель третьего лица отдела образования администрации Октябрьского района Чикурова Н.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, с исковыми требованиями также не согласилась и пояснила, что Третьяк К.В. на учет в качестве нуждающейся во внеочередном получении жилья была поставлена ДД.ММ.ГГГГ. После ее обращения в мае 2010 года с заявлением о приобретении жилого помещения за счет средств областного бюджета, пакет документов был направлен в Министерство образования Амурской области для выделения денежных средств на приобретение жилых помещений. В 2011 году в бюджете области на реализацию указанных полномочий бюджету Октябрьского района была предусмотрена субвенция в размере 4072,2 тыс.рублей. В соответствии с заявкой указанная сумма была перечислена, однако объявлявшиеся несколько раз конкурсы на приобретение в муниципальную собственность квартир не состоялись, по причине отказа граждан участвовать в них из-за сложности процедуры оформления.
Представители ответчика администрации Октябрьского района, третьих лиц на стороне ответчика, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, Министерства финансов Амурской области, Министерства образования и науки Амурской области, финансового отдела администрации Октябрьского района в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. При этом, согласно материалов дела представители финансового отдела администрации Октябрьского района и Министерства образования и науки Амурской области просят рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие представителя. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ с учетом мнения участвующих в деле лиц, суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителей указанных лиц.
Согласно письменного отзыва представителя ответчика администрации Октябрьского района Амурской области ФИО9, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, администрация заявленные требования не признала по тем основаниям, что администрация района надлежащим образом осуществляет полномочия в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей на основании ФЗ №159 от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и норм Жилищного кодекса РФ, где также закреплено положение о внеочередном предоставлении по договорам социального найма жилых помещений гражданам указанной категории. Жилищный кодекс РФ, закрепив за указанными гражданами право на получение жилья вне очереди, не указал сроки предоставления такого жилья, в связи с чем, полагает, что жилье должно предоставляться указанным гражданам после их обращения в орган местного самоуправления с целью реализации права на обеспечение жильем. обратилась в отдел образования администрации Октябрьского района с заявлением о приобретении жилья ДД.ММ.ГГГГ, в установленном порядке была поставлена на учет и внесена в список лиц, нуждающихся в жилом помещении и не имеющих закрепленного жилья. Зарегистрирована истец в указанном списке под номером 8. Вынесение положительного для Третьяк К.В. решения суда исключит возможность получения жилья гражданами, подавшими заявления ранее Третьяк К.В., что нарушит их права.
Из письменного отзыва начальника финансового отдела администрации Октябрьского района ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что в силу ст.4 Закона Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», обеспечение детей сирот жилыми помещениями по договорам социального найма осуществляется органами местного самоуправления за счет средств областного бюджета. Согласно ст.26.3 ФЗ «Об общих принципах организации (законодательных) представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству. В 2011 году бюджету Октябрьского района Законом Амурской области «Об областном бюджете на 2011 год» на реализацию полномочий предусмотрена субвенция на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот в сумме 4072,2 тыс.руб..
Из письменного отзыва представителя Министерства образования и науки Амурской области ФИО12, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в соответствии со ст.5 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года №472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в том числе администрация Октябрьского района, наделяются государственными полномочиями на неограниченный срок по предоставлению социальной поддержки, установленной в том числе ч.3 ст.4 указанного Закона, а средства на реализацию передаваемых полномочий предусматриваются в составе фонда компенсации областного бюджета в виде субвенции. На основании ч.ч.3 ст.4 Закона лица из числа детей-сирот и детей. Оставшихся без попечения родителей, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления, и в порядке, определенном губернатором области. «Порядок обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения», утвержденный постановлением Губернатора Амурской области от 04 мая 2009г. №222 определяет главным распорядителем средств, выделяемых для финансового обеспечения жилой площадью указанных лиц министерство образования и науки Амурской области. На указанные цели в приложении №14 к Закону Амурской области от 18.12.09г. №281 «Об областном бюджете на 2010 год» согласно распределения субвенции бюджетам муниципальных образований муниципальному образованию Октябрьский район предусмотрено 3841 200,00 рублей, осуществить перечисление которых на счета финансового отдела администрации Октябрьского района поручено ГБУ Централизованной бухгалтерии Министерства образования и науки. Кроме того, в соответствии с долгосрочной целевой программой «обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2011-2013 годы», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 18.11.2010 №638 предусмотрено строительство малоэтажных быстровозводимых домов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья и имеющих право на обеспечение жильем за счет средств областного бюджета, как альтернативный вариант обеспечения жильем указанной категории граждан.Таким образом, обязанности министерства как главного распорядителя средств субвенции на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения по перечислению средств субвенции исполнены в полном объеме.
Выслушав пояснения представителя истца, истца, представителя третьего лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.40 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право на жилище. При этом, в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ст.7 Конституции, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39).
В силу п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе и в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст.8 ФЗ №159 от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью, не ниже установленных социальных норм.
Согласно ч.3 ст.4 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года №472-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 16 марта 2009 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети, переданные в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления, и в порядке, определенном губернатором области. Государственными полномочиями на неограниченный срок по предоставлению социальной поддержки, установленной, в том числе ч.З ст.4 Закона наделяются в соответствии со ст.5 Закона органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
«Порядок обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения», утвержденный постановлением Губернатора Амурской области от 04 мая 2009г. № 222 предусматривает, что лица, указанные в пункте 1, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления. Министерство образования и науки Амурской области является главным распорядителем средств, выделяемых для финансового обеспечения жилой площадью лиц, указанных в п.1 Порядка, в пределах средств, предусмотренных законом Амурской области об областном бюджете на очередной финансовый год на основании сводной бюджетной росписи областного бюджета, лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования. На основании документов, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, направленных органом местного самоуправления, министерство принимает решение о перечислении денежных средств из областного бюджета для предоставления жилых помещений лицам, указанным в пункте 1 настоящего порядка. Орган местного самоуправления после приобретения жилых помещений в муниципальную собственность за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом об областном бюджете на очередной финансовый год в виде субвенции местным бюджетам на реализацию соответствующих полномочий, принимает решение об их предоставлении лицам, указанным в пункте 1 настоящего Порядка (п.п.2,3,7.8 Порядка).
