Прокурор к администрации Восточного



Дело № (10)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«16» августа 2010 годас. Екатеринославка

Октябрьский районный суд Амурской области, в составе:

Председательствующего судьиБарабаш М.В.,

при секретареРебровой Н.Г.,

с участием помощника прокурора Октябрьского района Амурской области

Панаско К.А.,

представителя администрации Восточного сельсоветаКорниенко В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению

прокурора Октябрьского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Восточного сельсовета Октябрьского района Амурской области,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Октябрьского района обратился в суд в порядке ст.45, 254 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Восточного сельсовета Октябрьского района Амурской области в части непринятия мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В обоснование заявленных требований ссылается, что в июне 2010 года проведена проверка соблюдения муниципальным образованием Восточный сельсовет законодательства об охране окружающей среды, в ходе которой установлено, что на территории указанного муниципального образования расположена несанкционированная свалка, не нее регулярно вывозятся твердые бытовые отходы, меры по санкционированию свалки сельсоветом не приняты. Ненадлежащее исполнение обязанностей по сбору и вывозу твердых бытовых отходов создает опасность загрязнения земель, плодородного слоя почв, подземных вод и атмосферного слоя воздуха. Кроме того, сбор и вывоз бытовых отходов является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в частности биолого-социальных чрезвычайных ситуаций. Неисполнение администрацией сельсовета своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора может привести к нарушению прав граждан на благоприятную природную среду.

В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района Панаско К.А. заявленные требования поддержал, просил признать незаконным бездействие администрации Восточного сельсовета в части непринятия мер по организации проектирования, строительства и эксплуатации муниципального объекта размещения отходов, утверждению генеральной схемы очистки и разработке на ее основе технической документации и обязать устранить допущенные нарушения. При этом пояснил, что несанкционированная свалка бытовых отходов расположена в пределах границ муниципального образования за п.Восточный на землях сельскохозяйственного назначения, что подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ с участием специалиста отдела земельного контроля Управления Россельхознадзора по <адрес> и <адрес> ФИО4, и фототаблицей к нему. В 2009 году действующая в тот период Глава Восточного сельсовета ФИО5 привлекалась к административной ответственности по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земель отходами производства и потребления именно по факту массового скопления бытовых отходов на землях сельскохозяйственного назначения на той же территории. Бездействием администрации Восточного сельсовета по непринятию указанных мер нарушаются ст.42 Конституции РФ и 11 ФЗ «Об охране окружающей среды», в которых закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду. В соответствии со ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ст.8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений. Согласно ст.13 Закона Амурской области от 08.12.2003 № 271-03 «Об отходах производства и потребления в Амурской области» запрещается размещение твердых бытовых отходов на несанкционированных свалках, а также засорение отходами территорий населенных пунктов. Кроме того, статьями 9, 12, 13 указанного Закона субъекта РФ подробно регламентированы все необходимые меры в целях реализации полномочий в сфере обращения с отходами, в том числе это организация проектирования, строительства и эксплуатации муниципальных объектов размещения отходов, а также объектов использования и обезвреживания отходов; выделение муниципальных земель под объекты размещения отходов; определение места строительства объектов размещения отходов в соответствии с утвержденной генеральной схемой очистки и разработка на ее основе технической документации.

Представитель администрации Восточного сельсовета Октябрьского района Корниенко В.Н., с заявленными требованиями согласился, подтвердил, что на территории муниципального образования за п.Восточный имеется несанкционированная свалка, однако просит учесть, что реализация полномочий в сфере организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора требует значительных финансовых затрат. Предусмотренных бюджетом муниципального образования финансовых средств недостаточно для выполнения необходимых мероприятий. По статье расходов «Благоустройство» в текущем году было израсходовано 32151,60 рублей, в том числе на оплату услуг ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по уточнению инвентаризационной стоимости строений, по договорам оказания услуг по благоустройству территории. Оставшихся средств в размере 10749,98 рублей недостаточно для выполнения всего комплекса мероприятий, то есть отсутствует реальная возможность исполнить предусмотренные законом требования.