Согласно копии свидетельства о рождении ФИО2, рожденной ДД.ММ.ГГГГ, ее матерью указана ФИО3, отцом – ФИО4.
Согласно копии свидетельства о заключении брака ФИО2 вступила в брак ДД.ММ.ГГГГ, ей присвоена фамилия Третьяк.
Решением Октябрьского районного суда <адрес> от 01 июля 2003 ФИО19 и ФИО3 лишены родительских прав в отношении дочери ФИО2 Кристины, рождения ДД.ММ.ГГГГ.
Копиями свидетельств о смерти подтверждается, что ФИО4 умер ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Главы администрации Октябрьского района от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5, проживающая по <адрес>, назначена опекуном над ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Постановлением Главы администрации Октябрьского района от ДД.ММ.ГГГГ в связи со смертью опекуна ФИО5, опекуном несовершеннолетней ФИО2 назначена ФИО6.
На основании распоряжения Главы Октябрьского района от ДД.ММ.ГГГГ отделом по управлению муниципальным имуществом и приватизации Октябрьского района с ФИО6 заключен договор социального найма жилого помещения, расположенного по <адрес>. Совместно с ней вселена, в том числе, племянница Третьяк К.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Из ксерокопии паспорта Третьяк К.В. справки Екатеринославского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ следует, что она имеет регистрацию <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.
Справкой <адрес> сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Третьяк К.В. проживает без регистрации в <адрес> и имеет в составе семьи супруга ФИО13, сына ФИО14, внука мужа ФИО15.
Копией диплома серии № № подтверждается, что Третьяк Кристина Владимировна обучалась в ПУ № <адрес> по ДД.ММ.ГГГГ.
Сообщением госрегистратора об отказе в предоставлении сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ и справкой начальника Октябрьского отделения Амурского филиала ФГУП «Ростехинвентаризаци-ФБТИ» от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается отсутствие в собственности у Третьяк К.В. жилья.
Постановлением Главы Октябрьского района от ДД.ММ.ГГГГ Третьяк К.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилье.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Третьяк К.В. является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет в собственности, а также закрепленного за ней жилья, в связи с чем имеет право на внеочередное предоставление ей по месту жительства в <адрес> органом местного самоуправления, а именно администрацией <адрес>, жилого помещения в соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ.
Однако, как установлено судом и не оспаривается стороной ответчика, до настоящего времени жилое помещение Третьяк К.В. администрацией Октябрьского района не предоставлено.
Согласно распоряжения Главы Октябрьского района от ДД.ММ.ГГГГ №р, с учетом распоряжения Главы Октябрьского района от ДД.ММ.ГГГГ №р на отдел образования администрации возложены обязанности по формированию пакета документов для выделения денежных средств из областного бюджета и списка лиц, которым приобретены жилые помещения, проведению конкурсов на приобретение жилья для обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, переданных в приемную семью, а также лиц из числа детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, а отдел по управлению муниципальным имуществом и приватизации Октябрьского района выполняет обязанности по заключению договоров купли-продажи, получению свидетельств о государственной регистрации права муниципальной собственности на приобретенные жилые помещения и заключению на них договоров социального найма.
Из приложения № к Закону Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об областном бюджете на 2011 год» следует, что муниципальному образованию Октябрьский район предусмотрена субвенция на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения на 2011 год в размере 4072,2 тыс.рублей.
Согласно информации администрации Октябрьского района от ДД.ММ.ГГГГ потребность в средствах субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, составила 5 5 090 250 рублей. Платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что денежные средства в размере 4 072 200 рублей перечислены отделу образования администрации Октябрьского района.
Постановлением Главы Октябрьского района от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена норма предоставления общей площади в размере 33 кв.метра на одиноко проживающих граждан.
Учитывая изложенные обстоятельства, исковые требования прокурора Октябрьского района к администрации Октябрьского района о предоставлении Третьяк К.В. жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим условиям, общей площадью 33 кв. в <адрес> подлежат удовлетворению.
При этом, возлагая обязанность на сторону ответчика предоставить истцу жилое помещение в <адрес>, суд исходит из того, что в <адрес> Третьяк К.В. регистрации по месту проживания своего супруга не имеет, право пользования данным жилым помещением не приобрела, постоянно проживала в течение длительного периода до вступления в брак в <адрес>, обучалась в ПУ-22, после окончания которого жильем не была обеспечена.
Доводы представителя ответчика ФИО9 о том, что Третьяк К.В. в списке очередников указанной категории значится под номером 8 и обеспечение ее жилым помещением нарушит права других лиц, которые ранее были поставлены на учет и обратились с заявлением о предоставлении им жилья, судом принимаются во внимание, однако указанные обстоятельства не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований, поскольку как предусмотрено приведенными выше нормами действующего законодательства, а именно ст.57 ЖК РФ, обеспечение лиц, указанной категории осуществляется вне очереди.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Октябрьского района удовлетворить.
Обязать администрацию Октябрьского района предоставить Третьяк К.В. жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим условиям, общей площадью 33 кв. метра по договору социального найма в <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение десяти дней, начиная с 11 апреля 2011 года, через Октябрьский районный суд Амурской области.
Председательствующий