Выслушав доводы представителей заявителя и представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу п.4 ст.27, п.3 ст.35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться с заявлением, если того требует защита прав граждан и охраняемых прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Поскольку заявление прокурором Октябрьского района подано в порядке ст.ст.45, 254 ГПК РФ в защиту прав и свобод лиц, проживающих на территории муниципального образования Восточный сельсовет, а кроме того, разрешение требований, связанных с вопросами реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в частности биолого-социальных чрезвычайных ситуаций, в связи с чем имеет особую общественную значимость и затрагивает интересы муниципального образования в целом, суд считает правомерным обращение прокурора в суд.

Нормами ст.ст.4, 22 ФЗ от 30.03.1999г. №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию,, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п.2 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно ч. 5, 6 ст. 13 Закона Амурской области от 08.12.2003 № 271-03 «Об отходах производства и потребления в Амурской области» запрещается размещение твердых бытовых отходов на несанкционированных свалках, а также засорение отходами территорий населенных пунктов.

Статья 9 указанного Закона Амурской области к полномочиям органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами, в том числе, относит:

организацию очистки территорий городских и других поселений в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями;

организацию разработки и обеспечение функционирования генеральных схем очистки населенных пунктов и дачных массивов от отходов производства и потребления, предусматривающих раздельный сбор отходов;

организацию проектирования, строительства и эксплуатации муниципальных объектов размещения отходов, а также объектов использования и обезвреживания отходов;

выделение муниципальных земель под объекты размещения отходов.

Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной помощником прокурора <адрес> ФИО2 с участием старшего специалиста отдела земельного контроля Управления Россельхознадзора по <адрес> и <адрес> ФИО4, а также в присутствии и.о.главы Восточного сельсовета ФИО6, подтверждается, что на территории Восточного сельсовета на землях сельскохозяйственного назначения, находящихся в ведении Восточного сельсовета по полевой дороге в сторону пади «Лысакова».

Наличие указанных обстоятельств подтверждается также исследованными в судебном заседании распечатками фотосъемки, выполненной в ходе указанной проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

Копиями постановления и.о.прокурора Октябрьского района от 29 мая 2009 года о возбуждении дела об административном правонарушении и постановления №-ОЗК от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности главы Восточного сельсовета ФИО5 по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земель отходами производства и потребления подтверждается факт обнаружения несанкционированной свалки твердых бытовых отходов на территории муниципального образования Восточного сельсовета, главой которого не были приняты достаточные меры по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов, что привело к их массовому скоплению на землях сельскохозяйственного назначения.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что на территории муниципального образования Восточный сельсовет Октябрьского района Октябрьский район требования Конституции РФ и приведенных выше требований действующего законодательства не исполняются, а именно не приняты меры по организации проектирования, строительства и эксплуатации муниципального объекта размещения отходов, утверждению генеральной схемы очистки и разработке на ее основе технической документации.

В связи с чем неисполнение администрацией Восточного сельсовета требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга лиц, находящихся на территории поселения и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

Судом принимаются во внимание доводы главы Восточного сельсовета о том, что в связи с недостаточностью финансовых средств в бюджете поселения отсутствует реальная возможность исполнить предусмотренные законом требования, однако поскольку действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по обращению с отходами производства и потребления с их финансовыми возможностями, оснований для освобождения администрации Восточного сельсовета от выполнения возложенных на нее законом полномочий не имеется.

Руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие администрации Восточного сельсовета Октябрьского района Амурской области в части непринятия мер по организации проектирования, строительства и эксплуатации муниципального объекта размещения отходов, утверждению генеральной схемы очистки и разработке на ее основе технической документации.

Обязать администрацию Восточного сельсовета Октябрьского района Амурской области устранить допущенные нарушения.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение 10 дней, начиная с 19 августа 2010 года, через Октябрьский районный суд.

Председательствующий